Аудит расчетов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 18:57, курсовая работа

Краткое описание

В условиях развивающейся рыночной экономики, сложного налогового законодательства, обширной нормативно-законодательной базы, бухгалтерам приходится отслеживать большое количество изменений в уже существующих и появляющихся новых документах.
Все существующие новые и важные документы регулируют бухгалтерский учет и аудит хозяйственных операций, а также сами процессы учета и аудита различных видов хозяйственных операций и их варианты.
Операции расчетов с покупателями и заказчиками многочисленны, периодичность их высока, нормативно-правовая база регулируемого учета данных операций обширна и динамична.

Вложенные файлы: 1 файл

аудит-сураева.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования РФ.

ФГБОУ ВПО Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия им.  П.А.Столыпина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

 

По дисциплине:

 «Аудит»

на тему: «Аудит расчетов с покупателями и заказчиками»

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

3 курса 

экономического факультета

Заочного отделения

Сураева Ирина

Проверила:_____________

 

 

 

 

 

 

 

р.п.Старая Кулатка  – 2014г.

 

Содержание

 

 

 

Введение

В условиях развивающейся рыночной экономики, сложного налогового законодательства, обширной нормативно-законодательной базы, бухгалтерам приходится отслеживать большое количество изменений в уже существующих и появляющихся новых документах.

Все существующие новые и важные документы регулируют бухгалтерский учет и аудит хозяйственных операций, а также сами процессы учета и аудита различных видов хозяйственных операций и их варианты.

Операции расчетов с  покупателями и заказчиками многочисленны, периодичность их высока, нормативно-правовая база регулируемого учета данных операций обширна и динамична.

Субъект хозяйствования вправе параллельно применять несколько форм и систем расчетов с покупателями и заказчиками (наличный безналичный расчет, расчеты по полной предоплате и расчеты с частичной предоплатой и пр.), периодически изменять и комбинировать их и т.д. Данный вид расчетов традиционно находится в сфере внимания многочисленных контролирующих органов; наконец ошибки в учетных операциях по расчетам с покупателями и заказчиками способны вызвать крайне негативные финансовые эффекты для предприятия (задержка в поступлении средств способна привести к сбоям в системе финансирования собственной деятельности) и т.д.

Вопросам правового регулирования расчетов с покупателями и заказчиками в России посвящена достаточно обширная и динамичная (как и все новейшее законодательство) нормативная база. Государство достаточно жестко регулирует практику применения тех или иных форм расчетов, вводит определенные требования к их соблюдению, и, конечно, особое внимание со стороны законодательных и контролирующих органов уделяется вопросам бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками предприятия.

Актуальность исследования избранной темы «Аудит расчетов с  покупателями и заказчиками» обусловлено тем, что участок учета расчетов с покупателями и заказчиками является до сих пор самым трудоемким, сложным участком учетной работы бухгалтерии любого предприятия.

Цель курсовой работы – определение содержания учета  и аудита расчетов с покупателями и заказчиками, установление порядка отражения в учете расчетов и последовательности процедур контроля, систематизация информационной базы аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками.

Предмет исследования: нормативно-правовые документы, регулирующие бухгалтерский учет и аудит расчетов с покупателями и заказчиками; учетная политика, регулирующая порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками; вся первичная документация по учету операций расчетов с покупателями и заказчиками; учетные регистры и отчетность.

Объект исследования – расчеты с покупателями и  заказчиками на примере СПК «Бахтеевский»

В рамках курсовой работы представляется целесообразным решить следующие задачи:

- необходимо рассмотреть  сущность и нормативно-правовое регулирование аудита расчетов с покупателями и заказчиками;

- требуется проанализировать  процесс организации аудита расчетов  с покупателями и заказчиками  на примере СПК «Бахтеевский»;

- рассмотреть методику  проведения аудита расчетов с  покупателями и заказчиками;

- выявить типичные  ошибки бухгалтерского учета  и аудита расчетов с покупателями  и заказчиками.

Фактическая база представлена действующими нормативно-правовыми  актами федерального и отраслевого  уровня, а также внутренней (локальной) нормативно-правовой документацией и финансовой отчетностью СПК «Бахтеевский».

1. 1 Существенность в аудите.

 

При составлении бухгалтерской  отчетности соблюдается принцип  существенности, позволяющий избавиться от излишне детализированных малозначительных данных и сконцентрировать внимание пользователей на наиболее важных показателях, характеризующих состояние и результаты деятельности экономического субъекта.

«Существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных составляет не менее пяти процентов».

Таким образом, самому объекту  аудита – бухгалтерской отчетности неотъемлемо присущ принцип существенности.

Существенность (“materiality” – материальность) – это одно из важнейших понятий аудита. Исходя из этого принципа, устанавливается не абсолютная точность данных проверяемой бухгалтерской отчетности, а ее достоверность во всех существенных аспектах.

Информация является существенной, если ее отсутствие или  искажение может повлиять на экономическое  решение пользователя, основанное на финансовой отчетности. Существенность зависит от величины рассматриваемой информации в конкретных обстоятельствах ее неприведения или искажения.

Правилами (стандартом) 4 «Существенность в аудите» определены действия проверяющего в отношении оценки уровня существенности и аудиторских рисков, возникающих в ходе проверки экономического субъекта.

При планировании аудита определяется существенность, аудиторский  риск, проводятся аудиторские процедуры.

Уровень существенности определяется как предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности.

В обязательном порядке  утверждается система базовых показателей. Значение уровня существенности определяется как доля от базовых показателей.

Для расчета существенности:

  1. выбирают базовые показатели бухгалтерской отчетности. Для прибыльной организации, к базовым показателям относятся:
  • выручка от продажи;
  • валюта баланса;
  • собственный капитал;
  • общие затраты предприятия;
  • прибыль от основной деятельности.
  1. выбирают уровни существенности для каждого базового показателя.

Приняты уровни существенности, рассмотрены в таблице 1.

  1. определяется значение показателей для расчета уровня существенности (Пi(с)).

Эти значения равны произведению величины базовых показателей, зафиксированных  в бухгалтерской отчетности на уровень  их существенности.

Пi(с) = Пi * ai (таблица 1, графа 4)

  1. анализируются показатели Пi(с).

Для этого вычисляется  средняя величина Пi(с) и устанавливаются отклонения показателей для расчета уровня существенности от этой средней.

Значение с максимальным и минимальным отклонением от средней, как правило, отбрасывается. В данном случае отбрасываем максимальную величину 732362 и минимальную величину 5885

Таблица 1

Информация для расчета  уровня существенности

Базовый показатель

 

 

Пi

Значение бух.

Показателя по бух. Отчетности

Уровень существенности базовых показателей, % ai

Значение показателей  для расчета существенности Пi(с)

  1. Прибыль отчетного

года

1177

5

5885

2. Выручка от продажи

366181

2

732362

3. Валюта баланса

35866

2

71732

4. Собственный капитал

1971

10

19710

5. Общие затраты

организации

365147

2

730294


 

- вычисляется новая средняя Пi(с) средняя:

Пi(с) ср.=(71732+19710+730294)/3=27392 тыс. руб.

  1. Определение уровня существенности по бухгалтерской отчетности в целом.

Новая средняя округляется  таким образом, чтобы отклонение среднего значения от округленного не превышало 20%. Эту округленную величину допустимо использовать в качестве единого показателя уровня существенности по бухгалтерской отчетности в целом.

В нашем случае округлим среднюю до 27500 тыс. руб. Отклонения:

 27500 – 27392


27392

4% меньше 10 %.

Считается, что отклонения до 5% могут быть признаны несущественными, более 10% - существенными, а в интервале 5-10% - аудитор сам принимает решение  о существенности отклонения.

 

 

1.2 Виды и  оценка  аудиторского риска.

С точки зрения общего подхода аудиторский риск представляет собой возможность выдачи неверного (ложного) заключения после завершения всех аудиторских процедур.

Общий аудиторский риск (ОАР) - это вероятность формирования неверного мнения и как следствие  составление ложного заключения об отсутствии существенных ошибок, в то время как они реально имеются.

Очевидно, что природа  существенных ошибок связывает общий  аудиторский риск с двумя факторами:

- риск того, что существенные  ошибки будут иметь место вообще;

- риск того, что какие-либо имевшие место существенные ошибки останутся необнаруженными.

Условия влияния этих факторов предопределяют необходимость  структурирования общего аудиторского риска Андреев В. Д. Практический аудит. М.: Экономика, 2004 - С.76.

Таким образом, общий аудиторский риск состоит из внутреннего риска деятельности (бизнеса) клиента, риска контроля и риска необнаружения.

Общий аудиторский риск на приемлемом уровне - это субъективно  установленный уровень риска, который  аудитор готов взять на себя в отношении того, что в финансовой отчетности клиента будут обнаружены погрешности после завершения аудита и предоставления положительного аудиторского заключения без оговорок.

Риск не может быть устранен полностью, поэтому в аудиторской  практике установлен приемлемый уровень риска - 5%, а следовательно, уровень доверия равняется 95%. Такое соотношение в специальной литературе иногда называют «магической цифрой аудиторского риска».

Внутренний риск (ВР) представляет собой совокупность возможных рисков, связанных с функционированием предприятия, а именно: характеризует уровень всех потенциальных ошибок в результате деятельности предприятия до проверки со стороны системы внутреннего контроля. Риск возникновения таких ошибок связан с влиянием как объективных, так и субъективных факторов.

Объективные факторы -- инфляционные процессы, конкуренция, изменение условий  кредитования, налогообложения, сокращение рынка сбыта продукции и т.п. Недостаточно стабильная экономическая  ситуация в стране предопределяет сложные экономические условия функционирования предприятий, поэтому эти факторы особенно должны учитывать аудиторы Украины, чтобы сконцентрировать внимание на объектах аудирования, связанных с потенциальными трудностями Юрасов А. В. Аудит. Орёл: ОРАГС, 2006 - С.108.

Субъективные факторы  внутреннего риска следующие: сущность и содержание бизнеса клиента; степень  сложности организационной структуры  материнской фирмы и наличие  значительной разветвленной сети дочерних предприятий; политика управления и  хозяйствования, в том числе учетно-экономическая политика; система стимулирования труда персонала; наличие необычных и редких хозяйственных операций; степень обеспечения сохранности собственности; масштабы деятельности (объемы оборотов по счетам); применение компьютерной обработки учетно-экономической информации.

На основе оценки влияния  перечисленных факторов внутреннего  риска аудитор должен установить, на какие именно хозяйственные процессы (операции) как объекты аудита они  окажут воздействие. При этом максимальное внимание следует обращать на те моменты, которые могут влиять на качество финансовой отчетности, а потому отсекаются те риски клиента, которые не связаны с составлением финансовой отчетности.

Даже при условии  положительного влияния, перечисленных  факторов внутренний риск будет не ниже 50 %, а при их отрицательном воздействии он может приближаться к 100 %.

Риск контроля (РК) представляет собой оценку действенности системы  внутреннего контроля клиента с  точки зрения ее способности предотвращать  или обнаруживать ошибки. Система внутреннего контроля предприятия образуется подсистемами внутрихозяйственного контроля (ВХК) и внутреннего аудита (ВА). В свою очередь, в подсистеме внутрихозяйственного контроля, функции которого реализуют все структурные подразделения аппарата управления, особо следует выделить внутрихозяйственный контроль (ВХБК), реализуемый специалистами учетно-финансовой службы. Поэтому при определении риска контроля необходимо оценить надежность и действенность подсистем внутрихозяйственного контроля и внутреннего аудита (где такая служба имеется). Подольский В.И. Аудит М.:Юнити-Дана, 2007 - С.127

Для того чтобы оценить  уровень риска контроля ниже максимального (т.е. ниже 100 %), необходимо:

* убедиться в наличии  и ознакомиться с системой  внутреннего контроля клиента (наличие и качество организационных регламентов -- Положения о внутрихозяйственном контроле и закрепление контрольных функций в должностных инструкциях персонала (особенно бухгалтеров), Положения о внутреннем аудите и должностных инструкций внутренних аудиторов);

Информация о работе Аудит расчетов с покупателями и заказчиками