Административный штраф в правоохранительной деятельности ОВД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2015 в 10:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Цель исследования состоит в разработке теоретических и практических рекомендаций, на основе которых сотрудники органов внутренних дел смогут эффективно реализовать свои административно-служебные правомочия в сфере применения административного наказания в виде административного штрафа.
Исходя из этого, предпринимается попытка решения следующих задач:
1. Раскрытие понятия и сущности административных взысканий.
2. Оценка эффективности механизма назначения административного штрафа органами внутренних дел, а также порядка его взыскания.
3. Изучение в ходе рассмотрения отдельных стадий процесса производства по делу об административном правонарушении, вопросов, осложняющих работу правоохранительных органов по реализации административных штрафов.

Вложенные файлы: 1 файл

штраф.doc

— 379.00 Кб (Скачать файл)

- если в действиях виновного содержится состав административного проступка (т.е. налицо совокупность признаков, при наличии которых деяние считается административным проступком);

- если данный состав закреплен соответствующей нормой КРК об АП;

- если санкция данной статьи предусматривает ответственность за совершенное правонарушение (проступок);

- с учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя, степени вины, имущественного положения, а также обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.

В соответствии со ст.61 КРК об АП обстоятельствами, смягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:

- раскаяние виновного;

- предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;

- совершение административного  правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

- совершение правонарушения несовершеннолетними;

- совершение правонарушений женщиной беременной или имеющей ребенка в возрасте до трех лет;

-совершение административного правонарушения в результате физического или психического принуждения;

-совершение административного  правонарушения при нарушении  условий правомерности необходимой  обороны, задержании лица, совершившего  противоправное посягательство, исполнении  приказа или распоряжения;

-совершение административного  правонарушения впервые по неосторожности.

Орган (должностное лицо), решающее дело, может признать смягчающими иные обстоятельства, не указанные в КРК об АП.

Перечень обстоятельств, отягчающих ответственность, содержится в ст. 62 КРК об АП и является исчерпывающим. Этими обстоятельствами признаются:

1) продолжение противоправного  поведения, несмотря на разъяснения  закона прокурором и (или) требование  уполномоченных на то лиц прекратить  его;

2) повторное в течение года  совершение однородного административного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 66 Кодекса;

3) вовлечение несовершеннолетнего в административное правонарушение;

4) привлечение к совершению административного  правонарушения лиц, которые заведомо  для виновного страдают тяжелым  психическим расстройством, либо  лиц, не достигших возраста, с  которого наступает административная ответственность;

5) совершение административного  правонарушения по мотиву национальной, расовой и религиозной ненависти  или вражды, из мести за правомерные  действия других лиц, а также  с целью скрыть другое правонарушение  или облегчить его совершение;      6) совершение административного правонарушения в отношении лица или его близких в связи с выполнением данным лицом своего служебного, профессионального или общественного долга;

7) совершение административного  правонарушения в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, а также в отношении малолетнего, другого беззащитного или беспомощного лица либо лица, находящегося в зависимости от виновного;

8) совершение административного  правонарушения группой лиц;

9) совершение административного  правонарушения в условиях стихийного  бедствия или при других чрезвычайных  обстоятельствах;

10) совершение административного  правонарушения в состоянии алкогольного, наркотического или токсикоманического  опьянения.

Орган (должностное лицо), налагающий административное взыскание, в зависимости от характера административного правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим.

На основании КРК об АП административное взыскание может быть наложено на виновного не позднее  двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения.

 Следовательно, если органом (должностным  лицом) было применено к нарушителю  взыскание в виде конфискации  предмета, явившегося орудием совершения правонарушения (охотничьего ружья), то датой начала исчисления срока будет день, следующий за днем совершения правонарушения, а  окончанием срока - день, когда соответствующим органом (должностным лицом) было вынесено постановление о конфискации.

При длящемся  правонарушении начало срока будет исчисляться со дня, следующего за днем, в которой было обнаружено правонарушение. И соответственно днем окончания срока будет считаться день, когда органом (должностным лицом) было вынесено постановление о наложении взыскания.

 Помимо общего правила исчисления  сроков давности привлечения  к административной ответственности, указанных в  КРК об АП, закон предусматривает отступление от общего правила исчисления сроков, а именно при отказе соответствующего органа (должностного лица) в возбуждении уголовного дела в действиях виновного признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее трех месяцев со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо его прекращении.

Таким образом, датой начала исчисления срока будет считаться день, следующий за днем, в который соответствующим органом (должностным лицом) было принято решение от отказе в возбуждении уголовного дела либо его прекращении (т.е. с момента вынесения постановления о прекращении уголовного дела), а днем окончания срока - день, в который будет вынесено постановление административного взыскания на правонарушителя.

 Законом также предусмотрено, что сроки исчисления привлечения  к административной ответственности не могут распространяться на случаи конфискации предметов контрабанды, которая производится органами (должностными лицами) таможенного контроля.

При исчислении сроков давности рекомендуется пользоваться правилами “РОКИ”, которое представляет собой аббревиатуру слов, где:

Р - размер срока;

О - откуда считать;

К - конечный момент срока;

И - имеющиеся изъятия из срока.

Помимо сроков исчисления давности привлечения виновного  к административной ответственности закон устанавливает срок, по истечении которого лицо считается не подвергшимся административному взысканию.

Так, диспозицией ст. КРК об АП предусмотрено, что если лицо, подвергнутое административному взысканию, в течение одного года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения, то оно считается не подвергавшимся административному взысканию.

Совершая административный проступок, виновный может причинить ущерб организации, юридическому лицу, гражданам. Поэтому судья при решении вопроса о наложении административного взыскания на виновного вместе с тем может обязать его возместить причиненный имущественный ущерб (если его сумма не превышает суммы, установленной соответствующими нормативными актами Республики Казахстан, на основании ст. КРК об АП).

Районный (городской) суд также вправе решить данный вопрос, но уже независимо от размера причиненного ущерба.

Решая вопрос о возмещении имущественного ущерба положительно, судья, суд, выносит постановление, которое в части возмещения имущественного ущерба является исполнительным документом и должно быть исполнено виновным в 15-дневный срок со дня вручения ему постановления.

Нарушение виновным данного срока влечет за собой направление постановления для взыскания ущерба в порядке исполнительного производства в соответствии с нормами гражданского судопроизводства.

Наложение административных взысканий за множественность административных проступков.

Административный закон предусматривает ответственность за совершение гражданами нескольких административных правонарушений (проступков) будет совершено два и более административных правонарушения, то к нему соответствующими органами или должностными лицами на основании закона может быть применено административное взыскание за каждое правонарушение в отдельности.

Каковы же критерии определения множественности административных проступков.

1. Прежде всего, множественность - наличие нескольких самостоятельных  составов административных правонарушений (проступков).

Таким образом, если деяния  образуют единый состав, предусмотренный диспозицией правовой нормы, то говорить о множественности административных проступков нельзя, так как значение имеет качество совершенных действий,  прежде всего количество составов административных правонарушений. Следует иметь в виду, что среди правонарушений, образующих множественность, могут быть как составы уголовно наказуемых преступлений, так и административных проступков, а также те и другие  одновременно.

2. Наличие нескольких самостоятельных  составов образует множественность  лишь при наличии их субъекта, т.е. субъект указанных правонарушений (преступлений) одно и то же лицо.

3. При наложении взысканий за  множественность административных  проступков не должны присутствовать  обстоятельства, препятствующие привлечению  виновного к ответственности за совершенное правонарушение сразу либо за рецидив (например, истечение сроков привлечения к административной к ответственности).

Под рецидивом в административном праве понимается поступок, совершенный гражданином в течение установленного законом срока давности после применения к нему мер воздействия за предыдущие правонарушения.

4.Для определения множественности  имеет значение также характер  поведения субъекта.

Выполнение субъектом одного действия, образующего одновременно несколько составов административных правонарушений - это идеальная совокупность, а совершение субъектом разных действий, представляющих систему составов, и разновременно - реальная совокупность.

При наложении взысканий за множественность административных проступков следует иметь в виду, что взыскания в данном случае налагаются за каждое правонарушение в отдельности.

Если дела данной категории подведомственны рассмотрению разным органам либо должностным лицам, то на каждый совершенный проступок составляется самостоятельный протокол, и взыскания накладывается на каждое правонарушение в отдельности.

Если же разбирательство осуществляется одним органом (должностным лицом), то окончательное взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное административное правонарушение из числа совершенных. В этом случае к основному взысканию может быть присоединено одно из дополнительных, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных правонарушений.

Подводя итог можно сделать следующий вывод: административные взыскания налагаются соответствующими государственными органами (должностными лицами) в точном соответствии с Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях, при их наложении устанавливаются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства смягчающие или отягчающие, что детально регламентируется Кодексом, в том числе и сроки наложения  административных взысканий, исчисление сроков давности и наложения административных взысканий за множественность административных проступков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ШТРАФА ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

 

2.1 Сущность и цель применения применения административного штрафа

 

 

Чтобы раскрыть сущность административного штрафа, необходимо, прежде всего, определить общие признаки, характерные для штрафной санкции как меры юридической ответственности вообще, как карательной административной санкции в частности. Однако этой мере, применяемой в связи с нарушениями в различных сферах общественной жизни, тоже могут быть присущи определенные характерные черты. Штраф как мера юридической ответственности или правовая карательная санкция характеризуется: государственным принуждением; ущемлением имущественных интересов тех, к кому он применяется; единовременным взысканием. Как правовая санкция штраф применяется только в случаях виновного нарушения правовых обязанностей перед обществом и государством.

Указанные свойства являются общими для штрафа, налагаемого за нарушения запретов, содержащихся в нормах различных отраслей права: уголовного, гражданского, административного и т. п.

По законодательству штраф устанавливается, и применяется большим кругом органов государственной власти и государственного управления, а также должностных лиц. Он может налагаться: за совершение административного проступка, а в отдельных случаях — преступления; в строго определенных процессуальных формах и размерах.

Информация о работе Административный штраф в правоохранительной деятельности ОВД