Лекции по "Возрастная анатомия, физиология и гигиена"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 18:25, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Предмет и значение курса «Возрастная физиология и школьная гигиена»
Возрастная анатомия и физиология изучает особенности строения и жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза.
Предметом возрастной анатомии и физиологии являются особенности строения и развития физиологических функций, их формирования и регуляции, жизнедеятельности организма и механизмов его приспособления к внешней среде на разных этапах онтогенеза.

Вложенные файлы: 1 файл

Конспекты лекций.doc

— 3.01 Мб (Скачать файл)

Конспекты лекций

 

Тема 1. Предмет и значение курса «Возрастная физиология и школьная гигиена»

 

 Возрастная анатомия и  физиология изучает особенности строения и жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза. 

Предметом возрастной анатомии и физиологии являются особенности строения и развития физиологических функций, их формирования и регуляции, жизнедеятельности организма и механизмов его приспособления к внешней среде на разных этапах онтогенеза.

Задачи возрастной анатомии и физиологии: выяснение основных закономерностей возрастного развития; установление параметров возрастной нормы; определение временных границ возрастных периодов; ознакомление необходимыми для педагогов знаниями анатомо-физиологических особенностей и подростков; ознакомление с условно-рефлекторными основами процессов обучения и воспитания детей и подростков и др.

Возрастная анатомия и физиология тесно связана со многими разделами морфологической  и физиологической науки и  широко  использует данные из многих других биологических наук.

Педагогическая эффективность  воспитания и обучения находится  в тесной зависимости от того, в  какой мере учитываются анатомо-физиологические  особенности детей и подростков, периоды развития, для которых  характерна наибольшая восприимчивость  к воздействию тех или иных факторов, а также периоды повышенной чувствительности и пониженной сопротивляемости организма.

Ученные, занимающиеся проблемами возрастной анатомии и физиологии, пользуются тремя основными методами научного исследования: наблюдением, естественным и  лабораторным экспериментом.

Школьная гигиена –  наука, изучающая взаимодействие организма  ребенка с внешней средой с  целью разработки на этой основе гигиенических  нормативов и требований, направленных на охрану и укрепление здоровья, гармоничное развитие ми совершенствование функциональных возможностей организма детей и подростков.

 

Тема 2. Индивидуальное развитие человека.

 

2.1. Общие закономерности роста и развития  детей и подростков.

 

Организм как единое целое. Гомеостаз и регуляция  функций в организме. Понятие роста и развития.  Закономерности онтогенетического развития.

 

Организм человека представляет собой  сложнейшую систему иерархически организованных подсистем и систем, объединенных общностью строения и выполняемой функцией. Элементом системы является клетка. Совокупность клеток, сходных по происхождению, строению и функции, образует ткань. Ткани образуют органы. Органы, совместно выполняющие определенную функцию, образуют систему органов.

Все процессы жизнедеятельности организма могут осуществляться только при условии сохранения относительного постоянства внутренней среды организма. К внутренней среде организма относят кровь, лимфу и тканевую жидкость, с которой клетки непосредственно соприкасаются. Способность сохранять постоянство химического состава и физико-химических свойств внутренней среды называют гомеостазом.

В организме  непрерывно происходят процессы саморегуляции  физиологических функций, создающие  необходимые для существования организма условия. Самoрегуляция - свойство биологических систем устанавливать и поддерживать на определенном, относительно постоянном уровне те или иные физиологические или другие биологические показатели.

Процессы роста и развития являются общебиологическими свойствами живой материи. Рост и развитие человека, начинающиеся с момента оплодотворения яйцеклетки, представляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей его жизни. К важным закономерностям роста и развития детей относятся неравномерность и непрерывность роста и развития, гетерохрония и явления опережающего созревания жизненно важных функциональных систем.

  • Возрастная периодизация

В процессе онтогенеза отдельные органы и системы созревают постепенно и завершают свое развитие в разные сроки жизни. Возникает необходимость выделения определенных этапов или периодов развития. Распространенная в настоящее время возрастная периодизация с выделением периода новорожденности, ясельного, дошкольного и школьного возраста, подразделяющегося, в свою очередь, на младший, средний и старший школьный возраст.

Характерной особенностью процесса роста детского организма являются его неравномерность и волнообразность. Периоды усиленного роста сменяются его некоторым замедлением. Пропорции тела с возрастом также сильно меняются. Неравномерность роста - приспособление, выработанное эволюцией.

 Физическое  развитие - важный показатель здоровья  и социального благополучия. Основными  показателями физического развития являются длина тела, масса и окружность грудной клетки, а также используют результаты физиометрических измерений  и соматоскопических показателей. Только руководствуясь совокупностью этих показателей, можно установить уровень физического развития ребенка. 

Оценку физического развития производят по местным, или региональным, таблицам - стандартам физического развития либо по специально составленным оценочным таблицам (шкалам регрессии массы тела и окружности грудной клетки по росту), опираясь на указанные параметры.

 

 

Тема 3. Анатомия и физиология нервной системы.

 

3.1. Значение  нервной системы. 

 

Нервная система, основными функциями которой являются быстрая, точная передача информации, и ее интеграция, обеспечивает взаимосвязь между органами и системами органов, функционирование организма как единого целого, его взаимодействие с внешней средой, регулирует и координирует деятельность различных органов, приспосабливает деятельность всего организма как целостной системы к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.

Нейрон структурная и функциональная единица нервной системы, приспособленная для осуществления приема, обработки, хранения, передачи и интеграции информации. Нейрон состоит из тела и отростков разного типа - дендритов и аксонов.

Основные свойства и функции  элементов нервной системы: раздражимость, возбудимость.

 

3.2 Понятие о нервных центрах.

Спинной мозг представляет собой длинный  тяж. Он заполняет полость позвоночного канала и имеет сегментарное строение, соответствующее строению позвоночника. Спинной мозг осуществляет и проводниковую  функцию. У новорожденных длина спинного мозга 14-16 см, к 10 годам она удваивается. Деятельность спинного мозга у человека в значительной степени подчинена координирующим влияниям вышележащих отделов ЦНС.

Спинной мозг разделен на две  симметричные половины передней и задней продольными бороздами. В центре спинного мозга проходит спинномозговой канал, заполненный спинномозговой жидкостью. Вокруг него сосредоточено серое вещество, на поперечном срезе имеющее форму бабочки и образованное телами нейронов. Наружный слой спинного мозга образован белым веществом, состоящим из отростков нейронов, образующих проводящие пути.

На поперечном разрезе  столбы представлены передними, задними  и боковыми рогами. В задних рогах  находятся ядра чувствительных нейронов, в передних – нейроны, образующие двигательные центры, в боковых рогах залегают нейроны, образующие центры симпатической части вегетативной нервной системы. От спинного мозга отходит 31 пара смешанных нервов, каждый из которых начинается двумя корешками: передним (двигательным) и задним (чувствительным). В составе передних корешков находятся также вегетативные нервные волокна. На задних корешках расположены нервные узлы – скопления тел чувствительных нейронов. Соединяясь, корешки образуют смешанные нервы. Каждая пара спинномозговых нервов иннервирует определенный участок тела.

Функции спинного мозга:

– рефлекторная – осуществляется соматической и вегетативной нервными системами.

– проводниковая – осуществляется белым веществом восходящих и  нисходящих проводящих путей.

Строение и функции  головного мозга. Головной мозг расположен в мозговой части черепа. Масса  головного мозга взрослого человека составляет около 1400—1500 г. Головной мозг состоит из пяти отделов: переднего, среднего, заднего, промежуточного и  продолговатого. Самую древнюю часть головного мозга составляют: продолговатый мозг, мост, средний мозг и промежуточный мозг. Отсюда выходят 12 пар черепно-мозговых нервов. Эта часть образует ствол мозга. Эволюционно более поздними стали большие полушария головного мозга.

Продолговатый мозг является продолжением спинного мозга. Выполняет  рефлекторную и проводниковую функцию. В продолговатом мозге находятся  следующие центры:

– дыхательный;

– сердечной деятельности;

– сосудодвигательный;

– безусловных пищевых рефлексов;

– защитных рефлексов (кашля, чихания, мигания, слезоотделения);

– центры изменения тонуса некоторых  групп мышц и положения тела.

Задний мозг состоит  из варолиева моста и мозжечка. Проводящие пути моста связывают  продолговатый мозг с большими полушариями.

Мозжечок играет основную роль в поддержании равновесия тела и координации движений. Все позвоночные  животные обладают мозжечком, но уровень  его развития зависит от среды  обитания и характера совершаемых  движений.

Средний мозг в процессе эволюции изменился меньше других отделов. Его развитие связано со зрительным и слуховым анализаторами.

Промежуточный мозг включает: зрительные бугры (таламус), надбугорную  область (эпиталамус), подбугорную область (гипоталамус) и коленчатые тела. В  нем расположена ретикулярная формация – сеть нейронов и нервных волокон, влияющая на активность различных отделов ЦНС.

Таламус отвечает за все  виды чувствительности (кроме обонятельной) и координирует мимику, жестикуляцию, другие проявления эмоций. Сверху к  таламусу прилегает эпифиз – железа внутренней секреции. Ядра эпифиза участвуют в работе обонятельного анализатора. Снизу находится другая железа внутренней секреции – гипофиз.

Гипоталамус контролирует деятельность вегетативной нервной  системы, регуляцию обмена веществ, гомеостаз, сон и бодрствование, эндокринные функции организма. Он объединяет нервные и гуморальные регуляторные механизмы в общую нейроэндокринную систему. Гипоталамус образует с гипофизом единый комплекс, в котором ему принадлежит контролирующая роль (контроль деятельности передней доли гипофиза). Гипоталамус секретирует гормоны вазопрессин и окситоцин, поступающие в заднюю долю гипофиза, а оттуда разносятся кровью.

В промежуточном мозге  находятся подкорковые центры зрения и слуха.

Передний мозг состоит  из правого и левого полушарий, соединенных мозолистым телом. Серое вещество образует кору головного мозга. Белое вещество образует проводящие пути полушарий. В белом веществе рассеяны ядра серого вещества (подкорковые структуры).

Кора больших полушарий  занимает у человека большую часть поверхности полушарий и состоит из нескольких слоев клеток. Площадь коры составляет около 2—2,5 тыс. см2 . Такая поверхность связана с наличием большого количества борозд и извилин. Глубокие борозды делят каждое полушарие на 4 доли: лобную, теменную, височную и затылочную.

Нижняя поверхность полушарий  называется основанием мозга. Наибольшего  развития у человека достигают лобные доли, отделенные от теменных долей  глубокой центральной бороздой. Их масса составляет около 50% массы головного мозга.

Ассоциативные зоны коры больших  полушарий – участки коры мозга, в которых происходит анализ и  преобразование поступивших возбуждений. Выделяются следующие зоны:

– двигательная зона расположена  в передней центральной извилине лобной доли;

– зона кожно-мышечной чувствительности расположена в задней центральной  извилине теменной доли;

– зрительная зона расположена в  затылочной доле;

– слуховая зона расположена в  височной доле;

– центры обоняния и вкуса находятся  на внутренних поверхностях височных и лобных долей. Ассоциативные зоны коры связывают ее различные области. Они играют важнейшую роль в образовании условных рефлексов.

Деятельность всех органов  человека контролируется корой больших  полушарий. Любой спинномозговой рефлекс  осуществляется при участии коры мозга. Кора обеспечивает связь организма с внешней средой, является материальной основой психической деятельности человека.

Функции левого и правого  полушарий неравнозначны. Правое полушарие  отвечает за образное мышление, левое  – за абстрактное. При повреждениях левого полушария нарушается речь человека.

Вегетативная нервная система  регулирует работу внутренних органов, обмен веществ, приспосабливая органы к текущим потребностям организма. Иннервирует гладкую мускулатуру внутренних органов, кровеносных сосудов и кожи, мышцу сердца и железы. В вегетативной нервной системе выделяют два отдела: парасимпатический  и симпатический.

 

3.3. Рефлекс, рефлекторная дуга, рефлекторное кольцо. Торможение рефлексов.

 

Основной формой нервной деятельности являются рефлекторные акты. Рефлекс - ответная реакция организма на раздражение из внешней или внутренней среды, осуществляемая при посредстве центральной нервной системы. Путь, по которому проходит возбуждение при рефлексе, называются рефлекторной дугой.

Информация о работе Лекции по "Возрастная анатомия, физиология и гигиена"