Лекции по "Анатомии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 19:31, курс лекций

Краткое описание

Человек является сложной саморегулирующейся и самовозобновляющейся системой клеток и неклеточных структур. Они образуют ткани, органы и системы органов, объединенных гуморальными и нервными механизмами регуляциями в целостный организм.

Вложенные файлы: 1 файл

Курс лекций анатомия.doc

— 688.00 Кб (Скачать файл)


Введение

 

Человек является сложной саморегулирующейся и самовозобновляющейся системой клеток и неклеточных структур. Они образуют ткани, органы и системы органов, объединенных гуморальными и нервными механизмами регуляциями в целостный организм.

Анатомия (от греческого anatemno - рассекаю) - наука, изучающая форму и строение человеческого организма и исследующая закономерности развития этого строения в связи с функцией и окружающей организм средой. Анатомия изучает организм человека как целостную систему, которая находится в единстве с условиями существования. Организм человека постоянно изменяется с момента рождения до момента смерти. Кроме того человек как вид, является продуктом длительной эволюции, которая обнаруживает черты родственного сходства с животными формами. Поэтому анатомия исследует, как сложился человеческий организм в его историческом развитии. С этой целью:

1. Изучается  развитие человеческого рода  в процессе эволюции животных - филогенез (phylon - род, genesis -развитие). Для изучения филогенеза используются данные сравнительной анатомии, учитываются принципы эволюционной морфологии, которая вскрывает движущие силы эволюции и изменения в процессе приспособления организма к конкретным условиям окружающей среды.

2. Исследуется процесс  становления и развития человека в связи с развитием общества - антропогенез (anthopos -человек). Для этого используются сравнительная и эволюционная морфология и данные антропологии - науки о человеке.

3. Рассматривается  процесс развития индивида - онтогенез  (onthos - особь) в течение всей его жизни: эмбриональной /утробной/ и постэмбриональной /внеутробной/ от рождения до момента смерти. С этой целью используются данные эмбриологии (embryon - зародыш), возрастной анатомии и геронтологии (греч. geron, gerontos - старик) - науки о старости.

Учитываются также  индивидуальные и половые различия формы, строения и положения тела и составляющих его органов, а  также топографическое их взаимоотношение.

Анатомия накапливает  факты, описывает их и объясняет  Она представляет собой комплексную науку, в состав которой входят:

а) систематическая  анатомия, изучающая отдельные системы  организма человека;

б) топографическая  или хирургическая анатомия, рассматривающая  пространственное соотношение органов в различных областях тела;

в) динамическая анатомия, которая изучает строение опорно-двигательного аппарата и динамику движений;

г) пластическая анатомия, которая представляет собой  прикладную анатомия для художников и скульпторов и изучает только внешние формы и пропорции тела.

Различают следующие методы анатомического исследования:

  1. Метод препарирования, расчленения применяется при изучении внешнего строения и топографии крупных образований. Разновидностью этого метода является макро- и микроскопическое препарирование, которое применяется для изучения объектов, видимых при увеличении до 20-30 раз.
  2. Метод инъекции.
  3. Метод распила или "пироговские срезы" используют для изучения расположения какого - либо органа по отношению к другим образованиям на распилах замороженного тела.
  4. Для решения ряда анатомических задач применяются гистологические и гистохимические методы, когда объект исследования может быть обнаружен при увеличении в световой микроскоп.
  5. Электронная микроскопия позволяет видеть тонкие структуры, невидимые в световой микроскоп.
  6. Метод сканирующей электронной микроскопии даёт объемное изображение при малых и  больших увеличениях.

Эти методы применимы  при работе с трупом и ими пользуются только для уточнения диагноза. Для  организма человека проводят следующее:

1. Электрорентгенография, позволяющая получить рентгеновское изображение мягких тканей, которые на обычных рентгенограммах не выявляются, так как почти не задерживают рентгеновские лучи.

2. Томография, с  помощью которой можно получить  изображения образований, которые задерживают рентгеновские лучи.

3. Компьютерная  томография, дающая возможность  видеть на телеэкране изображение, суммированное из большого числа томографических изображений.

4. Рентгеноденсиметрия,  позволяющая прижизненно определять  количество минеральных солей в костях.

Этапы индивидуального  развития организма - онтогенеза

В зависимости  от среды, в которой совершается  развитие организма, весь онтогенез  делится на два периода, отделенных друг от друга моментом рождения;

  1. Внутриутробный, во время которого происходит формирование органов и частей тела, свойственных человеку.
  2. Внеутробный период, в течение которого новая особь продолжает свое развитие вне тела матери. Он длится от момента рождения до смерти.

Внутриутробный  период делится на эмбриональную  фазу (первые 8 недель), когда происходит начальное развитие зародыша и закладка органов, и фетальную фазу (3-9 месяцев), в течение которой идет дальнейшее развитие плода.

Во втором периоде, после рождения, жизнь человека делится  по возрастам.

По классификации  Всемирной организации здравоохранения различают три стадии старения:

  • люди среднего возраста (от 45 до 59 лет),
  • люди пожилого возраста (от 60 до 74),
  • старики (75 и старше).

Период

Возраст

 

мужчины

женщины

1. Новорожденные

1-10 дней

2. Грудной возраст

1-10 дней-1 год

3. Раннее детство

1-3 года

4. Первое детство

4-7 лет

5. Второе детство

8-12 лет

8-11 лет

6. Подростковый  возраст

13-16 лет

12-15 лет

7. Юношеский  возраст

17-21 год

16-20 лет

  1. Зрелый возраст:

   1 период

   2 период

 

22-35 лет

36-60 лет

 

21-35 лет

36-55 лет

9. Пожилой возраст

61-74 года

56-74 года

10. Старческий  возраст

75-90

11. Долгожители

старше 90




 

Анатомическая терминология

В анатомии пользуются обозначениями взаимно перпендикулярных плоскостей, которые уточняют положение  тела в пространстве. Под сагиттальной плоскостью понимается вертикальная плоскость, посредством которой мы мысленно рассекаем тело в направлении пронзающей  его стрелы спереди назад и вдоль тела. Саггитальная плоскость проходит как раз посередине тела, делит его на две симметричные половины: правую и левую. Плоскость, идущая тоже вертикально, но под прямым углом к сагиттальной, носит название фронтальной, параллельной лбу. Она делит тело на передний и задний отделы. Третья, горизонтальная, плоскость проводится горизонтально, то есть под прямым углом как к сагиттальной, так и к фронтальной плоскостям. Она делит тело на верхний и нижний отделы.

Обозначение положения  отдельных точек или линий  в этих плоскостях принимается такое: что располагаются ближе к срединной плоскости, обозначается как медиальный, то, что лежит дальше от срединной плоскости, обозначается как латеральный. В переднезаднем направлении: ближе к передней поверхности тела - передний или вентральный, ближе к задней поверхности носит название задний или дорсальный. В вертикальном направлении: ближе к верхнему концу тела - верхний (краниальный), ближе к нижнему концу - нижний (каудальный).

По отношению  к частям конечностей  употребляются  термины «проксимальный» и «дистальный». Проксимальный (близкий) служит для обозначения частей, расположенных более близко от места начала конечности у туловища, дистальный (отдаленный),  напротив, - для обозначения дальше расположенных частей.

Термины «наружный  и «внутренний» применяется преимущественно  для обозначения положения в отношении полости тела и целых органов, в смысле «более кнутри» или «более кнаружи» лежащий; «поверхностный» и «глубокий» для обозначения соответственно «менее глубоко» или «более глубоко» отстоящий от поверхности тела или органа.

 

 

Остеология

Функцию передвижения человека в пространстве выполняет опорно-двигательный аппарат. Это система костей и мышц, а также их соединений, которые образуют единый в функциональном отношении двигательный аппарат. В зависимости от функциональной значимости в нем различают пассивную и активную часть. К пассивной относятся кости и их соединения, к активной – мышцы.

Скелет (skeletos от греч. – высохший, высушенный) представляет собой комплекс костей, выполняющих опорную, защитную, локомоторную, формообразующую, преодолевающую силу тяжести функции. Функции, выполняемые скелетом, подразделяются на две большие группы - механические и биологические. К механическим функциям относятся защитная, опорная, локомоторная и рессорная. Биологическая функция связана с участием скелета в обмене веществ и в кроветворении. Скелет имеет билатеральную симметрию и сегментарное строение. В состав скелета входит более 200 костей. Из них 33-34 непарные (позвонки, крестец, копчик, грудина и некоторые кости черепа), остальные кости парные. Скелет подразделяется на осевой и добавочный. К осевому скелету относятся позвоночный столб (26 костей), череп (29 костей) и грудная клетка (25 костей), к добавочному скелету – кости верхних (64) и нижних (62) конечностей.

В своём развитии большинство костей скелета проходит 3 стадии: перепончатую, хрящевую, костную. На ранних стадиях развития скелет зародыша представлен хордой. С середины первого месяца внутриутробной жизни вокруг хорды появляется сгущение мезенхимы и развивается перепончатый скелет. Примерно в середине второго месяца развития мезенхима превращается в гиалиновый хрящ, а скелет получает название хрящевого. С конца второго - начала третьего месяца развития хрящевой скелет начинает окостеневать. Полное замещение хрящей костной тканью происходит к 20-25 летнему возрасту. С этого времени рост костей в длину прекращается. Кости свода черепа, лицевого черепа и части ключицы, в отличие от других костей скелета, в своем развитии проходят только 2 стадии - перепончатую и костную.

Кость - живой орган, в состав которого входят костная, хрящевая, соединительная ткани и кровеносные сосуды. Все кости составляют 18% общей массы тела. На поверхности каждой кости имеются выпуклости, углубления, борозды, отверстия, шероховатости. На них прикрепляются мышцы, сухожилия, фасции и связки. Возвышения над костями называются отростками, апофизами. На участках, к которым прилежит нерв или кровеносный сосуд, имеются борозды. В местах прохождения через кость сосуда или нерва образуются каналы, щели или вырезки. На поверхности каждой кости имеются отверстия, уходящие внутрь. Они получили название питательных отверстий.

В состав костей входят органические (1/3) и неорганические вещества (2/3). Первые представлены преимущественно  оссеином и оссемукоидом, вторые - солями кальция (51% фосфорнокислой извести). Oт наличия органических веществ зависит упругость кости, а от наличия неорганических соединений - ее твердость. В детском возрасте в костях больше оссеина, поэтому они обладают большей упругостью и редко ломаются. С возрастом происходит относительное (в процентах) уменьшение количества органических веществ и увеличение минеральных солей.

Кость снаружи  покрыта надкостницей. Последняя  отсутствует только на суставных  поверхностях, которые покрыты суставным  хрящом. Надкостница представляет собой тонкую, соединительнотканную пленку бледно-розового цвета. Она прикрепляется к кости с помощью соединительнотканных пучков - прободающих волокон. Надкостница имеет два слоя: наружный волокнистый (фиброзный) и внутренний костеобразующий (остеoгeнный). Она богата нервами и сосудами, которые участвуют в питании кости и её росте в толщину. Питание осуществляется за счет кровеносных сосудов, проникающих в большом количестве из надкостницы в наружное компактное вещество кости через многочисленные питательные отверстия. Рост кости осуществляется за счет остеобластов, расположенных во внутреннем слое надкостницы.

Структурной единицей кости является остеон - это система костных пластинок, концентрически расположенных вокруг центрального канала, содержащего сосуды и нервы. Он состоит из 5-10 цилиндрических пластинок, вставленных одна в другую. В центре каждого остеона проходит центральный (гаверсов) канал. Диаметр остеона составляет 0.3-0,4 мм. Цилиндры не прилегают друг к другу вплотную, а промежутки между ними заполнены интерстициальными (вставочными, промежуточными) пластинками. Остеоны располагаются не беспорядочно, а соответственно функциональной нагрузке на кость: в трубчатых костях параллельно длине кости, в губчатых - перпендикулярно вертикальной оси, в плоских костях черепа - параллельно поверхности кости и радиально.

Информация о работе Лекции по "Анатомии"