Аудит расчетов с покупателями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 10:45, курсовая работа

Краткое описание

Субъект хозяйствования вправе параллельно применять несколько форм и систем расчетов с покупателями и заказчиками (наличный безналичный расчет, расчеты по полной предоплате и расчеты с частичной предоплатой и пр.), периодически изменять и комбинировать их и т.д. Данный вид расчетов традиционно находится в сфере внимания многочисленных контролирующих органов; наконец ошибки в учетных операциях по расчетам с покупателями и заказчиками способны вызвать крайне негативные финансовые эффекты для предприятия (задержка в поступлении средств способна привести к сбоям в системе финансирования собственной деятельности) и т.д.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты аудита расчетов с покупателями.
1.1. Понятие обязательств, дебиторской и кредиторской задолженности, их классификация и оценка. 5
1.2. Цели, задачи и методы аудита расчетов с покупателями. 12
1.3. Источники информации, необходимые для проведения аудита расчетов с покупателями. 16
2. Планирование аудита расчетов с покупателями
2.1. Оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля на участке учета расчетов с покупателями. 24
2.2. Расчет единого уровня существенности и уровня существенности значимых статей бухгалтерского баланса. 31
2.3. Разработка общего плана и программы аудита расчетов с покупателями. 35
3. Аудит расчетов с покупателями на примере ООО «Алар-Ярославль».
3.1. Проверка наличия и юридическая оценка соответствия оформления договоров с покупателями требованиям законодательства. 39
3.2. Аудит первичного учета операций по расчетам с покупателями ООО «Алар-Ярославль». 43
3.3. Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете различных операций по расчётам с покупателями 48
3.4. Проверка соответствия данных регистров аналитического учета данным, зафиксированным в регистрах синтетического учета и в отчетности ООО «Алар – Ярославль». 51
3.5. Обобщение результатов проверки и их оформление. 53
Заключение 57
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Soderzhanie готово.docx

— 161.48 Кб (Скачать файл)

Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 7/2011) «Аудиторские доказательства» предусматривается перечень основных конкретных методов получения аудиторских доказательств, методов проверки операций, счетов, документов. [26]

Собирая аудиторские доказательства, аудитор может применить одну процедуру или несколько процедур вне зависимости от того, проверяется ли одна хозяйственная операция или их группа. Рассмотрим наиболее распространенные методы проверки, которые аудиторские организации могут применять при аудиторской проверке учета расчетов с покупателями и заказчиками.

Таблица 2

Методы проверки расчетов с покупателями

Методы проверки расчетов с покупателями

Суть метода

  1. Инспектирование

Аудитор изучает учетные записи и документы, созданные аудируемым лицом или полученные им извне, на бумажном, электронном или ином носителе информации.

  1. Наблюдение

Аудитор изучает процесс или процедуру, выполняемые другими лицами.При наблюдении аудитор должен принять во внимание, что, обеспечивая аудиторские доказательства в отношении выполнения процесса или процедуры, данная аудиторская процедура ограничена во времени лишь тем моментом, в который она проводится, а также тем, что сам факт наблюдения может оказывать влияние на выполняемый процесс или процедуру.

  1. Запрос

Аудитор обращается к осведомленным лицам (связанным и не связанным с финансовой деятельностью) внутри аудирумого лица или вне его по интересующему аудитора вопросу и оценивает их ответы на такое обращение.Запросы могут быть официальными письменными и неофициальными устными.

  1. Подтверждение

Аудитор получает аудиторское доказательство непосредственно от третьей стороны в виде ответа в письменной форме на бумажном, электронном или ином носителе. Внешние подтверждения применяются, в частности, для получения аудиторских доказательств:

а) при проверке предпосылок составления бухгалтерской отчетности в отношении остатков по счетам бухгалтерского учета или их составляющих элементов;

б) в отношении условий договоров, включая изменения их, или хозяйственных операций аудируемого лица с третьими сторонами;

в) отсутствия особых условий, не отраженных в договоре, которые могли бы оказать влияние на признание выручки.

  1. Пересчет

Аудитор проверяет точность арифметических подсчетов в первичных учетных и иных документах, учетных записях. Пересчет может выполняться вручную или автоматически.

  1. Аналитические процедуры

Аудитор оценивает финансовую информацию на основе анализа взаимосвязей между данными финансового и нефинансового характера. Аналитические процедуры предполагают также исследование выявленных отклонений и взаимосвязей, которые противоречат другой информации или существенно расходятся с прогнозируемыми данными.\


 

 

Независимо от метода проверки аудитору нужно установить:

-правильность отображения  в балансе остатков задолженности;

- причины возникновения  задолженности, сроки ее возникновения (давность) и виновников этого;

- реальность возвращения  задолженности (наличие актов сверки  расчетов или гарантийных писем, где должники признают свою  задолженность и соблюдение сроков  исковой давности);

- мероприятия предприятий, направленные на погашение задолженности.

Аудит расчетных операций следует начинать с анализа правильности оплаты за отгруженные материальные ценности, а также полноты списания отгруженных ценностей.

Во время проверки необходимо установить, правильно ли отображены по статьям баланса соответствующие остатки задолженности. Для этого сравнивают остатки по каждому виду расчетов на одну и ту же дату по данным аналитического учета с остатками по синтетическому счету  «Расчеты с покупателями и заказчиками», Главной книгой и балансом. При наличии расхождений следует проверить реальность и документальную обоснованность задолженности по каждому покупателю или заказчику. Такие расхождения - следствие запущенности учета расчетных операций или результат злоупотреблений.

Каждая сумма дебиторской задолженности рассматривается с точки зрения возникновения долга, причины и давности создания задолженности, реальности ее получения. Во время аудита дебиторской задолженности различают такие ее категории: текущую (или нормальную); неоплаченную в срок; задолженность за сроком давности, который минул; спорную; безнадежную.

Во время проверки расчетов с покупателями устанавливают, заключены ли договора поставки продукции, правильно ли высчитываются суммы, надлежащие предприятию за принятую покупателем продукцию. Проверяют полноту и своевременность расчетов покупателей за принятую ими продукцию. С этой целью проводят инвентаризацию расчетов, высылают копии карточки аналитического учета расчетов (контокоррентные выписки) при расчетах с иногородними покупателями (организации-кредиторы высылают организациям-дебиторам).

Таким образом, при проверке расчетов с покупателями и заказчиками необходимо ознакомиться с перечнем субъектов ведения хозяйства, а также физических лиц, которые являются дебиторами предприятия, выучить динамику задолженности и установить соответствие данных, полученных по расчетам, данным бухгалтерского учета.

 

 

 

    1. Источники информации, необходимые для проведения аудита расчетов с покупателями.

Все аспекты аудиторской деятельности, права и обязанности аудиторов и организаций, пользующихся их услугами, должны пониматься однозначно, стандарты аудита должны регулировать взаимоотношения аудиторских фирм, организаций, налоговых служб, проверяющих законность деятельности организаций, а также учитываться в арбитражном процессе. Эти стандарты содержат основные правила проведения аудиторской проверки и составления аудиторского заключения. С их помощью аудитор сможет выбрать как необходимый масштаб и глубину аудиторской проверки, так и ее целесообразную методику. Стандарты аудита определяют также критерии, с помощью которых можно оценить качество аудиторской проверки и носят обязательный характер.

Нормативные акты, регулирующие учет расчетов с покупателями и заказчиками, распределяются по четырем уровням. Эти уровни нормативного регулирования представлены законами, ПБУ, методическими рекомендациями и указаниями по ведению учета и, наконец, внутренними документами компании.

Таблица 3

Нормативно- правовое обеспечение аудита расчетов с покупателями

Название документа

Дата, номер

Посл.редакция

Перечень рассматриваемых вопросов

1 уровень Законодательный

1.

Гражданский кодекс Российской Федерации.

Часть 1 и 2

26.01.1996г.

№ 14-ФЗ

В ред. ФЗ №14-ФЗ 09.04.2009 г.

Понятие и условия договора, определяет основания приобретения и перехода права собственности на имущество, правила оформления и выполнения договоров гражданско-правового характера,ответственности сторон за нарушение договоров, предоставление услуг ненадлежащего качества

2.

Налоговый кодекс Российской Федерации

Часть 2

5.08.2000

№ 117-ФЗ

В ред. ФЗ № 117-ФЗ от 1.07.2009

Устанавливает порядок налогообложения и налогового учета хозяйственных операций.

3.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ

Принят Гос. Думой от  23.02.96 г. Одобрен Советом Федерации  от 20.03.96г

ФЗ от 28.09.10 г. № 243-ФЗ

Понятия бух.,аналит. и синтет. учета; задачи, объекты и способы организации учета; требования к ведению бух. учета, назначение первичных документов, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности, инвентаризации имущества и пр.

4.

Федеральный закон

 «О защите прав потребителей»  № 2300-1

07.02.1992

действующая редакция

Регулирует все возникшие споры и претензии, возникающие между продавцами и покупателями

5.

Федеральный закон

«Об аудиторской деятельности» №307- ФЗ

Принят Гос. Думой 24 декабря 2008г

Одобрен Советом Федерации 29 декабря 2008г

13.12.2010

№ 358-ФЗ

определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.

6.

Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» № 171-ФЗ

Принят Гос. Думой 19.06.95 г. Одобрен Советом Федерации  15.11.95г

28.07.2012

№ 133-ФЗ

Регулирует оборот алкогольной продукции, устанавливает перечень документов, необходимый для отгрузки данной продукции.

2 уровень Нормативный

1.

Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации»

Утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.99 г. № 43н

Приказ Минфина  от 08.11.10 г. № 142н

Устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и бюджетных организаций.

2.

Положение по ведению бухгалтерского учета   и   бухгалтерской отчетности в РФ

Утверждено  приказом   Минфина  РФ от   29.07.98 г. № 34н

Приказ Минфина от 25.10.10 г. № 132н

Регулирует общие вопросы организации и ведения бухгалтерского учета, составления первичных документов, организации документооборота

3.

ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»

6.10.2008г.

№ 106н

действующая редакция

Формирование, изменение и раскрытие учетной политики.

4.

ПБУ 10/99

«Расходы организации»

6.05.1999г.

№ 33н

В ред. от 27.04.2012

№ 55н

Устанавливает правила формирования в бух. учете информации о расходах коммерческой организации

5.

ПБУ 9/99

«Доходы организации»

6.05.1999г.

№ 32н

В ред. от 27.04.2012

№ 55н

Признание доходов организации в результате поступления активов.

6.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности

Правило стандарт №1

«Цель и основные принципы аудита бухгалтерской финансовой отчетности

Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации

от 23 сентября 2002 г. № 696

 В ред.от 22 декабря 2011 года № 1095

Устанавливает единые цели и основные принципы проведения аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности

7.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности

Правило стандарт №2

«Документирование аудита»

Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации

от 23 сентября 2002 г. № 696

В ред. от 22 декабря 2011 года № 1095

Устанавливает единые требования к составлению документации в процессе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.

8.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности

Правило стандарт №3

«Планирование аудита»

Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации

от 23 сентября 2002 г. № 696

В ред. от 22 декабря 2011 года № 1095

Устанавливает единые требования по планированию аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности

9.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности

Правило стандарт №4

«Существенность в аудите»

Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации

от 23 сентября 2002 г. № 696

В ред. от 22 декабря 2011 года № 1095

Устанавливает единые требования, касающиеся концепции существенности и ее взаимосвязи с аудиторским риском.

10.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности

Правило стандарт №7

«Контроль качества выполнения заданий по аудиту»

Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации

от 23 сентября 2002 г. № 696

В ред. от 19 ноября 2008 года № 863

Устанавливает единые требования в отношении контроля качества выполнения заданий по аудиту.

11.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности

Правило стандарт №8

«Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности»

Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации

от 23 сентября 2002 г. № 696

В ред. от 19 ноября 2008 года № 863

Устанавливает единые требования к пониманию деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется, включая систему внутреннего контроля и оценку рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности.

12.

Федеральный стандарт аудиторской деятельности

(ФСАД 7/2011)

«Аудиторские доказательства»

Приказ Минфина России от 16.08.2011 № 99н

Действующая редакция

Определяет требования к порядку проведения аудита БФОпо выбору и выполнению аудиторских процедур получения информации, исходя из которой аудитор делает выводы, лежащие в основе формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности

12.

Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137

"О формах  и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах  по налогу на добавленную стоимость"

Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации

От 2 декабря 2000 г. № 914

В ред. от 26 декабря 2011 г. № 1137

Определяют порядок ведения покупателями и продавцами товаров учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость

13.

Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49

«Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»

Утвержден Приказом Минфина РФ от 13.06.95 № 49

В ред.Приказа Минфина РФ от 08.11.2010 № 142н

Устанавливают порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов.

14.

Постановлением Госкомстата РФ

«Об утверждении унифицированных форм первичной учетной

документации по учету торговых операций»

25.12.1998 

№ 132

Действующая редакуция

Утверждает согласованные с Минфином РФ и Минэкономики РФ унифицированные формы первичной учетной документации по учету торговых операций и ввести их в действие с 1 января 1999 года

15.

Постановление Правительства РФ от «Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость»

02.12. 2000 г. № 914

в редакции от 27.07.2002 г.

№ 575

Регулирует порядок применения счетов-фактур

16.

Постановлением Госкомстата  РФ

«Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте»

от 28.11.1997г

№ 78

Действующая редакция

Утверждает унифицированную форму товарно-транспортной накладной и порядок заполнения ее реквизитов.

17.

Постановлении Правительства РФ «О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию и о внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации»

от 31.12.2005г

№ 864

в редакции от 2 мая 2012 года

№ 422

Утверждает унифицированную форму справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию.

3 уровень Методический

1.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению

31.10.2000г.

№ 94н

действующая редакция

Применение счетов для учета расчетов с использованием пластиковых карт

2.

Положение «О безналичных расчетах в Российской Федерации»

Утверждено Центробанком РФ 03.10.02г. № 2-п

Указание ЦБ РФ  от 19.06.2012 № 383-П

Регулирует осуществление безналичных расчетов по счетам в формах, установленных законодательством, а также определяет форматы и порядок заполнения используемых расчетных документов

3.

«О формах бухгалтерской отчетности организаций»

Приказ Минфина РФ от 02.07.10 г. № 66н

 

Применяется  в части требований по группировке и детализации данных о движении наличных, денежных средств и иных ценностей, хранящихся в кассе т.д.

4 уровень Организационный

1.

Устав ООО «Алар - Ярославль»

(Приложение № 1)

28.06.2006г.

 

Общие положения, цели и предмет деятельности, правовой статус общества, имущество, учет и отчетность.

2.

Положение об учетной политике для целей бухгалтерского учета ООО «Алар -Ярославль»

(Приложение № 2)

-

В редакции от 30 декабря 2010г.

Порядок учета расчетов с использованием пластиковыми картами

3.

Рабочий план счетов ООО «Алар -Ярославль»

(Приложение № 38)

-

 

Использование счетов в учете


Источниками информации для проведения аудиторской проверки расчетов являются:

  • приказ об учетной политике (Приложение №  2);
  • договоры выполнения работ и оказания услуг, которые являются одним из основных документов, регулирующих взаимоотношения поставщика и покупателя;
  • счета-фактуры (Приложение №  14, 19);
  • книга продаж (Приложение №  30), где регистрируются счета-фактуры для учета НДС по начисленной реализации;
  • аналитические карточки, оборотные ведомости, журналы-ордера по счету 62 (при автоматизированном учете), в которых отражается полная информация по каждому покупателю по каждой произведенной операции. При ведении учета с использованием компьютерной программы, используются распечатки дебетовых и кредитовых оборотов и сальдо по счету 62;
  • журналы-ордера, другие документы, где все произведенные операции по предъявлению или оплате счетов-фактур покупателей накапливаются в регистре бухгалтерского учета, который является основанием для заполнения Главной книги и составления оборотного баланса.
  • акты сверки расчетов (Приложение №  28, 29), составляемые для проверки расчетов с покупателями с целью выявления неточностей в учете расчетов;
  • бухгалтерская финансовая отчетность. По бухгалтерскому балансу (ф.№1) (Приложение №  37) устанавливается состояние задолженности по данным раздела 2 «Оборотные активы» по статьям «Дебиторская задолженность». По приложению к бухгалтерскому балансу (ф.№5) в разделе 2 «Дебиторская и кредиторская задолженность» выясняется состояние (на начало и конец отчетного периода) и движение краткосрочной и долгосрочной задолженности с выделением «просроченной», а из нее - длительностью свыше 3 месяцев и более чем через 12 месяцев. По справкам к разделу 2 (ф.№5) устанавливается перечень организаций - дебиторов и кредиторов, имеющих наибольшую задолженность. Форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Планирование аудита расчетов с покупателями
    1. Оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля на участке учета расчетов с покупателями.

Единые требования к пониманию систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также аудиторского риска и его составных частей устанавливает федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом». [28]

По стандарту система бухгалтерского учета- это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе и обязательствах организаций и их движении, путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Система внутреннего контроля по стандарту означает совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности. [25]

Система внутреннего контроля выходит за рамки тех вопросов, которые относятся непосредственно к функциям системы бухгалтерского учета, и включает:

Система внутреннего контроля включает следующие элементы:

    • контрольная среда;

Элемент охватывает управленческие и руководящие полномочия, а также позицию, осведомленность и действия лиц, наделенных руководящими полномочиями, и руководства компании по отношению к системе внутреннего контроля и её важности для компании. Администрация предприятия должна предпринять усилия по доведению до сознания сотрудников и поддержания принципа честности и других этических ценностей. На уровень эффективности системы внутреннего контроля серьезное влияние оказывает профессионализм сотрудников. Кроме того эффективность может быть усилена за счет участия собственников в деятельности организации в целом и в осуществлении мониторинга. На контрольную среду оказывают непосредственное влияние компетентность и стиль работы менеджеров. Организационная структура предприятия, фактическое распределение прав и обязанностей, кадровая политика в отношении персонала также сказываются на контрольной среде.

    • процесс оценки рисков аудируемым лицом;

Информация о работе Аудит расчетов с покупателями