Административный штраф в правоохранительной деятельности ОВД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2015 в 10:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Цель исследования состоит в разработке теоретических и практических рекомендаций, на основе которых сотрудники органов внутренних дел смогут эффективно реализовать свои административно-служебные правомочия в сфере применения административного наказания в виде административного штрафа.
Исходя из этого, предпринимается попытка решения следующих задач:
1. Раскрытие понятия и сущности административных взысканий.
2. Оценка эффективности механизма назначения административного штрафа органами внутренних дел, а также порядка его взыскания.
3. Изучение в ходе рассмотрения отдельных стадий процесса производства по делу об административном правонарушении, вопросов, осложняющих работу правоохранительных органов по реализации административных штрафов.

Вложенные файлы: 1 файл

штраф.doc

— 379.00 Кб (Скачать файл)

Штраф в административном порядке является самостоятельной (не возместительной) мерой административного взыскания.

При этом лицу, совершившему правонарушение, дается отрицательная оценка со стороны государства и общества, что отражается в протоколе о правонарушении и в постановлении о наложении штрафа.

Штраф, ущемляя имущественные интересы правонарушителя, во всех случаях влечет административную наказанность.

Административному штрафу, применяемому за некоторые виды проступков, например за нарушения общественного порядка, присуща специфика. Во-первых, за все виды проступков, совершаемых в рассматриваемой сфере, в подавляющем большинстве случаев решение о наложения штрафа принимается единолично должностным лицом органов внутренних дел. Во-вторых, такое решение выносится, как правило, в короткие сроки и подлежит обязательному исполнению.

В литературе по уголовному, исправительно-трудовому и трудовому праву нет единства по вопросу о целях карательных санкций.

По мнению одних авторов, наказание преследует кару, исправление и перевоспитание наказанных, предупреждение совершения новых правонарушений, по мнению других,— только цели воспитания, частное и общее предупреждение правонарушений.

Карательная сущность наказания состоят в страданиях, и если бы оно не причиняло их, то такое наказание было бы бессмысленным и вообще не являлось наказанием.

Признание цели кары у административного штрафа противоречило бы законодательству в соответствии с которой при наложении взыскания учитывается характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Поэтому постановление о наложении штрафа, вынесенное без учета имущественного положения и личности нарушителя, может быть отменено.

Воспитание как цель административного штрафа. В литературе неоднократно указывалось, что штраф как карательная санкция содержит, в себе элемент воспитательного свойства и его наложением достигается цель воспитания.

Административный штраф предполагает наступление положительных изменений в поведении правонарушителя. Однако поведение как внешнее проявление деятельности человека зависит от непосредственного либо опосредованного воздействия штрафа и процесса его применения на психику индивида. Являясь по своей сути государственным средством принуждения, штраф выступает внешним побудительным средством. В каждом конкретном случае он воздействует, на психику человека и имеет целью формирование правильной ориентации в отношении правовых ценностей. В качестве последних выступают, например, порядок в общественных местах в целом, правомерность поведения, справедливость требований норм административного права, регулируемые и охраняемые отношения в различных сферах общественной жизни.

В литературе, посвященной вопросам правовой психологии, правосознания, предприняты попытки выявить структуру образования правосознания с позиции направленности личности на соблюдение правовых норм, на приобретение навыков оценки правовых ценностей, т. е. структуру образования индивидуальной правовой ориентации. Например, указывается, что ценностная ориентация есть сложное структурное образование, элементы которого расположены на трех уровнях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом.

Правовые знания человека, как известно, служат основой формирования представлений, взглядов, идей правового характера. Общими предпосылками правовых знаний выступают экономические, социальные и духовные условия жизни общества.

О правомерности тех или иных деяний граждане, как правило, узнают в связи с изданием законов либо норм, объявляющих определенные действия (бездействие) запрещенными, наказуемыми. Поэтому диспозиция административной нормы должна быть ясной и четкой. Знания о праве могут быть получены и в результате ознакомления с правоприменительной деятельностью должностных лиц юрисдикционных органов.

Однако нарушители не всегда достаточно полно и правильно представляют себе запреты, содержащиеся в нормах права. Во всех случаях с правонарушителем необходимо проводить разъяснительную работу, знакомить с требованиями норм права, с задачами органов, ведущих борьбу с правонарушениями, с правами и обязанностями граждан. Все это способствует формированию познавательного элемента в правовой индивидуальной психологии.

Получив по различным каналам информацию о правовых нормах, устанавливающих определенные запреты и штраф за их нарушение, конкретное лицо соотносит свое поведение с указанными запретами. Если в связи с нарушением запрета налагается штраф, то на лицо воздействует ряд факторов: нежелательная для него процедура задержания, доставления в специальные места для разбора нарушения, сам процесс рассмотрения правонарушения, правоограничительные свойства штрафа, активное реагирование общественности, членов семьи и т. п. B отдельных случаях, когда нарушитель, например, появился в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, отрицательным моментом выступает факт уплаты соответствующей денежной суммы и т. п. Все эти меры направлены на побуждение нарушителя, а равно иных граждан, к правомерному поведению.

В достижении воспитательной цели административного штрафа определяющим является формирование правовой ориентации личности, на которую влияет не только полнота информации об административно-правовой норме, направленность воздействующих факторов (процедура приенения и уплаты штрафа, общественное осуждение и т. п.), но и сущность нормы.

Как известно, в законе или норме права отражаются главным образом общественные цели, не всегда соответствующие сознанию отдельной личности. Поэтому назначение административно-правовых норм и предусмотренных ими санкций состоит в том, чтобы каждый гражданин, и особенно правонарушитель, приобрел новые качественные суждения о ценностях права и поступал в соответствии с ними.

В большинстве случаев эмоциональные переживания человека, обусловленные применением штрафа, а также иными факторами, предопределяют дальнейшее правомерное его поведение. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что по статистике из всех оштрафованных в административном порядке лиц ежегодно в среднем по стране около 80 % не совершают повторно административных проступков. Например, из 1000 опрошенных нарушителей на вопрос: «Как бы вы поступили сейчас при той же ситуации, при которой совершили правонарушение?» — 78,27% ответили, что не совершили бы правонарушение. Конечно, среди этих лиц есть такие, которые боятся повышенной ответственности в случае повторного правонарушения. Однако без выработки необходимой социально-правовой ориентации такая угроза не всегда выступает сдерживающим фактором на пути совершения повторных административных правонарушений. Как свидетельствует практика, в определенной ситуации у таких лиц стимулы удовлетворения личных потребностей нередко оказываются сильнее факторов, препятствующих административным проступкам.

Штраф, воздействуя на сознание правонарушителя, способствует предупреждению новых проступков со стороны оштрафованного и других лиц. В правовой литературе такая направленность штрафа называется частным и общим предупреждением.

Частнопредупредительная цель административного штрафа достигается посредством его наложения и наступления неблагоприятных последствий для нарушителя (уплата штрафа, государственное и общественное осуждение, административная наказанность и т. д. Однако при наличии стойкой антиобщественной установки лицо не всегда удерживают от повторного правонарушения карательные свойства административных мер воздействия. Но и при отсутствии стойкой антиобщественной установки после применения административного штрафа нарушитель может безразлично относиться к выбору варианта поведения, и тогда вероятность противоправного поведения также не исключается.

Если воспитательная цель штрафа не достигнута, то в качестве предупредительного средства выступает угроза применения штрафа в таком же размере, как в первом случае, либо в повышенном. По отдельным составам административных проступков,  повторное их совершение может повлечь  повышенную административную ответственность.

На практике наличие действующей, не отмененной нормы закона или иного нормативного акта, содержащего санкцию в виде административного штрафа, не всегда свидетельствует о ее применении.

От совершения повторных правонарушений лицо может удерживать не только угроза наступления повышенной ответственности, но и осуждение со стороны коллектива, в котором он живет, работает или учится. Кроме того, при совершении административных правонарушений, связанных с нарушениями антиалкогольного законодательства, повторно либо неоднократно администрация предприятия, учреждения, организации вправе лишать работников полностью или частично премий, льготных путевок в дома отдыха и санатории, переносить очередность на получение жилой площади и т. д.

Общественные организации и трудовые коллективы должны проводить воспитательную работу среди лиц, совершивших административные правонарушения, обсуждать их поведение на собраниях.

Частнопредупредительная цель штрафа достигается также посредством осуществления в правоприменительной деятельности юрисдикционных органов принципа неотвратимости ответственности. Если у наказанного нарушителя не выработалось социально необходимой правовой ориентации — уважения к праву и его ценностям, то убежденность в неизбежности ответственности может в определенной мере предостеречь его от совершения повторных противоправных действий.

Таким образом, цель частного предупреждения административных проступков достигается: а) уплатой штрафа, б) наступлением для виновного лица определенных правоограничений (административной наказанности); в) угрозой применения повышенной административной ответственности; г) угрозой привлечения к мерам материального воздействия по месту работы; д) осуществлением постоянного общественного контроля за поведением оштрафованного.

Общепредупредительная цель штрафа сводится к предупреждению совершения впервые административных проступков со стороны иных граждан.

Прежде всего, общее предупреждение обеспечивается существованием самого закона или подзаконного акта, содержащего запрет совершения того или иного административного проступка. Так, нормы, устанавливающие административную ответственность за совершение конкретных общественно опасных деяний, предопределяют выбор гражданами правомерного варианта поведения, укрепляют сознание необходимости борьбы с нарушениями  правопорядка. Нормы права не только указывают на определенный образ действия граждан как на правомерный, одобряемый государством, но и вызывают в сознании граждан решающие мотивы в пользу этого поведения.

Административно-правовые нормы и содержащиеся в них санкции обеспечивают строжайшую дисциплину и самодисциплину трудящихся. В рассматриваемом плане правовые санкции не только выполняют предупредительную роль, но и мобилизуют общественное мнение против вредных для общества противоправных деяний, создают вокруг лиц, нарушающих нормы права, атмосферу общественного осуждения.

Угроза применения штрафа не распространяется на подавляющее большинство граждан, которые сознательно, добровольно сообразуют свое поведение с требованиями государства. Как средство предупреждения, угроза распространяется на тех, кто в силу определенных обстоятельств, при отсутствии социально необходимой правовой ориентации, может совершить тот или иной проступок. Для этой категории лиц угроза наступления нежелательных последствий (штраф, общественное осуждение и т. п.) оказывает предупредительное воздействие, способствует правильному выбору варианта поведения.

Однако предупредительное воздействие штрафа проявляется не только в возможности его применения, но и в непосредственном наложении в случае совершения административного проступка, особенно если данный факт становится известен окружающим. Поэтому при применении штрафа важно обеспечить широкую гласность с тем, чтобы исключалась ненаказуемость виновных.

Общепредупредительное воздействие штрафа обеспечивается и его исполнением. Совершение того или иного проступка должно быть неразрывно связано с неотвратимостью ответственности.

Кроме того, общепредупредительная цель штрафа обеспечивается всей правоприменительной деятельностью государственных органов и их должностных лиц, хорошо налаженной профилактической и воспитательной работой, проводимой во всех сферах общественных отношений. Иногда правомерное поведение зависит от отношений в семье, на работе, по месту жительства.

Итак, общее предупреждение административных проступков обеспечивается:

а) угрозой применения штрафа и наступлением в связи с этим неблагоприятных последствий;

б) своевременным наложением и исполнением штрафа;

в) реализацией правоохранительной и правоприменительной деятельности всеми государственными органами, общественными организациями и коллективами трудящихся.

 

 

2.2 Вопросы эффективности применения административного штрафа

 

 

Исследования сущности и целей административного штрафа, применяемого в связи с нарушениями в различных сферах общественной жизни, показали, что рассматриваемая санкция по многим своим общим признакам, целям и механизму воздействия на сознание и поведение людей схожа с аналогичной мерой наказания, установленной в других отраслях права. Кроме того, при рассмотрении механизма воздействия штрафа на сознание и поведение граждан выявлена тесная взаимосвязь влияния диспозиции нормы и ее санкций со всем процессом применения. Это дает основание при определении понятия эффективности штрафа, применяемого в административном порядке, опираться на достижения по этому вопросу в отраслевых правовых науках.

Информация о работе Административный штраф в правоохранительной деятельности ОВД