Возрастная анатомия, физиология и гигиена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 08:28, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: изучить строение и значение нервной системы.
Примерный план теоретической части
1. Значение нервной системы.
2. Общий план строения и функций нервной системы.
3. Нейрон – структурная единица нервной системы.
4. Спинной мозг, строение, функции.
5. Головной мозг, строение, функции.
6. Координация функций организма.
7. Развитие нервной системы, особенности у детей, подростков

Вложенные файлы: 1 файл

Контр. раб - Возрастная анатомия.doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

 Контрольные  работы по  дисциплине 

 «Возрастная  анатомия, физиология и гигиена».

 

 Контрольная работа №1. Тема: «Нервная система».

 Цель работы: изучить строение и значение нервной системы.

Примерный план теоретической  части

  1. Значение нервной системы.
  2. Общий план строения и функций нервной системы.
  3. Нейрон – структурная единица нервной системы.
  4. Спинной мозг, строение, функции.
  5. Головной мозг, строение, функции.
  6. Координация функций организма.
  7. Развитие нервной системы, особенности у детей, подростков

Краткие методические рекомендации

 Теоретическая  часть.  Выясните значение нервной системы. Определите строение функций нервной системы. Раскройте особенности строения нервной клетки. Опишите строение и функции спинного и головного мозга.

Практическая  часть. ) Составьте рекомендации к занятию « Первые условные рефлексы у детей»,  «Ориентировочные рефлексы как основа образования условных рефлексов», «Подражательный рефлекс», «Значение речевых компонентов комплексных раздражителей в развитии высшей нервной деятельности ребенка», «Значение образования стереотипов для появления первых двигательных и поведенческих навыков».

 

Рекомендуемая литература

  1. Гайворонский, И. В. Анатомия и физиология человека [Текст] / И. В. Гайворонский, Г. И. Ничипорук, А. И. Гайворонский. – М.: Академия, 2007.
  2. Сапин, М. Р. Анатомия и физиология детей и подростков [Текст]: учеб. пособие / М. Р. Сапин, З. Г. Брыскин. – М.: Академия, 2005.

 

Дополнительные источники:

1. Антропова, М. В. Гигиена детей и подростков [Текст] / М. В. Антропова. – М.: Медицина, 1977.

2. Белоусов, А. З. Руководство к практическим занятиям по гигиене детей, подростков [Текст] / А.З. Белоусов. – М.: Медицина, 1972.

3. Библиотека воспитателя детского сада. Одежда дошкольника. – М.: Просвещение, 1973.

4. Билич, Г. Л. Основы валеологии [Текст] / Г.Л. Билич, Л. В. Назарова. – С.Пб.: Водолей, 1998.

5. Богина, Т. Л. Режим дня в детском саду [Текст] /Т. Л. Богина, Н. Т. Терехова – М.: Просвещение, 1987.

6. Воронин, Л. Г. Физиология высшей нервной деятельности и психология [Текст] / Л. Г. Воронин, В. Н. Колбановский, Р. Д. Маш. – М.: 1977.

7. Кисляковский, В. Г. Питание детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / В Г. Кисляковский, Л. П. Васильева, Д. Д. Гурвич. – М.: Просвещение, 1983.

 

 Контрольная работа №2. Тема: «Высшая нервная деятельность».

 Цель работы: осветить особенности высшей нервной деятельности у детей. Охарактеризовать первые условные рефлексы.

Примерный план теоретической  части

    1. И.М. Сеченов и И.П. Павлов – основоположники учения о высшей нервной деятельности.
    2. Павловский метод изучения высшей нервной деятельности.
    3. Условные рефлексы, значение, механизм образования условных рефлексов.
    4. Торможение условных рефлексов, особенности у детей.
    5. Аналитико-синтетическая деятельность  коры больших полушарий.
    6. Особенности ВНД человека,2-я сигнальная система, развитие речи.
    7. Особенности ВНД детей, динамический стереотип.
    8. Гигиенические требования к проведению занятий и игр с детьми.
    9. Утомление и борьба с ним.

Краткие методические рекомендации

 Теоретическая  часть. Выясните роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в развитии учения о ВНД. Раскройте значение и механизм образования условных рефлексов (торможение условных рефлексов у детей). Опишите значение второй сигнальной системы в развитии мышления, памяти детей. Раскройте особенности развития утомления и борьба с ним.

 

Рекомендуемая литература

  1. Гайворонский, И. В. Анатомия и физиология человека [Текст] / И. В. Гайворонский, Г. И. Ничипорук, А. И. Гайворонский. – М.: Академия, 2007.
  2. Сапин, М. Р. Анатомия и физиология детей и подростков [Текст]: учеб. пособие / М. Р. Сапин, З. Г. Брыскин. – М.: Академия, 2005.

 

Дополнительные источники:

1. Антропова, М. В. Гигиена детей и подростков [Текст] / М. В. Антропова. – М.: Медицина, 1977.

2. Белоусов, А. З. Руководство к практическим занятиям по гигиене детей, подростков [Текст] / А.З. Белоусов. – М.: Медицина, 1972.

3. Библиотека воспитателя детского сада. Одежда дошкольника. – М.: Просвещение, 1973.

4. Билич, Г. Л. Основы валеологии [Текст] / Г.Л. Билич, Л. В. Назарова. – С.Пб.: Водолей, 1998.

5. Богина, Т. Л. Режим дня в детском саду [Текст] /Т. Л. Богина, Н. Т. Терехова – М.: Просвещение, 1987.

6. Воронин, Л. Г. Физиология высшей нервной деятельности и психология [Текст] / Л. Г. Воронин, В. Н. Колбановский, Р. Д. Маш. – М.: 1977.

7. Кисляковский, В. Г. Питание детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / В Г. Кисляковский, Л. П. Васильева, Д. Д. Гурвич. – М.: Просвещение, 1983.

 

 Контрольная работа №3. Тема: «Опорно-двигательный аппарат».

 Цель работы: раскрыть значение ОДА для формирования правильной осанки, влияние физического труда и физической культуры на укрепление двигательного аппарата.

Примерный план теоретической  части

    1. Значение опорно-двигательного аппарата.
    2. Скелет человека, строение, функции.
    3. Скелет туловища, конечностей, череп.
    4. Особенности костной системы детей, подростков.
    5. Развитие костной ткани.
    6. Скелетные мышцы – активная часть двигательного аппарата.
    7. Развитие двигательных навыков у детей.
    8. Воспитание правильной осанки. Нарушение осанки.
    9. Плоскостопие, влияние на осанку.

Краткие методические рекомендации

 Теоретическая  часть. Выясните строение скелета человека, состав, свойства и строение костей. Перечислите основные группы мышц. Раскройте особенности двигательных навыков у детей. Опишите виды нарушений осанки, предупреждение нарушений. Определите виды плоскостопия, их меры предупреждения. 

Практическая  часть. Подготовьте сообщения, презентации к занятию на тему «Особенности опорно-двигательного аппарата  у детей», «Развитие мышечной (костной ткани) в детском возрасте», «Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у детей», используя дополнительную литературу. 

 

Рекомендуемая литература

  1. Гайворонский, И. В. Анатомия и физиология человека [Текст] / И. В. Гайворонский, Г. И. Ничипорук, А. И. Гайворонский. – М.: Академия, 2007.
  2. Сапин, М. Р. Анатомия и физиология детей и подростков [Текст]: учеб. пособие / М. Р. Сапин, З. Г. Брыскин. – М.: Академия, 2005.

Дополнительные источники:

1. Антропова, М. В. Гигиена детей и подростков [Текст] / М. В. Антропова. – М.: Медицина, 1977.

2. Белоусов, А. З. Руководство к практическим занятиям по гигиене детей, подростков [Текст] / А.З. Белоусов. – М.: Медицина, 1972.

3. Библиотека воспитателя детского сада. Одежда дошкольника. – М.: Просвещение, 1973.

4. Билич, Г. Л. Основы валеологии [Текст] / Г.Л. Билич, Л. В. Назарова. – С.Пб.: Водолей, 1998.

5. Богина, Т. Л. Режим дня в детском саду [Текст] /Т. Л. Богина, Н. Т. Терехова – М.: Просвещение, 1987.

6. Воронин, Л. Г. Физиология высшей нервной деятельности и психология [Текст] / Л. Г. Воронин, В. Н. Колбановский, Р. Д. Маш. – М.: 1977.

7. Кисляковский, В. Г. Питание детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / В Г. Кисляковский, Л. П. Васильева, Д. Д. Гурвич. – М.: Просвещение, 1983.

 

 Контрольная работа №4. Тема: «Сердечно – сосудистая система».

 Цель работы: Охарактеризовать особенности строения и работы сердца, движение крови по сосудам. Опишите регуляцию сердечно – сосудистой системы (нервная и гуморальная). Объясните состав и свойства крови.

Примерный план теоретической части

  1. Круговое движение крови по сосудам.
  2. Состав крови.
  3. Возрастные особенности состава крови.
  4. Иммунитет, естественный и искусственный.
  5. Сердце, строение, работа.
  6. Особенности строения и работы сердца детей, подростков.
  7. Регуляция кровообращения.
  8. Тренировка сердца.

Краткие методические рекомендации

 Теоретическая  часть. Раскройте особенности строения сердца. Выясните возрастные особенности сердца и его работу. Охарактеризуйте состав крови, движение крови по сосудам. Дайте определение понятию «иммунитет» (естественный, искусственный). Объясните влияние спорта на развитие  сердечно – сосудистой системы.

Практическая  часть. Подготовьте сообщения к занятию на тему «Особенности функционирования сердечно-сосудистой  системы у детей», «Кровь, ее значение и свойства», «Профилактика малокровия у детей», используя дополнительную литературу

Составьте подборки советов по профилактике у детей малокровия, гипертонии, используя дополнительные источники.

    

Рекомендуемая литература

  1. Гайворонский, И. В. Анатомия и физиология человека [Текст] / И. В. Гайворонский, Г. И. Ничипорук, А. И. Гайворонский. – М.: Академия, 2007.
  2. Сапин, М. Р. Анатомия и физиология детей и подростков [Текст]: учеб. пособие / М. Р. Сапин, З. Г. Брыскин. – М.: Академия, 2005.

Дополнительные источники:

1. Антропова, М. В. Гигиена детей и подростков [Текст] / М. В. Антропова. – М.: Медицина, 1977.

2. Белоусов, А. З. Руководство к практическим занятиям по гигиене детей, подростков [Текст] / А.З. Белоусов. – М.: Медицина, 1972.

3. Библиотека воспитателя детского сада. Одежда дошкольника. – М.: Просвещение, 1973.

4. Билич, Г. Л. Основы валеологии [Текст] / Г.Л. Билич, Л. В. Назарова. – С.Пб.: Водолей, 1998.

5. Богина, Т. Л. Режим дня в детском саду [Текст] /Т. Л. Богина, Н. Т. Терехова – М.: Просвещение, 1987.

6. Воронин, Л. Г. Физиология высшей нервной деятельности и психология [Текст] / Л. Г. Воронин, В. Н. Колбановский, Р. Д. Маш. – М.: 1977.

 

 Контрольная работа №5. Тема: «Дыхание. Пищеварение».

 Цель работы: Выяснить строение и значение органов дыхания и пищеварения. Охарактеризуйте возрастные особенности органов дыхания и пищеварения.

Примерный план теоретической  части

    1. Функции дыхания.
    2. Органы дыхания: строение, функции.
    3. Дыхательные движения: вдох и выдох и их регуляция.
    4. Нервная и гуморальная регуляция дыхательных движений.
    5. Гигиена дыхания.
    6. Функции пищеварительной системы.
    7. Нервная и гуморальная регуляция пищеварения.
    8. Гигиена питания.

Краткие методические рекомендации

 Теоретическая  часть. Объясните строение значения органов дыхания. Раскройте сущность  обмена  газов в легких и тканях. Охарактеризуйте механизм образования речевых звуков. Объясните функции  пищеварительной системы. Опишите  физиологические основы питания и дыхания.

Практическая  часть. Составление рекомендаций, презентации или информационного буклета  к занятию «Воздушная среда образовательного учреждения и особенности организации проветривания», на основе Интернет источников       Подготовка сообщения, презентации, информационного буклета к занятию на тему «Возрастные анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы  у детей», «Обмен веществ и энергией как фактор нормального функционирования организма ребенка»,  «Физиологические нормы питания детей и подростков», «Сервировка стола как прием развития аппетита у детей»; «Блюда для детской кухни» на основе рекомендуемой литературы.

Рекомендуемая литература

  1. Гайворонский, И. В. Анатомия и физиология человека [Текст] / И. В. Гайворонский, Г. И. Ничипорук, А. И. Гайворонский. – М.: Академия, 2007.
  2. Сапин, М. Р. Анатомия и физиология детей и подростков [Текст]: учеб. пособие / М. Р. Сапин, З. Г. Брыскин. – М.: Академия, 2005.

Дополнительные источники:

1. Антропова, М. В. Гигиена детей и подростков [Текст] / М. В. Антропова. – М.: Медицина, 1977.

2. Белоусов, А. З. Руководство к практическим занятиям по гигиене детей, подростков [Текст] / А.З. Белоусов. – М.: Медицина, 1972.

3. Библиотека воспитателя детского сада. Одежда дошкольника. – М.: Просвещение, 1973.

4. Билич, Г. Л. Основы валеологии [Текст] / Г.Л. Билич, Л. В. Назарова. – С.Пб.: Водолей, 1998.

5. Богина, Т. Л. Режим дня в детском саду [Текст] /Т. Л. Богина, Н. Т. Терехова – М.: Просвещение, 1987.

6. Воронин, Л. Г. Физиология высшей нервной деятельности и психология [Текст] / Л. Г. Воронин, В. Н. Колбановский, Р. Д. Маш. – М.: 1977.

 

 Контрольная работа №6. Тема: «Обмен веществ и энергии: выделение, терморегуляция».

 Цель работы: Выяснить значение и основные этапы обмена веществ охарактеризовать возрастные особенности строения и работы почек, раскрыть рефлекторные механизмы терморегуляции.

Примерный план теоретической  части

    1. Содержание понятия «обмен веществ и энергии», виды обмена веществ.
    2. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.
    3. Витамины и их роль в обмене веществ. Заболевания, вызванные отсутствием или избытком витаминов в организме.
    4. Выделение. Органы выделения.
    5. Органы мочевыделительной системы и их функции.
    6. Образование первичной и вторичной мочи.
    7. Строение и функции кожи. Роль  кожи в терморегуляции.
    8. Рефлекторные механизмы терморегуляции.
    9. Воздействие на кожу высокой и низкой температуры, химических веществ и других  факторов. Гигиена мочи.

Краткие методические рекомендации

 Теоретическая  часть. Объясните процессы ассимиляции и диссимиляции. Раскройте роль ферментов в обмене веществ и расщепления белков, жиров, углеводов, усвоение их организмом. Опишите строение и значение органов выделения ( почки). Охарактеризуйте теплорегуляторную функцию кожи. Объясните принципы  закаливания.

Практическая  часть. 1.Подготовьте сообщения к занятию на  тему «Строение и функции кожи человека», «Возрастные особенности формирования кожи человека и приемы закаливания», «Строение и функции почек», «Профилактика заболеваний почек в детском возрасте», на основе Интернет источников.

Информация о работе Возрастная анатомия, физиология и гигиена