Лекции по "Возрастная анатомия, физиология и гигиена"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 18:25, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Предмет и значение курса «Возрастная физиология и школьная гигиена»
Возрастная анатомия и физиология изучает особенности строения и жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза.
Предметом возрастной анатомии и физиологии являются особенности строения и развития физиологических функций, их формирования и регуляции, жизнедеятельности организма и механизмов его приспособления к внешней среде на разных этапах онтогенеза.

Вложенные файлы: 1 файл

Конспекты лекций.doc

— 3.01 Мб (Скачать файл)

тип слабый, характеризующийся быстрой  истощаемостью нервных клеток, приводящей к потере работоспособности.

  1. Слабый тип соответствует меланхолическому темпераменту;
  2. сильный неуравновешенный тип - холерическому темпераменту;
  3. сильный уравновешенный, подвижный тип - сангвинистическому темпераменту;
  4. сильный уравновешенный, с малой подвижностью нервных процессов - флегматическому темпераменту.

Выделяют четыре типа нервной деятельности у детей:

  1. Сильный, уравновешенный, оптимально возбудимый, быстрый тип. Характеризуется быстрым образованием условных рефлексов, прочность этих рефлексов значительная. Дети этого типа способны к выработке тонких дифференцировок. Безусловнорефлекторная деятельность их регулируется функционально сильной корой. Дети этого типа имеют хорошо развитую речь, с богатым словарным составом.
  2. Сильный, уравновешенный, медленный тип. У детей этого типа условные связи образуются медленнее, угасшие рефлексы восстанавливаются также медленно. Дети этого типа характеризуются выраженным контролем коры над безусловными рефлексами и эмоциями. Они быстро обучаются речи, только речь у них несколько замедленная. Активны и стойки при выполнении сложных заданий.
  3. Сильный, неуравновешенный, повышенно возбудимый, безудержный тип. Характеризуется недостаточностью тормозного процесса, сильно выраженной подкорковой деятельностью, не всегда контролируемой корой. Условные рефлексы у таких детей быстро угасают, а образующиеся дифференцировки неустойчивы. Дети такого типа отличаются высокой эмоциональной возбудимостью, вспыльчивостью, аффектами. Речь у детей этого типа быстрая, с отдельными выкрикиваниями.
  4. Слабый тип с пониженной возбудимостью. Условные рефлексы образуются медленно, неустойчивы, речь часто замедленная. Легкотормозимый тип. Характерна слабость внутреннего торможения при сильно выраженных внешних тормозах, чем объясняется трудность привыкания детей к новым условиям обучения, их изменениям. Дети этого типа не переносят сильных и продолжительных раздражений, легко утомляются.

 

4.4. Внимание; виды, физиологический  механизм, развитие с возрастом.

 

Одним из свойств психики  является ее избирательная направленность. Направленность сознания - это отбор существенных в данный момент воздействий, а сосредоточенность - это отвлечение от побочных раздражителей.

Внимание - организация  всей психической деятельности, состоящая  в избирательной ее направленности и сосредоточенности на объектах деятельности.

Внимание, обеспечивая выделение  значимых для данной деятельности объектов, представляет собой оперативно-ориентирующую  функцию психики.

Выделение значимых объектов осуществляется как во внешней среде - внешненаправленное внимание, так и из фонда самой психики - внутринаправленное внимание.

Основным физиологическим  механизмом внимания является функционирование очага оптимального возбуждения, или  доминанты. Благодаря оптимальному возбуждению в определенной области коры мозга создаются условия для наиболее точного и полного отражения того, что особенно значимо в данный момент, и блокируется отражение всего того, что не имеет отношения к текущей деятельности.

Физиологическим механизмом внимания является и врожденный ориентировочный рефлекс. Мозг выделяет из окружающей среды каждый новый необычный раздражитель. Функционирование ориентировочного рефлекса сопровождается соответствующей настройкой анализаторов, повышением их чувствительности, а также общей активизацией деятельности мозга. Исследованиями нейропсихологов было установлено, что сохранение направленного, программированного действия и торможение всех реакций на побочные воздействия осуществляется лобными долями коры головного мозга.

Лобные доли коры мозга  связаны со всей произвольной сознательной деятельностью, с функционированием речи. Это свидетельствует о сущности внимания как способе функционирования всего сознания.

 Виды внимания

Психические процессы могут  иметь непроизвольную (не зависящую  от воли) направленность. В этих случаях они организованы в форме непроизвольного (непреднамеренного) внимания. Так, резкий, неожиданный сигнал вызывает внимание помимо нашей воли.

Но основной формой организации  психических процессов является произвольное (преднамеренное) внимание, характеризующееся планомерной направленностью сознания. Произвольное внимание обусловлено вычленением значимой информации.

Способность произвольно  направлять психическую деятельность - одна из основных особенностей сознания человека. В процессе деятельности произвольное внимание может перейти в послепроизвольное, не требующее постоянных волевых усилий.

 Свойства внимания - направленность, объем, распределенность, сосредоточенность, интенсивность, устойчивость и переключаемость - связаны со структурой деятельности человека. На первоначальном этапе деятельности, при осуществлении общей ориентации, когда предметы этой обстановки еще равнозначимы, основной особенностью внимания является широта, равномерно распределенная направленность сознания на несколько объектов. На этой стадии деятельности еще нет устойчивости внимания. Но это качество приобретает существенное значение, когда из имеющихся объектов выявляются наиболее значимые для данной деятельности. Психические процессы концентрируются на этих объектах.

Объемом внимания называется количество объектов, которое человек  может одновременно осознавать с  одинаковой степенью ясности.

Распределенность внимания - направленность сознания на выполнение нескольких одновременных действий. Так, следователь, производя обыск, одновременно обследует помещение, поддерживает контакт с обыскиваемым, наблюдает за малейшими изменениями его психического состояния, делает предположение о наиболее вероятных местах хранения искомых объектов. Распределение внимания зависит от опыта, навыков и умений.

Концентрация внимания - степень сосредоточенности сознания на одном объекте, интенсивность  направленности сознания на этот объект. Переключаемость внимания - скорость произвольной смены объектов психических  процессов. Это качество внимания в значительной мере зависит от индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности человека - уравновешенности и подвижности нервных процессов.

Устойчивость внимания - продолжительность сосредоточенности  психических процессов на одном объекте. Она зависит от значимости объекта, от характера действий с ним и от индивидуальных особенностей человека.

Внимание - состояние психического взаимодействия индивида со средой. Оптимальный  уровень психической активности человека определяется прежде всего естественным циклом чередования сна и бодрствования. Уровень бодрствования определяется содержанием деятельности человека, его отношением к этой деятельности, его интересами, увлеченностью. Наиболее высокие уровни психической активности связаны с состоянием вдохновения, медитации, религиозного экстаза. Все эти состояния связаны с глубоким эмоциональным переживанием наиболее значимых для данной личности явлений.

Наше восприятие событий  и наши действия зависят от наших  личностных и ситуативных состояний. В критических состояниях у многих людей ослабляется адекватная взаимосвязь  с внешним миром - личность погружается  в субъективный мир «суженного сознания».

Организованность сознания человека выражается в его внимательности, в степени ясности осознания объектов действительности.

Различный уровень внимательности - показатель организованности сознания. Отсутствие четкой направленности сознания означает его дезорганизованность.

Одним из состояний частичной  дезорганизованности сознания является рассеянность.

Рассеянность может возникнуть в результате быстрой смены впечатлений, когда человек не имеет возможности  сосредоточиться на каждом из них  в отдельности. Так, у человека, пришедшего впервые в цех большого завода, может возникнуть состояние рассеянности под влиянием большого разнообразия воздействий.

Рассеянность может возникнуть и под влиянием однообразных, монотонных, малозначимых раздражителей.

Причинами рассеянности могут быть неудовлетворенность своей деятельностью, сознание ее ненужности или малозначительности. Рассеянность возникает и при непонимании воспринимаемого и т.д. Уровень организации сознания зависит от содержания деятельности. Очень длительная, непрерывная работа в одном направлении приводит к переутомлению - нейрофизиологическому истощению. Переутомление сначала выражается в диффузной иррадиации процесса возбуждения, в нарушении дифференцировочного торможения (человек становится неспособным к тонкому анализу, различению), а затем возникает общее охранительное торможение, сонное состояние.

Одним из видов временной  дезорганизации сознания является апатия - состояние безразличия к внешним  воздействиям. Это пассивное состояние  связано с резким понижением тонуса коры мозга и субъективно переживается как тягостное состояние. Апатия может возникнуть в результате нервного перенапряжения или в условиях сенсорного голода. Апатия в известной мере парализует психическую деятельность человека, притупляет его интересы, понижает ориентировочно-исследовательскую реакцию.

Наивысшая степень непатологической дезорганизации сознания возникает  при стрессах и аффектах.

Итак, для активного взаимодействия со средой необходимо побуждение к  деятельности, оперативная ориентация в изменениях среды и регуляция деятельности.

 

4.5. Сон и психическая  деятельность. Значение сна в  обучении и воспитании.

 

Поскольку дети легко утомляются, для восстановления нормального состояния нервных клеток огромное значение имеет правильно организованный сон. Общая суточная продолжительность сна и частота его в дневное время с возрастом детей уменьшаются, а время бодрствования, наоборот, увеличивается.

Сон – это периодически функциональное состояние человека, характеризующееся отсутствием  целенаправленной деятельности и активных связей с окружающей средой. Во время сна активность мозга не уменьшается, а перестраивается.

Сон дает наиболее полный отдых центральной  нервной системе. Сон – это  защитное приспособление от переутомления  нервной системы. Грудные дети спят 20 – 22 часа, от 2,5 мес.до  года – 17 – 15 ч., от 1 года до 2 лет 14,5 – 13,5 ч, от 2 до 7 лет – 12,11 часов, школьники – 9 – 11 ч, взрослые люди – 7 - 8 ч.

Стадии сна.

За время сна у человека наблюдается 3 – 5 периодических смен медленного и быстрого  сна.

Медленный сон наступает после засыпания, длится 60 – 90 мин. Снижается обмен веществ и активность сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, выделительной систем, мышцы расслабляются, температура понижается. Сновидения отражают процессы мышления и пересказ событий прошедшего дня, они абстрактны и познавательны. Может происходит разговор во сне, возникают ночные страхи у детей и снохождения.

Быстрый сон – наступает после медленного сна, длится 10 – 15 мин. Активизируется деятельность внутренних органов. Появление реалистичных эмоциональных сновидений.

Механизм сна. Согласно представлениям И.П. Павлова, сон по своей физиологической сущности является торможением, распространившимся по коре и подкорковым образованиям мозга. При этом активный сон развивается под влиянием тормозных условных раздражителей, а пассивный - при ограничении потока афферентных импульсов в кору больших полушарий головного мозга.

Наступление сна связывают с  возбуждением структур, расположенных  в области таламуса. Эти структуры подавляют активность ретикулярной функции. 
Во время сна меняется физиологическая активность организма. 

Во время сна ребенок  не должен лежать, укрывшись одеялом  с головой, на животе, уткнувшись носом  в подушку, на подушке лежит только голова, а не корпус ребенка. Вредно детям долго лежать на одном боку.

Длительное пребывание тела ребенка в одном и том  же положении может (ввиду большой эластичности его костей) привести к деформации черепа, грудной клетки, позвоночника, таза.

Чтобы дети быстро засыпали и крепко спали, их укладывают всегда в одно и то же время. При засыпании недопустимы яркий свет, громкие разговоры, другие шумы. Детей перед сном нельзя обильно кормить и поить, особенно крепким чаем, кофе, какао, рассказывать им страшные сказки, недопустимы подвижные игры, просмотр телевизионных передач, предназначенных взрослым. Очень важно также, чтобы дома у ребенка была своя кровать, так как сон в одной постели с другими детьми или со взрослыми не создает условий для полноценного отдыха, способствует заражению инфекционными болезнями, может привести к преждевременному пробуждению полового чувства.

 

Эмоции, их мотивации, возрастные особенности.

 

Познавая  действительность, человек так или  иначе относится к предметам  и явлениям окружающего мира: к вещам, событиям, другим людям. Одно – радует его, другое – печалит, возмущает. Радость, гнев, печаль, восхищение – это различные виды субъективного отношения человека к действительности, или эмоции.

Эмоции  – это психический процесс, отражающий субъективное отношение человека к факторам действительности; элементарная форма переживания человеком своего отношения к предметам действительности, отличающаяся непосредственным и пристрастным характером и обусловленная актуальными потребностями субъекта.

Информация о работе Лекции по "Возрастная анатомия, физиология и гигиена"