Лекции по "Возрастная анатомия, физиология и гигиена"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 18:25, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Предмет и значение курса «Возрастная физиология и школьная гигиена»
Возрастная анатомия и физиология изучает особенности строения и жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза.
Предметом возрастной анатомии и физиологии являются особенности строения и развития физиологических функций, их формирования и регуляции, жизнедеятельности организма и механизмов его приспособления к внешней среде на разных этапах онтогенеза.

Вложенные файлы: 1 файл

Конспекты лекций.doc

— 3.01 Мб (Скачать файл)

1 г углеводов содержит  значительно меньше энергии, чем  1 г жиров. Но зато углеводы  можно окислить быстро и даже  получить АТФ без окисления  за счет гликолиза.

Обмен жиров – совокупность процессов преобразования и использования  липидов.

Жиры содержат незаменимые  жирные кислоты. При распаде 1 г жира выделяется 38,9 кДж энергии. Жирные кислоты  всасываются в лимфу в ворсинках  тонкого кишечника. С током лимфы липиды попадают в кровоток, а затем в клетки. Липиды являются структурными элементами клеточных мембран, входят в состав медиаторов, гормонов, образуют подкожные жировые отложения и сальники. Липиды могут откладываться на тканях некоторых органов и на стенках кровеносных сосудов. Окончательными продуктами окисления жиров являются диоксид углерода и вода. В гуморальной регуляции уровня жиров участвуют железы внутренней секреции и их гормоны.

Водно-солевой обмен. В  клетках организма человека около 72% воды, 28% входит в состав крови, лимфы, внеклеточной жидкости. Вода выполняет транспортную, выделительную, теплорегуляционную функции. Она является средой для протекания химических реакций и определяет физические свойства клетки. Потребность в воде у взрослого человека составляет 2—3 л в сутки. Нормальный водный обмен предполагает равновесие между количеством поглощенной и выделенной воды. Вода поступает в организм с пищей, с жидкостями (вода, соки и т.д.). В клетках образуется метаболическая вода, как продукт окисления органических соединений. Вода выводится из организма с потом, мочой, в виде водяного пара, через кишечник. Потребность в воде (жажда) вызывает возбуждение питьевого центра в гипоталамусе. Удовлетворение жажды тормозит этот центр. Солевой обмен – необходимая составная часть общего обмена веществ. Ежедневно организм нуждается в солях кальция, натрия, калия, хлора, фосфора, железа и других элементов. Соли участвуют в поддержании рН внутренней среды организма, процессах возбудимости нервной и мышечной тканей.

Витамины, их роль в организме. Для нормального протекания биохимических  процессов нужны небольшие количества веществ, которые, вообще говоря, нельзя считать ни белками, ни жирами, ни углеводами. Одни из таких веществ могут синтезироваться  в человеческом организме из белков, жиров и углеводов, а другие – нет. В последнем случае такие вещества должны содержаться в пище в готовом виде. Такие необходимые для организма вещества, которые организм не может синтезировать самостоятельно, называются витаминами.

При недостатке витаминов  или при подавлении их действия, например антибиотиками, развиваются  гиповитаминозы (недостаток) и авитаминозы (отсутствие).

Энергетические затраты организма  в условиях  покоя, связанные с  поддержанием минимального, необходимого для жизнедеятельности клеток уровня обменных процессов, называют основным обменом. Основной обмен у детей интенсивнее, чем у взрослых. У детей 8-9 лет основной обмен в 2-2,5 раза больше, чем у взрослого. Величина основного обмена у девочек несколько ниже, чем у мальчиков. Нормальная жизнедеятельность организма возможна только тогда, когда весь этот расход компенсируется веществами, поступающими с пищей. Источником органических веществ служат питательные вещества.

Пищевые отравления возникают  в результате потребления с пищей продуктов, содержащих ядовитые вещества. Такие отравления могут вызвать ядовитые грибы и ягоды, коренья, ошибочно принятые за съедобные, а также продукты, приготовленные из зерновых культур, куда попадают семена некоторых сорных ядовитых растений и споры или гифы грибов. Например, присутствие в хлебе спорыньи вызывает “злую корчу”, примесь семян куколя - разрушение эритроцитов. Для предупреждения этих пищевых отравлений необходима тщательная очистка зерна от ядовитых семян и спорыньи. Отравления могут быть вызваны также соединениями металлов (медь, цинк, свинец), если они попадают в пищу. Особую опасность представляет отравление несвежей пищей, в которой размножились микроорганизмы и накопились ядовитые продукты их жизнедеятельности - токсины. Такими продуктами могут быть изделия из фарша, студень, колбаса, мясо, рыба. Они быстро портятся, поэтому их нельзя долго хранить.

 

 

 

Тема 6.5 Возрастные особенности системы выделения

 

Пути выделения продуктов  обмена из организма. Строение почек. Механизмы образования мочи. Возрастные особенности водно-солевого обмена у детей. Ночное недержание мочи у детей, его причины, профилактика. 

  Органы выделения играют важную роль в сохранении постоянства внутренней среды, они удаляют из организма продукты обмена, которые не могут быть использованы, избыток воды и солей. В осуществлении процессов выделения участвуют легкие, кишечник, кожа и почки.

Основная роль в выделительных  процессах принадлежит почкам. Через  почки удаляются некоторые ядовитые вещества, выводятся из организма вода, соли, аммиак, мочевина, мочевая кислота.

Выделение – процесс, обеспечивающий выведение из организма продуктов  обмена веществ, которые не могут  быть использованы организмом. Система  органов выделения представлена почками, мочеточниками и мочевым пузырем. Функцию выделения выполняют и другие органы – кожа, легкие, желудочно-кишечный тракт, через которые выводятся пот, газы, соли тяжелых металлов и т.д. Основным органом выделения являются почки. Это парные органы бобовидной формы. Они расположены в брюшной полости. Вес почки около 150 г. К верхнему полюсу почки прилегают надпочечники. Почка покрыта соединительно-тканной и жировой оболочками. В почке различают наружный – корковый и внутренний – мозговой слои. Структурной единицей почки является нефрон. Он состоит из почечной капсулы, внутри которой находится капиллярный клубочек и извитого канальца. Капсулы с клубочками находятся в корковом слое почки. В мозговом (пирамидальном) слое находятся извитые канальцы, расположение которых напоминает пирамиды. Между пирамидами находится слой коркового вещества почки. Канальцы образуют общие собирательные трубочки, впадающие в почечную лоханку. От капсулы отходит извитой каналец первого порядка, который в мозговом слое почки образует петлю, затем он снова поднимается в корковый слой, где переходит в извитой каналец второго порядка. Этот каналец впадает в собирательную трубочку нефрона. Все собирательные трубочки образуют выводные протоки, открывающиеся на верхушках пирамид в мозговом веществе почки.

Почечная артерия распадается  на артериолы и затем на капилляры, образуя мальпигиев клубочек почечной капсулы. Капилляры собираются в  выносящую артериолу, которая снова  распадается на сеть капилляров, оплетающих извитые канальцы. Затем капилляры образуют вены, по которым кровь поступает в почечную вену.

Образование мочи проходит в два этапа – фильтрации и  обратного всасывания. На первом этапе  плазма крови фильтруется через  капилляры мальпигиева клубочка в полость капсулы нефрона. Так  образуется первичная моча, отличающаяся от плазмы крови отсутствием белков. За сутки образуется около 150 л первичной мочи, содержащей мочевину, мочевую кислоту, аминокислоты, глюкозу, витамины. В извитых канальцах происходит обратное всасывание первичной мочи и образование, около 1,5 л в сутки, вторичной мочи. Вновь всасываются в кровь вода, аминокислоты, углеводы, витамины, некоторые соли. Во вторичной моче увеличивается в несколько десятков раз, по сравнению с первичной мочой, содержание мочевины (в 65 раз) и мочевой кислоты (в 12 раз). Увеличивается в 7 раз концентрация ионов калия. Количество натрия практически не изменяется. Конечная моча поступает из канальцев в почечную лоханку. По мочеточникам моча стекает в мочевой пузырь. При наполнении мочевого пузыря, его стенки растягиваются, сфинктер расслабляется и происходит рефлекторное мочеиспускание через мочеиспускательный канал.

Деятельность почек регулируется нейрогуморальным механизмом. В кровеносных  сосудах находятся осмо– и  хеморецепторы, передающие информацию о давлении крови и составе жидкости в гипоталамус по проводящим путям вегетативной нервной системы.

Гуморальная регуляция  деятельности почек осуществляется гормонами гипофиза, коры надпочечников, гормоном паращитовидных желез.

 

Признаком заболевания почек является присутствие в моче белка, сахара, повышение количества лейкоцитов или эритроцитов крови.

Среди мероприятий, направленных на укрепление здоровья и улучшение физического  развития учащихся, немаловажным является соблюдение гигиенических требований к одежде. В холодное, дождливое время года одежда должна защищать от излишней потери тепла, а в жаркое, наоборот, не препятствовать наибольшей теплоотдаче. Одновременно с этим одежда должна быть и достаточно воздухопроницаемой, чтобы обеспечить смену воздуха, находящегося между одеждой и телом.

Гигиеническим требованиям отвечает шерстяная ткань, некоторые сорта  хлопчатобумажной ткани, особенно трикотаж, фланель, также обладают достаточно высокими гигиеническими качествами.

Необходимо следить, чтобы дети для длительного пребывания на холоде были одеты в теплую, не сдавливающую тело одежду и теплую свободную обувь.

 

Тема 12. Кожа.

 

Значение и строение кожи человека. Особенности строения и функции  кожи детей.

 

Кожа — самый большой  орган человеческого тела. Площадь общего покрова взрослого человека 1,5-2м2. На поверхности кожи определяются складки, морщины, борозды, которые имеют возрастные, половые, индивидуальные, топографические особенности.

При микроскопии в коже можно выделить следующие основные слои: эпидермис, дерму и подкожную жировую клетчатку.

Эпидермис — эпителиальный  поверхностный отдел кожи, в свою очередь состоит из 5-ти клеточных  слоев: рогового, блестящего, зернистого, шиповатого и базального.

Самый наружный слой — роговой  — состоит из мертвых клеток в виде чешуек, не имеющих ядер, содержащих каротиновые фибрилины.

Блестящий слой располагается  под роговым, состоит из безъядерных  клеток. Хорошо развит на ладонях, подошвах, тыльных поверхностях кистей и стоп.

Зернистый слой образуется из шиповатых клеток, состоит из 1-4 рядов овальных или веретенообразных клеток, расположенных параллельно поверхности эпидермиса.

Шиповатый слой состоит  из 3-15 рядов полигональных клеток, соединенных между собой и  другими слоями эпидермиса межклеточными мостиками. Клетки имеют крупное ядро, хорошо выраженный фибриллярный аппарат, содержат пигмент.

Базальный слой состоит  из цилиндрических клеток, расположенных  на базальной мембране. Это ростковые  клетки (кератиноциты). Из них образуются все вышележащие слои эпидермиса. В базальном слое располагаются меланоциты, продуцирующие пигмент меланин. Меланин состоит из трех основных красок — желтой, коричневой и черной. Преобладание той или иной краски обуславливает цвет кожи и волос.

Базальная мембрана — уплотненное аморфное межклеточное вещество. Здесь происходит соединение дермы и эпидермиса. Через нее происходят обменные процессы между дермой и эпидермисом, не имеющим кровоснабжения.

Дерма состоит из волокон  соединительной ткани: коллагеновых, эластических, ретикулярных, а также клеточных элементов (гистиоцитов, фибробластов и др.) и основного аморфного вещества.

В дерме выделяют сосочковый слой и сетчатый слой.

Подкожная жировая основа имеет различную толщину в  разных участках тела. Ее нет на веках и под ногтевыми пластинками. Состоит их жировых клеток и фиброзного каркаса.

В дерме и подкожной  жировой основе располагается хорошо развитая сеть кровеносных и лимфатических  сосудов.

Мышцы кожи располагаются  в дерме и подкожной жировой  основе. Это гладкие и поперечно-полосатые мышцы. Пучки гладких мышц связаны с фолликулами волос, а также имеются в коже волосатой части головы, на лбу, щеках, тыле кистей и стоп, в коже мошонки, крайней плоти, вокруг сосков молочных желез, заднего прохода и подмышечных ямках. Поперечно-полосатые мышцы кожи располагаются на лице, обеспечивая его мимику.

Придатки кожи. Это волосы, ногти, сальные и потовые железы. Все  они производные эпидермиса.

Возрастные особенности строения кожи:

Кожа детей внешне отличается от кожи взрослых бархатистостью, мягкостью, более розовым светлым цветом.

Эпидермис значительно  тоньше, разделение на слои довольно четкое. Шиповатый и зернистый слой имеют  меньшее количество рядов, роговой  слой более рыхлый. У детей меньше меланоцитов, в связи с чем снижено пигментообразование.

Дерма тоньше, коллагеновые ретикулярные волокна более нежные, эластическая сеть выражена слабее.

Капиллярная сеть кожи детей  выражена лучше, просветы более широкие.

Волосяные фолликулы развиты  хорошо.

Сальные железы развиты недостаточно.

Потовые железы более развиты, чем у взрослых.

Кожа — многофункциональный  орган. Кожа защищает организм от повреждающего  действия физических, химических и  биологических неблагоприятных  факторов внешней среды. Защитная функция  обеспечивается за счет эластичности и упругости тканей дермы и подкожной основы, наличия водно- липидной пленки на поверхности эпидермиса, плохой теплопроводности, хорошей сопротивляемости электрическому току и лучевой энергии роговых клеток, наличием водно- липидной смазки на поверхности кожи. Имеет значение постоянное слущивание, отторжение и восстановление слоев эпидермиса. Наличие пигмента как защиты от УФО. Кислая реакция (pH — 3,5-5,5), бактерицидные вещества в секрете потовых и сальных желез в межтканевой жидкости защищают от микроорганизмов.

В коже находится большое  количество нервных окончаний, которые  обеспечивают ее тактильную, болевую  и температурную чувствительность.

Кожа оказывает существенную роль в осуществлении терморегуляции организма за счет испарения, теплопроведения, теплоизлучения, за счет деятельности потовых желез и сосудов кожи.

Кожа обладает дыхательной  функцией. Через нее проникает  кислород и выделяется углекислый газ.

Информация о работе Лекции по "Возрастная анатомия, физиология и гигиена"