Аудит расчетов с покупателями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 10:45, курсовая работа

Краткое описание

Субъект хозяйствования вправе параллельно применять несколько форм и систем расчетов с покупателями и заказчиками (наличный безналичный расчет, расчеты по полной предоплате и расчеты с частичной предоплатой и пр.), периодически изменять и комбинировать их и т.д. Данный вид расчетов традиционно находится в сфере внимания многочисленных контролирующих органов; наконец ошибки в учетных операциях по расчетам с покупателями и заказчиками способны вызвать крайне негативные финансовые эффекты для предприятия (задержка в поступлении средств способна привести к сбоям в системе финансирования собственной деятельности) и т.д.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты аудита расчетов с покупателями.
1.1. Понятие обязательств, дебиторской и кредиторской задолженности, их классификация и оценка. 5
1.2. Цели, задачи и методы аудита расчетов с покупателями. 12
1.3. Источники информации, необходимые для проведения аудита расчетов с покупателями. 16
2. Планирование аудита расчетов с покупателями
2.1. Оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля на участке учета расчетов с покупателями. 24
2.2. Расчет единого уровня существенности и уровня существенности значимых статей бухгалтерского баланса. 31
2.3. Разработка общего плана и программы аудита расчетов с покупателями. 35
3. Аудит расчетов с покупателями на примере ООО «Алар-Ярославль».
3.1. Проверка наличия и юридическая оценка соответствия оформления договоров с покупателями требованиям законодательства. 39
3.2. Аудит первичного учета операций по расчетам с покупателями ООО «Алар-Ярославль». 43
3.3. Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете различных операций по расчётам с покупателями 48
3.4. Проверка соответствия данных регистров аналитического учета данным, зафиксированным в регистрах синтетического учета и в отчетности ООО «Алар – Ярославль». 51
3.5. Обобщение результатов проверки и их оформление. 53
Заключение 57
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Soderzhanie готово.docx

— 161.48 Кб (Скачать файл)

Для этого проверяется наличие в организации необходимой нормативной базы, перечень применяемых первичных документов, порядок их заполнения, состояние аналитического учета и технологии обработки первичных документов по учету расчетных операций.

Далее оценивается система оценки бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Для этого заполняются заранее разработанные тесты. Тесты позволяют, установить насколько контроль расчетных операций отвечает современным требованиям, а их учет выполняет поставленные перед ними задачи. Это позволяет более подготовлено подойти к проведению основных аудиторских процедур по данному разделу учета, а также обоснованно определить объемы выборки и способы отбора элементов в проверяемую совокупность.

Таблица 4

Тест для оценки системы внутреннего контроля на участке учета расчетов с покупателями

 ООО «Алар - Ярославль»

№, п\п

Содержание вопроса или объект исследования

Ответы

да

нет

1.

Предусмотрена и ведет ли свою работу в организации служба внутреннего контроля?

 

2.

Отражен ли в учетной политике ООО «Алар-Ярославль» пункт, характеризующий момент приобретения и продажи продукции?

 

3.

 

3.1.

Используется ли для определения покупной, продажной цены утвержденный прейскурант?

Используются ли в работе различные прейскуранты цен для различных покупателей?

 

 

 

 

4.

Осуществляется ли контроль последовательности нумерации для выявления неучтенных счетов-фактур и накладных?

 

 

5.

Осуществляется ли последующий контроль правильности отражения в бухгалтерском учете операций по реализации продукции, совершенных в предыдущем периоде, и наличия первичных документов?

 

 

 

 

6.

Осуществляется ли соблюдение графика документооборота по учету расчетов с покупателями?

 

 

7.

Осуществляется ли проведение инвентаризации продукции на складе?

 

 

8.

Осуществляется ли проверка сроков возникновения задолженности?

 

 

9.

Проводится ли инвентаризация расчетов с покупателями?

 

10.

Ведется ли аналитический учет по каждому покупателю?

 

11.

Датируются ли счета-фактуры на продажу продукции днем отгрузки?

 

12.

Прикладываются ли к пакету документов на отгрузку продукции специфические виды документации, характерные для продажи пивной продукции (справки типа А, справки типа Б, сертификаты, качественные удостоверения)?

 

13.

Документы на отгрузку продукции составляются в день совершения операции?

 

14.

Имеются ли акты сверки расчетов с покупателями?

 

15.

Проводится ли периодические  сверки данных первичных документов аналитического и синтетического учета продажи продукции?

 

 

 

Исходя из проведенного в данном пункте курсовой работы теста внутреннего контроля работы ООО «Алар – Ярославль» в части расчетов с покупателями можно сделать вывод о том, что,  в целом,  учет расчетов с покупателями организован на должном уровне, а работники бухгалтерии данной организации своевременно и в полном объеме производят проверку данных первичной документации и производят сверку данных синтетического и аналитического учета. Подтверждением данного вывода может служить тот факт, что все документы, необходимые для отгрузки продукции, составляются в полном объеме и с учетом требований законодательства.

 

    1. Расчет уровня существенности

 

При составлении бухгалтерской отчетности соблюдается принцип существенности, позволяющий избавиться от излишне детализированных малозначительных данных и сконцентрировать внимание пользователей на наиболее важных показателях, характеризующих состояние и результаты деятельности экономического субъекта.

«Существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных составляет не менее пяти процентов». [26]

Таким образом, самому объекту аудита – бухгалтерской отчетности неотъемлемо присущ принцип существенности.

Существенность (“materiality” – материальность) – это одно из важнейших понятий аудита. Исходя из этого принципа, устанавливается не абсолютная точность данных проверяемой бухгалтерской отчетности, а ее достоверность во всех существенных аспектах.

Информация является существенной, если ее отсутствие или искажение может повлиять на экономическое решение пользователя, основанное на финансовой отчетности. Существенность зависит от величины рассматриваемой информации в конкретных обстоятельствах ее неприведения или искажения.

Правилами (стандартом) 4 «Существенность в аудите» определены действия проверяющего в отношении оценки уровня существенности и аудиторских рисков, возникающих в ходе проверки экономического субъекта. [26]

При планировании аудита определяется существенность, аудиторский риск, проводятся аудиторские процедуры.

Уровень существенности определяется как предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности.

Выделяют 2 подхода к определению уровня существенности:

  1. индуктивный метод, который заключается в оценке каждой отдельной статьи, определении их отклонения, а затем суммирования;
  2. дедуктивный метод – состоит в определении уровня существенности для финансовой отчетности в целом, а затем его распределение по статьям баланса.

 

Для расчета существенности выбирают базовые показатели бухгалтерской отчетности. Для прибыльной организации, такой и является ООО «Алар - Ярославль», к базовым показателям относятся:

  • выручка от продажи;

  • валюта баланса;

  • собственный капитал;

  • себестоимость продаж;

  • дебиторская задолженность.

По каждому базовому показателю определяется доля возможного отклонения в процентах (2%, 5% или 10%). Чем больше доля показателя, тем меньше отклонение. Затем рассчитывается абсолютное отклонение по каждому базовому показателю.

Таблица 5

Система базовых показателей и порядок определения уровня существенности

№ п/п

Наименование базового показателя

Значение базового показателя бухгалтерской отчетности, тыс.руб.

Уровень существенности показателя, %

Значение, применяемое для определения уровня существенности, тыс.руб.

1

Выручка

531343

2

10626,86

2

Себестоимость продаж

485222

2

9704,44

3

Дебиторская задолженность

34128

5

1706,4

4

Собственный капитал

48018

10

4801,8

5

Валюта баланса

95543

5

4777,15


 

Методика расчета уровня существенности, описанная в статье Козменковой С. В. «Исчисление уровня существенности при планировании аудита», предполагает использование следующего алгоритма[52]:

УСС = (З1 + З2 + З3 + З4…. ЗП): N (1),

где УСС – средний уровень существенности, тыс. руб.; З1 – значение, применяемое для расчета уровня существенности по выручке от реализации без НДС, тыс.руб.; З2 – значение, применяемое для себестоимости проданной продукции, тыс. руб.; З3 – значение, применяемое для расчета уровня существенности дебиторской задолженности, тыс. руб.; З4 – значение, применяемое для расчета уровня существенности по собственному капиталу, тыс. руб.; З5 - значение, применяемое для расчета уровня существенности по валютебаланса, тыс. руб  ЗП– значение, применяемое для расчета уровня существенности по n-ому исследуемому показателю аудиторской проверки, тыс. руб.; N – количество исследуемых показателей.

Для получения значений З1; З2; З3; З4,З5 выполняются расчеты:

З1 = (Вв × 2): 100 = (619378 × 2%) = 12387,56 тыс. руб. (2),

З2 = (Всс × 2): 100 = (554909 × 2%) = 11098,18 тыс. руб. (3),

З3 = (Кдз × 5): 100 = (46039 × 5%) = 2301,95 тыс. руб. (4),

З4 = (Ск × 10): 100 = (38460 × 10%) = 3846 тыс. руб. (5),

З5= (Вб× 5): 100 = (83568 × 5%)=4178,4 (6)

где

Вв – выручка от реализации, тыс. руб.;

Всс – себестоимость, тыс. руб.;

Кдз –ДЗ, тыс. руб.;

Ск – собственный капитал, тыс. руб.

Вб- валюта баланса, тыс.руб.

Используя формулу 1 определяется среднее значение уровня существенности:

УСС = (12387,56+11098,18+2301,95+3846+4178,4): 5 = 6762,418 тыс. руб..

По методикеможно отбросить наибольшее и наименьшее значения, которое сильно отличается от среднего, для чегоприменяются следующие формулы:

ОВmах = (Зmах– Усс): Усс× 100%= (12387,56 -6762,418)/6762,418*100%=83,2% (7)

ОВmin = (Усс– Зmin): Усс× 100% = (6762,418-2301,95)/6762,418*100=65,96%(8),

где ОВmах и ОВmin- соответственно ,  максимальное  и  минимальное   значение   отбрасываемых   величин. Такие значения показывают, что наибольшее  значение, рассчитанное исходя из выручки  отличается   от   среднего   уровня   существенности   на  16,8%,  а   наименьшее на  34,04%.

Пересчитаем средний уровень существенности для отчетности ООО «Алар - Ярославль» без учета отброшенных значений:

УССнов = (11098,18+3846+4178,4)/3 = 6374,2 тыс. руб.

Таким образом, конечное значение среднего уровня существенности по отчетности ООО «Алар - Ярославль» составило 6374,2 тыс. руб. В соответствии с методом расчета единого уровня существенности округление можно производить, если измененное значение не превысит 20% от базисного показателя.Примем уровень существенности за 6400 тыс. руб., округлив базисный уровень, равный 6374,2 тыс. руб.

(6400-6374,2)/6400*100% = 0,4%,   0,4%<20%

Далее, распределим уровень существенности между значимыми статьями отчетности пропорционально их удельному весу в валюте баланса. Результаты расчетов представим в форме таблицы ):

Таблица 6

Определение уровня существенности значимых статей бухгалтерского баланса

п/п

Статьи баланса

Сумма, тыс.руб.

Доля статьи в валюте баланса, %

Значимые доли для аудита статьи

Уровень существенности, тыс.руб.

1

2

3

4

5

6

I.

Актив

       
 

Основные средства

9998

0,12

9998

766,2

 

Запасы

14048

0,17

14048

1076,4

 

Дебиторская задолженность:

46039

0,55

46039

3527,8

 
  • Расчеты с покупателями и заказчиками

22454

0,27

22454

1720,6

 

Денежные средства

13437

0,16

13437

1029,6

 

Прочие

46

0,000

0

0

 

Валюта

83568

1

83522

6400

II.

Пассив

       
 

Уставный капитал

10

0,000

0

0

 

Нераспределенная прибыль

38450

0,46

38450

2945,3

 

Заемные средства

9

0,000

0

0

 

Кредиторская задолженность

45099

0,54

45099

3454,7

 

Валюта

83568

1

83549

6400

Информация о работе Аудит расчетов с покупателями