Лекции по "Возрастная анатомия, физиология и гигиена"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 18:25, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Предмет и значение курса «Возрастная физиология и школьная гигиена»
Возрастная анатомия и физиология изучает особенности строения и жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза.
Предметом возрастной анатомии и физиологии являются особенности строения и развития физиологических функций, их формирования и регуляции, жизнедеятельности организма и механизмов его приспособления к внешней среде на разных этапах онтогенеза.

Вложенные файлы: 1 файл

Конспекты лекций.doc

— 3.01 Мб (Скачать файл)

 

3-го по 7-й день жизни свертывание крови ускоряется и приближается к норме взрослых. В период новорожденности свертываемость замедлена, что обусловлено снижением активности компонентов протромбинового комплекса. У детей 1-го года жизни отмечается замедленное образование тромбопластина.  У детей дошкольного и школьного возраста время свертывания крови имеет широкие индивидуальные колебания. В среднем начало свертывания наступает через 1–2 мин, конец свертывания – через 3–4 мин.

Формирование иммунных реакций  в процессе развития ребенка. В эмбриональном периоде антитела в организме плода не вырабатываются. В первые 3 месяца после рождения дети почти полностью невосприимчивы к инфекционным заболеваниям. Невосприимчивость объясняется наличием иммунных тел, полученных плодом от матери. Гамма-глобулин – носитель антител – передается через плаценту плоду от матери.

Способствуют невосприимчивости  также антитела, получаемые в грудном  периоде с молоком матери. Кроме  того, невосприимчивость новорожденных  детей к некоторым заболеваниям связана с недостаточной зрелостью организма, особенно его нервной системы. В этом возрасте в костном мозге детей и лимфатических узлах нет зрелых клеток, которые продуцируют антитела, не синтезируется гамма-глобулин. Неспецифические факторы защиты в раннем возрасте более выражены, чем у детей старшего возраста.

По мере созревания организма, его  нервной системы ребенок постепенно приобретает все более стойкие  иммунологические свойства. Ко второму  году жизни вырабатывается уже значительное количество иммунных тел. Замечено, что у детей, воспитывающихся в коллективах, быстрее формируются иммунные реакции. Это объясняется тем, что в коллективе ребенок подвергается скрытой иммунизации: попадание в организм ребенка от заболевших детей малой дозы возбудителя не вызывает у него заболевания, возбудитель скоро погибает, но организм на него успевает выработать антитела. Если это повторяется несколько раз, то приобретается иммунитет к данному заболеванию.

К 10 годам иммунные свойства организма  выражены хорошо, в дальнейшем они  держатся на относительно постоянном уровне и начинают снижаться после 40 лет.

Немаловажную роль в формировании иммунных реакций организма играют профилактические прививки.

 

На мембране эритроцитов  иммобилизованы специфические гликолипиды, которые обладают антигенными свойствами. Эти вещества называются агглютиногенами.

В плазме крови присутствуют специфичекие антитела к каждому  агглютиногену. Эти антитела называют агглютининами. Всего известно около 300 агглютининов.

Агглютинация эритроцитов  – процесс склеивания эритроцитов.

Для описания индивидуальных комбинации агглютининов и агглютиногенов предложены системы групп крови (всего 9 систем). Агглютиногены и  агглютинины, вызывающие сильную агглютинацию, входят в 2 основные системы – систему  АВО и систему Rh.

В систему АВО входят:

два агглютиногена: агглютиноген А  и агглютиноген В

два агглютинина: агглютинин a (специфичен к агглютиногену А) и агглютинин b (специфичен к агглютиногену В)

В соответствии с наличием этих агглютиногенов и агглютининов выделяют 4 группы крови:

 

Группа крови             Агглютиногены     Агглютинины

 I (0)                                Нет                              a и b

II (A)                                 А                                 b

III (B)                                 В                                 a

IV (AB)                           А и В                        Нет

 

В систему Rh входит агглютиноген D. В  соответствии с наличием этого агглютиногена  выделяют 2 группы крови:

Группа крови  Агглютиногены

Rh+                                   D

Rh–                                   Нет

Иммунитет – обеспечивает защиту организма от генетически чужеродных веществ, инфекций. Поддерживает специфичность организма.

Иммунные реакции обеспечиваются антителами и фагоцитами. Антитела вырабатываются клетками – производными от В-лимфоцитов в ответ на появление в организме антигенов. Антиген и антитело образуют комплекс антиген – антитело, в котором антиген теряет свои патогенные свойства.

Врожденный иммунитет  связан с антителами, полученными  ребенком с молоком матери. Кроме  того, он поддерживается строением кожи и слизистых оболочек, наличием бактерицидных ферментов, кислой средой желудочного сока и т.д.

Приобретенный иммунитет  обеспечивается клеточными и гуморальными механизмами (теория И. Мечникова и  П. Эрлиха). Иммунитет, возникший после  заболевания, называется естественным. Если иммунитет возникает после введения вакцины, содержащей ослабленных возбудителей болезни или их токсины, то он называется искусственным активным иммунитетом. После введения сыворотки, содержащей готовые антитела, возникает искусственный пассивный иммунитет.

Профилактика инфекционных заболеваний (вирусных, бактериальных, грибковых, вызываемых животными). Инфекционные заболевания, такие как СПИД, грипп, туберкулез, холера, тиф и ряд  других известных заболеваний, представляют серьезную опасность для человека и общества. СПИД – синдром иммунодефицита человека – заболевание, которое возникает в результате незащищенных половых контактов, массовом использовании бывших в употреблении шприцов, халатном отношении к процедуре переливания крови и др. Передается вирус от человека к человеку только при непосредственных контактах через кровь, грудное молоко, слюну. Его действие связано с разрушением иммунитета зараженного человека. Выявить зараженного человека можно с помощью специального анализа на присутствие антител в его крови. ВИЧ не передается воздушно-капельным путем и при рукопожатиях.

Другие инфекционные заболевания  возникают либо в результате профессиональной деятельности заболевшего – туберкулез шахтеров, либо в результате ухудшения  социальных условий – тиф, холера, дизентерия. Профилактическими мерами против этих и других инфекционных заболеваний служат прививки, своевременное выявление заболевших, соблюдение гигиенических мер: мытье рук перед едой, отказ от употребления воды из загрязненных водоемов, как питьевой и т.д.

Серьезную опасность для  молодежи представляют инфекционные заболевания, передающиеся половым путем –  сифилис, гонорея, хламидиоз, грибковые  и другие заболевания. Надежными  способами предупреждения этих заболеваний  служат такие, как отсутствие случайных половых контактов и использование презервативов. Четверть взрослого населения Российской Федерации страдает грибковыми заболеваниями стоп (кожи и ногтей). Причиной заболевания может оказаться заражение, полученное на занятиях в спортивных секциях, при посещении бассейнов, саун и т.д. В случаях грибковых заболеваний ног не рекомендуется ходить босиком в помещениях, носить плотную, плохо пропускающую воздух обувь, обмениваться ею с другими. Необходимо применять назначенные врачом средства лечения.

 

 

Тема 8. Сердечно-сосудистая система.

 

Значение кровообращения. Общая  схема кровообращения. Возрастные особенности артериального давления. Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физическую и умственную нагрузку.

 

Движение крови в организме, ее циркуляция составляет сущность кровообращения. К системе кровообращения относятся  сердце и сосуды, по которым циркулирует  кровь. Деятельность всех органов и  организма в целом тесно связана  с функцией органов кровообращения.

Сердце человека - это  полый мышечный орган, разделенный  вертикальной перегородкой на левую  и правую половины, а горизонтальной на четыре полости: два предсердия и  два желудочка. Сердце окружено как  мешком соединительнотканной оболочкой - перикардом. В сердце существуют два вида клапанов: атриовентрикулярные (отделяющие предсердия от желудочков) и полулунные (между желудочками и крупными сосудами - аортой и легочной артерией). Основная роль клапанного аппарата состоит в препятствии обратному току крови.

В камерах сердца берут  свое начало и заканчиваются два  круга кровообращения.

Большой круг начинается аортой, которая отходит от левого желудочка. Аорта переходит в артерии, артерии  в артериолы, артериолы в капилляры, капилляры в венулы, венулы в вены. Все вены большого круга собирают свою кровь в полые вены: верхнюю - от верхней части туловища, нижнюю - от нижней. Обе вены впадают в правое предсердие.

Из правого предсердия кровь поступает в правый желудочек, где начинается малый круг кровообращения. Кровь из правого желудочка поступает в легочный ствол, который несет кровь в легкие. Легочные артерии ветвятся до капилляров, затем кровь собирается в венулы, вены и поступает в левое предсердие где и заканчивается малый круг кровообращения. Основная роль большого круга - это обеспечение обмена веществ организма, основная роль малого круга - насыщение крови кислородом.

Основными физиологическими функциями сердца являются: возбудимость, способность проводить возбуждение, сократимость, автоматизм.

Под сердечным автоматизмом понимают способность сердца сокращаться под воздействием импульсов возникающих в нем самом.

Под сердечным циклом понимают одно полное сокращение сердца. Сердечный  цикл состоит из систолы (период сокращения) и диастолы (период расслабления

Ритм сердца - это количество сердечных сокращений за одну минуту.

Аритмия - нарушение ритма  сердечных сокращений, тахикардия - учащение частоты сердечных сокращений (ЧСС), возникает часто при усилении влияния симпатической нервной  системы, брадикардия - урежение ЧСС, возникает часто при усилении влияния парасимпатической нервной системы.

К показателям сердечной  деятельности относят: ударный объем - количество крови, которое выбрасывается  в сосуды при каждом сокращении сердца.

Минутный объем - это  количество крови, которое сердце выбрасывает в легочный ствол и аорту в течение минуты. Минутный объем сердца увеличивается при физической нагрузке. При умеренной нагрузке минутный объем сердца повышается как за счет роста силы сердечных сокращений, так и за счет частоты. При нагрузках большой мощности только за счет роста ЧСС.

Регуляция сердечной деятельности осуществляется за счет нейрогуморальных воздействий, изменяющих интенсивность  сокращений сердца и приспосабливающих  его деятельность к потребностям организма и условиям существования.

Кровеносные сосуды. В сосудистой системе различают: магистральные (крупные  эластические артерии), резистивные (мелкие артерии, артериолы, прекапиллярные сфинктеры  и посткапиллярные сфинктеры, венулы), капилляры (обменные сосуды), емкостные сосуды (вены и венулы), шунтирующие сосуды.

Под артериальным давлением (АД) понимают давление в стенках  кровеносных сосудов. Различают систолическое (САД), диастолическое (ДАД), пульсовое и среднее АД.

Систолическое АД - это давление обусловленное систолой левого желудочка (100 - 120 мм рт.ст.). Диастолическое давление - определяется тонусом резистивных сосудов в период диастолы сердца (60-80 мм рт.ст.). Разность между САД и ДАД называется пульсовым давлением.

Пульсом называют ритмические колебания стенки артерий, обусловленные сокращением сердца, выбросом крови в артериальную систему и изменением в ней давления в течение систолы и диастолы.

По мере роста и развития сердечно-сосудистой системы изменяются ее реакции у детей и подростков на физическую нагрузку. Возрастные особенности этих реакций отчетливо проявляются как при постановке специальных функциональных проб, направленных на выявление состояния сердечно-сосудистой системы, так и в процессе выполнения физических упражнений, общественно полезного, производительного труда.

На динамическую физическую нагрузку дети и подростки реагируют повышением частоты сердечных сокращений, максимального артериального давления (ударного объема). Чем младше дети, тем в большей мере, даже на меньшую физическую нагрузку, они реагируют повышением частоты пульса, меньшим увеличением ударного объема, обеспечивая примерно одинаковый прирост минутного объема.

Дети и подростки, систематически занимающиеся физической культурой, постоянно  выполняющие общественно полезные работы при строгом нормировании физических нагрузок, тренируют сердце, повышают его функциональные возможности.

 

Тема 6.2 Возрастные особенности дыхательной системы

 

Строение и функции  органов дыхания, возрастные особенности. Типы дыхания, возрастные особенности. Функциональные изменения частоты, объема дыхания. ЖЕЛ. Особенности регуляции дыхания в детском возрасте. Изменение чувствительности к содержанию углекислого газа и значение воздушной среды помещений.

 

Дыхание - необходимый для жизни процесс постоянного обмена газами между организмом и окружающей средой.

Дыхательная система человека включает: воздухоносные пути, к которым относятся полость носа, носоглотка, гортань, трахея, бронхи; легкие - состоящие из бронхиол, альвеолярных мешочков и богато снабженные сосудистыми разветвлениями; костно-мышечную систему, обеспечивающую дыхательные движения: к ней относятся ребра, межреберные и другие вспомогательные мышцы, диафрагма. Все звенья дыхательной системы претерпевают с возрастом существенные структурные преобразования, что определяет особенности дыхания детского организма на разных этапах развития.

 

Отопление, вентиляцию, кондиционирование  воздуха в общеобразовательных  учреждениях следует предусматривать  в соответствии с гигиеническими требованиями к общественным зданиям и сооружениям.

Теплоснабжение зданий обеспечивается от ТЭЦ, районных или  местных котельных. Паровое отопление  не используется.

Информация о работе Лекции по "Возрастная анатомия, физиология и гигиена"