Стратегический бизнес-план ОАО «Заволжский моторный завод»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 13:50, курсовая работа

Краткое описание

Заволжский моторный завод – ведущий производитель современных автомобильных двигателей и автомобильных компонентов.
Цели
Сохранение позиций на российском рынке: ГАЗ (в сегменте LCV, MPV, E) 100%, УАЗ - 99%, ДерВейс – 100%.
Увеличение продаж двигателей на Российский рынок до 300 тыс. шт. к 2007 г.

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегия ЗМЗ.doc

— 4.24 Мб (Скачать файл)

Сильные стороны ОАО «ЗМЗ» в  области маркетинга и сбыта:

  • хорошее географическое расположение по отношению к основным существующим потребителям продукции;
  • сильная торговая марка;
  • тесные связи с основными потребителями продукции;
  • наличие товаропроводящей сети;
  • наличие широкой сети гарантийного обслуживания в центральной части РФ.

Наличие сертификата ИСО 9000 и функционирование СМК являются сильными сторонами в управлении качеством.

      1. Слабые стороны предприятия

Система управления:

  • неоптимальная организационная структура с точки зрения ответственности;
  • дублирование функций и не четкое разделение компетенций;
  • отсутствие стимулов для оптимального проектирования продукта и технологии1;
  • наличие высоких барьеров между подразделениями и уровнями управления2;
  • очень слабая коммуникация между различными уровнями управленческой иерархии3;
  • постоянная политическая борьба между подразделениями за влияние4;
  • авторитарный стиль управления на всех уровнях, со всем набором отрицательных последствий;
  • отсутствие мотивации5 выдавать объективную информацию;
  • отсутствие полной и непротиворечивой регламентации.

Управление финансами:

  • не полностью введена и отработана электронная система учета затрат.

Управление персоналом:

  • дефицит высококвалифицированных специалистов;
  • избыточная численность персонала;
  • отсутствие системы выращивания кадров.

Конструкторско-экспериментальная  база:

  • низкая квалификация специалистов;
  • затянутые сроки проектирования новых изделий;
  • огромное отставание в области НИОКР от мирового уровня.

Технология:

  • узкая специализация оборудования;
  • высокий моральный и физический износ оборудования;
  • низкий уровень автоматизации;
  • нерациональное размещение оборудования;
  • запутанные технологические маршруты;
  • нестабильность техпроцессов;
  • не ведутся целенаправленные работы по повышению технического уровня производства;
  • отсутствие постановки целей по производительности и затратами при проектировании техпроцессов и конструкций.

Закупки:

  • низкая техническая оснащенность специалистов по закупке и складского хозяйства;
  • низкое качество поставляемых комплектующих.

Инженерная инфраструктура:

  • высокий износ инженерных сетей;
  • высокая зависимость от энергоснабжающих организаций в части потребления электроэнергии, природного газа, питьевой воды.

Производство:

  • низкая производительность труда;
  • высокий уровень брака.

Маркетинг и сбыт:

  • ориентация основной продукции на узкий сегмент рынка двигателей;
  • слабое присутствие ЗМЗ в отдаленных регионах;
  • низкое качество маркетингового планирования;
  • неразвитая дилерская сеть и сеть гарантийного обслуживания в отдаленных от центра регионах;
  • наличие большого количества подпольных производителей запасных частей под маркой «ЗМЗ».

Управление качеством:

  • формализация политики качества, сосредоточение усилий на частностях и внешних проявлениях.6
    1. SWOT-анализ предприятия

В данном разделе в форме матрицы  представляются ресурсы предприятия  и выявленные факторы внешней среды, оказывающие наибольшие влияние на деятельность компании. SWOT-матрица позволяет разработать программу стратегических действий и создать базу для разработки стратегии развития фирмы.

Таблица 3

Матрица SWOT-анализа

S (strengths – сильные стороны, стр.15)

W (weaknesses – слабые стороны, стр.16)

  • сильная квалификация менеджеров
  • устойчивое финансовое состояние
  • запас мощностей инженерной инфраструктуры
  • близкое географическое расположение к потребителям
  • сотрудничество с инжиниринговыми фирмами
  • сильная торговая марка
  • широкая сеть гарантийного обслуживания в центральной части РФ
  • наличие сертификата ИСО 9000
  • потенциал продукции к модернизации
  • система управления
  • избыточная численность персонала
  • высокий моральный и физический износ оборудования
  • слабая технологическая организация производства
  • высокий износ инженерных сетей
  • низкая производительность труда
  • высокий уровень брака
  • ориентация основной продукции на узкий сегмент рынка
  • слабое присутствие ЗМЗ в отдаленных регионах
  • недостаточно развита система управления качеством

O (opportunities – возможности)

T (threats – угрозы)

Макроокружение:

  • увеличение спроса на продукцию отечественного автопрома
  • сохранение льгот на ввоз высокотехнологичного оборудования
  • введение новых стандартов – возможность выхода на внешние рынки и повышение конкурентоспособности на внутреннем рынке
  • увеличение интенсивности эксплуатации и рост потребления автотранспорта

Группы влияния:

  • использование представителей групп влияния в целях предприятия

Конкуренты:

  • сохранение и увеличение доли рынка ОАО «ЗМЗ» в сегменте двигателей от 2,2 до 3,5 л.

Потребители:

  • рост потребления двигателей в соответствии с увеличением объемов производства
  • возможность оказывать влияние на потребителей, вследствие их высокой зависимости от поставок ОАО «ЗМЗ»

Поставщики:

  • повышение качества комплектующих за счет поиска альтернативных поставщиков
  • развитие поставщиков

Товары заменители:

- расширение ассортимента  продукции -  создание двигателей  на альтернативных видах топлива и новых силовых установок


Макроокружение:

  • повышение активности СП на территории РФ
  • временный характер протекционистских  пошлин
  • введение новых стандартов – дополнительные затраты и удорожание продукции
  • рост доли населения желающих приобрести импортные автомобили;
  • вступление России в ВТО
  • возможный спад экономики РФ с 2008 г

Группы влияния:

- оказание негативного влияния  на деятельность ОАО «ЗМЗ»  в зависимости от своей специфики

Конкуренты:

  • активизация действий конкурентов в сегменте от 2,2 до 3,5 л.
  • полное смещение ОАО «ЗМЗ» с рынка двигателей от 3,9 до 4,8 л.

Потребители:

  • зависимость ОАО «ЗМЗ» от потребителей
  • поиск потребителями альтернативных поставщиков и как следствие отказ от двигателей ЗМЗ

Поставщики:


  • качество поставляемых комплектующих
  • повышение цены закупок при переходе на альтернативных поставщиков

 

    1. Анализ стратегических позиций производства запасных частей для двигателей

ОАО «Заволжский моторный завод» на сегодняшний день параллельно производству двигателей на комплектацию автомобильным предприятиям, производит двигатели и запасные части для двигателей собственного производства на вторичный рынок.

Условно всю  номенклатуру запасных частей можно  разделить на несколько групп:

  • двигатели на вторичный рынок;
  • запасные части цилиндропоршневой группы;
  • вал коленчатый;
  • детали сцепления;
  • прочие детали.
    1. Анализ отрасли

Отрасль запасных частей является производной  рынка двигателей ОАО «ЗМЗ» (его  сегментов), на который поставляются как двигатели, так и запасные части к ним.

Диаграмма 8. Структура сегментов цилиндро-поршневой группы

Диаграмма 9. Структура сегментов группы коленчатый вал

Диаграмма 10. Структура сегментов группы детали сцепления

    1. Анализ макроокружения

В целом анализ макроокружения запасных частей идентичен анализу макроокружения двигателей ОАО «ЗМЗ». Во-первых, это связано с тем, что рынок запасных частей, как и его сегменты, являются производными рынка двигателей. Во-вторых, как двигатели, так и запасные части к ним производятся одним предприятием. Это, прежде всего, значит, что внутренние факторы успеха  предприятия одни и те же, возможности и угрозы идентичны или взаимозависимы.

Но все же есть несколько факторов макроокружения рынка запасных частей  дополнительных или отличных по степени влияния от факторов макроокружения первичного рынка двигателей. К ним в первую очередь относятся следующие факторы:

  • постановлением Правительства РФ установлено, что производство двигателей и запасных частей к ним которые прекращают поставлять на комплектацию, должно быть продолжено как минимум в течение 10 лет;
  • несовершенное регулирование со стороны государства производства контрафактной продукции и борьбы с ее производителями – на сегодняшний день самая основная угроза ОАО «ЗМЗ» на вторичном рынке запасных частей;
  • входные барьеры на рынок запасных частей гораздо ниже, чем на рынок двигателей;
  • планируемое снижение таможенных пошлин на авто – компоненты до 2-3 %, поспособствует моментальному проникновению зарубежных производителей на российский рынок.
    1. Анализ микроокружения

      1. Влияние конкурентов

Объемы контрафактной продукции  достигают 35% от общего объема запчастей, реализуемых на автомобильных рынках России. Цена поддельной продукции значительно ниже, чем у официального производителя (до 30-40%), на рынке продукция реализуется по ценам на 15-20% ниже цен производителя.

        1. Двигатели на вторичный рынок

Конкурентом в данном сегменте для  двигателей ЗМЗ выступают двигатели УМЗ. Однако конкуренция, оказываемая с их стороны незначительна. В остальном на данном сегменте  для  ОАО «ЗМЗ» конкурентов нет. В первую очередь это связано с тем, что все автомобильные двигатели сертифицируются в составе автомобиля. И в отличие от запасных частей не сертифицированный в составе автомобиля двигатель именно на этот автомобиль устанавливать нельзя. Это распространяется на все семейства вторичного рынка для двигателей ЗМЗ.

Следует отметить, что количество переоборудованных автомобилей на двигатели других производителей незначительно, вследствие многих причин, среди которых выделяют следующие:

  • цена;
  • ремонтопригодность;
  • сервисное обслуживание и т.д.
        1. Цилиндро-поршневая группа

Предприятия-конкуренты:

  • «Мотордеталь» г. Кострома;
  • «Воронежавтозапчасть» г. Воронеж;
  • «Автозапчасть» г.Алексиково;
  • прочие производители (более 8 предприятий).

 

Таблица 4

Позиционирование ОАО «ЗМЗ»  по отношению к предприятиям-конкурентам

Сильные стороны

Слабые стороны

Возможности

Угрозы

ОАО «ЗМЗ»

1.Высокая репутация.

2.Эксклюзивные поставки на комплектацию для а/м ГАЗ, ПАЗ и УАЗ.

3.Собственное производство поршня (литье и обработка).

4.Стабильно высокое качество.

5.Большие производственные мощности.

6.Наличие упаковки.

1.Узкая специализация.

2.Зависимость от поставщиков  комплектующих.


3.Устаревшее оборудование и технология.

4.Легко воспроизводимая маркировка.

5.Высокая цена.

1.Техническое совершенствование продукции.

2.Развитие применения упаковки.

3.Повышение конкурентоспособности снижением цен.


4.Расширение альтернативных поставщиков комплектующих и материалов.

1.Увеличение появления на рынке поршневых групп низкого качества с торговой маркой ЗМЗ, выпущенных неизвестными производителями.

2.Снижение объемов реализации в связи с высокими ценами.

3.Увеличение себестоимости в случае повышения цен на комплектующие.

«Мотордеталь» г. Кострома

1.Выпускает более широкую номенклатуру поршневых групп.

2.Имеет собственное производство всех составляющих комплекта.

3.Большие производственные мощности по изготовлению поршневой группы.

4.Более гибкое производство.

5.Низкие цены на продукцию.

6.Наличие упаковки.

7.Эффективная рекламная деятельность.

8.Продукция сертифицирована.

1.Устаревшее оборудование (списанное зарубежными фирмами).

2.Основная прибыль от поставок на вторичный рынок.

1.Возможность поставлять заготовку гильзы в полном объеме на ЗМЗ по сниженным ценам.

2.Производственные мощности позволяют удовлетворить всю потребность рынка.

1.Сокращение объемов продаж в случае снижения цены ЗМЗ на поршневую группу.

2.Появление на рынке продукции  низкого качества по более низким ценам.

3.Отказ ЗМЗ от заготовки гильзы.

«Воронежавтозапчасть» г. Воронеж

1.Изготавливает более широкую номенклатуру поршневых групп.

2.Высокое качество обработки поршня.

3.Является поставщиком 406-го поршня на ЗМЗ, на комплектацию.

4.Конкурентоспособная цена.

5.Узкая специализация, позволяющая наиболее полно ориентироваться на рынке.

1.Устаревшее оборудование.

2.Зависимость от поставщиков  комплектующих

(в частности от ЗМЗ).

3.Незначительные объемы  производства.


1.Возможность обрабатывать для ЗМЗ 53-й и 406-й поршень в полном объеме.

2.Расширение альтернативных поставщиков комплектующих.

1.Увеличение себестоимости, в случае повышения цен на комплектующие и заготовку поршня с ЗМЗ.

2.Отказ ЗМЗ от обработки на данном предприятии 406-го поршня.

«Автозапчасть» г. Алексиково

1.Специализированное предприятие  - имеет меньшие издержки.

2.Низкие цены на продукцию.

3.Значительные объемы выпускаемой продукции.

4.Изготавливают под заказ.

1.Зависимость от поставщиков  комплектующих.

2.Узкая специализация (поршневые группы для ГАЗ и УАЗ).

3.Невысокое качество продукции.

4.Неизвестность марки.

1.Возможность быстрого реагирования на изменения потребности рынка.

2.Повышение качества.


1.Снижение объемов продаж в случае сокращения поставок комплектующих.

2.Увеличение себестоимости в случае повышения цен на комплектующие.

3.Появление на рынке продукции по низким ценам неизвестных производителей.


 

        1. Вал коленчатый

Предприятие-конкурент:

  • «Экспом-Т» г. Иваново;
  • прочие производители.

Таблица 5

Позиционирование ОАО «ЗМЗ»  по отношению к предприятиям-конкурентам

Сильные стороны

Слабые стороны

Возможности

Угрозы

ОАО «ЗМЗ»

1.Высокая репутация.

2.Эксклюзивные поставки на сборочный конвейер.

3.Стабильно высокое качество.

4.Большие производственные мощности.

1.Зависимость от поставщика  заготовки (ОАО «ГАЗ»).

2.Устаревшие оборудование и технология.

3.Легко воспроизводимая маркировка.

4.Высокая цена.

1.Техническое совершенствование продукции.

2.Поиск альтернативного поставщика заготовки.

3.Повышение конкурентоспособности снижением цен.

1.Снижение объемов реализации в связи с высокими ценами.

2.Увеличение себестоимости в случае повышения цен на заготовку.

3.Появление на рынке других  производителей.

«Экспом-Т» г. Иваново

1.Более гибкое производство.

2.Низкие цены на продукцию.

3.Продукция сертифицирована.

1.Продукция невысокого качества.

2.Устаревшее оборудование.

3.Незначительные объемы производства.

4.Зависимость от поставщика  заготовки (ОАО «ГАЗ»).

1.Увеличение производственных мощностей.

2.Поиск альтернативного поставщика заготовки.

3.Техническое совершенствование продукции.

1.Сокращение объемов продаж в случае снижения цены ЗМЗ на к/вал.

2.Появление на рынке продукции  низкого качества по более низким ценам.

3.Увеличение себестоимости в случае повышения цен на заготовку ГАЗа.


 

        1. Детали сцепления

Предприятия-конкуренты:

  • «ТАРЗ» г. Тюмень;
  • «Тюменские моторостроители» г. Тюмень;
  • «Машины и запасные части» г. Карачев;
  • «ГАЗ» г. Н.Новгород;
  • прочие производители.

Таблица 6

Позиционирование ОАО «ЗМЗ»  по отношению к предприятиям-конкурентам

Сильные стороны

Слабые стороны

Возможности

Угрозы

ОАО «ЗМЗ»

1.Высокая репутация.

2.Поставки на сборочный конвейер.

3.Стабильно высокое качество.

5.Большие производственные мощности.

1.Узкая специализация.

2.Зависимость от поставщиков  комплектующих.


3.Устаревшие оборудование и технология.

4.Легко воспроизводимая маркировка.

5.Высокая цена.

1.Техническое совершенствование продукции.

2.Повышение конкурентоспособности снижением цен.

3.Расширение альтернативных поставщиков комплектующих и материалов.

1.Увеличение появления на рынке сцепления низкого качества с торговой маркой ЗМЗ, выпущенных неизвестными производителями.

2.Снижение объемов реализации в связи с высокими ценами.

3.Увеличение себестоимости в случае повышения цен на комплектующие.

«Авторемзавод» г. Тюмень

1.Специализированное предприятие имеет меньшие издержки.

2.Низкие цены.

3.Большие производственные мощности.

1.Низкое качество.

1.Освоение производства нажимных дисков сцепления.

2.Увеличения доли на рынке.

1.Сокращение объемов продаж в случае снижения цены ЗМЗ на диски сцепления.

«Тюменские моторостроители» г. Тюмень

1.Большая номенклатура выпускаемой продукции.

2.Известность торговой марки.

1.Осутствие разветвленной ТПС.

1.Освоение производства нажимных дисков сцепления.

1.Сокращение объемов продаж в случае снижения цены ЗМЗ на диски сцепления.

«Машины и запчасти»  г. Карачев

1.Известность предприятия, как специализирующегося на изготовлении только сцеплений.

2.Широкая номенклатура - сцепление для автомобилей и тракторов.

1.Отсутствие разветвленной ТПС.

1.Возможность быстрого реагирования на изменения потребностей рынка.

2.Возможность увеличения объемов выпуска.

1.Сокращение объемов продаж в случае снижения цены ЗМЗ на диски сцепления.

Информация о работе Стратегический бизнес-план ОАО «Заволжский моторный завод»