Влияние потребителей
 
        Дилеры и описание канала распределения
 
На сегодняшний день канал распределения 
ОАО «ЗМЗ» – это сеть крупных, 
стабильно работающих на контрактной 
основе с заводом организаций, имеющих 
хорошо оснащенную материально-техническую 
базу и технический потенциал, способных 
реализовать крупно-оптовые поставки.
Основными принципами формирования ТПС 
ОАО «ЗМЗ» являются:
  - максимально использовать и развивать потенциал 
  региональных организаций.
 
  - максимально использовать направления движения ОАО «ГАЗ», «ОАО «УАЗ», ОАО «ПАЗ» по развитию собственных ТПС как предприятий, торгующих основной долей запчастей к автомобилю. 
  Запасные  части ОАО «ЗМЗ» должны продавать 
  вместе с запасными частями к автомобилю.
 
  - в тех регионах, где нет или экономически нецелесообразно организовывать центр реализации запчастей - использовать опыт и потенциал наиболее развитых и адекватных политике завода 
  фирм других регионов или Нижегородской 
  области, при условии представления ими 
  программы развития региона и контролируемости 
  исполнения программы завода.
 
  - завод при работе с дилерами рассматривает себя крупнооптовым поставщиком продукции, а дилера крупнооптовым 
  потребителем, получающим продукцию в 
  объемах, не менее установленных заводом 
  минимальных норм отгрузки.
 
  - каждый в отдельности дилер не должен превышать в объеме отгрузки завода 5-7%, для исключения возможности 
  серьёзного единоличного влияния на сбытовую 
  политику.
 
  - реформирование ТПС должно быть планомерным 
  и поэтапным, без резких изменений действующих 
  правил, что позволит сохранить объемы 
  продаж и перейти от количественного к 
  более качественному составу дилерской 
  сети.
 
В 2003 году ОАО «Заволжский моторный 
завод» реализовал свою продукцию 
через 120 организаций в России, СНГ и странах 
дальнего зарубежья.
В России через ТПС (товаропроводящая 
сеть), состоящую из 61 организации, реализовано 
продукции на 2 млрд. 745 млн. рублей (включая 
НДС). Стабильно, практически ежемесячно, 
получали продукцию 51 дилер, при этом 10 
организаций можно отнести к «разовым» 
потребителям.
Двенадцать наиболее крупных дилеров 
реализовали 40,2% всей продукции ОАО 
«ЗМЗ»,  среди них:
  - ЧП Чиркунов (г. Балахна)
 
  - Русавтогаз (Н.Новгород)
 
  - «Заволжские моторы» (Заволжье)
 
  - Снабавтодеталь (г. Балахна)
 
  - ТД «Пигма» (Н.Новгород) 
 
  - Мотордеталь (Заволжье)
 
  - Орбита-моторс(Москва)
 
  - Чайка-сервис (Краснодар)
 
  - Красгазсервис (Красноярск)
 
  - Евротранс (Санкт-Петербург)
 
  - СПАРЗ-2(Санкт-Петербург)
 
  - Росавто (Ростов-на-Дону)
 
Из поставок на экспорт наибольшую 
долю составили поставки в Украину (14 организаций) 
– 53,1%  от всего объема поставок на экспорт, 
Казахстан (13 организаций) – 16,4%, Германию 
(3 организации) – 8,5%, Азербайджан (3 организации)  
и Кубу (7 организаций) – по 4,7%.
На 2004 год контракты на поставку 
продукции ОАО «ЗМЗ» подписаны с 50 дилерами. 
В семи странах СНГ с 37 организациями и 
в десяти странах дальнего зарубежья с 
22 организациями.
        Сегментация потребителей по географическому признаку
 
Географически дилеров ОАО «ЗМЗ»  
можно условно разделить на группы:
  - региональные дилеры, работающие в своих и близлежащих регионах.
 
  - дилеры, работающие преимущественно в регионах, где нет региональных дилеров завода.
 
Развитие региональных продаж – 
одно из наиболее важных стратегических 
целей продвижения  и каналов 
сбыта, которое даст заводу возможность 
более четко планировать номенклатуру 
запасных частей, позволит быстрее и проще 
решить проблемы с выборкой заявленной 
продукции, позволит сократить канал продвижения 
до двух уровней, приближаясь к конечному 
потребителю. На сегодня в регионах работает 
30 дилеров. Они реализуют 24% всех запчастей 
ЗМЗ.
Дилеры преимущественно работающие 
в тех регионах где нет региональных 
дилеров завода это дилеры Нижегородского 
региона – 14-ти дилеров с наибольшей долей 
продаж запасных частей ОАО «ЗМЗ» – 55% 
общего объема реализации запасных частей 
–. 
Кроме этого дилерская сеть ОАО 
«ЗМЗ» включает в себе еще и 27 
дилеров в шести странах СНГ: 
Украина, Казахстан, Азербайджан, Молдова, 
Грузия и Армения.
Диаграмма 11. Географическое распределение 
дилерской сети ОАО «ЗМЗ»
    SWOT-анализ производства запасных 
    частей
 
Таблица 7
S (strengths – сильные стороны)  | 
  W (weaknesses – слабые стороны)  | 
Известность марки «ЗМЗ» 
  Приверженность и лояльность потребителей 
  к марке ОАО «ЗМЗ» 
  Наличие товаропроводящей сети   
  Наличие сети гарантийного обслуживания 
  Современные методы продвижения продукции 
  – фирменная упаковка, мерчендайзинг, 
  активная рекламная деятельность. 
  Изготовление запчастей на основном 
  технологическом оборудовании  
   | 
  Старение парка основного оборудования 
  Качество заготовок и комплектующих 
  Узкий сегмент рынка 
  Большое количество контрафактной 
  продукции 
  Отсутствие системы предупреждения 
  дефектов 
  Неразвитая дилерская сеть в регионах 
  Неразвитое сервисное обслуживание 
  в регионах 
  Медленное реагирование на действия 
  конкурентов 
  Низкая информированность потребителей 
  об отличиях подлинной продукции 
  ЗМЗ от поддельной    | 
O (opportunities – возможности)  | 
  T (threats – угрозы)  | 
Благоприятная таможенная политика в 
  странах СНГ 
  Увеличение спроса на грузовые автомобили 
  и автобусы 
  Возможность привлечения иностранных 
  инвестиций 
  Возможность поставки двигателей в 
  Китай и Иран, а вместе с ними и запчастей 
  к ним 
  Постоянное совершенствование 
  защиты продукции от подделки  
  Постоянное пополнение автомобильного 
  парка с двигателями ЗМЗ 
  Совершенствование ТПС в регионах 
  Совершенствование логистики 
  Контроль реализации запасных частей 
  в ТПС 
  Диверсификация производства  | 
  Неблагоприятная таможенная политика 
  в странах дальнего зарубежья  
  Ужесточение экологических стандартов 
  Рост тарифов естественных монополий 
  Снижение конкурентоспособности от 
  вступления в ВТО 
  Появление новых конкурентов на 
  рынке запчастей 
  Усиление недобросовестной конкуренции 
  Организация производств комплектующих 
  в России ведущими мировыми фирмами 
  Сокращение рынка запасных частей 
  за счет повышения качества двигателей 
  и их коплектующих 
   | 
  Корпоративная стратегия ОАО «ЗМЗ»
 
Корпоративная стратегия компании 
формулируется в соответствии с 
целями предприятия и на основе проведенного 
стратегического анализа. Основные предпосылки 
для формирования корпоративной стратегии 
на 2005-2009 г.г., подробно рассмотрены в разделах 
«Анализ стратегических 
позиций производства двигателей» и 
«Анализ стратегических 
позиций производства запасных частей 
для двигателей»:
  - ужесточение конкурентной борьбы на рынке в следствии:
 
  
    - неизбежной интеграции РФ в мировую экономику;
 
    - вступления в ВТО;
 
    - интенсивного развития техники и технологий в мировой промышленности, 
    приводящего к выравниванию себестоимости 
    российского и мирового производства;
 
    
  - ужесточение требований к продукту, как со стороны потребителей, так и со стороны государства;
 
  - рост автомобильного рынка, происходящий в большей степени за счет роста производства 
  СП. Отсутствие серьезных перспектив роста 
  отечественного автопрома;
 
  - постепенное, но неуклонное смещение потребительского спроса в сторону более дорогих автомобилей, подкрепленное 
  соответствующим ростом доходов населения;
 
  - ограниченность жизненных циклов существующих продуктов ОАО «ЗМЗ» и продуктов компаний – основных потребителей.
 
В соответствии с вышеназванными предпосылками 
для дальнейшего роста предприятия 
его корпоративная стратегия должна быть 
направлена на усиление конкурентных 
преимуществ, за счет:
  - увеличения объемов продаж в результате модернизации существующих двигателей;
 
  - внедрение системы инновационного менеджмента;
 
  - создания новых перспективных продуктов;
 
  - организации стратегического партнерства с ведущим (ми) мировым производителем по производству 
  двигателей и автомобильных компонентов;
 
  - оптимизации численности персонала и организационной структуры в соответствии с «масштабами производства»;
 
  - вывод непрофильных бизнесов и самостоятельное их развитие;
 
  - оптимизации логистических потоков;
 
  - расширения экспортных рынков сбыта;
 
  - реализации мероприятий, направленных на повышение качества выпускаемой продукции и повышение стабильности 
  характеристик двигателей;
 
  - оптимизации закупок, работы с надежными, зарекомендовавшими себя поставщиками.
 
    Реструктуризация  предприятия
 
Необходимость реструктуризации предприятия 
вызвана следующими основными причинами
  - сокращение объема производства двигателей в сравнении со старым проектным заданием, разработанным в 
  1983 г.;
 
  - изменение структуры программы производимых двигателей, 
  вызванное значительным сокращением выпуска 
  двигателей семейств ЗМЗ-402 и ЗМЗ V-8 и ростом 
  выпуска двигателей семейства ЗМЗ-406;
 
  - необходимостью снижения издержек;
 
  - повышением эффективности бизнеса.
 
 
Цель проведения реструктуризации 
– повышение стоимости бизнеса ОАО «ЗМЗ».
Реструктуризация планируется 
в основном производстве, в непрофильных 
производственных подразделениях 
и  в инфраструктуре.
      Реструктуризации основной производственной деятельности
 
        Задачи реструктуризации
 
  - обеспечение выпуска продукции в 
  соответствии с прогнозом продаж;
 
  - снижение затрат производственных процессов;
 
  - освобождение производственных площадей с целью последующего размещения новых производств;
 
  - организация специализированных участков, позволяющих осваивать новые виды продукции без значительных 
  капитальных вложений.
 
        Принципы реструктуризации
 
  - оптимальная логистика материальных и информационных потоков, ресурсов;
 
  - специализация на основе использования однотипного оборудования;
 
  - совершенствование технологических процессов.
 
Для решения вышеназванных задач 
планируется:
  - оптимизация мощностей без перемещения оборудования из цеха (24 коленвала, оси коромысел, сборочного конвейера ЦСиД-4);
 
  - оптимизация с объединением разных участков (распредвалов, 402 блока цилиндров);
 
  - оптимизация с перемещением на другие производственные площади, в другие корпуса (подсборка головки блока, зубчатого обода, шестерен);
 
  - оптимизация мобилизационных мощностей двигателей V-8 и ЗМЗ-402 до 30,0 тыс.шт. в год;
 
  - оптимизация производства двигателей V-8 и ЗМЗ-402 путем сборки на одном 
  конвейере с организацией на высвобожденных 
  площадях сборки дизельных двигателей;
 
  - вывод механической обработки деталей из МСЦ-1 (шестерен, звездочек, картера масляного, крышек клапанов);
 
  - организация специализированного участка по обработке алюминиевых 
  деталей двигателей V-8 и ЗМЗ-402 на обрабатывающих 
  центрах.
 
        Этапы проведения реструктуризации производств
 
На первом этапе (2004-2005г.г.) перемещения 
производств планируется:
  - высвобождение площадей для размена;
 
  - организация специализированных  участков 
  – распредвалов, шкивов, маховиков, коллекторов, 
  осей коромысел и стоек, сцеплений.
 
На втором этапе (2006-2007г.г.) перемещения 
производств планируется:
  - организация производства в МСЦ-1 с высвобождением резервной площади;
 
  - организация специализированных  участков 
  по обработке – алюминиевых блоков цилиндров, 
  головок цилиндров, алюминиевых деталей 
  и деталей для двигателей семейства ЗМЗ-215 
  и дизельного.
 
        Прогнозируемые результаты реструктуризации 
 
Прогнозируется, что по сравнению 
с 2004г. в 2009г.: 
  - расчетная численность производственных рабочих возрастет с 3270 до 4680 чел.;
 
  - расчетная численность работающих сократится с 15410 до 11530 чел.;
 
  - производственные площади сократятся с 217 270 до 160 270 м2;
 
  - выработка на 1 производственного рабочего увеличится с 2,56 до 5,04 
  млн.руб./год.
 
      Реструктуризация непрофильных активов, управления и инфраструктуры
 
        Задачи реструктуризации
 
  - концентрация ресурсов и усилий менеджмента ОАО «ЗМЗ» на основном бизнесе;
 
  - повышение эффективности работы дочернего предприятия за счет изменения мотивации 
  менеджмента (нацеленность на получение 
  прибыли, переход к работе в конкурентных 
  условиях рыночной экономики, когда завод 
  не содержит подразделение, а приобретает 
  его продукцию необходимого качества 
  и количества по соответствующей цене); 
 
  - обособление доходов и расходов дочернего предприятия. Определение реальной прибыльности или убыточности 
  подразделения для принятия решения о 
  дальнейших перспективах развития. 
 
        Принципы реструктуризации
 
  - непрофильность по отношению к основной производственной деятельности;
 
  - возможность развития бизнеса в т.ч. за счет сторонних (по отношению к ОАО «ЗМЗ») заказав;
 
  - востребованность услуг (для инфраструктурных бизнесов) как стороны ОАО «ЗМЗ», так и со стороны дочерних предприятий и сторонних организаций.