Административный штраф в правоохранительной деятельности ОВД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2015 в 10:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Цель исследования состоит в разработке теоретических и практических рекомендаций, на основе которых сотрудники органов внутренних дел смогут эффективно реализовать свои административно-служебные правомочия в сфере применения административного наказания в виде административного штрафа.
Исходя из этого, предпринимается попытка решения следующих задач:
1. Раскрытие понятия и сущности административных взысканий.
2. Оценка эффективности механизма назначения административного штрафа органами внутренних дел, а также порядка его взыскания.
3. Изучение в ходе рассмотрения отдельных стадий процесса производства по делу об административном правонарушении, вопросов, осложняющих работу правоохранительных органов по реализации административных штрафов.

Вложенные файлы: 1 файл

штраф.doc

— 379.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, показателями эффективности административного штрафа, налагаемого за правонарушения в различных сферах общественных отношений, могут быть несовершение:

а) однородных проступков;

б) иных правонарушений.

Что же касается конкретных сфер, то здесь, помимо общих (основных) показателей, могут иметь место и дополнительные. Более наглядно это видно на примере штрафа, налагаемого за отдельные нарушения общественного порядка.

Изучение эффективности административного штрафа, применяемого за нарушения общественного порядка, применительно к цели частного предупреждения правонарушений показывает, что по таким административным проступкам, как появление в пьяном виде и распитие спиртных напитков в запрещенных законом местах, и другим цель должна характеризоваться в первую очередь удержанием оштрафованных от совершения повторно проступков, за которые они были наказаны, Например, в связи с распитием спиртных напитков нарушитель был подвергнут штрафу в размере 1 МРП. В плане достижения частнопредупредительной цели штрафа важно, чтобы это лицо в течение года не совершило повторно данного правонарушения. Однако цель частного предупреждения санкции считается недостигнутой, если оштрафованный в течение года совершил иной аналогичный проступок в сфере общественного порядка. Поэтому в данном случае показателем эффективности штрафа выступает несовершение повторно не только того же самого проступка, но и иных административных правонарушений в сфере общественного порядка.

Иногда оштрафованный нарушитель общественного порядка не совершает административных проступков, но допускает нарушения в сфере производственных отношений: прогулы, опоздания на работу на почве пьянства и т. п. Такое поведение свидетельствует об упорном нежелании исправиться. Подобные нарушения, как правило, фиксируются в журналах администрации по месту работы, учебы или службы, Следовательно, отсутствие нарушений трудовой дисциплины служит показателем действенности штрафа.

Что касается такой категории нарушителей общественного порядка, как алкоголики, то предупредить рецидив с их стороны разовым наложением штрафа практически невозможно, Однако алкоголики под воздействием неоднократного наложения штрафа, под влиянием общественности, семьи и других факторов принимают меры к лечению. Добровольное лечение от алкоголизма в определенной мере свидетельствует о действенности и административного штрафа.

Указанные два признака, хотя и не отражают прямо поведение оштрафованных в сфере общественного порядка, но объективно свидетельствуют о воздействии штрафа и связанных с ним иных факторов на сознание оштрафованных. В связи с этим их можно включить в число дополнительных показателей.

Таким образом, эффективность штрафа, налагаемого за появление на улицах и в других общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, а равно за распитие спиртных напитков в общественных местах, в плане его частно-предупредительной цели характеризуется: основными показателями (несовершение однородных проступков, а также иных административных правонарушений) и дополнительными (отсутствие нарушений правил внутреннего трудового распорядка по причине пьянства, добровольное лечение от алкоголизма).

Названные показатели эффективности штрафа соответствуют его частнопредупредительной цели и объективно раскрывают содержание результата воздействия этой санкции на сознание и поведение нарушителей общественного порядка. Кроме того, эти показатели сами измеримы и способствуют измерению цели штрафа и его результата.

Такой показатель, как добровольное лечение от алкоголизма, находится несколько в иной плоскости относительно названного критерия эффективности — правомерного поведения. Хотя алкоголизм и не наказуем по казахстанскому праву, однако лица, страдающие этим заболеванием, чаще, чем другие нарушители общественного порядка, появляются в общественных местах в пьяном виде и распивают там спиртные напитки. Следовательно, попытки, предпринимаемые оштрафованным для освобождения себя от этого недуга, имеющего медицинский и социальный характер, дают основание отнести добровольное лечение от алкоголизма к показателю эффективности налагаемого штрафа. Данный показатель относится только к лицам, страдающим алкогольным заболеванием.

Аналогично может решаться вопрос о показателях эффективности административного штрафа, налагаемого за правонарушения, совершаемые в сферах охраны государственной собственности, общественной безопасности, управления и т. д.

При определении показателей эффективности штрафа по его общепредупредительной цели следует иметь в виду рассмотренные выше особенности общественных отношений, регулируемых административно-правовыми нормами, В правовом воспитании граждан и предупреждении правонарушений участвуют многие социальные институты, среди которых важная роль принадлежит правовому институту ответственности. Каждый вид ответственности выполняет свою роль. Причем отдельные виды ответственности, например уголовная и административная, нередко тесно взаимосвязаны. Характер связи предопределяется свойством регулируемых отношений и целями ответственности. Например, в цели частного предупреждения административного штрафа просматривается весьма тесная, иногда даже прямая связь между штрафом и предупреждением преступных проявлений. Это видно в составах преступлений с административной преюдицией, а также в преступлениях, не представляющих большой общественной опасности, когда прекращаются уголовные дела и виновные лица подвергаются взысканию в виде административного штрафа. В данном случае эффективность штрафа может характеризоваться несовершением повторно того же правонарушения, поэтому налицо предупреждение преступлений.

Говоря об общепредупредительной цели административного штрафа, следует отметить, что издание указа, постановления или вынесение решения, устанавливающих административную ответственность за те или иные действия, рассчитано на ориентацию граждан регулировать свое поведение в соответствии с нормами, правилами, содержащимися в этих нормативных актах. Ни одна административно-правовая запретительная норма не содержит состава преступления. Отсюда результат достижения общепредупредительной цели характеризуется одним признаком — воздержанием граждан от совершения действий, которые составляют содержание диспозиции тех или иных административно-правовых норм, т. е. административных правонарушений.

Определенный интерес представляет механизм социального воздействия правовых норм, в том числе административных. Прежде всего они несут воспитательную нагрузку, т. е. государство, устанавливая правовую ответственность, доводит до сведения участников отношений о тех или иных запретах. В данном случае информационный процесс выполняет сложную социальную функцию. Во-первых, по содержанию он является правовым; во-вторых, ознакомившись с той или иной нормой, граждане узнают о дозволенном или недозволенном поведении; в-третьих, с момента доведения до сознания граждан правового запрета начинает проявляться его превентивная роль.

В связи с уяснением показателей эффективности административного штрафа нас интересует общепревентивная роль информационного процесса. Нужно установить, в отношении какой категорий лиц проявляется превентивная роль диспозиции и санкции административной нормы. От правильного выбора категории объекта воздействия зависит объективность определения количественных значений эффективности общепредупредительной цели административного штрафа.

В рассматриваемом плане не каждая норма, провозглашающая ответственность, относится ко всем участникам общественных отношений. Например, общепревентивная роль нормы, регулирующей ответственность за нарушение правил торговли, распространяется только на граждан, занятых именно этим видом деятельности. То же самое можно сказать о нормах, касающихся конкретных сфер общественных отношений. Однако есть нормы, регламентирующие поведение более широкого круга граждан, например в области общественного порядка. Вместе с тем как в первом, так и во втором случае общепревентивная функция нормы может распространяться не на всех участников отношений, а только на тех, которые обладают определенными свойствами, признаками. Эти свойства, признаки участников общественных отношений характеризуют прежде всего их правосознание.

В обществе подавляющее большинство граждан сообразует свое поведение с требованиями норм права в силу уважения к ним, признания должного и необходимого в их предписаниях, а не потому, что эта нормы обеспечиваются силой государственного принуждения.

Вместе с тем отдельные индивиды, не уважая правоустановления, не считая их должными, могут не быть субъектами ответственности. Они не совершают правонарушений не из-за боязни государственного принуждения, а в силу определенных физических свойств. Например, мы не вправе ожидать от административного штрафа или иной санкции, содержащейся в норме, регулирующей ответственность за появление в пьяном виде или распитие спиртных напитков в запрещенных местах, общего предупреждения в отношении лиц, которые в связи с болезнью или иными причинами вообще не употребляют алкогольные напитки. То же самое нужно сказать и об иных сферах регулирования, в которых граждане, несмотря на предписания норм, не могут быть субъектами ответственности. По этой и другим причинам общепредупредительное свойство штрафа распространяется только на участников отношений, с соответствующей антиобщественной установкой, для которых штраф или иное средство, связанное с ним (процесс применения меры общественного воздействия и др.), выступает сдерживающим фактором.

Таким образом, эффективность административного штрафа по цели общего предупреждения должна определяться по характеру поведения лиц с антиобщественной установкой, могущих стать субъектами ответственности. При этом характер поведения может быть только правомерным под воздействием санкции.

Итак, показателем эффективности административного штрафа в плане достижения общепредупредительной цели является несовершение впервые административных проступков лицами, могущими быть участниками отношений административной ответственности и обладающими определенной антиобщественной установкой.

Практические работники ОВД должны быть информированы по вопросам, относящимся не только к понятию эффективности административного штрафа, ее критериев, показателей и классификации последних, но и к выявлению факторов, тормозящих или снижающих результативное воздействие данной санкции. В этом плане особый интерес представляют условия эффективности штрафа.

Условие эффективности административного штрафа как обстоятельство (или их совокупность), от наличия и изменения которого зависит сама эффективность либо ее уровень,— величина коэффициента эффективности.

На наш взгляд, условия эффективности следует делить по уровню их влияния на действенность тех или иных правовых средств.

 В юридической литературе в качестве важнейших условий эффективности выделяются:

а) опосредование в правовых предписаниях требований социально-экономических и политических закономерностей;

б) учет общих принципов регулирования и управления в процессе нормотворческой деятельности;

в) соблюдение в процессе нормотворчества правил законодательной техники;

г) информированность адресатов о содержании правовых предписаний;

Эффективность административного штрафа обусловливается еще одним условием — неотвратимостью ответственности.

Однако существуют условия, которые влияют на уровень эффективности, не решая кардинально вопрос, будет ли вообще та или иная правовая категория иметь какой-либо коэффициент эффективности. Например, сочетание административного штрафа с иными мерами воздействия не решает вопроса об эффективности штрафа, наличие или отсутствие этого условия влияет лишь на уровень, величину ее коэффициента. В совокупности с перечисленными выше условиями это условие способно обеспечить высокую результативность штрафа.

Сюда же можно отнести быстроту и оперативность производства по делам об административных правонарушениях, сочетание административного штрафа с иными мерами воздействия.

Как показывает практика, должностные лица правоохранительных органов не всегда могут влиять на изменение или совершенствование отдельных условий эффективности правовых норм и их санкций. Поэтому нет необходимости подробно останавливаться на анализе таких условий, как опосредование в правовых предписаниях требований социально-экономических и политических закономерностей, учет общих принципов регулирования и управления в процессе нормотворческой деятельности.

Общие требования, предъявляемые к праву вообще, присущи и административно-правовым нормам.

Остановимся подробнее на соблюдении в процессе нормотворческой деятельности правил законодательной техники как условии эффективности административного штрафа.

Надобность в тщательной подготовке, четкости и точности языка административных норм вызывается многими моментами. Во-первых, эти нормы, регулирующие отношения в различных сферах общественной жизни, как правило, рассчитаны на широкий круг граждан, поэтому устанавливаемый запрет должен быть понятным. Во-вторых, точность и ясность формулировок правовых норм важны  для должностных лиц, применяющих последние.

Встречающиеся отдельные нормы, диспозиция которых не раскрывает всех признаков состава административного проступка, приводят к трудностям применения их на практике. В качестве примера сошлемся на норму, запрещающую появление на улицах и в других общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность. Цель данной нормы — не допустить появления в пьяном виде, действительно оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность. Термин «оскорбляющее» имеет множество значений, поэтому он не раскрывает достаточно полно и ясно признаки данного противоправного поведения. На практике применение норм права с нечеткими формулировками порой зависит от усмотрения правоприменителя, что вносит путаницу и субъективизм в правоприменительную практику. Последнее, в свою очередь не способствует повышению эффективности норм и обеспечению законности.

Информация о работе Административный штраф в правоохранительной деятельности ОВД