Шпаргалка по "Аудиту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 19:16, шпаргалка

Краткое описание

1. Понятие об аудите и аудиторской деятельности. Место аудита в системе контроля в российской Федерации.
2. Виды аудита.
3. Аудит нематериальных активов
4. Кодекс профессиональной этики аудитора.
...
30. Аудит реализации продукции и финансовых результатов

Вложенные файлы: 1 файл

Audit-11.doc

— 476.00 Кб (Скачать файл)

ОТВЕТЫ

 по дисциплине  «А У Д И Т»  к итоговому

междисциплинарному экзамену

по специальности 080109

(для студентов, обучающихся по основной образовательной программе и сокращенной образовательной программе)

Обязательно делать ссылку на закон «Об аудиторской деятельности» № 307 ФЗ и ПСАД

 

1. Понятие об аудите и аудиторской деятельности. Место аудита в системе контроля в российской Федерации.

 

В России контроль осуществляется в  виде государственного финансового  контроля и аудиторской деятельности, которые находятся в постоянном совершенствовании в соответствии с потребностями правового государства. Государственный контроль ведется как в масштабе Российской Федерации, так и в масштабе субъектов России.

Рассмотрим основные виды и методы контроля, которые применяются для осуществления финансового контроля и аудиторских проверок. Представим различные принципы классификации:

1) по организационным  формам:

– государственный;

– внутриведомственный;

– вневедомственный;

– аудиторский;

– внутрихозяйственный.

Аудит представляет собой форму вневедомственного контроля, который является независимым. Аудит осуществляется аудиторскими фирмами и индивидуальными аудиторами.

Внутрихозяйственный контроль за деятельностью  цехов, участков и других внутрихозяйственных подразделений проводится на предприятиях руководителями и штатными ревизорами.

2) в зависимости от  времени проведения:

– предварительный;

– текущий;

– последующий.

3) в зависимости от  источников информации:

– документальный;

– фактический.

Применяемыми методами контроля являются:

1) ревизия; 

2) аудит;

3) тематическая проверка;

4) следствие;

5) служебное расследование.

По федеральному закону «Об аудиторской  деятельности» [1] под аудитом понимается предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской финансовой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц).

Цель аудита – выражение мнения о достоверности бухгалтерской  финансовой отчетности аудируемых лиц и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Под достоверностью понимается степень точности данных бухгалтерской финансовой отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности и принимать обоснованные решения

 

2. Виды аудита.

 

Представим основные классификационные признаки, по которым аудит подразделяется на следующие виды:

1) по отношению к пользователю  информации:

– внешний;

– внутренний.

2) по отношению к  требованиям законодательства:

– обязательный;

– инициативный.

Обязательный – это ежегодная  аудиторская проверка на основании  федерального закона «Об аудиторской  деятельности» [1].

Инициативные аудиторские проверки проводятся по желанию организации  с аудиторской фирмой.

3) по объектам аудита:

– банковский;

– страховой;

– биржевой;

– внебюджетных фондов.

4) по назначению:

– аудит финансовой отчетности

– управленческий

– налоговый аудит

– специальный.

5) по периодичности  осуществления:

– первоначальный;

– повторяющийся.

6) по характеру проверки:

– подтверждающий;

– системно – ориентированный;

– базирующийся на риске.

7) по объекту изучения:

– финансовый;

– на соответствие;

– операционный

 

Услуги, сопутствующие  аудиту

 

Услуги, сопутствующие  аудиту, - услуги, которые аудиторы (аудиторские  организации) могут оказывать клиентам, кроме проведения аудиторских проверок.

Аудиторские организации  и индивидуальные аудиторы оказывают  следующие виды сопутствующих услуг:

- услуги в области  бухгалтерского учета (постановка, восстановление  и ведение   бухгалтерского учета);

- правовое, налоговое,  управленческое, бухгалтерское   консультирование, а также представительство  в судебных и налоговых органах  по налоговым и таможенным  спорам;

- проведение маркетинговых,  научно-исследовательских и экспериментальных исследований;

- анализ финансово-хозяйственной  деятельности организации и индивидуальных  предпринимателей, а также оценка  стоимости их имущества и предпринимательских  рисков;

- автоматизация бухгалтерского  учета и внедрение информационных  технологий;

- разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

- обучение в установленном  законодательством РФ порядке  специалистов в областях, связанных   с аудиторской деятельностью.

- оказание иных услуг,  связанных с аудиторской деятельностью.

Для выполнения сопутствующих аудиту работ и оказания услуг аудиторская организация должна иметь лицензии на выполнение работ и оказание услуг, если они подлежат лицензированию.

Правовое регулирование  услуг, сопутствующих аудиту, осуществляются  следующими нормативными актами:

- Федеральным законом  «Об аудиторской деятельности»  от 07.08.2001 № 119-ФЗ (ред. от 30.12.2001);

- Правилом (стандартом) аудиторской  деятельности «Характеристику сопутствующих  аудиту услуг и требования, предъявляемые  к ним», одобренным Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 18.03.99 протокол №2;

- Федеральным законом  «О лицензировании отдельных  видов деятельности» от 08.08.2001 №  128-ФЗ (ред. от 23.12.2003).

В Законе предусмотрено, что аудиторским организациям (индивидуальным аудиторам) запрещено заниматься иной предпринимательской деятельностью, кроемее проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.

Сопутствующие аудиту услуги можно классифицировать:

- по совместимости  с проведением обязательного  аудита:

- на  услуги, совместимые с проведением в организации обязательного аудита;

- услуги, несовместимые с проведением обязательной аудиторской проверки.

- по характеру действий  аудитора:

- на услуги действия – услуги по созданию документов, которые не созданы проверяемым экономическим субъектом. Состав этих документов определяется в договоре с экономическим субъектом;

- услуги контроля – услуги по проверке документов, контролю за ведением учета, начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей;

- информационные услуги – услуги по подготовке консультаций по различным вопросам, обучение, семинары ит.п.

К несовместимым с проведением у экономического субъекта обязательного аудита, относятся услуги:- по ведению бухгалтерского учета;- восстановлению бухгалтерского учета;- составлению налоговых деклараций;- составлению бухгалтерской отчетности.

 

3. Аудит нематериальных активов

Цель аудита нематериальных активов (НМА) - составить обоснованное мнение относительно достоверности и полноты информации об нематериальных активах, отраженной в бухгалтерской (финансовой) отчетности проверяемой организации и пояснениях к ней.

Задачами аудита НМА являются:

    • изучение состава НМА по данным первичных документов и учетных регистров, подтверждение права собственности на них;
    • оценка состояния синтетического и аналитического учета НМА;
    • подтверждение первичной оценки системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета НМА;
    • проверка своевременного и полного отражения в бухгалтерском учете операций с НМА при соблюдении требований законодательства Российской Федерации;
    • своевременное проведение инвентаризации НМА, выявление ее результатов и отражение на счетах бухгалтерского учета.

 

Основные нормативные  документы:

Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007, утвержденное приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н;

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н;

Положение по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в  Российской  Федерации,  утвержденное приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н;

приказ Минфина России от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

 

Предоставляемые аудитору документы: бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о движении денежных средств (форма № 4), главная книга или оборотно-сальдовая ведомость, положение об учетной политике организации, регистры бухгалтерского учета по счетам 04 «Нематериальные активы», 05 «Амортизация нематериальных активов», 91 «Прочие доходы и расходы», 90 «Продажи», 98 «Доходы будущих периодов».

 

В ходе аудита НМА проверяются:

1) постановка контроля  за наличием НМА (правильность  отнесения объекта к нематериальным активам; проверка наличия и правильности документального оформления операций; правильность оценки НМА; инвентаризация НМА; соответствие отчетности данным синтетического и аналитического учета);

2) ведение синтетического  учета, налогообложение операций по поступлению и выбытию НМА (отражение операций поступления и выбытия НМА в регистрах синтетического учета; вопросы налогообложения операций при поступлении и выбытии НМА);

3) начисление и отражение  в учете амортизации по НМА  (обоснованность установления срока полезного использования; правомерность и обоснованность используемых способов начисления амортизации; правильность расчетов амортизационных отчислений; отражение амортизационных отчислений в учете).

Получение достаточных  доказательств позволяет аудитору дать независимую оценку состояния учета НМА и выявить нарушения и отступления от действующего законодательства и установленных правил.

Аудитор знакомится с  основными положениями учетной  политики организации, раскрывающими  методологию учета нематериальных активов:

    • способами начисления амортизационных отчислений (в целом или по каждому виду нематериальных активов);
    • перечнями объектов нематериальных активов, по которым не производится начисление амортизации;
    • утвержденными организацией формами первичных документов для учета нематериальных активов;
    • сроками проведения инвентаризации нематериальных активов;
    • документооборотом по учету НМА;
    • перечнем счетов и субсчетов, используемых для учета операций с нематериальными активами.

 

Аудиту подлежит корреспонденция  счетов 04 “Нематериальные активы”, 05 “Амортизация нематериальных активов”, 08 “Вложения во внеоборотные активы”, субсчет 5 “Приобретение нематериальных активов”, 70 “Расчёты с персоналом по оплате труда”, 73 “Расчёты с персоналом по прочим операциям”, субсчёт 2 “Расчёты по возмещению материального ущерба”, 91 “Прочие доходы и расходы”, 94 “Недостачи и потери от порчи ценностей”, 98 “Доходы будущих периодов”, субсчёт 4 “Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей”.

При проведении аудита НМА необходимо установить соответствие расчётов по начислению амортизационных отчислений требованиям законодательства и принципам, закреплённым в учётной политике аудируемого лица.

В этих целях данные по счёту 05 “Амортизация нематериальных активов” сопоставляются и сравниваются с данными корреспондирующих  счетов 08 “Вложения во внеоборотные активы”, 20 “Основное производство”, 23 “Вспомогательные производства”, 25 “Общепроизводственные расходы”, 26 “Общехозяйственные расходы”, 29 “Обслуживающие производства и хозяйства”, 44 “Расходы на продажу” и 97 “Расходы будущих периодов”.

Вслед за проведением  контроля амортизационных отчислений, происходит проверка правильности отражения  выбытия объектов НМА и операций, опосредующих такое выбытие. Как известно, выбытие объекта НМА возможно по нескольким основаниям – в результате морального износа, прекращения срока полезного действия, уступки исключительных прав вследствие совершения договоров купли-продажи, а также при передаче объекта в качестве вклада в уставный капитал какой-либо организации. Конкретное основание выбытия влечёт за собой обязанность аудитора по проверке конкретного перечня документации. Например, в том случае если нематериальный актив был списан в результате окончания срока полезного использования, аудитором должен быть установлен факт наличия распоряжения руководства аудируемого лица о списании рассматриваемого объекта, а также акт комиссии об оценке остаточной стоимости и списании НМА.

Проверка учёта операций по списанию НМА производится при  помощи взаимного контроля корреспондирующих  счетов 04 “Нематериальные активы”, 05 “Амортизация нематериальных активов”, 50 “Касса”, 51 “Расчётные счета”, 52 “Валютные  счета”, 58 “Финансовые вложения”, 62 “Расчёты с покупателями и заказчиками”, 68 “Расчёты по налогам и сборам”, 76 “Расчёты с разными дебиторами и кредиторами” и 91 “Прочие доходы и расходы”. Своевременность списания активов устанавливается путём сравнения между собой регистров бухгалтерского учёта, где указывается дата выбытия актива и первичной документации, которая даёт представление о времени приобретения актива. Применительно к объектам интеллектуальной собственности, то аудитору имеет смысл обратиться за информацией о дате передачи прав на НМА в орган государственной власти, регистрирующий договора уступки эксклюзивных прав.

Информация о работе Шпаргалка по "Аудиту"