Шпаргалка по возрастной анатомии и физиологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 20:15, реферат

Краткое описание

Цель изучения курса: формирование у студентов целостного представления о концептуальных основах инновационных процессов дошкольного образования.
1.2 Задачи:
1.2.1. Формирование у студентов знаний о концептуальных основах комплексных, парциальных программ, современных психолого – педагогических технологий, построенных по принципу развивающего обучения;
1.2.2. Развитие умения анализировать инновационные процессы, организацию педагогического процесса и предметно – развивающую среду;

Содержание

1. Образовательные программы, их классификация.
2. Педагогическая технология, ее понятие, отличительные особенности.
3. Методики дошкольного воспитания, их особенность.
4. В чем смысл развивающего обучения, его составляющие.
5. Цель, задачи, их классификация.

Вложенные файлы: 1 файл

1. ВВЕДЕНИЕ.doc

— 301.50 Кб (Скачать файл)


     Вопросы для обсуждения:

1.  Образовательные  программы, их классификация.

2. Педагогическая технология, ее понятие, отличительные особенности.

3. Методики дошкольного  воспитания, их особенность.

4. В чем смысл развивающего  обучения, его составляющие.

5. Цель, задачи, их классификация.

1. Введение

       1.1. Цель изучения курса: формирование у студентов целостного представления о концептуальных основах инновационных процессов дошкольного образования.

 

       1.2 Задачи:

       1.2.1. Формирование у студентов знаний о концептуальных основах комплексных, парциальных программ, современных психолого – педагогических технологий, построенных по принципу развивающего обучения;

       1.2.2. Развитие умения анализировать  инновационные процессы, организацию  педагогического процесса и предметно – развивающую среду;

       1.2.3. Развивать способности применять  теоретические знания на практике.

 

        1.3. Требования к уровню освоения курса:

               Знать:

  • предмет, задачи инновационной деятельности в ДОУ;
  • основные   теоретические   подходы   к   реализации   инновационных программ, технологий;
  • целостный педагогический процесс в ДОУ, взаимосвязь структурных подразделений, задачи, направленность их взаимодействий;
  • педагогические условия ОЭР.

               Уметь:                  

  • систематизировать и структурировать темы, разделы и весь курс в целом;
  • выстраивать иерархию понятий;
  • дифференцировать сущность и явление в изучаемом материале;
  • умение    систематизировать    информацию    в    виде    схем,    таблиц,

          графиков;

  • умение анализировать деятельность ДОУ;
  • умение   прогнозировать   результаты   педагогического   воздействия.
  • составлять библиографию;
  • самостоятельно разрабатывать проблему, тему (рефераты, рабочие про граммы, конспекты учебных занятий и пр.).

 

   1.4. Место и связь дисциплины с другими курсами учебного плана

Инновации в дошкольном образовании – одна из дисциплин  предметного блока. Курс инновации  в дошкольном образовании строится на основе знаний студентами дошкольной педагогики, является основой построения курсов инновационный менеджмент в дошкольном образовании, детской практической психологии.

 

 

2. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ  И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

 

Вид учебной работы

Часов по семестрам 3 сем.

 

Аудиторные занятия:

42

- лекции

26

- практические занятия

14

Самостоятельная работа

53

Всего:

95

Вид итогового контроля

зачет


 

 

 

3. СОДЕРЖАНИЕ  ТЕОРЕТИЧЕСКИХ (26 ЧАСОВ) И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ (16 ЧАСОВ)

    Основные  подходы, принципы и методы  организации изучения курса

Исходным положением построения и организации изучения курса является понимание того, что педагогические дисциплины в структуре педагогического       образования       выполняют      особую      функцию

смыслообразующую, т.к. только та педагогическая работа, которая  построена с учетом понимания ценностно – целевых ориентиров в образовании, обновления содержания на основе принципов вариативности может эффективно решать задачи его развития и воспитания.

  Методологической  основой изучения инноваций в  дошкольном образовании является  ряд научных исследований М.М. Поташнина, Л.М. Фридмана, М.В. Кларина, В.А. Сластёнина, Р.М. Шерайзиной и д.р. Прежде всего обучение студентов важно строить с позиций принципов развивающего обучения: диалогичности, сотрудничества, субъектности, рефлексивности, самостоятельности, активности. С этой целью на занятиях широко применяются интерактивные методы обучения.

  Учитывая   положение  отечественной психологии, о единстве  сознания и деятельности, при  организации как лекционных, так  и практических занятий используются   активные   формы   обучения,   благодаря   которым   возможно формировать осознанные и прочные знания и профессиональные умения.

 

Раздел 1 Актуальные проблемы современного дошкольного  образования

1.1 Содержание  теоретических занятий (6 часов)

  Содержание материала данного раздела строится на актуализации знаний из курсов дошкольной педагогики. Поэтому лекции проводятся в форме диалога со студентами.

    Тема 1. Обновление дошкольного образования  (3 часа)

  Сущность перестройки  системы образования. Социальная миссия воспитателя, направления усилий на полноценное воспитание, образование детей, их психологическую защиту.

Осознание педагогами вариативности  образования, обновление его содержания и технологий, понимание тех позиций, которые препятствуют реформированию системы. Сущность, содержание «Концепции дошкольного воспитания», отражение в нормативно-правовых, программно-методических документов инновационных процессов. Анализ состояния дошкольного воспитания: педагогическое сотрудничество, позиция воспитателя при взаимодействии с детьми, место совместной и самостоятельной деятельности детей, детей с взрослыми.

  Совершенствование  педагогического процесса, построение  личностно-ориентированной модели  воспитания, изменение формы общения  воспитателя с детьми в процессе традиционной детской деятельности.

 Концепция развивающей  среды, её ведущие принципы. Условия  осуществления личностно-ориентированной  модели взаимодействия взрослого  с ребенком. Охрана и укрепление  физического и психического здоровья  ребенка в современных образовательных программах. Особенности программно-методического потока на современном этапе развития теории и практики дошкольного образования. Основные позиции инновационных технологий в современном дошкольном образовании.

  Тема 2. Использование зарубежного опыта в работе дошкольных образовательных учреждений (3часа).

   Данная тема  изучается самостоятельно, т.к. эти  вопросы рассматривались в курсе  «Дошкольная педагогика». При  повторном восприятии проблемы  студенты актуализируют следующее содержание:

   1.  Сущность  взглядов разных  концепций   на проблему построения педагогической работы с детьми, распространенные за рубежом и нашедшие применение в отечественной системе дошкольного образования.

  Следует отметить, что не всегда программы зарубежных авторов представлены в привычном для нас понимании, где излагаются образовательные, воспитательные, развивающие задачи, показана специфика работы с детьми разных возрастных периодов, даны методические рекомендации для педагогов. Одни зарубежные материалы имеют достаточно выраженную структуру, другие в большей степени представляют философию, третьи - педагогическую технологию.

    2.  Методологические  основы программ «Вальдорфский  детский сад», «Пилотная школа», Монтессори-педагогика. Целостный подход к воспитанию дошкольников, организация обучения детей. Ведущие образовательные направления зарубежных программ, технологий.

 

1.2. Практические  занятия – (4 часа)

    Тема 1. Образовательная программа  её сущностные характеристики.    Педагогическая технология её отличия (2 часа).

     Вопросы для обсуждения:

1.  Образовательные  программы, их классификация.

2. Педагогическая технология, ее понятие, отличительные особенности.

3. Методики дошкольного  воспитания, их особенность.

4. В чем смысл развивающего обучения, его составляющие.

5. Цель, задачи, их классификация.

    Форма  проведения занятий: семинар, научная дискуссия.

    Подготовка  студентов к занятиям: методические  указания. Изучите предложенную литературу, пополнив ее перечень, работая в библиотеке. Составьте картотеку литературы по этой теме. Сделайте конспекты ответов на каждый из вопросов для обсуждения. Актуализируйте и пополните знания о комплексных, парциальных образовательных программах, педагогических психологиях воспитания, развития ребёнка по уже знакомым вам курсам дошкольной педагогики. Подготовьте по одной из теорий   выступление,   схемы,   таблицы,   вопросы   оппонентам,   примеры, доказывающие или опровергающие состоятельность той или иной теории. Составьте  словарь основных понятий: «акселерация», «альтернатива», «амплификация», «вариативность», «гуманизм», «гуманизация», «демократизация», «инновационные процессы», «интеграция», «комплексный педагогический процесс», «самооценность детства».

   Изобразить в  схеме взаимосвязь этих понятий.

   При подготовке  к занятию предлагаем следующий  материал.

       Научный обзор.

    В связи  с изменением в области образования  нормативно-правовой базы возникла  необходимость в подготовке разнообразных  программ, технологий, методик, которые наряду с "Программой воспитания и обучения в детском саду" (под ред. М.А.Васильевой) могли быть предложены практике. Процесс

подготовки и публикации вариативных программ, психолого-педагогических технологий набирает темпы.

Многие программы были разработаны серьезными учеными или большими научными коллективами, которые в течение многих лет апробировали экспериментальные программы на практике. Коллективами дошкольных учреждений в содружестве с квалифицированными методистами тоже создавались авторские программы.

С целью защиты ребенка  от некомпетентного педагогического  воздействия в условиях вариативности  образования Минобразованием России в 1995 году было подготовлено методическое письмо "Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации", где указывалось, что комплексные и парциальные программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и обеспечивать:

-   охрану  и   укрепление   физического   и   психического  здоровья  детей,   их физическое развитие;

- эмоциональное благополучие  каждого ребенка;

- интеллектуальное развитие  ребенка;

-    создание   условий    для   развития   личности    ребенка,    его   творческих способностей;

- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

- взаимодействие с  семьей для обеспечения полноценного  развития ребенка.

В настоящее время  опубликованы и распространены через  разнообразные педагогические семинары всевозможные программы, технологии, методики и руководства по воспитанию и обучению детей в дошкольном учреждении. Ряд программ и других разработок - результат многолетней работы научных и научно-педагогических коллективов. Все эти программы и технологии показывают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду.

В процессе знакомства с  разнообразием программ, обозначения  их ключевых положений можно сделать  определенную классификацию программ. Принцип этой классификации может  быть найден в ходе коллективной деятельности студентами или, в случае затруднения, предложен преподавателем.

Например, выявление философско-концептуальных основ программ позволяет выделить две группы программ: вариативные и альтернативные.

Может быть создана и  другая классификация. Объем и направленность содержания программы на целостный педагогический процесс позволяет выделить два вида программ; комплексные и парциальные.

    В настоящее  время правомерно рассмотрение  программ с точки зрения их  статуса, который определяет подчиненное  распространение, а на основании  этого понять смысловое значение базовой, федеральной, региональной, муниципальной программ.

В настоящее время  в педагогический лексикон прочно вошло  понятие "педагогическая технология", которое может быть представлено тремя аспектами:

1)  научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая   и  разрабатывающая  цели,   содержание  и   методы  обучения   и проектирующая педагогические процессы;

Информация о работе Шпаргалка по возрастной анатомии и физиологии