Инвестиционные проекты в авиационной промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 05:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного дипломного проекта является глубокое изучение процесса мониторинга реализации инвестиционных проектов и методов оценки инвестиционных проектов, реализуемым на авиационных предприятиях, с учетом их специфических особенностей.
Задачами данного дипломного проекта являются:
1) Изучение Стратегии развития отечественной авиационной промышленности и выявление значимости привлекаемых в нее инвестиций.
2) Выявление особенностей, присущих инвестиционным проектам авиационной промышленности, их классификация.
3) Изучение процесса работы с инвестиционными проектами на предприятии и в банке.
4) Изучение источников финансирования инвестиционных проектов авиационной промышленности с учетом их особенностей.
5) Выявление значимости мониторинга реализации инвестиционных проектов и изучение методов мониторинга инвестиционных проектов авиационных предприятий.
6) Разработка бизнес-плана Проекта строительства гражданского самолета МС-21.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Роль инвестиций в реализации стратегии развития авиационной промышленности…………………………………………………………………….7
1.1 Роль инвестиций в реализации Стратегии модернизации и развития авиационной промышленности……………………………………………………..7
1.2 Особенности инвестиционных проектов авиапредприятий, классификация инвестиционных проектов…………………………………………………………14
1.3 Инструменты и источники финансирования инвестиционных проектов в авиапромышленности……………………………………………………………...20
2 Анализ предприятия ОАО «Корпорация «Иркут»……………………………..39
2.1 Корпорация «Иркут»: история, развитие, модернизация……………………39
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности «Корпорации «Иркут»….46
Список используемых источников информации

Вложенные файлы: 1 файл

диплом (копия)!!!!!!.docx

— 219.89 Кб (Скачать файл)

В последние годы Корпорация активно продолжает политику по расширению своего  присутствия  в  гражданском  секторе  авиационной  отрасли,  являясь разработчиком  семейства  ближне-среднемагистральных  самолетов  нового поколения МС-21. В основе проекта  лежит использование самых современных  технологий проектирования и производства, накопленных на сегодняшний день отечественной и зарубежной авиационной  промышленностью.

  Авиационная промышленность – одна из ведущих отраслей высокотехнологичного сектора российской экономики. Прогресс отрасли в значительной степени способствует отходу от сырьевой модели развития экономики России, наращиванию экспорта машинно-технической продукции и замещению импорта.

Развитие авиастроения обеспечивает укрепление национальной безопасности Российской Федерации и защиту  стратегических интересов государства. Выработанная государством стратегия  развития отрасли закреплена в следующих  документах:

«Стратегия развития авиационной  промышленности России до 2015 г.»;

«Государственная программа  вооружений на период 2007-2015 гг.»;

«Развитие гражданской авиации  России на 2002-2010 гг. и на период до 2015 г.» (с изменениями).

Корпорация является ведущим  авиастроительным предприятием РФ. Предприятие  занимает одну из лидирующих позиций  в России по размеру портфеля экспортных заказов по производству военной  авиационной техники. Корпорация обеспечивает 15% от общего объема российского экспорта продукции военного назначения, обладает высоким соотношением объема портфеля заказов к производственной мощности.

В течение последних лет  Корпорация входит в Jane’s Defense Top-100 – рейтинг мировых лидеров ВПК.

По итогам работы в 2011 году ОАО «Корпорация «Иркут» признано лучшей компанией военно-промышленного  комплекса России. 21 ноября 2011 года Президенту, Председателю Правления  ОАО «Корпорация «Иркут» А.И.Федорову был вручен диплом национальной премии в области бизнеса «Компания  года 2011» в номинации «Военно-промышленный комплекс».

В сентябре 2011 г. газета «Коммерсантъ» и Ассоциация менеджеров России опубликовала двенадцатый рейтинг наиболее профессиональных высших руководителей российских компаний. Составители рейтинга отметили высокий профессионализм ряда менеджеров Корпорации.

Для сегментов мирового рынка, на которых присутствует Корпорация, характерен постоянно возрастающий уровень конкуренции.

          Ключевыми факторами успеха Корпорации  в конкурентной борьбе с мировыми  производителями авиатехники мы  считаем следующие:

  • устойчивую репутацию, позитивный опыт работы на мировом рынке;
  • достаточный для успешного инновационного развития объем финансовых ресурсов, обусловленных наличием стабильного портфеля заказов на длительную перспективу;
  • современную производственно-технологическую инфраструктуру с высоким уровнем экономической эффективности и качества, развиваемую на базе технического перевооружения;
  • динамично развивающееся партнерство с зарубежными авиастроительными компаниями и, в частности, EADS/Airbus и HAL.

 

2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности «Корпорации «Иркут»

Как было упомянуто выше, «Корпорация «Иркут» это открытое акционерное общество, первое в истории  авиастроительное предприятие, выпустившее  свои акции и публикующее свою отчетность для открытого пользования.

Как и в прежние годы портфель заказов  ОАО «Корпорация  «Иркут» сформирован, в основном,  из контрактов на поставку продукции  военного авиастроения.

Выполнение  производственной программы было обеспечено комплексом мер: оптимального бюджетирования, сбалансированного  по доходам и расходам, в т.ч  с учетом среднесрочного планирования; взвешенная техническая политика по модернизации производственной базы; введением режима  по снижению издержек и сокращению определенной группы расходов. Корпорация, ее финансово-экономические  службы при поддержке Совета директоров вовремя осуществили комплекс мер, позволивших  стабилизировать систему  платежей, произвести организационные, технологические мероприятия и, в итоге, обеспечить исполнение всех утвержденных контрактных обязательств.

В отчетных годах  корпорация, помимо чисто производственных задач, решала и задачи совершенствования  управления бизнесом:  так была внедрена для  руководящего состава и ряда ответственных руководителей структурных  подразделений корпоративного цента, филиалов система стимулирования оплаты их труда (в зависимости от исполнения как своих прямых обязанностей, так  и утвержденных индивидуальных поручений  и заданий); широко стала использоваться автоматизированная система управления исполнениями поручений (АСУ ОРД); система  бережливого производства; информационная система управления  ИСУ Infor ERP LN (бухгалтерский учет); ряд других новаций.  Активизировалась работа научно-технического совета: проведен целый ряд заседаний и научно-технический экспертиз по проекту МС-21.

Важным этапом в развитии корпорации стало создание собственной  полноценной профессиональной конструкторско-инженерной базы – Инженерного центра им. А.С.Яковлева. Это позволило корпорации осуществлять полный производственный цикл в авиастроении: от конструкторской разработки новой  летательной техники  до ее производства, продажи и послепродажного обслуживания.

С созданием Инженерного  центра им. А.С.Яковлева связана реализация новой миссии корпорации – проектирование и запуск производства пассажирского  самолета нового семейства МС-21. В  России это будет самый современный  по конструкторским и технологическим  параметрам авиалайнер. 

Сочетание развитой  производственной базы  с проведением конструкторской, во многом инновационной,  деятельности позволило приобрести новые компетенции  и начать формировать  свою  нишу - в отечественном пассажирском авиастроении. Налицо диверсификация бизнеса и  снижение рисков, связанных с прежде узко профильной деятельностью корпорации.

В отчетных годах корпорация проводила активную социальную политику,  внедряла экологические стандарты  деятельности.

Корпорация справилась с  решением директивных, финансовых и  производственных задач. Все итоговые показатели финансово-экономической  деятельности находятся в «повышательной»  зоне. Достигнуты хорошие  результаты в работе по повышению экономической  эффективности производства, обеспечению  темпов роста производительности труда  и высокого уровня загрузки производственных мощностей, развитию производственной базы и оптимизации  затрат.

В отчетных периодах ОАО  «Корпорация «Иркут» полностью  выполнила свои контрактные обязательства. Ее финансовое положение остается по-прежнему стабильным, отдельные экономические  показатели значительно превысили  среднеотраслевой уровень.

Дальнейшее развитие бизнеса  в ближайшее время мы связываем  с увеличением объема портфеля заказов  и объема поставок практически по всем  основным направлениям деятельности.

Проведя анализ финансово-хозяйственной  деятельности предприятия по основным показателям за 2009,2010 и 2011 года, перед  нами предстают следующие данные.

Корпорация завершила 2010 год успешно: на 18% увеличился объем  отгруженной товарной продукции; на 19% - объем производства валовой продукции; почти на 5% увеличены производственные мощности. За весь в год в Корпорацию не поступило ни одного рекламационного  акта.

Данные  по основным показателям производственной базы ОАО «Корпорация «Иркут»  представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Данные по основным показателям производственной базы ОАО «Корпорация «Иркут».

№ п/п

Наименование показателя

Ед. изм.

2011г.

2010г.

2009г.

План

Факт

   

1

Отгрузка товарной продукции  в действующих ценах

млн. руб.

48 564

49 502

47 013

36 807

2

Производство валовой  продукции в действующих ценах

млн. руб.

50 853

50 419

53 118

44 666

3

Удельный вес объемов  производства в части основной номенклатуры, всего:

%

       

в т.ч. по проекту Су-30МК

 

63

64

75

86

в т.ч. по проекту Як-130

 

18

16

11

2

в т.ч. по проекту МС-21

 

14

16

7

2

в т.ч. по проекту Бе-200

 

2

2

1

1

4

Затраты в незавершенном  производстве (на конец года)

млн. руб.

 

12 784

12 675

9 830

5

Количество рекламаций, всего

ед.

-

245

211

250

в т.ч. по агрегатам собственного производства

-

9

-

-

Характеристика производственных ресурсов

1

Динамика среднегодовой  производственной мощности

коэффициент к базовому году (2009г.)

1,04

0,96

1,04

1

2

Среднесписочная численность  всего персонала, в т.ч.:

чел.

14 083

14 113

14 027

13 080

2.1

доля основных производственных рабочих

%

25,6

23,6

24,96

24,7

2.2

доля работников моложе 45 лет

%

-

76,9

83,9

84,0

2.3

доля работников, имеющих  среднеспециальное и высшее образование

%

-

84,8

76,6

71,9

3

Среднегодовая стоимость  основных фондов

млн.руб.

-

7 531

7 311

6 647

3.1

в т.ч. доля активной части

%

-

68

66

62

4

Объем инвестиций, всего

млн. руб.

4 339

3 216

4 711

3 726

4.1

в т.ч. на НИОКР

млн. руб.

2 516

1 452

3 142

1 192

4.2

в т.ч. на техническое развитие

млн. руб.

1 742

1 747

1 488

2 485

4.3

в т.ч. на социальное развитие

млн. руб.

81

17

81

49

Показатели эффективности  деятельности

1

Среднегодовая выработка  на одного работника (в действующих  ценах)

тыс. руб.

3611

3573

3787

3415

2

Коэффициент использования  производственной мощности

 

-

1,14

1,208

1,218

3

Фондоотдача

 

-

6,7

7,3

6,7

4

Доля материальных затрат в общей сумме затрат

%

-

45,6

48,8

56,7

5

Объем капиталовложений к  стоимости валовой продукции (в  действующих ценах)

%

-

6,4

8,9

8,3

6

Затраты (производства и  реализации) на один рубль реализованной  товарной продукции

руб.

-

0,92

0,89

0,94

Уровень социального развития коллектива ИАЗ

1

Среднемесячная заработная плата работников, в т.ч.

руб.

 

30 453

27 577

26 220

1.1

основных производственных рабочих

руб.

 

31 564

31 350

30 688

2

Расходы на социальные цели

млн.руб.

207,7

269,5

207,7

180,9

3

Коэффициент текучести кадров

%

 

11,42

10,08

9,80


 

В 2011 году произошло увеличение отгрузки товарной продукции на 5% по сравнению  с результатами 2010г.

Доля экспортной продукции в  общем объеме отгрузок составила 79%.

Значительно увеличилась (с 1% до 16%) доля проекта МС-21 в общем объеме производства.

Снижение объемов валового производства в 2011 году обусловлено сокращением  размера портфеля заказов на ближайший  период.

Общая рентабельность продаж по валовой  прибыли составила 25 %, что соответствует  плановому показателю.

Среднегодовая производственная мощность в 2011 году снизилась по причине уменьшения численности основных производственных рабочих вследствие снижения размера  портфеля заказов и, соответственно, объемов валового производства.

Одним из направлений реализации кадровой политики Корпорации является повышение  профессионального уровня персонала, о чем свидетельствует устойчивая динамика увеличения доли работников, имеющих высшее и среднеспециальное  образование, до 84,8%.

В 2011 году основные инвестиции Корпорации были направлены на финансирование технического развития собственной производственной базы: реконструкцию цехов и приобретение нового современного оборудования. Результатом  вышеуказанных инвестиций стало  увеличение показателей среднегодовой  стоимости основных фондов на 3% по сравнению  с предыдущим годом.

В 2011 году продолжались НИОКР по проектам Су-30, Як-130 и по перспективному проекту  МС-21.

Среди показателей эффективности  производственной деятельности в отчетном  году следует выделить следующие: среднегодовая  выработка на 1 работника увеличилась  на 11%; фондоотдача - на 5%. Увеличение объема инвестиций Корпорации в 2010 году обеспечило рост показателя «Объем капитальных  вложений к стоимости валовой  продукции» (в действующих ценах) на 7% в сравнении с 2009 годом. Среднегодовая  стоимость основных фондов выросла  на 12% по сравнению с 2009 годом.

Согласно результатам  финансовой отчетности стоимость активов  Корпорации на конец 2011 года увеличилась  на 18,8 % и составила 83,7 млрд руб., по сравнению  с 70,5 млрд руб. на конец 2010 года. Увеличение стоимости активов произошло  в основном за счет краткосрочной  дебиторской задолженности.

Структура активов Корпорации незначительно изменилась: доля внеоборотных активов в валюте баланса сократилась  с 21% до 15%.

Стоимость основных средств  на конец года уменьшилась  на 6% и  составила 7,7 млрд руб.

Оборотные активы Корпорации увеличились на 27 %:  с 56 млрд руб. до 71,1 млрд руб.

Общая сумма запасов на конец отчетного года выросла  на 6% и составила 26 млрд руб. Рост запасов  обусловлен,  прежде всего,  увеличением  сырья и материалов с 5,8 млрд руб. до 7,3 млрд руб., что связано с увеличением  объемов выпуска продукции, а  также отражает цикличность производственного  процесса.

Дебиторская задолженность  увеличилась в 2 раза, с 16,5 млрд руб.в 2010 году до 33,2 млрд руб. на конец 2011 года. Задолженность увеличилась,  в  основном,  за счет краткосрочной  задолженности покупателей и  заказчиков, а также выданных авансов.

Остаток денежных средств  на банковских счетах Корпорации незначительно  сократился на 3 % и составил 9,3 млрд руб. на конец отчетного года.

Увеличение пассива баланса  Корпорации произошло за счет увеличения собственного капитала и долгосрочных обязательств.

Уставный капитал увеличился в 2011 году на 19,2 % за счет дополнительного  выпуска акций. Добавочный капитал  в результате дополнительной эмиссии  вырос в 2,4 раза – с 2,8 до 6,8 млрд руб. Нераспределенная прибыль увеличилась  на 3,7%, составив 8,9 млрд руб. по сравнению  с 8,5 млрд руб. на начало периода.

Долгосрочные обязательства  выросли на 41% и составили 34 млрд руб. на конец периода по сравнению  с 24,3 млрд руб. на начало 2011 г. Увеличение произошло в основном за счет долгосрочных займов от ОАО «ОАК» (они выросли в 2,7 раза), при этом сумма банковских кредитов уменьшилась на 12%.

Сумма краткосрочных обязательств  увеличилась с 7,1 млрд руб до 8,5 млрд руб. Кредиторская задолженность сократилась на 9,6%: с 23,6 млрд руб. до 21,3 млрд руб. Таким образом, общий размер краткосрочных обязательств уменьшился на 5%, до 30,0 млрд.  руб.

Выручка Корпорации за 2011 год  составила 49,5 млрд руб., что на 5,3% выше показателя 2010 года. Валовая прибыль  при этом уменьшилась, за 2011 год этот показатель уменьшился на 30% и составил 12,5 млрд руб. Прибыль от продаж уменьшилась  на 26% до 5,8 млрд руб. за 2011 год. Операционная рентабельность уменьшилась с 17% до 12% в отчетном периоде.

Доналоговая прибыль уменьшилась  незначительно, на 6,6%, и составила 1,3 млрд руб. После выполнения налоговых  обязательств чистая прибыль Корпорации уменьшилась в 2 раза по сравнению  с итогами 2010 года и составила 0,8 млрд руб.

Динамика структуры активов  и пассивов Корпорации, финансовые показатели и стоимость чистых активов  за рассматриваемые 3 года представлена в таблице 3.

 

 

Таблица 3 - Динамика структуры активов и пассивов Корпорации, финансовые показатели и стоимость чистых активов за последние 3 года.

Основные показатели, млрд. руб.

2009

2010

2011

Численные значения

Относительные изменения

Абсолютные изменения

Численные значения

Относительные изменения

Абсолютные изменения

Численные значения

Относительные изменения

Абсолютные изменения

Выручка

36,8

17,81%

5,6

47

27,7%

10,2

49,5

5,3%

2,5

Валовая прибыль

14,0

44,04%

4,3

18,1

29,7%

4,1

12,5

-30,8%

-5,6

Прибыль от продаж

5,2

69,72%

2,1

7,9

52,2%

2,7

5,8

-26,4%

-2,1

Прибыль (убыток) до налогообложения

2,4

369,18%

1,9

1,4

-41,5%

-1

1,3

-6,6%

-0,1

Чистая прибыль (убыток)

1,6

418,54%

1,3

1,7

3,7%

0,1

0,8

-53,6%

-0,9

Активы компании

73,6

-4,34%

3,6

70,5

-4,2%

-3,1

83,7

18,72%

13,2

Чистые активы

13,3

15,8%

1,8

14,6

9,5%

1,3

19,4

32,9%

4,8

Информация о работе Инвестиционные проекты в авиационной промышленности