Административный штраф в правоохранительной деятельности ОВД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2015 в 10:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Цель исследования состоит в разработке теоретических и практических рекомендаций, на основе которых сотрудники органов внутренних дел смогут эффективно реализовать свои административно-служебные правомочия в сфере применения административного наказания в виде административного штрафа.
Исходя из этого, предпринимается попытка решения следующих задач:
1. Раскрытие понятия и сущности административных взысканий.
2. Оценка эффективности механизма назначения административного штрафа органами внутренних дел, а также порядка его взыскания.
3. Изучение в ходе рассмотрения отдельных стадий процесса производства по делу об административном правонарушении, вопросов, осложняющих работу правоохранительных органов по реализации административных штрафов.

Вложенные файлы: 1 файл

штраф.doc

— 379.00 Кб (Скачать файл)

Кроме того, отсутствие ясности в формулировке запрещенного поведения в определенной мере дает гражданам основание считать несправедливым наложенный на них штраф. Например, как показало анкетирование 1000 нарушителей, 20,76% считают несправедливыми решения о наложении на них штрафа за появление в общественных местах в пьяном виде. Из них 41,67% эту несправедливость объясняют необъективным подходом к оценке их поведения: «шел домой по пустынной улице, никому не мешал и т. п.». Следовательно, по мнению отдельных граждан, появление в общественном месте в нетрезвом виде еще не образует состава противоправного действия.

Четкая формулировка общего правила (диспозиции), рассчитанного на регулирование типичного варианта поведения субъектов общественных отношений, ясное определение обстоятельств, при которых оно должно быть применено (исполнено) соответствующими субъектами права (гипотеза), и непременное указание на меры, последующие в случае неисполнения установленного правила (санкция),— условия, обеспечивающие эффективную реализацию норм права.

Отсюда зависимость общепредупредительного воздействия административного штрафа от соблюдения правил законодательной техники в правотворческой деятельности.

В связи с рассматриваемым условием следует сказать еще об одном обстоятельстве, влияющем на эффективность применения штрафа. Понятие «оскорбляющее человеческое достоинство и общественную нравственность» является не только правовой, но и этической категорией, и его содержание не может быть раскрыто одним признаком. Эти признаки можно и нужно предусмотреть в нормах права на основе анализа существующей практики, а также достижений медицины по изучению последствий воздействия алкоголя. В области применения мер государственного принуждения, затрагивающих интересы и права личности, ясность и четкость правовых запретительных норм путь к сужению сферы усмотрения и к повышению законности в юрисдик-ционной деятельности органов государственного управления и их должностных лиц.

Информированность адресатов о содержании правовых предписаний и о правоприменительной деятельности государственных органов — одно из условий эффективности мер административного взыскания. В частности, штраф может достичь целей предупреждения правонарушений, если содержание норм административного законодательства будет известно адресатам. Вместе с тем эффективность административных мер взыскания во многом зависит от информированности граждан о деятельности юрисдикционных органов по применению средств правоохраны. Это условие способствует достижению всех трех целей правовой нормы: воспитательной, частного и общего предупреждения. Оно показывает, каким образом информированность обеспечивает действенность административного штрафа.

Как отмечалось ранее, в формировании социально необходимой правовой ориентации определяющую роль играет познавательный компонент формирования индивидуальной правовой психологии. На его основе рождается эмоциональный компонент, когда индивид не только рационально воспринимает обязанности, но и эмоционально соотносит свои потребности с ними. Следует согласиться с Ю. А. Сусловым, что «чем устойчивее и глубже в структуре личности когнитивные элементы, тем сильнее эмоциональная реакция». Это положение применимо ко всей поступающей извне информации. Для эффективности административного штрафа важна информация о правовых предписаниях, регулирующих различные сферы общественных отношений. Причем, необходимо, чтобы субъект получал знания не только о диспозиции нормы, но и ее санкции. Это позволит лицу соотносить свое поведение с требованиями правовых предписаний и будет способствовать выработке готовности действовать в направлении данных требований.

Сдерживающим моментом в совершении правонарушений выступает знание о том, что ни одно из них не остается без внимания соответствующих юрисдикционных органов. Мы солидарны с мнением, высказанным в литературе, что при незнании закона бессмысленно говорить о каком-либо побудительном его воздействии. Поэтому для обеспечения информированности граждан о содержании правовых предписаний, о санкциях и правоприменительной деятельности органов государства следует использовать все каналы массовой информации и правовой пропаганды.

Как показывают проведенные исследования, граждане не всегда должным образом информируются о том, что за названные проступки предусмотрена ответственность в виде штрафа. 18,81% лиц, впервые совершивших проступки, не знали, какое конкретно появление в общественных местах влечет за собой административную ответственность. 85,2% опрошенных не знали о том, что за повторное нарушение введена повышенная ответственность. 30,06% граждан, привлекавшихся к ответственности за распитие спиртных напитков или появление в общественных местах в пьяном виде, не были проинформированы о возможности наступления повышенной ответственности при повторном совершении данного проступка.

Не всегда обеспечивает информацию о содержании правовых предписаний, о санкциях и правоприменительной деятельности соответствующих органов и правовая пропаганда, что отрицательно сказывается на эффективности применяемых средств правоохраны, в том числе административного штрафа.

Соблюдение законности. На практике все еще имеют место недостатки в правоприменительной деятельности юрисдикционных органов, влияющие на эффективность применяемого ими административного штрафа. Эти недостатки порой обусловлены неясностями норм административного законодательства о применении штрафа.

В соответствии с принципом гуманизма права невменяемость, как особое психическое состояние, исключает любую ответственность лица, совершившего то или иное деяние. Несоблюдение данного требования является нарушением законности. В то же время на практике имеют место случаи применения штрафа к лицам, допустившим те или иные проступки будучи в состоянии невменяемости. Причем указанные нарушения становятся известными лишь тогда, когда лицо после наложения на него штрафа совершает преступление, в связи с чем возникает необходимость в проведении психиатрической экспертизы. Это обстоятельство объясняется недостатками административно-процессуального законодательства, не регламентировавшего основания и порядок проведения психиатрических экспертиз по делам об административных проступках.

Снижает эффективность штрафа и уклонение оштрафованных от его уплаты. Предусмотренный законодательством 30-дневный срок уплаты штрафных сумм со дня вручения нарушителю постановления о наложении на него взыскания  не всегда обеспечивает полное взыскание штрафа.

Установление сроков уплаты штрафов и их принудительного взыскания в случае злостного уклонения от уплаты является серьезной гарантией их исполнения.

Чаще всего неуплата в срок штрафа обусловлена неплатежеспособностью некоторых нарушителей правопорядка. К ним относятся лица, не занятые общественно полезным трудом; неспособные по состоянию здоровья работать временно или постоянно; имеющие задолженность по другим взысканиям, что не позволяет бухгалтерии предприятия или организации взыскать с них штраф в установленный  срок.

Причиной неуплаты вовремя штрафных сумм может быть проживание нарушителей не в местах совершения административных проступков. Это командированные, сезонные рабочие и т. п. Перемена места жительства не позволяет должностным лицам правоприменительных органов в установленный срок взыскать наложенные штрафные суммы.

По законодательству размер штрафа должен устанавливаться в зависимости от тяжести проступка с учетом личности и имущественного положения виновного. Однако должностные лица правоохранительных органов и дорожной полиции нередко налагают штрафы на лиц, имущественное положение которых таково, что примененная штрафная санкция либо не исполняется в установленный срок, либо ее применение отражается на материальном положении членов семьи. Это касается, например, лиц, злоупотребляющих спиртными напитками. У них, как правило, отсутствует имущество, подлежащее описи при неисполнении постановления о наложении штрафа. По этой причине среди алкоголиков высокий процент неуплаты штрафных сумм; в отношении них составляется и самое большое количество актов о несостоятельности. Между тем, как свидетельствуют социологические исследования, за появление в пьяном виде и распитие спиртных напитков в запрещенных законом местах нарушители в 99% случаев подвергаются штрафу, в том числе в повышенном размере.

Нарушение принципа индивидуализации наказания состоит и в том, что при наложении штрафа не всегда учитывается личность гражданина. Это ведет к снижению эффективности применяемой санкции, к ее обесценению. Например, среди лиц, наказанных за появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, 4,7% лечились от алкоголизма. Несмотря на применение штрафа, они чаще остальных нарушителей общественного порядка совершали повторные нарушения, в результате чего вновь попадали в ОВД.

В соответствии с принципом индивидуализации наказания для данной категории нарушителей общественного порядка более эффективными оказываются меры медицинского и общественного характера. Поэтому правоохранительные органы, общественные организации, спецучреждения (больницы, наркологические кабинеты и др.) должны активизировать свою деятельность в выявлении, постановке на учет, лечении, в том числе в СЛПУ, лиц, страдающих алкоголизмом.

Отдельные нарушения в борьбе с административными проступками связаны с небрежным составлением протоколов, в которых не получают исчерпывающего отражения характер нарушения и личность нарушителя. Так, по изученным материалам о мелком хулиганстве, по которым принимались меры административного воздействия, в 37 случаях (17,6%) отсутствовали данные о предшествующем поведении нарушителя. Это позволяет лицу уйти от более строгой ответственности и представить правонарушение как впервые совершенное. По некоторым видам административных проступков, а в сфере общественного порядка по основным из них — мелкое хулиганство, появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, распитие спиртных напитков в запрещенных законом местах — реквизиты протоколов имеют важное значение для вида и размера взыскания. Например, данные графы протокола, составляемого за нарушение общественного порядка; «Подвергался ли ранее административным взысканиям и за что?», по отдельным составам проступков, таких, как появление в пьяном виде в общественных местах, распитие спиртных напитков в запрещенных законом местах, предопределяют повышенную административную ответственность в виде штрафа. Повторное совершение в течение года некоторых административных проступков влечет за собой применение более строгого наказания например административный арест.

Поэтому всякое отступление от строгого соблюдения требований, предъявляемых к составлению протоколов, может повлечь за собой нарушение принципа индивидуализации наказания, снизить авторитет правоприменительных органов, воспитательное и предупредительное воздействие административных взысканий.

Исходя из изложенного, нужно полнее вести учет административных дел в районных, городских подразделениях органов внутренних дел,  инспекциях и т. д. Кроме того, желательно было бы наладить централизованный учет по большинству административных проступков в пределах области. Это способствовало бы устранению многих из указанных недостатков в процессе применения административных штрафов, а также содействовало улучшению информированности коллективов трудящихся и общественных организаций по месту работы оштрафованных о поведении членов их коллективов.

Неотвратимость ответственности является непременным условием достижения воспитательной и предупредительных целей штрафа. Давно уже сказано, что предупредительное значение наказания обусловливается вовсе не его жестокостью, а его неотвратимостью. Важно не то, чтобы за преступление было назначено тяжкое наказание, а то, чтобы ни один случай преступления не проходил нераскрытым. Это высказывание прямо относится к области не только уголовной ответственности, но и административной. Принцип неотвратимости ответственности закреплен и в ряде ведомственных нормативных актов.

Содержание неотвратимости ответственности сводится к следующим моментам: а) ни один случай нарушения не может оставаться неизвестным; б) за каждое нарушение к виновному должны применяться меры воздействия; в) взыскание должно исполняться в установленный срок.

Под неотвратимостью ответственности надо понимать не только юридическую, но и общественную, моральную ответственность.

Как правило, в административной норме содержится несколько санкций, а не только штраф. Поэтому лицо, совершая правонарушение, не может предполагать, какая именно мера будет к нему применена. Если оно ранее было оштрафовано за какое-либо правонарушение, например за распитие спиртных напитков, то за повторное правонарушение в сфере общественного порядка, как правило, может быть наложен только штраф в повышенном размере. Следовательно, и в том и в другом случае неотвратимость ответственности имеет отношение к рассматриваемой санкции.

При несоблюдении в правоприменительной деятельности условия о неотвратимости ответственности безнаказанность способна повлечь серьезные последствия, например создать возможность для совершения новых административных проступков, сформировать у некоторых граждан более стойкие антиобщественные установки, подорвать авторитет не только правовых установлений в различных сферах  общественной  жизни,  но  и  правоприменительных органов.

Социологические исследования показали, что из всех анкетируемых нарушителей в момент совершения  правонарушения 15,25% боялись привлечения к ответственности либо надеялись уйти от последней. В отношении этих лиц не достигнута общепредупредительная цель штрафа потому,  что  каждый  их  них  не  был  убежден  в  неизбежном наступлении ответственности. На вопрос анкеты: «Известны ли вам случаи, когда другие   лица допускали нарушения законодательства по борьбе против пьянства и алкоголизма и не были привлечены к ответственности?» — более половины опрошенных дали положительный ответ. Из  них  58,7% были свидетелями  появления   граждан  в общественных местах в пьяном виде, 26,4% — свидетелями распития спиртных напитков. Количество скрытых, неизвестных   случаев нарушения общественного порядка в решающей степени зависит от деятельности самих правоохранительных органов. Возможность уйти от ответственности — благодатная почва для совершения не только административных проступков, но и иных правонарушений, в том числе преступлений.

Информация о работе Административный штраф в правоохранительной деятельности ОВД