Аудит расчетов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 21:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – определение содержания учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками, установление порядка отражения в учете расчетов и последовательности процедур контроля, систематизация информационной базы аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы аудита расчетов с покупателями и заказчиками 6
1.1 Организация аудита расчетов с покупателями и заказчиками 6
1.2 Формы расчетов с покупателями и заказчиками 11
1.3 Цели, задачи аудита расчетов с покупателями и заказчиками 14
Глава 2. Методика аудиторской проверки 16
2.1 Методика проведения аудита расчетов с покупателями и заказчиками. 16
2.2 Организационно- экономическая характеристика ООО «Знаменское» 24
2.3 План и программа аудита методики учета с покупателями и заказчиками 26
2.4 Аудиторские доказательства и применяемые аналитические процедуры 29
2.5 Аудиторское заключение 33
Глава 3. Пути совершенствования системы бухгалтерского учета и аудита на предприятии ООО «Знаменское» 38
Заключение 40
Список использованной литературы 43

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая аудит.doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

 

В условиях развивающейся  рыночной экономики, сложного налогового законодательства, обширной нормативно-законодательной базы, бухгалтерам приходится отслеживать большое количество изменений в уже существующих и появляющихся новых документах.

Все существующие новые и важные документы регулируют бухгалтерский учет и аудит хозяйственных операций, а также сами процессы учета и аудита различных видов хозяйственных операций и их варианты.

Операции расчетов с покупателями и заказчиками многочисленны, периодичность  их высока, нормативно-правовая база регулируемого учета данных операций обширна и динамична.

Субъект хозяйствования вправе параллельно  применять несколько форм и систем расчетов с покупателями и заказчиками (наличный безналичный расчет, расчеты  по полной предоплате и расчеты с  частичной предоплатой и пр.), периодически изменять и комбинировать их и т.д. Данный вид расчетов традиционно находится в сфере внимания многочисленных контролирующих органов; наконец ошибки в учетных операциях по расчетам с покупателями и заказчиками способны вызвать крайне негативные финансовые эффекты для предприятия (задержка в поступлении средств способна привести к сбоям в системе финансирования собственной деятельности) и т.д. [23, с 113]

Вопросам правового регулирования  расчетов с покупателями и заказчиками  в России посвящена достаточно обширная и динамичная (как и все новейшее законодательство) нормативная база. Государство достаточно жестко регулирует практику применения тех или иных форм расчетов, вводит определенные требования к их соблюдению, и, конечно, особое внимание со стороны законодательных и контролирующих органов уделяется вопросам бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками предприятия.

Актуальность исследования избранной  темы «Аудит расчетов с покупателями и заказчиками» обусловлено тем, что участок учета расчетов с покупателями и заказчиками является до сих пор самым трудоемким, сложным участком учетной работы бухгалтерии любого предприятия.

Цель курсовой работы – определение  содержания учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками, установление порядка отражения в учете расчетов и последовательности процедур контроля, систематизация информационной базы аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками.

Предмет исследования: нормативно-правовые документы, регулирующие бухгалтерский учет и аудит расчетов с покупателями и заказчиками; учетная политика, регулирующая порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками; вся первичная документация по учету операций расчетов с покупателями и заказчиками; учетные регистры и отчетность.

Объект исследования – расчеты  с покупателями и заказчиками  на примере Общества с Ограниченной Ответственностью «Знаменское».

В рамках курсовой работы представляется целесообразным решить следующие задачи:

- необходимо рассмотреть сущность  и нормативно-правовое регулирование аудита расчетов с покупателями и заказчиками;

- требуется проанализировать процесс  организации учета и аудита  расчетов с покупателями и  заказчиками на примере ООО  «Знаменское»;

- рассмотреть методику проведения  аудита расчетов с покупателями и заказчиками;

- выявить типичные ошибки бухгалтерского  учета и аудита расчетов с  покупателями и заказчиками.

- предложить возможные пути  совершенствования бухгалтерского  учета и аудита на предприятии.

Фактическая база представлена действующими нормативно-правовыми актами федерального и отраслевого уровня, а также внутренней (локальной) нормативно-правовой документацией и финансовой отчетностью ООО «Знаменское».

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы аудита расчетов с покупателями и

заказчиками

 

1.1 Организация аудита расчетов с покупателями и заказчиками

 

При проведении аудита отдельных  разделов бухгалтерского учета, в частности  расчетов с покупателями и заказчиками, аудитор и руководство аудируемого  лица достигают согласия в отношении  условий его проведения Согласованные условия отражают документально в договоре оказания аудиторских услуг. Несмотря на то, что цели и объем аудита, а также обязанности аудитора установлены законодательством РФ, аудитору рекомендуется включить эти положения в договор (либо в предшествующее договору письмо о проведении аудита). Правилом (стандартом) N 4 "Существенность в аудите" предусматривается, что аудиторская организация в процессе проведения аудита обязана оценивать существенность и ее взаимосвязь с аудиторским риском. Существенность зависит от величины показателя финансовой (бухгалтерской) отчетности и/или ошибки, оцениваемых в случае их отсутствия или искажения. Аудитор рассматривает существенность как на уровне финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом, так и в отношении остатков по отдельным счетам бухгалтерского учета, групп однотипных операций и случаев раскрытия информации. На существенность могут оказывать влияние нормативные правовые акты РФ, а также факторы, имеющие отношение к отдельным счетам бухгалтерского учета финансовой (бухгалтерской) отчетности и взаимосвязям между ними. В зависимости от рассматриваемого аспекта финансовой (бухгалтерской) отчетности возможны различные уровни существенности.

При планировании аудиторской проверки аудитор рассматривает вопрос о том, что могло бы повлечь существенное искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности. Аудиторская оценка существенности, относящаяся к отдельным счетам бухгалтерского учета и группам однотипных операций, помогает аудитору решить такие вопросы, как, например, вопрос о том, какие показатели финансовой (бухгалтерской) отчетности проверять, а также вопрос использования выборочной проверки и аналитических процедур. Это позволяет аудитору выбрать аудиторские процедуры, которые, как предполагается, в совокупности уменьшат аудиторский риск до приемлемо низкого уровня. [22, c.65]

Между существенностью и аудиторским  риском существует обратная зависимость, т. е. чем выше уровень существенности, тем ниже уровень аудиторского риска, и наоборот. Обратная зависимость между существенностью и аудиторским риском принимается во внимание аудитором при определении характера, сроков проведения и объема аудиторских процедур. Например, если по завершении планирования конкретных аудиторских процедур аудитор определяет, что приемлемый уровень существенности ниже, то аудиторский риск повышается. Аудитор компенсирует это либо снизив предварительно оцененный уровень риска средств контроля там, где это возможно, и поддерживая пониженный уровень посредством проведения расширенных или дополнительных тестов средств контроля, либо снизив риск необнаружения искажений путем изменения характера, сроков проведения и объема запланированных процедур проверки по существу.

После определения уровня существенности и аудиторского риска необходимо перейти непосредственно к составлению плана и программы аудита.

В плане ожидаемых работ необходимо определить следующие вопросы: объем  выполняемых работ; сроки проведения и продолжительность работ; способы  и приемы, применяемые при аудите; проведение инструктажа аудиторов. Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками, а также с членами совета директоров и членами ревизионной комиссии аудируемого лица для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица. При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную разработку общего плана и программы аудита. В соответствии с Правилом (стандартом) N 5 "Аудиторские доказательства" аудиторская организация должна получить достаточные надлежащие доказательства в целях формулирования обоснованных выводов, на которых основывается мнение аудитора.

Аудиторские доказательства получают в результате проведения комплекса  тестов средств внутреннего контроля и необходимых процедур проверки по существу. В некоторых ситуациях доказательства могут быть получены исключительно путем проведения процедур проверки по существу. Тесты средств внутреннего контроля означают действия, проводимые в целях получения аудиторских доказательств в отношении надлежащей организации и эффективности функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Процедуры проверки по существу проводятся для получения аудиторских доказательств  существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Указанные процедуры проверки проводятся в следующих формах:

* детальные тесты, оценивающие  правильность отражения операций  и остатка средств на счетах  бухгалтерского учета; 

* аналитические процедуры.  Источниками информации для проведения проверки расчетов с покупателями и заказчиками являются: договоры поставки продукции (выполнения работ, оказания услуг), накладные, счета- фактуры, акты-сверки расчетов, соглашения о зачете взаимных требований, векселя, копии платежных документов, учетные регистры (журналы-ордера, ведомости, машинограммы) по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", Главная книга, оборотные ведомости, бухгалтерская отчетность, Положение об учетной политике предприятия и т. д. [24, с.42-44]

В ходе аудита расчетов с  покупателями и заказчиками должны быть решены следующие задачи:

* проверка правильности  оформления первичных документов  по отгрузке товаров и оказанию  услуг в целях подтверждения  обоснованности возникновения дебиторской  задолженности;

* подтверждение своевременности  погашения и правильности отражения  на счетах бухгалтерского учета  дебиторской задолженности. При  проверке договоров поставки  аудитору следует обратить внимание  на момент перехода права собственности  к покупателю по отгруженным товарно-материальным ценностям. Если в договоре предусмотрен переход права собственности на отгруженные товарно-материальные ценности от поставщика покупателю по моменту оплаты, то отражение таких хозяйственных операций в бухгалтерском учете поставщика и покупателя имеет некоторые особенности. Так, у поставщика в этом случае производятся следующие бухгалтерские записи:

Д-т сч. 45 "Товары отгруженные" К-т сч. 43 "Готовая продукция" - списана отгруженная покупателю продукция;

Д-т сч. 51 "Расчетные счета" К-т сч. 62 "Расчеты с покупателями" - оплачена покупателем отгруженная готовая продукция на расчетный счет поставщика;

Д-т сч. 62 "Расчеты  с покупателями" К-т сч. 90 "Продажи" - отражена выручка от продажи;

Д-т сч. 90 "Продажи" К-т сч. 45 "Товары отгруженные" - списаны товары, отгруженные на продажу.

У покупателя до момента  оплаты полученные материальные ценности отражаются на забалансовом счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное  хранение".

При проведении аудита первичных документов по расчетам с покупателями и заказчиками аудитору следует уделять внимание применению унифицированных форм первичных документов, так как это дает возможность избежать ошибок и неточностей в отражении хозяйственных операций в бухгалтерском учете. Особое внимание при этом следует уделять правильности оформления выданных покупателем доверенностей на получение товарно-материальных ценностей, а также идентичности подписей материально ответственных лиц в доверенностях и накладных. Неверно оформленные документы на отгрузку товарно-материальных ценностей могут привести к образованию безнадежной дебиторской задолженности, которую невозможно будет взыскать в судебном порядке, что в свою очередь приведет к необоснованным убыткам у предприятия. [15,с.12]

Для проверки правильности отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете аудируемого  лица аудитору следует разработать  рабочий документ (таблицу).

В таблице следует  отражать все замечания по корреспонденции  счетов по отражению хозяйственных  операций на предприятии.

При проведении аудита расчетов с покупателями и заказчиками  аудитору следует обратить внимание на применяемые формы расчетов между  юридическими лицами. Здесь важное место занимают расчеты безналичными денежными средствами. Для получения наличных денег у покупателя юридического лица поставщик - юридическое лицо выдает своему представителю - физическому лицу доверенность на получение наличных денежных средств. Следует обратить внимание на правильность оформления доверенностей и использование их по назначению. При оприходовании денежных средств в кассу поставщика в приходном кассовом ордере должно быть указано юридическое лицо (покупатель), от которого получены денежные средства, и фамилия, имя, отчество физического лица (представителя), получившего деньги по доверенности, а также подробно указаны документы, по которым произведена оплата. Кроме того, должен быть пробит чек по контрольно-кассовой машине. При отсутствии контрольно-кассовой машины наличные денежные средства принимать от покупателей запрещено законодательством РФ.

 

1.2 Формы расчетов с покупателями и заказчиками

На практике не редко возникают ситуации, когда одна из сторон плохо выполняет или вовсе не выполняет своих обязательств по договору. Случается что предприятие заключив договор на приобретение необходимой готовой продукции и оплаты ее стоимости и доставку, не может не получить эту готовую продукцию не разыскать закрывшуюся фирму поставщика. Или же напротив, поставщик, отправивший в соответствии с договором партию готовой продукции покупателю, в течении длительного времени не может вытребовать причитающиеся ему деньги.

Информация о работе Аудит расчетов с покупателями и заказчиками