Правовой статус военнослужащих–женщин и его реализация в пограничных органах Федеральной Службы Безопасности (на примере органов погран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 15:28, диссертация

Краткое описание

В настоящее время численность военнослужащих–женщин в Вооруженных Силах составляет 8,5% от общей численности личного состава. Если рассматривать количество военнослужащих–женщин в Вооруженных Силах в соотношении не с общей численностью военнослужащих, а только в сравнении с числом военнослужащих по контракту, то их относительная численность значительно превысит указанные 8,5%. В пограничных органах федеральной службы безопасности (далее – пограничные органы) военнослужащие–женщины вообще составляют значительную часть личного состава.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 13
§ 1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 13
§2. ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН НА ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ
ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ 34
§3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН
В ЗАРУБЕЖНЫХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 53
ГЛАВА II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ 75
§ 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВ И СВОБОД
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 75
§ 2. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ
И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 97
§3. ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОГО
СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 115
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 140
БИБЛИОГРАФИЯ 146
ПРИЛОЖЕНИЯ 169

Вложенные файлы: 1 файл

19-0075.doc

— 876.00 Кб (Скачать файл)

Изучение  положений ДУ ВС РФ позволяет говорить о наличии ряда особенностей привлечения  к дисциплинарной ответственности  
военнослужащих–женщин.

Во–первых, ст. 49 ДУ ВС РФ предусматривает возможность рассмотрения проступков военнослужащих по решению командира на собраниях в целях общественного осуждения нарушений воинской дисциплины. В данной статье предусмотрено, что проступки военнослужащих–женщин рассматриваются на собраниях военнослужащих– женщин в воинских званиях (должностях) не ниже воинского звания (должности) военнослужащей–женщины, чей проступок обсуждается. Вероятнее всего, законодатель посчитал, что обсуждение проступков военнослужащих–женщин на собраниях, где присутствуют военнослужащие обоих полов, неэтично или вместо положительного воздействия может наоборот отрицательно повлиять на военнослужащих. Но в таком случае было бы логично определить, что проступки военнослужащих мужского пола также должны рассматриваться на собраниях военнослужащих–мужчин.

Во–вторых, ДУ ВС РФ предусмотрены исключения из общего перечня дисциплинарных взысканий для военнослужащих–женщин. Так, на военнослужащих–женщин, проходящих военную службу в качестве солдат матросов, сержантов и старшин не налагаются, взыскания, указанные в пп. «в»–«д» ст. 51 ДУ ВС РФ: п. в – лишение очередного увольнения из расположения воинской части, п. «г». – назначение вне очереди в наряд на работу. Но данные взыскания нельзя налагать на любого военнослужащего по контракту независимо от его пола282. Следовательно, различия между видами дисциплинарных взысканий, применяемыми к военнослужащим–женщинам и военнослужащим мужского пола, незначительны и касаются только взысканий, налагаемых на курсантов до заключения с ними контракта. Каких–либо иных различий, кроме двух выше перечисленных, по признаку пола в привлечении к дисциплинарной ответственности не предусмотрено, что ни в коей мере не ущемляет прав военнослужащих–женщин.

Привлечение военнослужащих к административной ответственности регламентируется ст. 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях283 (далее – КоАП РФ). В соответствии с данной статьей военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. За нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно–эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, военнослужащие несут ответственность на общих основаниях. К ним не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа. Из всех видов взысканий, предусмотренных ст. 3.2 КоАП РФ, только при применении административного ареста существуют ограничения по признаку пола. Административный арест не может быть применен к беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет284. Однако, т.к. административный арест к военнослужащим не применяется, то, следовательно, никаких особенностей при привлечении военнослужащих–женщин по сравнению с общим порядком привлечения к административной ответственности военнослужащих не существует. Это, на наш взгляд, не нарушает прав военнослужащих–женщин.

Уголовная ответственность наступает за совершение преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации285 (далее – УК РФ). Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного данным кодексом. Под преступлением понимается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом Российской Федерации под угрозой наказания286. Большая часть преступлений, перечисленных в УК РФ, относится к общеуголовным. Хотя данные преступления не направлены против военной службы, они могут совершаться и в Вооруженных Силах287. Рассматривая особенности уголовной ответственности военнослужащих–женщин, мы затронем только вопросы привлечения данной категории военнослужащих к уголовной ответственности за преступления, предусмотренные гл. 33 УК РФ «преступления против военной службы». Изучение положений УК РФ позволяет нам выделить ряд особенностей привлечения к уголовной ответственности военнослужащих–женщин.

Во–первых, военнослужащие–женщины могут быть субъектами не всех преступлений, предусмотренных гл. 33 УК РФ. Например, военнослужащая–женщина не может быть субъектом преступления, предусмотренного ст. 342 УК РФ (нарушение уставных правил несения караульной службы) в силу того, что военнослужащие–женщины не привлекаются к несению караульной службы288.

Во–вторых, не все наказания, предусмотренные в санкциях статей гл. 33 УК РФ, могут быть применены  к военнослужащим–женщинам. Так, обобщив  положения данной главы, можно сделать  вывод, что за совершение преступлений против военной службы военнослужащим могут быть назначены следующие виды наказаний: штраф (ст. 46 УК РФ), ограничение по военной службе (ст. 51 УК РФ), арест (ст. 54 УК РФ), содержание в дисциплинарной воинской части (ст. 55 УК РФ), лишение свободы на определенный срок (ст. 56 УК РФ), лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ), а также за совершенное тяжкое или особо тяжкое преступление может быть назначено дополнительное наказание в виде лишения воинского звания (ст. 48 УК РФ). Что касается штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничения по военной службе и лишения свободы на определенный срок, то никаких особенностей при назначении этих видов наказания военнослужащим–женщинам не существует.

Однако на таких видах  наказаний, как арест и содержание в дисциплинарной воинской части, следует остановиться подробнее.

В соответствии с ч. 2 ст. 54 УК РФ арест не применяется к беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 8 лет. Таким образом, арест может быть применен не ко всем военнослужащим–женщинам. В соответствии с ч. 3 ст. 54 УК РФ военнослужащие отбывают арест на гауптвахте, исключения в отношении военнослужащих женского пола данной статьей не предусмотрено. Следовательно, теоретически данный вид наказания может быть применен к военнослужащей–женщине, и отбывать арест она должна будет на гауптвахте. Возникает вопрос, каким образом будет приводиться в исполнение данный вид наказания в отношении военнослужащих–женщин. Проанализировав положения главы 19 Уголовно–исполнительного кодекса Российской Федерации289 (далее – УИК РФ), становится понятно, что законодатель не предполагал возможности применения ареста в отношении военнослужащих–женщин. Действительно, если ч. 1 ст. 69 УИК РФ предусмотрено, что при отбывании ареста мужчины и женщины содержатся раздельно (речь идет об общем порядке отбывания ареста, предусмотренном главой 10 УИК РФ), то в ст. 150, посвященной раздельному содержанию осужденных военнослужащих, ничего не говорится о том, что осужденные военнослужащие–женщины должны содержаться отдельно от мужчин. Изучив Приложение 14 УГиКС ВС РФ («О гауптвахте») и раздел III Правил отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими290, также можно сделать вывод, что возможность помещения военнослужащей–женщины на гауптвахту не предусмотрена, исходя из правил приема и содержания на гауптвахте военнослужащих и оборудования гауптвахты. Кроме того, отбывающие данный вид наказания женщины должны находиться под непосредственным наблюдением женщин, что в условиях содержания на гауптвахте невозможно, так как охрану и наблюдение за осужденными осуществляют военнослужащие из числа караула, т.е. мужчины. Женщины же к несению караульной службы не привлекаются. Следовательно, для того, чтобы ч. 3 ст. 54 УК РФ выполнялась в полной мере, требуется внести ряд изменений в УИК РФ, УГиКС ВС РФ и Правила отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими: пересмотреть правила приема и содержания осужденных военнослужащих, переоборудовать гауптвахты и, наконец, привлечь военнослужащих–женщин к несению караульной службы. Или же, что представляется нам более простым и целесообразным, внести изменения в текст ч. 3 ст. 54 УК РФ, отредактировав его следующим образом: «Военнослужащие мужского пола отбывают арест на гауптвахте».

Что касается такого вида наказания, как содержание в дисциплинарной воинской части, то исходя из содержания ст. 55 УК РФ, данное наказание к военнослужащим–женщинам не применяется, хотя в ст. 55 УК РФ нет прямого на то указания. Порядок исполнения этого наказания определен статями 155–171 УИК РФ, а также Положением о дисциплинарной воинской части291. В соответствии с ч. 1 ст. 55 УК РФ содержание в дисциплинарной воинской части назначается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения приговора судом не выслужили установленного законом срока службы по призыву. То есть данный вид наказания может быть применен только к военнослужащим мужского пола, так как женщины в соответствии с законодательством Российской Федерации призыву на военную службу не подлежат.

Как следует из вышеизложенного, особенности уголовной ответственности военнослужащих–женщин заключаются, во–первых, в том, что круг преступлений против военной службы, субъектами которых могут стать военнослужащие–женщины, уже, чем для военнослужащих–мужчин; во–вторых, к военнослужащим–женщинам не применяется такой вид наказания, как содержание в дисциплинарной воинской части; в–третьих, хотя это и не оговорено в Уголовном кодексе Российской Федерации и Уголовно–исполнительном кодексе Российской Федерации, но военнослужащие–женщины не могут отбывать арест на гауптвахте.

Привлечение военнослужащих к материальной ответственности регламентируется Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих»292. Материальная ответственность – это ответственность военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями. Материальная ответственность может быть применена к военнослужащему лишь прямым начальником при одновременном наличии: реального ущерба, противоправности его поведения, причинной связи между деянием и ущербом, вины в причинении ущерба293. Изучение положений Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» позволяет сделать вывод, что никаких особенностей, касающихся привлечения к данному виду ответственности военнослужащих–женщин, данным нормативным правовым актом не предусмотрено. Это представляется нам правильным. По нашему мнению, особенностей в правовом регулировании привлечения к материальной ответственности военнослужащих–женщин быть не должно.

К гражданско–правовой  ответственности военнослужащие привлекаются за невыполнение или ненадлежащие выполнение обязательств, за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной службы, а также в иных случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации294. Особенностей привлечения к гражданско–правовой ответственности военнослужащих–женщин нами не выявлено.

Таким образом, анализ действующего законодательства позволяет нам утверждать, что  материальная, гражданско–правовая  и административная ответственность военнослужащих–женщин не имеет отличий от аналогичных видов ответственности военнослужащих–мужчин. Речь может идти только об особенностях уголовной и дисциплинарной ответственности военнослужащих–женщин.

Рассмотрев  особенности таких элементов  правового статуса военнослужащих–женщин, как обязанности и ответственность, мы можем заключить, что предоставление военнослужащим–женщинам дополнительных прав, предусмотренных законодательством об охране семьи, материнства и детства, влечет за собой ограничение круга обязанностей, к которым можно привлечь данную категорию военнослужащих (см.: Приложение 2). Ограничения же в объемах обязанностей неизбежно приводят к уменьшению объема военно–служебных прав, призванных обеспечить исполнение этих обязанностей, а также ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей (см. Приложение 3).

 

§3. Гарантии реализации правового  статуса военнослужащих–женщин

 

Обеспечить реализацию прав, а также их защиту в случае нарушения призван такой элемент  правового статуса, как гарантии. Гарантии принято разделять на общие  и специальные (правовые). Правовые (юридические) гарантии – это закрепленные в законодательстве средства (способы), специальные меры, которые призваны непосредственно обеспечить реализацию правовых норм295. Понятие и система специальных (правовых) гарантий – вопрос сложный, его исследованию посвящено множество работ различных авторов296. Поэтому в рамках нашего исследования мы не будем рассматривать всю систему гарантий реализации правового статуса военнослужащих–женщин, принимая во внимание еще и то, что правовой статус военнослужащих–женщин основан на общем правовом статусе военнослужащих.

Одной из наиболее важных юридических гарантий прав и свобод граждан является судебная защита297. С принятием Закона Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»298 гражданину предоставлено право самому решать вопрос о направлении жалобы в суд либо в вышестоящий, в порядке подчиненности, орган299. Согласно Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации»300 судебную власть в войсках и органах, где законом предусмотрена военная служба, осуществляют военные суды, действующие в соответствии с Федеральным конституционным законом «О военных судах в Российской Федерации»301. Особая роль в защите прав и свобод граждан отводится Конституционному Суду Российской Федерации302.

В решении задачи защиты прав и свобод военнослужащих и обеспечения законности важную роль играет прокурорский надзор. Правовые средства прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод военнослужащих закреплены в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации»303.

Важность  защиты прав несомненна, однако, необходимо не только защищать права в случаях  их нарушения, а в первую очередь  предотвращать такие нарушения, устраняя их причины и условия. Одной из причин нарушения правовых норм может являться их несовершенство. В системе правовых гарантий Ю.И. Мигачев справедливо выделяет такую разновидность гарантий законности, как полнота и эффективность юридических норм, адекватно отражающих основные закономерности и тенденции развития общества304. Своего рода индикатором, «лакмусовой бумажкой», свидетельствующей о неэффективности правового регулирования, является количество нарушений правовых норм.

Как мы уже упоминали выше, гарантом обеспечения законных прав и интересов военнослужащих являются военные суды. В последние годы значительно возросло количество военнослужащих–женщин, обратившихся в суды за защитой своих прав305, что, впрочем, объясняется существующей в настоящее время тенденцией общего увеличения числа обращений военнослужащих в военные суды306. Во время проведения Главной военной прокуратурой проверки исполнения законов, направленных на обеспечение социальной защиты, безопасных условий службы и прав женщин в армии, было выявлено около 3000 нарушений прав военнослужащих–женщин307. Нарушения связаны с привлечением военнослужащих–женщин к службе сверх установленной продолжительности служебного времени, привлечением к несению службы в нарядах женщин, имеющих малолетних детей, т.е. с несоблюдением положений законодательства об охране семьи, материнства и детства. Таким образом, мы можем говорить о наличии затруднений, связанных с реализацией прав военнослужащих–женщин.

Для того чтобы определить наиболее распространенные трудности, связанные с реализацией прав военнослужащих–женщин, обратимся к результатам социологического исследования по вопросу нарушения прав данной категории военнослужащих308.

Более 60% опрошенных отметили, что постоянно сталкиваются с  мнением, что женщинам не место на военной службе. Доля респонденток, считающих, что их права нарушаются, составила 8,7%. Около 60% опрошенных затруднились ответить на вопрос о нарушении их прав. Среди наиболее распространенных видов нарушений опрошенными были названы: грубость и хамство со стороны командиров и сослуживцев–мужчин; отсутствие форменной одежды для военнослужащих–женщин; привлечение к сверхурочным работам и несению службы в составе суточных нарядов; ненормированный рабочий день; задержки с выплатами денежного довольствия, компенсаций и пособий, в том числе и на детей; сложности, связанные с устройством детей в дошкольные учреждения; необоснованные отказы и задержки в предоставлении жилья. Можно отметить, что из вышеперечисленных видов нарушений только некоторые можно отнести к фактам дискриминации по половому признаку. Все остальные касаются нарушений прав военнослужащих в целом, независимо от их половой принадлежности.

Информация о работе Правовой статус военнослужащих–женщин и его реализация в пограничных органах Федеральной Службы Безопасности (на примере органов погран