Административный штраф в правоохранительной деятельности ОВД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2015 в 10:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Цель исследования состоит в разработке теоретических и практических рекомендаций, на основе которых сотрудники органов внутренних дел смогут эффективно реализовать свои административно-служебные правомочия в сфере применения административного наказания в виде административного штрафа.
Исходя из этого, предпринимается попытка решения следующих задач:
1. Раскрытие понятия и сущности административных взысканий.
2. Оценка эффективности механизма назначения административного штрафа органами внутренних дел, а также порядка его взыскания.
3. Изучение в ходе рассмотрения отдельных стадий процесса производства по делу об административном правонарушении, вопросов, осложняющих работу правоохранительных органов по реализации административных штрафов.

Вложенные файлы: 1 файл

штраф.doc

— 379.00 Кб (Скачать файл)

Административные взыскания образуют стройную систему, определяемую общностью природы, оснований и целей их применения, возможностью их взаимозаменяемости.       Как видим, система (“лестница”) взысканий включает в себя различные по характеру тяжести и юридическим последствиям санкции. Это дает возможность соответствующим органам (должностным лицам) избрать меру взыскания за проступок с учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя, степени его вины, имущественного положения, а также обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.

Исходя из вышеперечисленных видов взысканий сотрудники ОВД, наделенные административно-юрисдикционными полномочиями, могут налагать следующие взыскания: предупреждение; штраф;

Следует отметить, что с введением нового административного кодекса приведенного в соответствии с нормами Конституции РК, полномочиями по наложению других видов административных взысканий ОВД, впрочем, как и все остальные юрисдикционные органы, не обладают. Теперь следует констатировать об исключительной прерогативе судов в данной сфере.

Предупреждение, как мера административного взыскания, согласно ст. 47 КРК об АП, выносится в письменной форме.

В практике ОВД предупреждение используется для воздействия на правонарушителей в процессе охраны общественного порядка, обеспечения безопасности движения транспорта и пешеходов, паспортного режима, правил проживания иностранцев и др. Эта мера применяется в отношении лиц, совершивших незначительные нарушения установленных правил, когда нарушения не носят резко выраженного антиобщественного характера. Обычно предупреждению подвергаются лица, совершившие малозначительные проступки впервые или случайно. И как свидетельствует практика,  предупреждение подобных случаев оказывается вполне достаточной мерой воздействия.

Сотрудники ОВД могут подвергнуть нарушителя взысканию в виде предупреждения лишь в тех случаях, которые предусмотрены соответствующими нормативными актами и входя в их компетенцию. Нельзя, например, применять  предупреждение к лицу, совершившему мелкое хулиганство, поскольку за это установлено административное взыскание в виде штрафа или административного ареста. Они не правомочны подвергать предупреждению лиц, допустивших нарушение правил противопожарной безопасности, так как это отнесено к компетенции государственной противопожарной службы.

От предупреждения как меры административного взыскания нужно отличать устные предупреждения, которые работники ОВД делают гражданам, пытающимся совершить или совершившим незначительные нарушения. Подобные устные предупреждения представляют, собой средство убеждения и не являются административными взысканиями.

Штраф, налагаемый в административном порядке – это денежное взыскание, налагаемое на нарушителей административно-правовых норм компетентными органами государства или их полномочными должностными лицами.

Штраф является административным взысканием, воздействующим на правонарушителя материально.

Нормы административного права предусматривают следующие виды штрафов: с указанием пределов штрафа (относительно-определенная санкция) и с точным указанием штрафа (абсолютно-определенная санкция). В подавляющем большинстве случаев нормативные акты устанавливают относительно-определенные штрафные санкции. Это позволяет при его наложении учитывать степень общественной опасности проступка, личность нарушителя и его имущественное положение.

Согласно ст. 48 КРК об АП – административный штраф (далее штраф) есть денежное взыскание, налагаемое за административное правонарушение в случаях и пределах, предусмотренных в статьях особенной части настоящего разделе, в размере, соответствующем определенному количеству месячного расчетного показателя, устанавливаемого в соответствии с законодательным актом, действующим на момент наложения административного взыскания.

В случаях, предусмотренных в статьях особенной части настоящего раздела, размер штрафа выражается в процентах от суммы неисполненного или исполненного законодательными актами РК, а также от суммы операции, проведенной с нарушением норм законодательства РК.

Размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, не может быть менее одной пятой месячного расчетного показателя, штрафа, налагаемого на должностное лицо,  менее пяти месячных расчетных показателей, а штрафа, налагаемого на юридическое лицо, - менее двадцати месячных расчетных показателей. Размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, не может превышать пятьсот месячных расчетных показателей, на должностное лицо – тысячу месячных расчетных показателей, на юридическое лицо – двух тысяч месячных расчетных показателей.

Штраф, выраженный в процентах от суммы неисполненного или  исполненного ненадлежащим образом налогового обязательства, установленного законодательными актами РК, а также от суммы операции, проведенной с нарушением норм законодательства РК, может быть установлен в размерах, превышающих размеры штрафов, указанных в части третьей настоящей статьи.

Ст. 49 КРК об АП возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Возмездное изъятие применяется судьей.

Возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других орудий охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником существования.

Возмездное изъятие может применяться только за умышленное правонарушение в случаях, предусмотренных соответствующей статьей особенной части КРК об АП, в качестве административного взыскания.

Лишение специального права, является одним из средств борьбы за безопасность движения, за жизнь и здоровье людей, сохранность техники, общественный порядок является лишение водителей в установленных нормативными актами случаях права управления транспортом. Лишение водительских прав – это административное взыскание, применяемое ОВД к лицам, совершившим грубое нарушение правил дорожного движения. Для шофера-профессионала это лишение означает запрещение работать по специальности и влечет необходимость переквалификации и приобретения новой специальности, запрещение в течение установленного срока эксплуатировать принадлежащий ему по праву личной собственности автомобиль, мотоцикл, мотороллер.

В целях укрепления законности правовые акты устанавливают исчерпывающий перечень оснований для лишения водителей права управления транспортными средствами.

В соответствии со ст. 51 КРК об АП п. 4 лишение права управления транспортными средствами не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанными лицами, в нарушение установленных правил, места дорожно-транспортного происшествия, участниками которого они являлись.

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным предметом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Административно-правовая конфискация всегда является специальной: она производится только в отношении вещей, непосредственно связанных с проступком и прямо названных в законе (ружей и других орудий охоты, ставок в игре, игральных принадлежностей и т.д.). К лицам для которых охота является основным источником существования, не может применяться конфискация огнестрельного оружия и боеприпасов, а также других орудий охоты.

В ст. 50 КРК об АП подчеркнуто, конфискация предметов, явившихся орудиями совершения или непосредственными предметами совершения административного правонарушения, а также конфискация доходов (дивидендов), денег и ценных бумаг, полученных вследствие совершения административного правонарушения, состоит в принудительно, безвозмездном обращении их в собственность государства в установленном законодательством порядке.

Конфискован, может быть лишь предмет, являющийся собственностью нарушителя.

Постановление о конфискации предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения, приводится в исполнение уполномоченными органами.

Постановление о конфискации предмета с отметкой об исполнении возвращается органу (должностному лицу), вынесшему постановление.

Административные взыскания налагаются только тогда, когда в действиях виновного установлен состав правонарушения. Иными словами, если нормой права предусмотрена ответственность за деяние, а в противоправных действиях гражданина выявлены все предусмотренные правовой нормой признаки правонарушения, виновный может быть привлечен к ответственности по соответствующей статье.

Важнейший принцип ответственности – индивидуализация наказания. При выборе меры воздействия необходимо учитывать, как обстоятельства, при которых был совершен проступок, так и обстоятельства, характеризующие личность виновного, его имущественное положение, степень вины. В значительной мере эти требования конкретизированы в перечнях смягчающих и отягчающих ответственности обстоятельств.

Лишение индивидуальных предпринимателей  или юридических лиц лицензии, специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства) на определенный вид деятельности либо совершение определенных действий налагается судьей за административное правонарушение, совершенное при осуществлении указанными лицами деятельности либо совершении определенных действий, предусмотренных лицензией, специальным разрешением, квалификационным аттестатом (свидетельством).

Приостановление действия лицензии на определенный вид деятельности либо совершение определенных действий или временное лишение специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства) устанавливается на срок до 6 месяцев

Лишение лицензии на определенный вид деятельности либо совершение определенных действий применяется по основаниям, установленным законодательством о лицензировании.

В соответствии со ст. 53 КРК об АП приостановление или запрещение деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица производится только в судебном порядке по заявлению органа (должностного лица), уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях.

Исковое заявление о приостановлении или запрещении деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица направляется в суд в порядке и на основаниях, установленных законодательными  актами РК. Заявление рассматривается судом в десятидневный срок.

Мера административного взыскания в виде приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица применяется в случаях, когда нарушение устранимо проведением необходимых действий (мероприятий) в срок, установленный судом для их устранения.

Приостановление или запрещение деятельности индивидуального  предпринимателя или юридического лица без судебного решения допускается в исключительных случаях на срок не более трех дней с обязательным предъявлением в указанный срок искового заявления в суд. При этом акт о запрещении или приостановлении деятельности действует до вынесения судебного решения.

Деятельность общественных объединений может быть приостановлена или запрещена  (прекращена) судом в случаях, когда их деятельность противоречит их уставу (положению) или законодательству РК.

Статья 54 КРК об АП предусматривает принудительный снос самовольно возводимого или возведенного строения налагается судьей в случаях предусмотренных статьями особенной части КРК об АП.

Административный арест - основной вид административного взыскания, применяемый в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до сорока пяти суток. При использовании данного вида наказания судьей районного (городского) суда выносится постановление об административном аресте, которое подлежит немедленному исполнению органами внутренних дел, Перед вынесением постановления судья должен изучить личность правонарушителя, а также все обстоятельства дела. При принятии решения необходимо учитывать, административный арест не может применяться к беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, к лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста, к инвалидам I и II групп, а также к женщинам в возрасте свыше пятидесяти восьми лет и к мужчинам свыше шестидесяти трех лет. Административное выдворение за пределы РК применяется как мера административного взыскания в отношении иностранцев и лиц без гражданства, совершивших административное правонарушение. Административное выдворение налагается судьей.

 

 

1.2 Общие правила наложения административных взысканий

 

 

Взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, установленных нормами, предусматривающими ответственность за совершенное правонарушение в соответствии с Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.

Административное взыскание может быть наложено:

- соответствующими органами или должностными лицами в пределах

их компетенции;

Информация о работе Административный штраф в правоохранительной деятельности ОВД