Железнодорожный транспорт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 14:35, контрольная работа

Краткое описание

География транспорта, отрасль экономической географии, изучающая территориальное размещение транспорта и перевозок, его закономерности, условия и особенности развития транспорта в составе территориально-хозяйственных комплексов стран и районов во взаимосвязи с размещением природных условий и ресурсов, населения и отраслей хозяйства 1.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1. Значение, роль железнодорожного транспорта в экономике страны..6
2. Преимущества перед другими видами транспорта………………………9
2.1 Основные грузы…………………………………………………………………10
2.2 Основные грузопотоки………………………………………………………..11
3. Характеристика размещения железнодорожного транспорта……..12
4. Проблемы развития железнодорожного транспорта…………………14
Библиографический список………………………………………………………17

Вложенные файлы: 1 файл

КР Эк-я географ. транспорта (1).doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

  МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»

 

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»

в городе Твери

 

Кафедра «Экономики и менеджмента в городском хозяйстве и на транспорте»

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Экономическая география транспорта »

тема: «Железнодорожный транспорт»

 

 

          Выполнила: Прохорова Н. Е.

 

          студентка 5 курса 53-з  группы

 

          специальность: 080502.65

 

           «Экономика и управление на

 

           предприятии транспорта»

 

           № зачетной книжки: 1669-з

 

           Подпись:__________________

 

           Руководитель: Кручинина Л. М.

 

           Оценка: ____________________

 

           Дата: _______________________

 

           Подпись:____________________

 

           Проверил:___________________


 

 

 

Тверь 2013

 

Рег. № ___________________

 Специалист УМО _________

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

1. Значение, роль железнодорожного транспорта в экономике страны..6

2. Преимущества перед другими видами транспорта………………………9

2.1 Основные грузы…………………………………………………………………10

2.2 Основные грузопотоки………………………………………………………..11

3. Характеристика размещения железнодорожного транспорта……..12

4. Проблемы развития железнодорожного транспорта…………………14

Библиографический список………………………………………………………17

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

География транспорта, отрасль экономической географии, изучающая территориальное размещение транспорта и перевозок, его закономерности, условия и особенности развития транспорта в составе территориально-хозяйственных комплексов стран и районов во взаимосвязи с размещением природных условий и ресурсов, населения и отраслей хозяйства 1. Она отражает важные особенности транспорта как отрасли производства:

 а) особую форму использования  элементов природной среды в  качестве естественных путей  сообщения или основы для искусственных  путей сообщения;

б) в основном линейный тип размещения транспорта, глубоко отличный от преобладающих типов размещения промышленности (точечного) и сельского хозяйства (ареального);

в) универсальность технико-экономических связей с др. отраслями хозяйства;

г) роль транспорта как одной из материальных основ территориально-географического разделения труда;

д) специфическое деление на виды (наземный, водный, воздушный транспорт) в отличие от отраслевого деления, типичного для промышленности и сельского хозяйства;

е) различия между видами транспорта, связанные с использованием разных естественных и искусственных путей сообщения;

______________________________

1 Ткаченко, С.В. Экономическая география / С.В. Ткаченко, И.С. Соколова, Г.Г. Скворцова.  – М.: ЮНИТИ, 2009.– 101 С.

ж) специфический характер ценообразования (тарифы, фрахты), влияющий на размещение всего хозяйства, и др.

       Транспорт и рынок находятся в тесной связи друг с другом. Их взаимодействие ускоряет развитие каждого из них и тем самым всей экономики. Появление рынков невозможно без транспорта. Развитие последнего благоприятствует росту товарности экономики, вовлечению новых территорий и товаропроизводителей в обменный процесс, вызывает рост емкости внутреннего рынка. Отсюда можно заключить, что степень развития транспорта определяет и степень развития рынка, его возможностей. Транспорт, является важнейшей составляющей производственных сил общества, воздействует на их развитие через свой спрос на транспортные средства, необходимые для них приборы, материалы, комплектующие изделия. Инвестиции в транспортный потенциал страны увеличивают не только производственный, но и потребительский спрос. Мультипликативный эффект от транспортных инвестиций становиться затем ускорителем потребительского и всего совокупного спроса, выражаемого в росте ВВП.

В экономических отношениях особое место занимает транспорт с его различными видами, взаимосвязанными, взаимозаменяемыми и находящимися между собой в конкурентных отношениях. Транспорт – одна из важнейших сфер материального производства. Перевозка различных товаров из районов их производства в районы потребления является ее главной функцией. Транспорт является материальным носителем связей между районами, отраслями, предприятиями. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. Важное значение транспорт имеет и в решении социально – экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой служит одним из важных факторов привлечения населения и производства, а также важным преимуществом для размещения производительных сил и дает интеграционный эффект. Транспорт обеспечивает занятость 6,3 % среднегодовой численности всех занятых в экономике. Продукцией транспорта (транспортной работой) является перемещение грузов и людей, измеряемое соответственно в тонно-километрах (грузооборот) и пассажиро-километрах (пассажирооборот) полные транспортные издержки народного хозяйства в сфере производства и обращения составляют около 10 % ВВП страны.

Развитие транспортной системы Российской федерации нацелено на более полное обеспечение потребностей хозяйства и населения страны транспортными услугами. Железнодорожный транспорт является основной транспортной системы Российской Федерации. Без его участия нельзя воспроизвести ни один ресурс, ни один фактор производства 2.

Транспорт важнейшая сфера общественного производства. В системе единого народнохозяйственного комплекса страны транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфраструктуру народного хозяйства. Транспорт служит материальной основой разделения труда в обществе и осуществляет многообразную связь между производством и потреблением, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей промышленностью, экономическими районами. Транспорт оказывает большое влияние на развитие и размещение общественного производства и в свою очередь отражает развитие и размещение производительных сил по территории страны.

 

______________________________

2 Железнодорожный транспорт в системе общественного воспроизводства / А.Е. Рискин [и др.]. – М.: ЮНИТИ, 2007. –  С. 45

1 Значение, роль железнодорожного транспорта в экономике страны 
       Основной вид транспорта в Российской Федерации – железнодорожный. На его долю приходится более 80 и около 40% всего объема соответственно грузовых и пассажирских перевозок, выполняемых транспортом общего пользования. Железные дороги, будучи основой транспортной системы Российской Федерации, имеют чрезвычайно важное государственное, экономическое, социальное и оборонное значение. От них требуется своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей населения, грузоотправителей и грузополучателей в перевозках.

Железнодорожный транспорт делится на 3:

-транспорт общего пользования – транспорт, осуществляющий перевозки 
грузов и пассажиров;

 -магистральный, или внешний транспорт осуществляет экономические 
перевозки между производителями и потребителями продукции, а также   перевозит пассажиров;

-ведомственный транспорт – транспорт, выполняющий перевозки своего 
ведомства или предприятия;

-внутрихозяйственный транспорт удовлетворяет в основном 
технологические нужды производства в пределах отдельных предприятий. 
        Железнодорожному транспорту принадлежит первостепенная роль в осуществлении перевозок. Железные дороги связывают все области и районы нашей огромной страны, имеющей территорию площадью 17,8 млн. км, и в условиях недостаточности хороших автомобильных дорог

______________________________

3 Просветов, С.Н. Экономическая география и регионалистика / С.Н. Просветов, Т.Е. Кузнецова, И.А. Козьева. -М.: Издательство «Экономист», 2009. –  С. 118

обеспечивают потребности населения в перевозках и нормальное обращение продукции промышленности и сельского хозяйства.

Железнодорожному транспорту принадлежит ведущая роль в системе путей сообщений России, железные дороги наиболее приспособлены к массовым перевозкам. Они функционируют днем и ночью независимо от времени года и атмосферных условиях, что особенно важно для России с ее разными климатическими зонами. Железные дороги являются универсальным видом транспорта для перевозок всех видов грузов в межрайонном и во внутрирайонном сообщении.

Протяженность железнодорожных путей составляет 7 % мировых, а доля в мировом железнодорожном грузообороте равна 25 % , пассажирообороте – 15 %. По эксплуатационной длине путей Россия уступает только США, а по протяженности электрифицированных дорог, электровозному парку она занимает первое место в мире. Столь мощное развитие этого вида транспорта обусловлено огромными размерами территорий страны, особенностями размещения производительных сил России, интенсивным обменом продукцией и ресурсами всех ее регионов.

Появление железных дорог национального значения стало новым этапом в развертывании товарно–денежных и социальных отношений. Они ускорили развитие производства, разложение натурального хозяйства, способствовали вовлечению сельскохозяйственных и особенно зернопроизводящих районов в сферу товарного обмена. Им принадлежала важная роль в выравнивании цен на российских региональных рынках. С развитием железнодорожного транспорта улучшились показатели российской экономики. От его работы, своевременности доставки людей и грузов к месту назначения во многом зависит ритмичность функционирования всей экономики, устойчивость темпов ее роста, уровень сбалансированности всего воспроизводственного процесса. В нынешних российских условиях только железнодорожный транспорт способен совершить прорыв, который должен быть усилен и расширен, через подключение всех других видов транспорта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Преимущества  перед другими видами транспорта

Железнодорожный транспорт имеет целый ряд достоинств, которые также определяют его преимущественное развитие в стране. Отрасль характеризуется относительно свободным размещением, надежностью, регулярностью, универсальностью вне зависимости от времени года, суток, условий погоды. Он дает возможность производить массовые перевозки грузов и пассажиров, что укрепляет его преимущества, повышая производительность труда, и значительно снижает себестоимость перевозок. Кроме того, он позволяет экономить жидкое углеводородное топливо за счет широкой электрификации тяги. Железнодорожный транспорт особенно эффективен в перевозках на дальние расстояния, а с учетом огромного пространства территории России он в перспективе останется ведущим видом транспорта и массовых грузовых перевозках на дальние расстояния, и в пассажирских перевозках на средние расстояния, и в пригородном сообщении 4.

       Железные дороги, по сравнению с другими видами транспорта в меньшей степени воздействуют на окружающую среду и имеют меньшую энергоемкость перевозочной работы. Общепризнанными преимуществами железных дорог перед другими видами транспорта являются экономичность (сравнительно низкая стоимость перевозок), ресурсосбережение, экологическая предпочтительность (с точки зрения шума и сохранности окружающей среды), безопасность движения.

 Технико-экономические особенности и преимущества железнодорожного транспорта заключаются в следующем:

- возможность сооружения на  любой сухопутной территории, с помощью

______________________________

4 Сизов, А.Б Экономическая география России / А.Б. Сизов. – М.: Издательство «Наука», 2010. – С. 32

мостов, тоннелей и паромов – осуществления железнодорожной связи и с

разделенными, в том числе островными, территориями (как, например, между материком и островом Сахалин);

-массовость перевозок и высокая провозная способность железных дорог;

-универсальность использования  для перевозок различных грузов и возможность массовых перевозок грузов и пассажиров с большой скоростью;

-регулярность перевозок независимо  от времени года, времени суток и погоды;

-возможность создания прямой  связи между крупными предприятиями по 
подъездным путям и обеспечение доставки грузов по схеме «от двери до двери» без дорогостоящих перевалок;

-по сравнению с водным транспортом, как правило, более короткий путь

перевозки грузов;

-сравнительно невысокая себестоимость  перевозок по сравнению с другими  видами транспорта, кроме трубопроводного.

2.1 Основные грузы

       Основными грузами железнодорожного транспорта является каменный уголь (23%), строительные грузы (16,2), нефть и нефтепродукты (15), руда железная и марганцевая (8,6),черные металлы (6), лесные грузы (4,5), а также химические и минеральные удобрения, цемент, зерно и комбикорма, руды цветных металлов, лом черных металлов, кокс, продукция машиностроения и др.

 

2.2 Основные грузопотоки

Основные грузопотоки угля формируются в Кузнецком бассейне, также значительные перевозки осуществляются из Украины (Домбасс) и из Казахстана (Караганда). Уголь доставляется на Урал, в центральные районы, в Поволжье. Основные грузопотоки нефтяных грузов идут из Западной Сибири, Урала, Поволжья, Северного Кавказа. Основная масса лесных грузов идет с европейского Севера и из Сибири. Основные грузопотоки черных металлов определяются обменом продукцией между металлургическими базами Центральной, Сибирской и Южной (в Украине) и тесными связями с потребителями: Центр, Северный Кавказ, Северо-Запад.

Информация о работе Железнодорожный транспорт