Правовой статус военнослужащих–женщин и его реализация в пограничных органах Федеральной Службы Безопасности (на примере органов погран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 15:28, диссертация

Краткое описание

В настоящее время численность военнослужащих–женщин в Вооруженных Силах составляет 8,5% от общей численности личного состава. Если рассматривать количество военнослужащих–женщин в Вооруженных Силах в соотношении не с общей численностью военнослужащих, а только в сравнении с числом военнослужащих по контракту, то их относительная численность значительно превысит указанные 8,5%. В пограничных органах федеральной службы безопасности (далее – пограничные органы) военнослужащие–женщины вообще составляют значительную часть личного состава.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 13
§ 1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 13
§2. ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН НА ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ
ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ 34
§3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН
В ЗАРУБЕЖНЫХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 53
ГЛАВА II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ 75
§ 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВ И СВОБОД
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 75
§ 2. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ
И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 97
§3. ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОГО
СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 115
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 140
БИБЛИОГРАФИЯ 146
ПРИЛОЖЕНИЯ 169

Вложенные файлы: 1 файл

19-0075.doc

— 876.00 Кб (Скачать файл)

Результаты  сравнительного анализа положений  Трудового кодекса Российской Федерации и норм военного права свидетельствуют о том, что в военном праве круг лиц, которые пользуются социальными гарантиями и компенсациями, предусмотренными нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства и детства, необоснованно сужен. Данное положение не соответствует Конституции Российской Федерации, определяющей, что забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей238, и нормам международного права, в частности, абз. 14 преамбулы Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, определяющей, что для достижения полного равенства между мужчинами и женщинами необходимо изменить традиционную роль как мужчин, так и женщин в обществе и в семье, и Конвенции МОТ № 156 о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями. В связи с этим полагаем, что необходимо внести изменения в нормы военного права и указать, что социальные гарантии и компенсации, предусмотренные нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства и детства, распространяются на военнослужащих–женщин, а также иных лиц с семейными обязанностями (см. Приложение 6). Анализ положений ст. 1 Конвенции МОТ № 156 позволяет заключить, что под лицом с семейными обязанностями следует понимать мужчин и женщин, имеющих обязанности в отношении находящихся на их иждивении детей или обязанности в отношении других ближайших родственников–членов их семьи, которые действительно нуждаются в уходе или помощи.

Каких–либо специальных  оснований для увольнения женщин с военной службы военным правом не предусмотрено. Однако, как справедливо отмечает Е.А. Стренина, особенности все же существуют239.

Во–первых, ст. 49 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» устанавливается предельный возраст пребывания на военной службе. Представляется не вполне понятным, почему определение предельного возраста для военнослужащих–женщин, в отличие от военнослужащих мужского пола, не зависит от воинского звания, и для всех составов этот возраст равен 45 годам240. В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения с военной службы. Следует отметить, что военным правом предусмотрена возможность заключения контракта с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, суммарный срок, на который возможно заключать новые контракты, составляет десять лет. При этом командование решает вопрос о целесообразности заключения нового контракта по своему усмотрению241. Получается, что военнослужащая–женщина может находиться на военной службе только до достижения 55 лет, независимо от ее воинского звания (для сравнения – мужчины могут находиться на военной службе до 65 лет).

Действительно, если рассматривать  вопросы пенсионного обеспечения  гражданских лиц, то можно отметить, что установлен различный пенсионный возраст для мужчин и женщин. В  соответствии со ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»242 право на пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, а женщины – 55 лет. Однако пенсионное обеспечение военнослужащих отличается от пенсионного обеспечения гражданских лиц: в военном праве отсутствует понятие «пенсия по достижению предельного возраста пребывания на военной службе», существуют пенсии по выслуге лет. Пенсионное обеспечение военнослужащих регламентируется Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно–исполнительной системы и членов их семей»243. В соответствии со ст. 13 данного Закона условием для назначения пенсии за выслугу лет является наличие у военнослужащего на момент увольнения с военной службы определенной выслуги. То есть право военнослужащего на получение пенсии не зависит от его возраста, а только от выслуги лет. Если в трудовом праве установление более низкого пенсионного возраста для женщин является одним из способов их социальной защиты, то в военном праве установление более низкого предельного возраста для военнослужащих–женщин может отрицательно сказаться на реализации права на пенсионное обеспечение для данной категории военнослужащих. Считаем необходимым внести изменения в ст. 49 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и исключить из текста данной статьи пункт 2, устанавливающий предельный возраст пребывания на военной службе для военнослужащих–женщин (см. Приложения 5, 7).

Во–вторых, ст. 261 ТК РФ предусмотрены гарантии беременным женщинам и женщинам, имеющим детей, при расторжении трудового договора, аналогичные гарантии предусмотрены в п. 25 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы. Так, Положением о порядке прохождения военной службы предусмотрено, что увольнение с военной службы беременных военнослужащих–женщин, военнослужащих–женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, а также имеющих детей–инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет (одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет), не допускается, кроме случаев, когда военнослужащие подлежат увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным пп. «а», «в»–«ж» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», или когда увольнение осуществляется по их желанию244. То есть данная категория военнослужащих–женщин может быть уволена с военной службы только:

– по возрасту – по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (пп. «а» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»);

– по состоянию здоровья – в связи с признанием военнослужащего  военно–врачебной комиссией не годным к военной службе (пп. «в» п. 1 ст. 51);

– в связи  с признанием военно–врачебной комиссией  ограниченно годным к военной  службе военнослужащего, проходящего  военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено звание до старшего прапорщика или старшего мичмана включительно (пп. «г» п. 1 ст. 51);

– в связи с лишением воинского звания (пп. «д» п. 1 ст. 51);

– в связи с вступлением  в законную силу приговора суда о  назначении военнослужащему наказания  в виде лишения свободы (пп. «д»  п. 1 ст. 51);

– в связи с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования (пп. «ж» п.1 ст. 51).

Военнослужащие–женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, не могут быть исключены из списков личного  состава воинской части245. В случае расформирования воинской части и сокращения в связи с этим воинской должности, которую замещал военнослужащий женского пола, находящийся в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком, такой военнослужащий зачисляется в распоряжение командира (начальника) – до окончания этого отпуска246.

По сравнению с аналогичными положениями Трудового кодекса  Российской Федерации, касающимися расторжения трудового договора, военное право содержит более узкий перечень случаев, когда возможно увольнение с военной службы военнослужащих–женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, а также имеющих детей–инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет (одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет). Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривает возможность уволить данную категорию лиц по основаниям, которые условно можно назвать ненадлежащим исполнением трудовых обязанностей (неоднократное неисполнение трудовых обязанностей, грубое нарушение обязанностей и т.д.)247. Военным правом возможность уволить данную категорию лиц за неисполнение условий контракта не предусмотрена, что, на наш взгляд, неправильно. Предлагаем дополнить п. 25 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, указав, что данная категория военнослужащих–женщин может быть досрочно уволена с военной службы в связи с невыполнением ими условий контракта, т.е. по пп. «в» ч. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

В–третьих, представляется, что военнослужащему женского пола легче уволиться по основанию, предусмотренному п. 6 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», т.е. по собственному желанию. Как правило, аттестационная комиссия рассматривает беременность военнослужащей–женщины или рождение у нее ребенка в качестве уважительной причины для увольнения с военной службы248.

Таким образом, положения  военного права, касающиеся увольнения с военной службы военнослужащих–женщин, предусматривают дополнительные гарантии для данной категории военнослужащих.

Сравнение положений  военного права и нормативных  правовых актов об охране семьи, материнства  и детства позволяет сделать  вывод о том, применение данных нормативных правовых актов связано с определенными трудностями в первую очередь в связи с тем, что не все их положения нашли отражение в нормах военного права. Ввиду того, что положение Конституции Российской Федерации о защите семьи, материнства и детства находит свое отражение во многих отраслях права (трудовое, семейное, уголовное, административное и т.д.), создание единого нормативного правового акта в данной сфере представляется нам, по меньшей мере, затруднительным. В сложившейся ситуации полагаем необходимым дублировать в военном праве положения, влияющие на правовой статус военнослужащих–женщин. Также считаем целесообразным при заключении контракта о прохождении военной службы с лицами женского пола в качестве дополнительного условия фиксировать обязанность федерального органа исполнительной власти Российской Федерации, в котором предусмотрена военная служба, соблюдать требования законодательства об охране семьи, материнства и детства.

Проведенное исследование позволяет заключить, что в целом  положения военного законодательства аналогичны положениям трудового права, касающегося регламентации труда женщин. Каких–либо существенных противоречий законодательству об охране семьи, материнства и детства не выявлено. Основными особенностями правового регулирования прав данной категории военнослужащих является наличие у военнослужащих–женщин особых (дополнительных) прав, гарантий при увольнении с военной службы, а также ограничений при назначении на воинские должности (см. Приложение 1). Эти особенности обусловлены учетом требований законодательства об охране семьи, материнства и детства.

Учитывая, что  часть особых прав, предусмотренных законодательством об охране семьи, материнства и детства, не является исключительно «женскими», а связана с семейными обязанностями, полагаем необходимым имплементировать в военное право понятие «лицо с семейными обязанностями».

 

§ 2. Актуальные вопросы правового  регулирования обязанностей  
и ответственности военнослужащих–женщин

 

Правовое  статус личности предполагает не только наличие прав и свобод. Каждый человек  имеет обязанности перед обществом249. Как справедливо указывает М.В. Баглай, свобода только тогда становится реальной, когда она обретает черты порядка, основанного на праве, а порядок – это и есть единство прав и обязанностей250.

Часть 2 ст. 6 Конституции  Российской Федерации гласит, что  все граждане России обладают на ее территории всеми правами и свободами и несут равные обязанности, предусмотренные Конституцией. Глава вторая Конституции Российской Федерации содержит в себе перечень основных прав и свобод человека и гражданина, а также конституционных обязанностей. Собственно обязанностей Конституцией Российской Федерации предусмотрено немного: обязанность родителей воспитывать и заботиться о детях, одновременно являющаяся правом (ч. 2 ст. 38), обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44), платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57), обязанность сохранять природу и окружающую среду (ст. 58), обязанность защищать Отечество (ст. 59). Конечно, это не значит, что других обязанностей у граждан России не существует. То, что данные обязанности закреплены в Конституции Российской Федерации, указывает на их особую важность с точки зрения законодателя. Что же касается остальных обязанностей, то они содержатся в иных нормативных правовых актах. Статьей 15 Конституции Российской Федерации предусматривается наиболее важная обязанность граждан России – это соблюдение Конституции и законов России. Не случайно данная норма расположена не во второй главе Конституции Российской Федерации, а в первой, закрепляющей основы конституционного строя Российской Федерации.

Из перечисленных статьей  Конституции Российской Федерации  только одна на первый взгляд вступает в противоречие с принципом равенства  всех перед законом. Речь идет о ст. 59 Конституции Российской Федерации. Часть первая данной статьи гласит, что «защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Может показаться, что обязанность по защите Отечества есть ни что иное, как обязанность проходить военную службу. Как же тогда быть с равенством обязанностей?

По нашему мнению, наиболее верной представляется трактовка ч. 1 ст. 59 Конституции, данная в проблемном комментарии к Конституции Российской Федерации под редакцией В.А. Четверина251. По мнению авторов данного комментария, ч. 1 ст. 59 Конституции Российской Федерации лишена определенного юридического содержания и не налагает никаких конкретных обязанностей на граждан России. Соответственно, и вопрос, связанный с нарушением принципа равенства применительно к данной статье, лишен смысла. Конституция Российской Федерации не закрепляет обязанности проходить военную службу, а лишь указывает, что несение военной службы предусматривается федеральным законом252. Более того, не следует забывать, что воинская обязанность не сводится только к прохождению военной службы по призыву. Она также включает в себя воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе253. Так, лица женского пола, имеющие военно–учетную специальность, обязаны состоять на воинском учете254. Таким образом, воинская обязанность не является сугубо «мужской». Что касается того, следует ли распространять обязанность проходить военную службу по призыву и на лиц женского пола, то это вопрос не обеспечения равенства и справедливости, а скорее целесообразности. В большинстве стран воинскую службу по призыву проходят только граждане мужского пола. Наиболее известным исключением из данного правила являются вооруженные силы Израиля, но это связано с тем, что Израиль фактически находится на военном положении.

Информация о работе Правовой статус военнослужащих–женщин и его реализация в пограничных органах Федеральной Службы Безопасности (на примере органов погран