Административный штраф в правоохранительной деятельности ОВД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2015 в 10:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Цель исследования состоит в разработке теоретических и практических рекомендаций, на основе которых сотрудники органов внутренних дел смогут эффективно реализовать свои административно-служебные правомочия в сфере применения административного наказания в виде административного штрафа.
Исходя из этого, предпринимается попытка решения следующих задач:
1. Раскрытие понятия и сущности административных взысканий.
2. Оценка эффективности механизма назначения административного штрафа органами внутренних дел, а также порядка его взыскания.
3. Изучение в ходе рассмотрения отдельных стадий процесса производства по делу об административном правонарушении, вопросов, осложняющих работу правоохранительных органов по реализации административных штрафов.

Вложенные файлы: 1 файл

штраф.doc

— 379.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ 

 

 

Актуальность темы исследования определяется необходимостью комплексного изучения института административного штрафа в деятельности органов внутренних дел Республики Казахстан.

Согласно Кодексу РК об административных правонарушениях, административный штраф является одним из самых распространенных видов административного наказания, поскольку он, как мера административной ответственности предусмотрен за большинство административных правонарушений.

Проблема применения административного штрафа приобретает в современных условиях особую актуальность, поскольку, в связи с обострением криминогенной ситуации в обществе расширяется сфера действия не только уголовного, но и административно-деликтного законодательства, что связано с увеличением числа составов административных проступков и количества лиц, привлекаемых к административной ответственности. Примечательно, что одновременно с этим увеличивается число неисполненных постановлений о назначении административного штрафа, в правоприменительной деятельности не снижается количество фактов нарушения законности, допускаемых должностными лицами при исполнении таких постановлений.

Для органов внутренних дел, являющихся одним из основных применителей законодательства об административной ответственности (ими рассматривается около половины всех совершаемых административных правонарушений, по их решениям взыскивается более 40 % всех штрафов), данная проблема приобретает особую актуальность, поскольку, многие ее аспекты, имеющие важное теоретическое и практическое значение, не получили еще надлежащего рассмотрения. Как свидетельствует статистика, взыскание административных штрафов за отдельные правонарушения осуществляется неудовлетворительно.

Практика административно-деликтного законодательства показывает, что надлежащую реализацию наказаний в виде штрафа затрудняют следующие проблемы: уклонение нарушителя от исполнения наказания, неплатежеспособность лиц, занимающихся бродяжничеством, лиц временно не работающих, а также имеющих низкие фиксированные доходы.

Представляется, что сложившееся положение - результат не только организационных упущений со стороны органов и должностных лиц, призванных обеспечивать исполнение постановлений о наказании в виде административного штрафа, но и результат уклонения определенной части нарушителей от уплаты.

В сложившейся ситуации назрела острая необходимость исследования проблемы применения административного штрафа органами внутренних дел.

Степень разработанности темы. Вопросы, касающиеся проблемы административного штрафа, исследовались в работах ученых-административистов: Д.Н. Бахраха., Н.Е. Бузниковой., И.И. Веремеенко., В.А. Власова., А.И. Галагана., А.С. Дугенца., И.Н. Зубова., М.И. Еропкина., А.П. Клюшниченко., И.Ш. Килясханова., JI.B. Кинчине., Ф.Е. Колонтаевского., А.П. Коренева., С.И. Котюргина., Б.М. Лазарева., М.В. Лещенко., И.В. Максимова., М.Я. Масленникова., Г.И. Петрова., Н.Г. Салищевой., А.А. Самойленко.

Высоко оценивая значительный вклад названных ученых в развитие теории административного права и разработку системы мер по повышению эффективности исполнения административных наказаний, отметим, что до настоящего времени не разрешены многие актуальные проблемы в сфере применения административно-правовых институтов. Проводимые ранее исследования большинства ученых посвящены, преимущественно, анализу ряда вопросов исполнительного производства по делам об административных правонарушениях. Однако в них, не в достаточном объеме освящается деятельность полиции по исполнению постановлений об административных штрафах, что приводит к сложностям, возникающим у практических сотрудников.

В сложившейся ситуации следует учесть и другой аспект. Многие работы, посвященные проблеме административного штрафа и исполнению постановлений о назначении данного вида административных наказаний органами внутренних дел за исключением работ А. С. Дугенца., И. В. Максимова и А. В. Семенистого проводились до принятия нового законодательства об административных правонарушениях.

Таким образом, деятельность органов внутренних дел по применению административных штрафа после принятия Кодекса РК об административных правонарушениях комплексно не исследовалась.

Проблемы теоретического и законодательного характера, а также недостаточная разработанность научных, нормативных и организационных аспектов административной юрисдикции органов внутренних дел в сфере применения административного штрафа с учетом нового законодательства об административной ответственности обусловили направленность настоящей работы.

Объект исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации административного наказания в виде административных штрафов органами внутренних дел РК.

Предмет исследования. Предметом исследования выступает урегулированная нормативно-правовыми актами деятельность органов внутренних дел по применению административного штрафа.

Цель исследования: Цель исследования состоит в разработке теоретических и практических рекомендаций, на основе которых сотрудники органов внутренних дел смогут эффективно реализовать свои административно-служебные правомочия в сфере применения административного наказания в виде административного штрафа.

Исходя из этого, предпринимается попытка решения следующих задач:

1. Раскрытие понятия и сущности административных взысканий.

 2. Оценка эффективности механизма назначения административного штрафа органами внутренних дел, а также порядка его взыскания.

3. Изучение в ходе рассмотрения отдельных стадий процесса производства по делу об административном правонарушении, вопросов, осложняющих работу правоохранительных органов по реализации административных штрафов.

4. Выработка практических рекомендаций по оптимизации механизма назначения и исполнения административного наказания в виде административного штрафа органами внутренних дел

Методологическая основа работы. Основой исследования послужили апробированные юридическими науками методы познания объективной действительности, такие как исторический, сравнительно-правовой, системный, статистический, формально-логический и др.

Для сбора, анализа и обобщения теоретических и эмпирических материалов применялись различные общенаучные и частнонаучные методы исследования: анализ и синтез, наблюдение, изучение документов и др.

Научная новизна работы - в комплексном исследовании проблемы административного штрафа в соответствии с новым административно-правовым законодательством, а также практикой его применения в органах внутренних дел.

По результатам исследования формулируются выводы о мерах по совершенствованию реализации административного штрафа, как вида административного наказания, с учетом реалий настоящего времени.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятийного аппарата, предложений по развитию законодательства, регулирующего вопросы применения административного штрафа. Выводы и предложения, сформулированные в исследовании, дополняют научные знания о порядке назначения и исполнения данного вида наказания органами внутренних дел, их роли и месте в административном процессе, создают методические предпосылки для совершенствования деятельности органов внутренних дел в указанной сфере. Практическая значимость заключается в том, что разработанные в ходе исследования положения и выводы могут быть использованы в нормотворческой деятельности, учебном процессе образовательных учреждений МВД РК, при изучении административного права, административной деятельности органов внутренних дел, других специальных и юридических дисциплин.

Структура работы определена с учетом объекта, предмета, цели и задач исследования и состоит из введения, двух глав включающих, шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ

 

1.1 Понятие и сущность административных взысканий

 

 

В системе субъектов административной юрисдикции особое место занимают органы внутренних дел. В соответствии с Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях наряду с другими государственными органами предоставлено право рассматривать дела об административных правонарушениях и применять меры административного взыскания. Органы внутренних дел вправе рассматривать дела о значительном круге административных правонарушений. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях определяет предметную компетенцию должностных лиц данных органов. Обеспечение законности в юрисдикционной деятельности органов внутренних дел зависит не только от правильной квалификации совершенного правонарушения, но и строгого соблюдения установленной законом процедуры рассмотрения дела. Кодекс об административных правонарушениях закрепляет порядок производства по делам об административных правонарушениях. Нормы названных правовых актов закрепляют положение каждого из участников административного процесса, определяют их права и обязанности, гарантии обеспечения законных интересов предприятий, организаций, учреждений и граждан. Должностные лица органов внутренних дел, рассматривающие дела об административных правонарушениях, обязаны строго следовать установленной процедуре производства по этим делам. Она регулируется нормами, помещенными в четвертом разделе  Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях. Знание этих норм и неуклонное их соблюдение являются существенной гарантией законности в юрисдикционной практике органов внутренних дел.

В административном праве взыскание является мерой государственного принуждения (наказания), применяемой на основании закона уполномоченным государственным органом или должностным лицом к лицу, совершившему административный проступок. В свою очередь, отсутствие в административном законе прямого указания  законодателя на наказуемость деяния, как необходимое последствие за правонарушение не может служить основанием для утверждения, что оно вовсе не свойственно административным проступкам. Это следует из того, что законодатель, хотя и не выделяет наказуемость деяния в качестве одного из обязательных признаков понятия административного правонарушения, но признает его общественно-вредным, противоправным, виновным и, следовательно, не может оставить без наказания. Поэтому административные взыскания следует рассматривать в качестве меры наказания применительно к административным проступкам. В связи с этим можно определить следующие цели административных взысканий:

-соответствующая мера ответственности за деяние, предусмотренное нормами административного закона;

- воспитание (перевоспитание) правонарушителя  в соответствии с нормами административного  закона;

-профилактика предупреждения совершения  административных правонарушений.

Таким образом, понятие “наказания” не может быть сведено в целом к понятию “административное взыскание”, а цели взыскания соответственно к взысканию. В данном  случае административное взыскание отражает лишь содержательную сторону (или сущность) наказания.

Именно  поэтому законодатель, определяя понятие административного проступка, говорит не о наказании, прямо раскрывая данное понятие, а о предусмотренной административной ответственности за деяние, которое административный закон признает в качестве  проступка.

В отличие от административного, в уголовном праве понятие “наказание” широко используется и в теории, и на практике, где оно трактуется как мера государственного принуждения, применяемая лишь судом от имени государства к лицу, совершившему преступление.

Все взыскания образуют единую систему, которая регламентируется  законами Республики Казахстан. Законом строго установили перечень и порядок расположения наказаний: от менее суровых к более суровым, что необходимо как для самого законодателя, так и для лиц, их применяющих. Поэтому  иные средства принудительного воздействия, которые могут быть сходными с взысканиями, нельзя отнести к группе взысканий, указанных в законе.

По времени действия административные взыскания могут быть разовыми, единовременными (штраф, конфискация), длящимися, протяженными во времени (лишение каких-либо прав), основными и дополнительными. Правила наложения основных и дополнительных административных взысканий регламентированы ст. 46 КРК об АП. Кроме того, за одно правонарушение могут быть наложены и основное и дополнительное административное взыскание.

Административные взыскания (наказания) носят карательный характер, т.к. лишают субъектов административных правонарушений определенных прав, либо налагают на них определенные законом штрафные обязанности, например, лишение гражданина патента на занятие адвокатской деятельностью. Тем самым применение карательных санкций к нарушителю преследует цель возможного перевоспитания и предупреждения правонарушений с его стороны. Предупредительная функция взысканий - превенция подразделяется на частную, общую и специальную.  Если административное взыскание направлено на предупреждение новых правонарушений со стороны виновного, следует говорить о частной превенции (штраф).

Если же административное взыскание применяется как для предупреждения нового правонарушения со стороны виновного, так и других лиц, то говорят об общей превенции (установление надзора за предпринимательской деятельностью).

Необходимо отметить, что административные взыскания имеют сходство и различия с мерами административного пресечения. Их объединяют часто общность оснований применения (административные правонарушения), а также их целевое назначение - предупреждение  правонарушений.

Однако меры  административного пресечения не являются мерами административной ответственности. Они направлены на прекращение правонарушения и привлечение нарушителя к ответственности в соответствии с характером совершенного им правонарушения.

Меры пресечения могут предшествовать применению административных взысканий и не влияют на их выбор органом (должностным лицом), решающим дело. При наличии обстоятельств, указанных в законе, меры административного пресечения могут предшествовать применению уголовно-процессуальных мер, если в действиях (бездействии) будут установлены признаки преступления.

Административное взыскание - это мера государственного принуждения, применяемое уполномоченным на то законом судьей, органами, должностными лицами за совершение административного правонарушения, которое применяется в целях восстановления социальной справедливости и воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов и уважения к правопорядку; предупреждения совершения им новых правонарушений и предупреждения совершения правонарушений другими лицами.  Необходимо отметить, что административные взыскания выполняют в известной мере и функцию предупреждения преступлений, и выражаются, как правило, либо в моральном, либо материальном воздействии.

Статья 45 КРК об АП закрепляет следующие виды административных взысканий применяемых в качестве наказаний за совершенные административные  проступки: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения; лишение специального права; административный арест; принудительный снос самовольно возводимого или возведенного строения; приостановление или запрещение деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица; лишение лицензии, специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства) или приостановление ее (его) действия на определенный вид деятельности либо совершение определенных действий; административное выдворение за пределы РК иностранных граждан и лиц без гражданства [1].

Информация о работе Административный штраф в правоохранительной деятельности ОВД