Административный штраф в правоохранительной деятельности ОВД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2015 в 10:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Цель исследования состоит в разработке теоретических и практических рекомендаций, на основе которых сотрудники органов внутренних дел смогут эффективно реализовать свои административно-служебные правомочия в сфере применения административного наказания в виде административного штрафа.
Исходя из этого, предпринимается попытка решения следующих задач:
1. Раскрытие понятия и сущности административных взысканий.
2. Оценка эффективности механизма назначения административного штрафа органами внутренних дел, а также порядка его взыскания.
3. Изучение в ходе рассмотрения отдельных стадий процесса производства по делу об административном правонарушении, вопросов, осложняющих работу правоохранительных органов по реализации административных штрафов.

Вложенные файлы: 1 файл

штраф.doc

— 379.00 Кб (Скачать файл)

В административно-правовой науке овладение методами, применяемыми в социологических исследованиях, не столь значительно по сравнению с другими отраслями права. В процессе настоящего исследования были использованы формально-юридический, статистические, социологические и другие методы.

Формально-юридический метод. Практически на всех этапах исследования административного штрафа и путей повышения его эффективности этот метод был основным при разработке понятийного аппарата. С его помощью вырабатывались понятия сущности и функций штрафа вообще, административного в частности; цели государственно-правового воздействия наказания, в том числе штрафа.

Метод юридического толкования оказался незаменимым при определении индикаторов рабочих гипотез, применении количественных процедур для анализа эффективности административных санкций. Для использования указанных процедур нужно было придать соответствующую форму качественным, содержательным понятиям, выражающим цели наказания, результатам его воздействия и другим категориям. Операциональные определения разрабатывались с помощью различных приемов юридического толкования текстов норм права, регулирующих административную ответственность.

Формально-юридический метод является основным научным инструментарием при качественной интерпретации количественных характеристик эффективности административных взысканий, полученных с помощью других, в частности статистических и математических, методов. Рекомендации по совершенствованию административного законодательства и путей повышения эффективности штрафа и других взысканий могут основываться на формально-юридическом методе познания, подкрепляемом результатами других методов.

Статистические методы. Изучение результативности административно-правовых санкций возможно лишь тогда, когда теоретические концепции приобретают количественную определенность. Именно количественная сторона социальных процессов и явлений, протекающих под непосредственным влиянием административных мер воздействия, позволяет предметно судить о степени достижения целей наказания, действенности той или иной социальной (системы, необходимость которой вызывается задачами борьбы с нарушениями правопорядка. Изучение количественных процессов немыслимо без применения статистических методов наблюдения — обработки статистических данных уголовных и административных правонарушений. Материалы статистического наблюдения дают возможность не только установить место административного штрафа среди иных видов санкций, но и с достаточной достоверностью судить о реальном поведении лиц, в отношении которых применяются санкции, дополнять и корректировать данные, полученные с помощью иных, нестатистических методов.

Уяснение взаимосвязей между отдельными признаками массовых социальных явлений невозможно без применения различных видов статистических группировок.

При изучении эффективности мер взыскания с помощью статистических группировок все правонарушения, совершенные в той или иной сфере, подразделяются на виды. В основу группировки кладется качественный признак — состав административного проступка, предусмотренного административно-правовой нормой. Качественные признаки являются базой для статистической группировки нарушителей по социальному, семейному положению, уровню образования и т. д.

За основу статистических группировок может быть принят и количественный признак. Например, по количественному признаку нарушители правопорядка распределяются по возрасту. Причем за основу группировки берется деление по возрасту, применяемое в переписях населения. Это правило облегчает построение контрольных рядов, позволяет сопоставить возраст населения того или иного региона, где проводится изучение, с возрастными характеристиками лиц, совершивших правонарушения. В связи с этим  сведения  о  нарушителях  можно  группировать  по количественному признаку в зависимости  от вида и размера  наложенного на них административного  взыскания. Такой прием вариационной группировки имеет большое значение в исследовании путей повышения эффективности административного штрафа, поскольку одной из задач всякого исследования является поиск корреляционной зависимости между видами и размерами административных санкций и поведением  нарушителей. Можно применять также типологические, структурные и аналитические статистические группировки, которые, как и вариационные, в процессе исследования играют  большую роль в определении средних величин.

Социологические методы. Почти все методы сбора первичной социологической информации и ее анализа могут применяться при изучении эффективности штрафа. Так, при анализе административных дел, постановлений должностных лиц юрисдикционных органов о привлечении  граждан к административной ответственности и других документов  существенную  помощь оказывает метод контент-анализ, позволяющий, как неоднократно подчеркивалось в литературе, выявить стереотипы, скрытые  намерения авторов текстов и другие особенности мотивов деятельности коммуникатора, т. е. передающего информацию.

В государственных  юрисдикционных и иных органах в инспекциях  различных министерств, ведомств, общественных организациях и коллективах трудящихся имеются документы, так или иначе дополняющие сведения об административной практике. Это справки, докладные, обобщения проверок, материалы по надзору за законностью юрисдикционных органов, материалы по рассмотрению жалоб и заявлений граждан о неправильном применении к ним   мер административного воздействия, картотечные и журнальные учеты нарушений на предприятиях и в учреждениях, по месту работы или учебы нарушителей.

С помощью метода контент-анализа обрабатывается материал анкетирования, в особенности по обработке открытых (неформализованных) вопросов: мнение об эффективности санкций, о совершенствовании правового регулирования тех или иных общественных отношений, об организации работы юрисдикционных органов.

Влияние административных взысканий на сознание и поведение граждан можно выяснить с помощью метода наблюдения. Для получения информации о сложных социально-психологических процессах у лиц, подвергнутых административному наказанию, эффективным средством оказывается метод интервью. Он применяется также для получения некоторых сведений о правоприменительной деятельности не только органов внутренних дел, но я других государственных органов, об организационной стороне борьбы с нарушениями правопорядка, о путях повышения результативности административных средств воздействия. Мы проводили интервьюирование работников органов внутренних дел, представителей иных государственных органов и общественных организаций.

Наиболее доступным методом получения информации об изменениях в сознании и поведении лиц под воздействием административного наказания остается анкетный опрос. Метод разработки технических носителей и процедура проведения анкетирования в настоящее время разработаны достаточно полно. В процессе изучения мы подготовили несколько анкет. Назначение последних определялось конкретным объектом изучения: нарушения антиалкогольного законодательства; правопорядок в общественных местах; правила рыболовства, правила охоты; граждане, по ответам которых можно судить об общепредупредительном воздействии административного наказания, уровне знания населением законодательства, регулирующего ответственность в той или иной сфере общественной жизни, и т. п.

Математические методы. Как отмечалось ранее, нахождение операциональных определений основных терминов, употребляемых при изучении тех или иных социальных (качественных) явлений, в нашем случае установление правового воздействия на соответствующие общественные отношения, необходимо, чтобы совершить путь от качественных представлений к количественным и обратно. Количественными (цифровыми) данными можно оперировать с помощью методов не только статистического наблюдения но и математических. К области математики обращаются в тех случаях, когда нужно выявить характеристики взаимодействующих, взаимосвязанных составляющих изучаемого явления, его моделирования. Современная математическая теория обладает мощным аппаратом познания, в качестве которого выступает факторный анализ и распознавание образов. В области социологии юридической ответственности, и в частности административной, сделана попытка, правда несколько проблематично, построения приближенной модели административной санкции, что является определенным этапом в области применения математики в изучении правовых категорий.

Определение связей и опосредующего их характера каждого фактора — сложная, но необходимая процедура. Сложность заключается, во-первых, в придании количественных значений воздействующим факторам, а во-вторых, в установлении роли их воздействия на управляемые объекты и т. д. Решение этих и многих других вопросов, связанных с определением социальной роли правовых явлений, в принципе возможно на основе применения различных математических методов, например таких, как математическая логика, факторный анализ, моделирование л т. д. Решение таких задач может быть обеспечено совместными усилиями специалистов в области права, социологии права, математики и статистики.

В литературе высказывалось мнение, что исследованиям количественных значений социально-правовых явлений препятствуют два обстоятельства: отсутствие у юристов специальных знаний и недооценка математики. На наш взгляд, преодолеть этот барьер можно путем введения специального курса по социологии права в программы юридических вузов и факультетов университетов.

Настоящая работа не претендует на исчерпывающее разрешение проблемы вычленения воздействия правовых явлений на сознание и поведение граждан, поэтому мы ограничимся только приемами и способами, позволяющими получить лишь совокупные результаты. Поэтому основное внимание уделяется простым и доступным приемам количественного анализа — правилам процентирования, группировкам и типологизации. Они использовались при определении значений условий и коэффициентов эффективности административного штрафа, совокупных значений коэффициентов эффективности мер, применяемых другими органами административной юрисдикции, общественных организаций и формирований общественности.

 

 

2.3 Применение административных штрафов органами внутренних дел

 

 

Роль и место государственного органа в механизме государства определяется его целевым назначением. От последнего зависит и компетенция того или иного органа. На органы внутренних дел в соответствии с действующими нормативными актами возложены обеспечение общественного порядка и борьба с преступностью, исправление и перевоспитание осужденных, обеспечение безопасности дорожного движения. Значительное место в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности занимает административная деятельность аппаратов органов внутренних дел.

В процессе этой деятельности органы внутренних дел проводят в жизнь законы и подзаконные акты, регулирующие общественный порядок, безопасность дорожного движения. Их правоисполнительные и правоохранительные функции в этой области осуществляются прежде всего посредством комплекса определенных правовых форм властной государственной деятельности.

Исполнение нормативных актов, регулирующих общественый порядок и общественную безопасность, не является автоматическим следствием знакомства с ними. Необходим постоянный надзор за их неуклонным исполнением всеми обязанными субъектами.

Административный надзор в рассматриваемой сфере осуществляют органы внутренних дел. Наблюдение за исполнением соответствующих правил играет роль психологического фактора, сдерживающего неустойчивых лиц от совершения правонарушений, и, следовательно, предупреждает противоправные действия. Однако надзор не сводится к одному наблюдению. Так, постовые и патрульные полицейские, участковые инспектора полиции, инспектора дорожного надзора имеют право требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправного поведения, задерживать нарушителей, т. е. принимать активные действия по охране порядка и пресечению его нарушений.

Большинство участников общественных отношений исполняют требования закона добровольно. Но в нашем обществе не изжиты окончательно случаи нарушений законов. Поэтому одного надзора, недостаточно для того, чтобы закон исполнялся. Для этого еще необходимо установить строгие наказания за неисполнение закона.

Органы внутренних дел осуществляют не только надзор в области охраны общественного порядка и общественной безопасности, но и в случаях, установленных законодательством, применяют к нарушителям меры административного взыскания. Применение административных санкций составляет самостоятельную форму правовой деятельности, основанную на материалах надзорной деятельности и тесно связанную с ней. В правовой литературе встречались попытки расширительного толкования понятия административного надзора, якобы охватывающего и применение административных взысканий. Однако надзор и юрисдикционная деятельность не одно и то же. Ряд нарушений общественного порядка выявляется сотрудниками полиции, но решение по ним может принимать иной орган (например суд).

Следует согласиться с М. И. Еропкиным, по мнению которого процесс применения любого наказания выходит за рамки надзорной деятельности и представляет самостоятельную форму административной деятельности.

Необходимость такой правовой формы административной деятельности органов внутренних дел вытекает из назначения этого звена государственного аппарата, специально созданного государством для охраны общественного порядка и общественной безопасности. Эффективность правоохранительной деятельности  аппаратов ОВД в значительной мере определяется их полномочиями по применению административных взысканий. Отсутствие таковых привело бы к принижению роли органов внутренних дел в борьбе с правонарушениями, к созданию опасной для общественного порядка атмосферы безнаказанности нарушителей.

Информация о работе Административный штраф в правоохранительной деятельности ОВД