Лекции по "Возрастная анатомия, физиология и гигиена"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 18:25, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Предмет и значение курса «Возрастная физиология и школьная гигиена»
Возрастная анатомия и физиология изучает особенности строения и жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза.
Предметом возрастной анатомии и физиологии являются особенности строения и развития физиологических функций, их формирования и регуляции, жизнедеятельности организма и механизмов его приспособления к внешней среде на разных этапах онтогенеза.

Вложенные файлы: 1 файл

Конспекты лекций.doc

— 3.01 Мб (Скачать файл)

  Термин «рефлекс», как уже отмечалось, был введен в физиологию французским ученым Рене Декартом в XVII веке. Но для объяснения психической деятельности он был применен лишь в 1863 году основоположником русской материалистической физиологии М.И.Сеченовым. Развивая учение И.М.Сеченова, И.П.Павлов экспериментально исследовал особенности функционирования рефлекса.

Все рефлексы делятся на две группы: условные и безусловные. Безусловные рефлексы - врожденные реакции организма на жизненно важные раздражители (пищу, опасность и т.п.). Они не требуют каких-либо условий для своей выработки (например, рефлекс мигания, выделение слюны при виде пищи).

Безусловные рефлексы представляют собой природный запас готовых, стереотипных реакций организма. Они  возникли в результате длительного эволюционного развития данного вида животных. Безусловные рефлексы одинаковы у всех особей одного вида; это физиологический механизм инстинктов. Но поведение высших животных и человека характеризуется не только врожденными, т.е. безусловными реакциями, но и такими реакциями, которые приобретены данным организмом в процессе его индивидуальной жизнедеятельности, т.е. условными рефлексами.

Условные рефлексы - физиологический  механизм приспособления организма  к изменяющимся условиям среды.

Условные рефлексы - это  такие реакции организма, которые  не являются врожденными, а вырабатываются в различных прижизненных условиях. Они возникают при условии  постоянного предшествования различных  явлений тем, которые жизненно важны  для животного. Если же связь между этими явлениями исчезает, то условный рефлекс угасает (например, рычание тигра в зоопарке, не сопровождаясь его нападением, перестает пугать других животных).

Мозг не идет на поводу только текущих воздействий. Он планирует, предвосхищает будущее, осуществляет опережающее отражение будущего. В этом состоит самая главная особенность его работы. Действие должно достичь определенного будущего результата - цели. Без предварительного моделирования мозгом этого результата невозможна регуляция поведения.

И.П. Павлов выделил две  разновидности торможения условных рефлексов – безусловное (внешнее) и условное (внутреннее) торможение.

Безусловное торможение. Полная остановка  начавшегося рефлекса или снижение его активности под воздействием изменений во внешней среде называется безусловным торможением. Под действием нового раздражителя (проникающего извне шума, изменения освещения и т. д.) в коре головного мозга создается другой (особый) очаг возбуждения, задерживающий или прерывающий начавшийся рефлекторный акт. Выяснено, что чем моложе условный рефлекс, тем легче он поддается торможению. Это связано с развитием процесса индукции в центральной нервной системе. Поскольку торможение вызывается посторонним раздражителем, Павлов назвал его внешним, или индукционным, торможением. Безусловное торможение возникает внезапно, оно свойственно организму от рождения и характерно для всей центральной нервной системы.

Внешнее торможение может наблюдаться  у детей, работающих в коллективе, когда любой шум, проникающий  в помещение, нарушает течение рефлекторного акта. Например, во время урока дети услышали резкий визг тормозов автомобиля. Ученики поворачиваются в сторону сильного раздражителя, теряют внимание, равновесие и рациональную позу. В результате возможны ошибки и т. д.

Безусловное торможение может наступить  и без появления второго очага  возбуждения. Это случается при  снижении или полном прекращении  работоспособности клеток коры головного  мозга из-за большой силы раздражителя. Для предотвращения разрушения клетки впадают в состояние торможения. Такой вид торможения называют запредельным, он играет охранительную роль в организме.

Условное (внутреннее) торможение. Такой  вид торможения характерен для высших отделов центральной нервной  системы и развивается только при отсутствии подкрепления условного сигнала безусловным раздражителем, т. е. при несовпадении во времени двух очагов возбуждения. Оно вырабатывается постепенно в процессе онтогенеза, иногда с большим трудом. Выделяют угасательное, дифференцировочное условное торможение.

Угасательное торможение развивается, если повторение условного сигнала  не подкрепляется безусловным. Например, хищник реже появляется в тех местах, где количество добычи уменьшилось, потому что выработанный ранее условный рефлекс из-за отсутствия подкрепления пищей, которое было условным раздражителем, угасает. Это способствует приспосабливанию животных к меняющимся условиям жизни.

 

 

Тема 4. Высшая нервная  деятельность

 

  • 4.1. Возрастные особенности развития мозга у детей. Возрастные особенности развития коры головного мозга.
  •  

  • Нервная система человека развивается из наружнего зародышевого листка – эктодермы. На ранних стадиях эмбрионального развития она имеет вид трубки, из передней части которой развивается головной мозг.

    Нервная система является одной из наиболее быстро развивающихся систем человеческого организма.

    У новорожденного строение мозга практически сходно с таковым взрослого человека. Основное количество нейронов формируется уже к 20–24 неделе и остается постоянным до пожилого возраста. В дальнейшем увеличивается только число связей между нейронами.

    Во время родов мозг ребенка низкочувствителен к  кислородной недостаточности, имеет  замедленный обмен веществ, а  также получает энергию анаэробным путем. Масса головного мозга  новорожденного составляет 1/8 массы тела.

    Наиболее интенсивно головной мозг человека развивается в первые два года жизни, затем темпы снижаются, но остаются высокими до 7 лет.

    Окончательное созревание заканчивается к 21 году, при этом масса увеличивается по сравнению с новорожденным в 4–5 раз и составляет в среднем 1300–1400 г.

    Изменение размеров, формы и массы  мозга сопровождается изменением его  внутренней структуры: усложняются  строение нейронов, форма межнейронных связей, формируются различные проводящие пути головного мозга.

    Развитие головного мозга  идет гетерохронно (неравномерно). В  первую очередь созревают те нервные  структуры, от которых зависит нормальная жизнедеятельность организма на данном возрастном этапе. Функциональной полноценности прежде всего достигают стволовые, подкорковые и корковые структуры, регулирующие вегетативные функции организма. Эти отделы приближаются по своему развитию к мозгу взрослого человека уже к 2–4-летнему возрасту ребенка. Окончательное формирование структур стволовой части головного мозга, и особенно промежуточного, завершается в 13–16 лет, когда заканчивается половое развитие подростков.

    Морфологическая незрелость коры больших  полушарий ребенка.

    Функциональное недоразвитие коры является причиной слабого контроля над подкорковыми образованиями, в результате чего регуляция жизнедеятельности организма осуществляется в основном за счет безусловных рефлексов. У новорожденного большую часть суток кора не функционирует, и он спит 22 часа. Неучастие коры в координации тонуса мышц и движений и работе органов чувств объясняет то, что движения новорожденного неточны и несогласованны, ориентировочные (зрительные и слуховые) рефлексы слабо выражены.

    Отсутствует контроль со стороны  высших вегетативных центров, в результате чего имеется несовершенство терморегуляции и других вегетативных процессов. Однако уже спустя неделю после рождения у ребенкначинают образовываться первые условные рефлексы, способствующие поддержанию гомеостаза, то есть обеспечивающие большую приспособляемость к внешней среде.

    В первые 7 лет жизни ребенка  быстро увеличивается масса головного  мозга, идет формообразование больших  полушарий, рост и дифференцировка  их нейронов. Вслед за морфологическими изменениями наступает и функциональное созревание: благодаря корковому контролю над спинным мозгом (тормозящее действие) более координированными становятся движения ребенка (ходьба, бег, прыжки и т. д.), достаточно хорошо функционируют анализаторы, быстро образовываются условные рефлексы первой и второй сигнальных систем. Однако функциональная незрелость полушарий в этом возрасте проявляется в относительной слабости процессов торможения (кора) и в относительной легкости иррадиации (распространения) процессов возбуждения (подкорка) при малой концентрации возбудительного и тормозного процессов.

    Эти возрастные функциональные особенности  высшей нервной деятельности детей  и подростков отражаются на их поведении, для которого характерно:

    1) малая концентрация (большая отвлекаемость)  и время активного внимания;

    2) неусидчивость;

    3) импульсивность поведения;

    4) подражательность, внушаемость и  т. д.

    Только к 14 годам усиливаются (воспитываются) процессы торможения и  совершенствуется концентрация процессов  возбуждения и торможения, в связи  с чем продолжительность активного  внимания в этом возрасте увеличивается.

    К 18–21 годам морфологическое  развитие больших полушарий заканчивается, но их функциональное совершенствование  продолжается и у взрослых людей, что определяет их индивидуальные различия в объеме приобретенной памяти (условные рефлексы в виде знаний, умений, навыков), в виде мышления и способности к анализу (установление причинноследственных связей), силе воли (способности управлять своими потребностями) и другие особенности высшей нервной деятельности, формирующие особенности поведения человека в социальной среде.

     

  • Возрастные особенности первой и второй сигнальной систем.
  •  

  • И. П. Павлов, изучая высшую нервную деятельность, создал учение о первой и второй сигнальных системах.

    Первая сигнальная система - анализ и синтез непосредственных, конкретных сигналов предметов и явлений окружающего мира, приходящих от зрительных, слуховых и других рецепторов организма.

    Вторая сигнальная система - (только у человека) связь между словесными сигналами и речью, восприятии слов—слышимых, произносимых (вслух или про себя) и видимых (при чтении).

    Развитие речи — это трудная  задача. Она требует координации  деятельности дыхательных мышц, мышц гортани, языка, глотки и губ. Пока эта  координация не развилась, ребенок  произносит многие звуки и слова  неправильно.

    Облегчить формирование речи можно верным произношением слов и грамматических оборотов, чтобы  ребенок постоянно слышал нужные ему образцы. Взрослые, как правило, обращаясь к ребенку, стараются  копировать звуки, которые произносит ребенок, полагая, что таким образом они смогут найти с ним «общий язык». Это - глубокое заблуждение. Между пониманием ребенком слов и умением их произносить существует огромная дистанция. Отсутствие нужных образцов для подражания задерживает становление речи ребенка.

    Ребенок начинает понимать слова очень рано, и поэтому, для развития речи важно «разговаривать» с ребенком с первых дней после его рождения. Меняя распашонку или пеленку, перекладывая ребенка или подготавливая его к кормлению, желательно делать это не молча, а обращаться к ребенку с соответствующими словами, называя свои действия.

    Первая сигнальная система - анализ и синтез непосредственных, конкретных сигналов предметов и  явлений окружающего мира, приходящих от зрительных, слуховых и других рецепторов организма и составляющих

    Вторая сигнальная система - (только у человека) связь между  словесными сигналами и речью, восприятии слов—слышимых, произносимых (вслух  или про себя) и видимых (при  чтении).

    На втором году развития ребенка совершенствуются все виды условно-рефлекторной деятельности и продолжается формирование второй сигнальной системы, значительно увеличивается словарный запас (250—300 слов); непосредственные раздражители или их комплексы начинают вызывать словесные реакции. Если у годовалого ребенка условные рефлексы на непосред­ственные раздражители образуются в 8—12 раз быстрее, чем на слово, то в два года слова приобретают сигнальное значение.

    Решающее значение в  формировании речи ребенка и всей второй сигнальной системы в целом  имеет общение ребенка со взрослыми, т.е. окружающая социальная среда и процессы обучения. Этот факт — еще одно доказательство решающей роли среды в развертывании потенциальных возможностей генотипа. Дети, лишенные языковой среды, общения с людьми, не владеют речью, более того, их интеллектуальные способности остаются на примитивном животном уровне. При этом возраст с двух до пяти является «критическим» в овладении речью. Известны случаи, что дети, похищенные волками в раннем детстве и возвращенные в человеческое общество после пяти лет, способны научиться говорить лишь в ограниченных пределах, а воз­вращенные лишь после 10 лет не в состоянии произнести уже ни одного слова.

     

     

    4.3 Типы ВНД, возрастные  особенности, значение типов ВНД  в осуществлении индивидуального  подхода в обучении.

     

    Индивидуальные свойства нервной системы обусловлены наследственными особенностями индивидуума и его жизненным опытом. Совокупность этих свойств называют типом высшей нервной деятельности.

    Типы ВНД:

    тип сильный, но неуравновешенный с  преобладанием возбуждения над торможением;

    тип сильный, уравновешенный, с большой  подвижностью нервных процессов;

    тип сильный, уравновешенный, с малой  подвижностью нервных процессов;

    Информация о работе Лекции по "Возрастная анатомия, физиология и гигиена"