Правовой статус военнослужащих–женщин и его реализация в пограничных органах Федеральной Службы Безопасности (на примере органов погран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 15:28, диссертация

Краткое описание

В настоящее время численность военнослужащих–женщин в Вооруженных Силах составляет 8,5% от общей численности личного состава. Если рассматривать количество военнослужащих–женщин в Вооруженных Силах в соотношении не с общей численностью военнослужащих, а только в сравнении с числом военнослужащих по контракту, то их относительная численность значительно превысит указанные 8,5%. В пограничных органах федеральной службы безопасности (далее – пограничные органы) военнослужащие–женщины вообще составляют значительную часть личного состава.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 13
§ 1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 13
§2. ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН НА ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ
ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ 34
§3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН
В ЗАРУБЕЖНЫХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 53
ГЛАВА II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ 75
§ 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВ И СВОБОД
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 75
§ 2. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ
И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 97
§3. ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОГО
СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 115
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 140
БИБЛИОГРАФИЯ 146
ПРИЛОЖЕНИЯ 169

Вложенные файлы: 1 файл

19-0075.doc

— 876.00 Кб (Скачать файл)

Обязанности военнослужащих, помимо общегражданской части, имеют  военно–служебную часть. Общие военно–служебные обязанности военнослужащих устанавливаются ст. 26 Федерального закона «О статусе военнослужащих», п. 13–20 первой главы Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации255 (далее – УВС ВС РФ), Военной присягой и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации256 (далее – ДУ ВС РФ). Данными нормами устанавливаются следующие общие военно–служебные обязанности военнослужащих: быть верными Военной присяге, беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию; строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров; дорожить воинской честью, боевой славой и войсковым товариществом; совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество; быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну; соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Изучение  данного перечня обязанностей позволяет  нам сделать вывод, что они  распространяются на всех без исключения военнослужащих. Говорить о наличии  каких–либо особенностей в определении  общих военно–служебных обязанностей для военнослужащих–женщин не представляется возможным.

Должностные обязанности  военнослужащих определяются п. 1–2 ст. 27 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Пункт 1 устанавливает, что должностные обязанности военнослужащих и порядок их исполнения определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами. Так же, как и права, объем таких обязанностей определяется конкретной должностью, занимаемой военнослужащим. Конкретные обязанности военнослужащего, находящегося на конкретной должности, устанавливаются приказами, инструкциями, положениями и т.д.

Специальным служебным  обязанностям военнослужащих посвящен п. 3 ст. 27 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Специальные обязанности исполняют военнослужащие, находящиеся на боевом дежурстве, в суточном и гарнизонном нарядах, привлеченные для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоятельствах. Наложение таких обязанностей, как правило, несет кратковременный характер, например, на время несения службы в качестве часового. Примером исполнения специальных обязанностей является несение службы в составе пограничного наряда. Специальные служебные обязанности неразрывно связаны со специальными служебными правами. Такая связь порождается особым порядком исполнения обязанностей, необходимостью пользования такими правами в определенных случаях (например, при внезапном нападении на военнослужащих, правом применения оружия без предупреждения257).

Исходя из того, что в структуру  статуса военнослужащих–женщин входит особая группа прав, предусмотренная законодательством об охране семьи, материнства и детства, то это не может не повлиять на обязанности данной категории военнослужащих. Это отражается в ограничениях по привлечению военнослужащих–женщин к исполнению некоторых обязанностей.

Законодательством России так же, как и рядом зарубежных государств, предусмотрены ограничения по применению труда женщин. В соответствии со ст. 253 ТК РФ ограничивается применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию. В настоящее время действует Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин258. В законодательстве закреплены нормы предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную259. Целью установления данных норм является создание здоровых и безопасных условий труда для женщин. При этом предельно допустимая масса груза, если работа по подъему и перемещению тяжестей чередуется с другой работой (не более 2–х раз в час), равняется 10 кг. Если же подъем и перемещение тяжестей происходит постоянно в течение смены, то предельно допустимая масса груза равняется 7 кг. В соответствии с ч. 2 ст. 271 УВС ВС РФ запрещается назначать военнослужащих–женщин на работы, связанные с переноской и передвижением тяжестей, превышающих данные предельные нормы.

Соответственно, военнослужащие–женщины не могут быть привлечены к тяжелым работам и работам с вредными (опасными) условиями труда, также ограничено назначение военнослужащих–женщин на работы, связанные с перемещением тяжестей. Следовательно, военнослужащие–женщины не могут быть назначены и на должности, связанные с работами подобного рода. Вопросы ограничения по воинским должностям уже рассматривались в нашем исследовании.

То есть по общим и должностным  обязанностям в отношении женщин по сравнению с мужчинами особенностей нет, не считая ограничений по назначению на должности. Что касается специальных обязанностей, то, как справедливо отмечает Л.Е. Иванова, по некоторым вопросам неопределенность все–таки возникает260.

Рассмотрим  положения военного права, касающиеся гарнизонной и караульной служб. В соответствии со ст. 9 Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации261 (далее – УГиКС ВС РФ) военнослужащие–женщины к несению гарнизонной и караульной служб не привлекаются, за исключением участия в отдании воинских почестей при погребении военнослужащих и возложении венков к памятникам и могилам воинов, павших в боях за свободу и независимость Отечества, и участия в обеспечении гарнизонных мероприятий. Несмотря на казалось бы ясную формулировку данного положения, допускается неправильное понимание данной нормы, о чем свидетельствует определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации262. Несколько военнослужащих женского пола были осуждены военным судом Реутовского гарнизона за нарушение уставных правил караульной службы, повлекшее причинение вреда охраняемым караулом объектам. Военная коллегия, рассмотрев дело в порядке надзора по протесту ее председателя, признала вывод суда о виновности осужденных в нарушении уставных правил караульной службы не основанным на законе, так как военнослужащие–женщины не должны привлекаться к несению караульной службы.

Привлечение женщин к несению внутренней службы также имеет ряд особенностей. Вопрос о возможности привлечения  военнослужащих–женщин к несению службы в составе суточного наряда был предметом дискуссий263.

Ранее действовало Положение  о прохождении военной службы женщинами264. Согласно п. 53 данного Положения был наложен запрет на привлечение военнослужащих–женщин, не относящихся к категории офицеров, к несению службы в суточных нарядах, за исключением наряда по женскому общежитию. Согласно ст. 1 общих положений УВС ВС РФ внутренняя служба организуется в соответствии с положениями настоящего Устава при неукоснительном соблюдении законодательства Российской Федерации. В УВС ВС РФ нет прямого запрета на привлечение женщин к несению внутренней службы. Вместе с тем отсутствует четкая регламентация порядка заступления в суточный наряд военнослужащих–женщин, за исключением ст. 262 УВС ВС РФ, где сказано, что состав суточного наряда по общежитию военнослужащих–женщин, а также его обязанности определяются применительно к суточному наряду роты, и ст. 267, устанавливающей, что военнослужащие–женщины, входящие в состав суточного наряда по общежитию, не вооружаются штыками–ножами в ножнах. Однако с учетом требований трудового законодательства возможны ограничения по привлечению военнослужащих–женщин к несению службы в составе суточного наряда. Это связано с ограничениями по привлечению к сверхурочным и ночным работам, предусмотренными ст. 259 ТК РФ. В соответствии с данной статьей запрещается направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни беременных женщин. Направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни женщин, имеющих детей до трех лет, допускается только с их письменного согласия, при условии, что им это не запрещено медицинскими рекомендациями. Данное положение распространяется также на женщин, имеющих детей–инвалидов в возрасте до 18 лет. Хотя в нормах военного права данное положение не продублировано, оно распространяется на военнослужащих–женщин, о чем свидетельствует судебная практика. Отказ такой военнослужащей–женщины от выезда в командировку является правомерным и не влечет за собой возможность наложения дисциплинарного взыскания265. То есть в состав суточного наряда не могут быть включены беременные военнослужащие–женщины, а военнослужащие–женщины, имеющие ребенка в возрасте до трех лет – только с их письменного согласия, если привлечение к таким работам не запрещено им по медицинским показаниям. Во всех остальных случаях военнослужащие–женщины могут и должны привлекаться к несению службы в суточных нарядах. Полагаем необходимым дополнить УВС ВС РФ положениями, детально регламентирующими порядок привлечения военнослужащих–женщин к несению службы в составе суточного наряда.

Исходя из вышеизложенного, мы можем говорить о наличии ряда особенностей при привлечении военнослужащих–женщин к исполнению специальных обязанностей военной службы. Как уже отмечалось выше, объем военно–служебных прав во многом зависит от объема военно–служебных обязанностей, так как основное назначение этих прав – именно обеспечение надлежащего исполнения обязанностей. Следовательно, так как наличие особой группы прав у военнослужащих–женщин ограничивает возможности привлечения их к выполнению военно–служебных обязанностей то, соответственно, объем военно–служебных прав, призванных обеспечить исполнение обязанностей, также ограничен.

Одним из элементов  правового статуса личности является юридическая ответственность. Как  указывает справедливо Н.И. Матузов: «Юридическая ответственность со всеми ее разновидностями – важнейший элемент правового статуса»266. Хотя, как мы уже отмечали выше, не все ученые включают ответственность в состав правового статуса, а считают ее (ответственность) послестатутным, вторичным по отношению к правам и обязанностям элементом267.

В науке нет единого подхода к пониманию, что собой представляет юридическая ответственность. Интересно мнение, согласно которому сущность юридической ответственности составляет юридическая обязанность268. Например, С.Н. Братусь считает, что «юридическая ответственность – это та же обязанность, но принудительно выполняемая, если лицо (гражданин или организация), на котором эта обязанность лежит, не исполняет ее добровольно»269. Л.А. Сыроватская утверждает: «Юридическая ответственность является обязанностью правонарушителя ответить за совершенное им правонарушение перед обществом и государством и понести, претерпеть действия тех санкций, которые применяет к нему соответствующий орган государства»270.

Ряд ученых полагает, что юридическая ответственность  – это единый по содержанию и  форме институт права, который реализуется в двух аспектах: позитивном и негативном271. По нашему мнению, такая трактовка понятия юридической ответственности является неоправданно широкой. Как справедливо указывает Т.Н. Радько, между ответственностью в позитивном и негативном плане существует диалектическое единство противоположностей272. На наш взгляд, рассматривать позитивную ответственность как разновидность юридической ответственности не совсем правильно. Это скорее категория моральная, отражающая внутреннее отношение лица к своему поведению, побудительные мотивы. Указывая на двухаспектный характер юридической ответственности, И.И. Лизикова сама отождествляет позитивный аспект ответственности и моральные призывы к добросовестному, активному исполнению своих функций273. Мы согласны с М.Д. Шиндяпиной, которая отмечает невозможность отразить в одном понятии «юридическая ответственность» оба аспекта ответственности. М.Д. Шиндяпина предлагает вести речь об ответственности в праве, негативный аспект которой именовать юридической ответственностью, а позитивный – правовой, указывая при этом, что правовая ответственность близка к таким категориям, как правосознание и правовая культура274.

Отсутствие единого  мнения о том, что следует понимать под юридической ответственностью, связано с многозначностью самого термина «ответственность». Например, в п. 2 ст. 27 Федерального закона «О статусе военнослужащих» указано, что командиры отвечают (курсив наш. – Е.Т.) за постоянную боевую и мобилизационную готовность, успешное выполнение боевых задач, боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину и т.д. Но в данной статье перечислены обязанности командиров, т.е., глагол «отвечать» в данном случае обозначает ни что иное как обязанность командиров по обеспечению боевой и мобилизационной готовности и т.д. В качестве еще одного примера приведем положение абз. 2 п. 4 УВС ВС РФ, где указано, что на прямых начальников возлагается ответственность за состояние внутренней службы в подчиненных войсках. В данном случае речь идет об обязанности прямых начальников обеспечить надлежащую организацию и состояние внутренней службы, за неисполнение же данной обязанности начальники могут быть привлечены к юридической ответственности.

Таким образом, мы разделяем точку зрения ученых, которые определяют юридическую ответственность как ответственность за прошлое, за совершенное противоправное деяние275. Мы согласны с О.Ф. Иваненко, который пишет: «Юридическая ответственность не может быть понята, иначе как претерпевание правонарушителем этих неблагоприятных последствий, испытывание им на себе установленной формы государственного принуждения. Применить санкцию правовой нормы к нарушителю – значит … заставить его отвечать за содеянное…»276 Понимание юридической ответственности как обязанности субъекта правонарушения претерпевать неблагоприятные последствия277 государственного принуждения к исполнению требований права, выражающегося в применении к правонарушителю санкций278, позволяет нам сделать вывод о ретроспективном, негативном характере юридической ответственности.

Рассмотрим особенности  юридической ответственности военнослужащих–женщин. В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие за совершенные правонарушения привлекаются к дисциплинарной, административной, уголовной, материальной, гражданско–правовой ответственности.

К дисциплинарной ответственности военнослужащие привлекаются за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности регламентируется Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации. В основе дисциплинарной ответственности военнослужащих лежит обязанность соблюдения ими воинской дисциплины. Воинская дисциплина есть четкое и строгое соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников)279. Содержание данного понятия составляет строгое соблюдение правовых норм и конкретных распоряжений. Дисциплинарная ответственность может рассматриваться как средство поддержания правопорядка и организованности в различных сферах хозяйствования, государственном управлении и трудовых отношений280. Одним из правовых средств укрепления воинской дисциплины является применение командирами (начальниками) дисциплинарных взысканий281.

Информация о работе Правовой статус военнослужащих–женщин и его реализация в пограничных органах Федеральной Службы Безопасности (на примере органов погран