Правовой статус военнослужащих–женщин и его реализация в пограничных органах Федеральной Службы Безопасности (на примере органов погран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 15:28, диссертация

Краткое описание

В настоящее время численность военнослужащих–женщин в Вооруженных Силах составляет 8,5% от общей численности личного состава. Если рассматривать количество военнослужащих–женщин в Вооруженных Силах в соотношении не с общей численностью военнослужащих, а только в сравнении с числом военнослужащих по контракту, то их относительная численность значительно превысит указанные 8,5%. В пограничных органах федеральной службы безопасности (далее – пограничные органы) военнослужащие–женщины вообще составляют значительную часть личного состава.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 13
§ 1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 13
§2. ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН НА ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ
ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ 34
§3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН
В ЗАРУБЕЖНЫХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 53
ГЛАВА II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ 75
§ 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВ И СВОБОД
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 75
§ 2. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ
И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 97
§3. ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОГО
СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 115
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 140
БИБЛИОГРАФИЯ 146
ПРИЛОЖЕНИЯ 169

Вложенные файлы: 1 файл

19-0075.doc

— 876.00 Кб (Скачать файл)

Безусловно, только изменив  систему предоставления отпусков, невозможно полностью снять противоречия между необходимостью учитывать, с одной стороны, интересы военной службы, а с другой – обеспечить соблюдение нормативных правовых актов об охране семьи, материнства и детства. Нужен целый комплекс мер, направленных на преодоление этих противоречий. Мы считаем, что необходимо стимулировать возвращение военнослужащих–женщин к исполнению служебных обязанностей после рождения ребенка. В качестве таких мер стимулирования в пограничных органах может выступать премирование за досрочный выход из отпуска по уходу за ребенком на службу, установление, где возможно, гибкого регламента служебного времени для военнослужащих с семейными обязанностями, неполного рабочего дня. Все эти мероприятия, в конечном итоге, должны быть направлены на поддержку семей военнослужащих. Подобные предложения уже высказывались М.В. Щелкуновой, по ее мнению, такие меры помогут предотвратить увольнения сотрудников332. В частности, установление дополнительных выплат военнослужащим, не использовавшим (частично использовавшим) отпуск по уходу за ребенком, позволит военнослужащим–женщинам, имеющим детей, вернуться к выполнению служебных обязанностей, использовав указанные средства для оплаты услуг по уходу за ребенком.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих»  закрепляет отдельные социальные гарантии для членов семей военнослужащих. Например, п. 6 ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих» посвящен вопросам перевода (приема) членов семей военнослужащих в дошкольные и образовательные учреждения. В частности, за членами семей военнослужащих закреплено право при изменении места военной службы военнослужащих или при увольнении с военной службы переводиться в образовательные учреждения, ближайшие к новому месту военной службы или месту жительства. Детям военнослужащих по месту жительства их семей в первоочередном порядке могут предоставляться места в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях и летних оздоровительных лагерях независимо от форм собственности.

Ранее в п. 6 ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих»333 было предусмотрено, что детям военнослужащих–граждан по месту жительства их семей в первоочередном порядке предоставляются места в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях и летних оздоровительных лагерях независимо от форм собственности. Незначительно изменив формулировку о первоочередном порядке предоставления мест для детей военнослужащих в общеобразовательных и образовательных дошкольных учреждениях (далее – детских учреждениях), заменив слово «предоставляются» на словосочетание «могут предоставляться», законодатель, по сути, лишил данную социальную гарантию какого–либо смысла. Действительно, если формулировка с использованием слова «предоставляется» подразумевала с одной стороны, право военнослужащих на первоочередной прием их детей в детские учреждения, а с другой стороны – обязанность администрации соответствующих учреждений принимать детей военнослужащих в первоочередном порядке, то нынешняя редакция Федерального закона «О статусе военнослужащих» оставляет решение данного вопроса целиком и полностью на усмотрение администрации соответствующих учреждений. На наш взгляд, в условиях постоянной переполненности детских учреждений отмена первоочередного порядка предоставления мест в них детям военнослужащих существенно ухудшает положение семей военнослужащих, особенно той их части, где оба супруга состоят на военной службе, а также одиноких родителей. Как уже было отмечено при рассмотрении зарубежного опыта, одним из наиболее важных путей для снятия противоречий между служебной сферой и семьей является обустройство быта военнослужащих и развитие семейно–бытовой инфраструктуры. Если семьи военнослужащих обустроены в бытовом плане, развита система детских учреждений, то, соответственно, уменьшается отрыв военнослужащих от службы. По нашему мнению, при решении вопроса об устройстве детей военнослужащих в общеобразовательные и дошкольные учреждения надо идти не по пути фактического ограничения социальных гарантий, как это сделано в настоящее время, а вернуться к ранее существовавшей системе ведомственных детских учреждений. Это, во–первых, позволит решить вопрос с устройством детей военнослужащих в эти учреждения, а во–вторых, позволит согласовать график работы таких учреждений с регламентом служебного времени, в том числе, следует предусмотреть возможность их работы в выходные дни. Учитывая, что для органов пограничного контроля характерен сменный график несения службы, наличие таких учреждений приобретает особое значение. Особенно остро необходимость таких учреждений ощущается в крупных городах, при условии значительной удаленности мест проживания военнослужащих от расположения воинских частей, а ведь многие воздушные и морские пункты пропуска расположены именно в крупных населенных пунктах. Например, большая часть международных аэропортов, а соответственно, и воздушных пунктов пропуска расположена в областных и краевых центрах.

Решение большей части  семейно–бытовых проблем мы видим  в предоставлении служебного жилья военнослужащим либо на территории, либо в непосредственной близости от воинских частей или мест дислокации отдельных подразделений. Также вблизи от воинских частей должны располагаться дошкольные образовательные и общеобразовательные учреждения. Как мы уже указывали выше, детские сады (ясли) должны быть ведомственными, что позволит согласовать график их работы с регламентом служебного времени. Что касается обучения в общеобразовательных учреждениях, то должны быть заключены договоры между командованием части и администрацией ближайшего общеобразовательного учреждения о первоочередном приеме детей военнослужащих в данное учреждение и о создании на базе таких учреждений групп продленного дня. Формирование семейно–бытовой инфраструктуры при воинских частях позволит также решить проблему трудоустройства членов семей военнослужащих путем создания дополнительных рабочих мест.

Безусловно, в тех воинских частях, при которых действуют военные городки, многие бытовые проблемы решаются гораздо проще. Конечно, содержание военных городков требует значительных финансовых затрат. Но, не решив проблемы бытового обустройства семей военнослужащих, невозможно разрешить противоречия между семейно–бытовой и служебной функцией военнослужащих. Обращаем особое внимание на актуальность данных проблем для органов пограничного контроля в связи с ростом числа семей, где оба супруга являются военнослужащими.

Как свидетельствуют  приведенные выше данные социологического опроса, большое значение участницы опроса придают реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь, на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. На наличие проблем в сфере охраны здоровья военнослужащих–женщин было обращено внимание при проведении Всеармейской научной конференции в 1999 г.334

Право каждого человека на охрану здоровья – общепризнанная норма международного права, закрепленная как во Всеобщей декларации прав человека (ст. 25), так и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 12). «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь», – гласит ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации. Посредством прохождения военной службы реализуется право военнослужащих на труд335. В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Данное положение соответствует нормам и принципам международно–правовых актов, например, ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и др. Охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной власти336.

Мы разделяем точку  зрения Л.Е. Ивановой, которая указывает  на ряд проблем, связанных с медицинским  обеспечением военнослужащих–женщин. В первую очередь это отсутствие военно–акушерской службы, недостаточное количество или вообще отсутствие врачей–гинекологов в военно–медицинских учреждениях. Все это приводит к тому, что право на получение бесплатной медицинской помощи в военно–медицинских учреждениях существует, а возможности реализации данного права для военнослужащих–женщин существенно ограничены337. Применительно к возможности реализации данного права военнослужащими–женщинами, проходящими службу в органах пограничного контроля, следует отметить, что эта проблема существует как в крупных городах (Москва, Санкт–Петербург), так и в небольших населенных пунктах, где в местах дислокации подразделений предусмотрены только пункты медицинской помощи. В обоих случаях реализация данного права затруднена из–за значительного удаления военно–медицинских учреждений от мест жительства (службы) военнослужащих. В первую очередь это негативно сказывается на беременных военнослужащих–женщинах, военнослужащих–женщинах, имеющих детей, особенно в послеродовой период. Военнослужащие–женщины вынуждены обращаться в учреждения здравоохранения и оплачивать лечение за свой счет, возмещение в данном случае средств, потраченных на лечение, нормативными правовыми актами не предусмотрено338. Полагаем, что решение данного вопроса возможно в рамках пересмотра порядка реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь для военнослужащих в целом. Как вариант решения данной проблемы предлагаем рассмотреть возможность оформления для военнослужащих полисов обязательного медицинского страхования (в настоящий момент законодательством не предусмотрено339), которые наряду с услугами военно–медицинских учреждений позволяли бы пользоваться услугами учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения.

Считаем, что создание оптимальных условий военной  службы для военнослужащих–женщин также является в настоящее время актуальной проблемой. Ведь изначально вся система обеспечения военной службы складывалась в расчете именно на военнослужащих мужского пола. В связи с этим не вызывает сомнения необходимость гигиенического нормирования условий и характера труда военнослужащих–женщин. В настоящий момент действуют Гигиенические нормы к условиям труда женщин340. Однако проведенное специалистами Военно–медицинской Академии (г. Санкт–Петербург) комплексное исследование условий и характера труда военнослужащих–женщин в современных Вооруженных Силах позволяет говорить об отсутствии в местах прохождения военной службы женщинами надлежащих социально–бытовых условий341. В ст. 161 УВС ВС РФ определено, что для военнослужащих–женщин оборудуются отдельные общежития (спальные помещения), комнаты для подготовки к занятиям, совещаний и досуга, душ и туалеты, а также комнаты бытового обслуживания и комнаты для умывания. В соответствии с требованием ст. 164 УВС ВС РФ военнослужащие–женщины размещаются в спальных помещениях с расположением кроватей в один ярус. Безусловно, закрепление в Уставе особых требований к размещению военнослужащих–женщин имеет значение для создания благоприятных бытовых условий для данной категории военнослужащих. Однако этого не достаточно. Ведь чаще всего военнослужащие–женщины проживают вне расположения воинских частей, и поэтому особую важность приобретает проблема создания необходимых бытовых условий на рабочем месте. Причем в данном случае мы имеем в виду соблюдение хотя бы элементарных санитарно–гигиенических норм. В первую очередь это касается оборудования достаточного количества туалетных комнат и комнат (кабин) личной гигиены, необходимых для женщин в силу физиологических особенностей женского организма. В большинстве воинских частей комнаты личной гигиены отсутствуют не только в непосредственной близости от рабочих мест, но и в медицинских пунктах, более того, в некоторых воинских частях нет отдельных туалетных комнат для военнослужащих женского пола. В связи с этим сложно говорить, в частности, о профилактике заболеваний мочеполовой системы у военнослужащих–женщин и об охране здоровья военнослужащих–женщин в целом. Кроме того, в тех случаях, когда рабочие места находятся на удалении от мест проживания военнослужащих, что характерно для органов пограничного контроля, возникает необходимость оборудования ряда дополнительных помещений: комната бытового обслуживания, комната отдыха, при невозможности организации питания по месту службы – столовая комната и т.д. Хотим оговориться, что создание нормальных бытовых условий, конечно, необходимо и для военнослужащих мужского пола.

Несмотря на очевидность  данной проблемы, она не нашла отражения  в военном праве. В нормах военного права не предусмотрены даже минимальные требования к оборудованию рабочих мест военнослужащих–женщин, решение данного вопрос полностью зависит от усмотрения командования воинских частей и финансовых возможностей, что, по нашему мнению, недопустимо. Полагаем, что назрела необходимость разработки документа, который бы установил требования к оборудованию помещений, где исполняют служебные обязанности военнослужащие–женщины. Более того, речь может идти даже о создании паспорта рабочего места военнослужащей–женщины, где нашли бы отражения такие показатели, как режим работы, условия труда, оснащение необходимыми техническими средствами и т.д. Такие документы должны быть разработаны совместно с военно–медицинским управлением ФСБ России, заместитель начальника которого является главным санитарным врачом ФСБ России342. До разработки таких документов полагаем необходимым издать приказ ФСБ России о применении в федеральной службе безопасности существующих в настоящее время гигиенических требований к условиям труда женщин (см. Приложение 9).

Как отмечалось в первой главе нашего исследования, одной из проблем, которая связана  с прохождением женщинами военной  службы, является проблема сексуального насилия в отношении военнослужащих–женщин. Сексуальные посягательства являются одним из источников опасности в условиях военной службы343. Традиционно объектом насилия становится женщина однако пострадавшим может оказаться и мужчина. Мы не согласны с мнением С.Л. Рыкова, который считает, что для решения данной проблемы нужно в первую очередь внести изменения в нормативные правовые акты344. Данный вопрос уже урегулирован нормами права: Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрены преступления против половой свободы и половой неприкосновенности личности – глава 18 УК РФ, а также преступления против свободы, чести и достоинства личности – глава 17 УК РФ. Однако подобные правонарушения зачастую остаются скрытыми, т.к. жертвы насилия по различным причинам не хотят предавать их огласке. Полагаем, что требуется не изменять действующее законодательство, а повышать уровень культуры военнослужащих и поддерживать здоровый морально–психологический климат в подразделениях. Это задача военных воспитателей, психологов, а не юристов. То есть, в данном случае следует обратить особое внимание на профилактику подобных правонарушений. При этом мы поддерживаем С.Л. Рыкова, указывающего на необходимость предавать гласности факты сексуальных посягательств и обсуждать эти проблемы в средствах массовой информации345.

Помимо несовершенства нормативных правовых актов, причиной нарушений прав военнослужащих–женщин  зачастую является слабое знание данной категорией военнослужащих законодательства, регламентирующего их права и обязанности. Как свидетельствуют данные социологического опроса, одной из проблем, с которыми женщины сталкиваются при прохождении военной службы, является их низкая осведомленность о своих правах, а также, что немаловажно, и обязанностях: 44,2% опрошенных указали на свою слабую осведомленность о социальных правах военнослужащих. Наиболее низкий уровень знаний по данному вопросу имеют женщины, заключившие первый контракт. Сомнения у опрошенных вызывает сама возможность отстоять свои права. Только 4,6% опрошенных обращались в различные инстанции вплоть до судебной, отстаивая свои интересы346.

Следовательно, чтобы предотвратить возможные  нарушения прав, нужно разъяснять военнослужащим их права и обязанности, а также способы и порядок защиты своих прав. Мы полностью согласны с Ю.И. Мигачевым, который в механизме правовых гарантий реализации статуса военнослужащих на первое место ставит информирование военнослужащих об их правах, об органах государственного и военного управления, о правоохранительных органах, правомочных осуществлять защиту их прав и свобод347. При решении данной проблемы также следует учитывать, что соблюдение прав и свобод военнослужащих во многом зависит от командиров (начальников), т.к. они несут личную ответственность за все стороны жизни и деятельность вверенных им подразделений348. Поэтому необходимо обратить внимание на уровень правовой подготовки командиров (начальников). В программе по общественно–государственной подготовке надо предусмотреть тему по особенностям правового регулирования положения военнослужащих–женщин. В настоящее время издан «Юридический справочник военнослужащих–женщин»349, где собраны нормативные правовые акты, касающиеся правового положения военнослужащих–женщин, даны комментарии к ним и приведены примерные формы рапортов. Полагаем, что подобные данному справочнику пособия должны быть в каждой воинской части, подразделении пограничного контроля, причем они должны своевременно обновляться.

Одной из гарантий реализации правового статуса военнослужащих–женщин  также является осуществление юридического контроля за соответствием действующему законодательству правовых актов, издаваемых органами военного управления350. Применительно к теме нашего исследования речь идет о контроле за соответствием данных правовых актов законодательству об охране семьи, материнства и детства.

На наш взгляд, особое значение в сфере обеспечения  прав военнослужащих–женщин имеет деятельность общероссийской общественной организации «Союз женщин границы»351. Приказом Федеральной пограничной службы Российской Федерации (далее – ФПС России) № 265 от 1996 г.352 установлены правовые основы взаимодействия с данной организацией. В соответствии с данным приказом должностные лица ФПС России должны были ввести в обязательную практику организацию встреч членов семей и женского актива с руководящим составом ФПС России, округов и групп войск, на которых внимательно рассматривать нужды и запросы семей военнослужащих, принимать меры к их удовлетворению. Данное общественное объединение состоит из жен военнослужащих, а также военнослужащих–женщин, таким образом, его члены имеют ясное представление о наиболее острых проблемах, с которыми приходится сталкиваться военнослужащим–женщинам и семьям военнослужащих, и могут предложить пути их решения.

Информация о работе Правовой статус военнослужащих–женщин и его реализация в пограничных органах Федеральной Службы Безопасности (на примере органов погран