Административный штраф в правоохранительной деятельности ОВД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2015 в 10:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Цель исследования состоит в разработке теоретических и практических рекомендаций, на основе которых сотрудники органов внутренних дел смогут эффективно реализовать свои административно-служебные правомочия в сфере применения административного наказания в виде административного штрафа.
Исходя из этого, предпринимается попытка решения следующих задач:
1. Раскрытие понятия и сущности административных взысканий.
2. Оценка эффективности механизма назначения административного штрафа органами внутренних дел, а также порядка его взыскания.
3. Изучение в ходе рассмотрения отдельных стадий процесса производства по делу об административном правонарушении, вопросов, осложняющих работу правоохранительных органов по реализации административных штрафов.

Вложенные файлы: 1 файл

штраф.doc

— 379.00 Кб (Скачать файл)

Специфика борьбы с нарушениями общественного порядка, правил дорожного движения обусловливает необходимость быстрейшего реагирования на их совершение. Развитие этих правонарушений быстротечно, затрагивает интересы многих людей и нередко чревато опасными последствиями. Непринятие немедленных мер к нарушителям создает у окружающих убеждение в безнаказанности правонарушителей, отрицательно сказывается на формировании  правосознания.

Поэтому государство, возлагая значительные обязанности на органы внутренних дел по обеспечению общественного порядка, наделяет их и соответствующими полномочиями по применению правовых санкций к нарушителям. Посредством административных взысканий они оказывают на правонарушителей необходимое воспитательное и превентивное воздействие. Поскольку компетенция органа управления устанавливается в правовых нормах, она обоснованно рассматривается в литературе в качестве государственно-властной и юридической категории.

В связи с этим важное значение приобретает правовое регулирование их полномочий в применении административных взысканий. Необходимость правовой регламентации этой важной формы деятельности полиции вытекает из самих задач правового регулирования в обществе, одной из которых является охранительная функция, которая направлена на вытеснение общественных отношений, не соответствующих требованиям экономического базиса. Эта функция выражается, во-первых, в правовой регламентации ответственности граждан перед государством. Субъектам предписываются определенные варианты поведения, соответствующие интересам всего  общества. Предписания носят авторитарный характер, и исполнение их подкрепляется силой государственного принуждения, применяемого уполномоченными на то органами, И здесь выступает другая сторона охранительной функции правового регулирования — регламентация полномочий правоохранительных органов государства, и в частности органов, внутренних дел, по применению административных санкций.

В общем виде полномочия органов внутренних дел в рассматриваемой сфере определены Законом РК «Об ОВД». Более подробная регламентация этих полномочий органов внутренних дел содержится в КРК об АП, устанавливающий порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, регулирующих применение отдельных видов административного взыскания, устанавливающих административную ответственность за отдельные виды правонарушений, а также в ведомственных актах МВД РК регулирующих эту сферу деятельности полиции.

В соответствии с действующим законодательством органы внутренних дел правомочны непосредственно применять следующие виды взысканий: предупреждение, штраф. Налагая на нарушителей указанные взыскания, они руководствуются общими правилами наложения административных взысканий, установленными КРК об АП. Но применение административных взысканий органами внутренних дел имеет свои особенности в отличие от правомочий в этой области других органов (суды и др.).

Во-первых правом налагать административные взыскания обладают не все сотрудники органов, внутренних дел, а только уполномоченные сотрудники полиции.

Bo-вторых, административные взыскания налагаются, как правило, единолично властью уполномоченного работника (начальника органа внутренних дел, участкового инспектора полиции, инспектора дорожной полиции). Это обусловлено необходимостью немедленной реакции на совершенные в рассматриваемой сфере правонарушения. Быстрота воздействия  характерная черта юрисдикционной деятельности органов внутренних дел.

В-третьих, наложение административных взысканий осуществляется за нарушение тех правил, надзор за соблюдением которых возложен на органы внутренних дел. В этом смысле можно говорить о сочетании надзорных и юрисдикционных функций органов внутренних дел.

Особое место в юрисдикционной деятельности органов внутренних дел занимает административный штраф. Он предусмотрен в качестве санкции за все виды правонарушений, за совершение которых сотрудники полиции имеют право налагать административные взыскания. Разовый характер воздействия и возможность быстрого применения штрафа обусловили довольно широкое распространение данной санкции в практике органов. внутренних дел.

Штраф является принудительным денежным взысканием, налагаемым на виновных в совершении административного проступка. Его особенностью является воздействие на нарушителя материально, посредством лишения последнего определенной суммы денежных средств. Для правильного его применения необходимо четкое знание оснований, размеров и порядка реализации данной санкции. Правовая регламентация этих вопросов не оставалась неизменной в нашем законодательстве. В различные периоды развития государства неодинаков был уровень правовой регламентации административного штрафа, изменялись его содержание и форма юридического закрепления. Законодательство о штрафах складывалось, и совершенствовалось в процессе борьбы с административными правонарушениями. Штраф, затрагивая материальные интересы нарушителя, является строгой мерой административного взыскания.

Применение штрафных санкций в большом объеме налагает особую ответственность на сотрудников органов внутренних дел, поскольку этот вид административной деятельности затрагивает интересы многих граждан и взаимоотношения последних с органами внутренних дел. Отсюда важно знать содержание, основание и порядок применения данной санкции.

Основным показателем правоограничения, составляющего содержание рассматриваемого взыскания, является его размер. В соответствии со ст. 48 КРК об АП размер штрафов, налагаемых в административном порядке, не может, как правило, превышать 500 МРП в отношении физических лиц, 1000 МРП должностных, и юридических лиц 2000 МРП.

Акты, предусматривающие ответственность в виде штрафа, как правило, содержат относительно определенные санкции. При определении размера штрафа за конкретное нарушение закон требует учитывать тяжесть совершенного проступка, личность и имущественное положение виновного. Помимо этого, должны учитываться все смягчающие и отягчающие вину обстоятельства. Конструкция относительно определенной санкции обеспечивает возможность наиболее полного учета всех обстоятельств дела и личности при выборе размера рассматриваемого взыскания.

Для обоснованного применения административного штрафа необходимо знать не только содержание данной санкции, но и виды правонарушений, за совершение которых органы внутренних дел вправе налагать штрафную санкцию.

Специфика применения штрафа органами внутренних дел заключается в том, что, во-первых, решение о наложении штрафа принимает должностное лицо в единоличном порядке; во-вторых, решение о его наложении выносится в возможно короткие сроки и подлежит в некоторых случаях немедленному исполнению (штраф на месте совершения правонарушения). В данной мере взыскания выражается отрицательная оценка противоправного деяния нарушителя, которая проявляется в том, что лицу совершившому административное правонарушение, дается негативная оценка со стороны государства и общества; наложенный штраф влечет за собой административную наказанность в течении года.

Кодекс Республики Кахахстан об административных правонарушениях, относит административный штраф к основному виду взысканий.

В зависимости от того, на какие общественные отношения административное деяние посягает, вводятся абсолютно и относительно определенные санкции.

При этом органы внутренних дел вправе назначать преимущественно относительно определенные санкции. Это дает возможность с учетом характера содеянного, личности нарушителя, степени его вины, имущественного положения, обстоятельств смягчающих и отягчающих ответственность, дифференцированно привлекать нарушителя к отвественности и в пределах санкции варьировать размер штрафа. Поскольку шраф предусмотрен альтернативно с тругими видами взысканийкак менее репрессивными (предупреждение), так и более репрессивными (например административный арест), то органам внутренних дел предоставлено право индивидуализировать наказание  не только в пределах штрафной санкции, но и путем выбора вида  взыскания.

Штраф предусматривается и как альтернатива другого административного взыскания (например предупреждения, административного ареста), что делает его универсальным средством правоохраны и требует строжайшего соблюдения законности при назначении. 

 

 

 

2.4 Проблемы исполнения административного штрафа

 

 

Административный штраф по действующему законодательству должен быть уплачен лицом, привлеченным к ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления постановления о рассматриваемом наказании в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.

Несколько слов о процессуальных особенностях исполнения данного вида административного наказания. До принятия КРК об АП в юридической литературе встречались предложения о необходимости увеличения срока добровольной уплаты штрафа. Это, по мнению специалистов, должно способствовать повышению эффективности самого распространенного вида административных наказаний. Внимание законодателя обращалось также на необходимость введения нормы, предусматривающей возможность уплаты административного штрафа в рассрочку. Основанием для этого, по мнению некоторых авторов, должно являться тяжелое материальное положение нарушителя [2]. Отрадно отметить, что указанные предложения были замечены, внимательно изучены и учтены при окончательной подготовке Кодекса РК об административных правонарушениях 2001 г.

КРК об АП предусмотрено, что сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или в иную кредитную организацию, за исключением случаев, если административный штраф назначен на месте совершения физическим лицом административного правонарушения с вручением постановления-квитанции. Изучение правоприменительной практики не вселяет должного оптимизма. Практика изобилует многочисленными фактами отхода от правовых предписаний.

М. Подщеколдина по этому поводу отмечает, что "должностные лица, уполномоченные применять наказание на месте совершения правонарушения, используют различные "квитанции", "акты", утвержденные нормативными актами соответствующих министерств и ведомств. Некоторые из этих актов недостаточно четко определяют порядок изготовления, учета, выдачи соответствующими должностными лицами штрафных квитанций, контроля за их расходованием. Порядок отчетности по полученным штрафным суммам изложен так, что в итоге эти деньги могут оказаться не в бюджете, а в различных "фондах" соответствующих органов" [3].

Законодатель, устанавливая порядок исполнения постановлений, не определил сроки направления копий подлежащих исполнению постановлений. В правоприменительной практике следует неукоснительно соблюдать определенные требования закона. Копия постановления о назначении административного штрафа подлежит направлению по месту работы, учебы не ранее 30 дней и не позднее годичного срока со дня вручения лицу постановления.

Изучение правоприменительной практики свидетельствует о некоторых проблемах при направлении в соответствующие инстанции копии вынесенного постановления. Основу указанных проблем составляют две группы причин: несовершенство некоторых правовых норм, а также издержки организации исполнения описываемых процессуальных действий. 
Как показывает практика, значительное количество правонарушителей при составлении протокола дают неверные сведения о своей личности, о месте работы или жительства. Тем самым они пытаются уклониться от своевременной уплаты назначенного на них штрафа.

С целью недопущения подобных случаев Н.Г. Салищева в свое время предлагала оговорить возможность приостановления течения давностного срока, если штраф не взыскивается по вине правонарушителя [4].

В то же время в практической деятельности органам административной юрисдикции следует избегать встречающегося в научной литературе ошибочного мнения, что "срок давности собственно исполнения постановления действующим законодательством не определен. Поэтому своевременно обращенное к исполнению постановление может исполняться неограниченное время" [5]. Оба предложения, несомненно, заслуживают внимания, но применительно к рассматриваемому вопросу, на наш взгляд, они представляются излишними. В настоящее время законодатель четко определил срок давности исполнения постановления о наложении административного взыскания - он равняется одному году со дня вступления постановления в законную силу.

Понятие "обращение постановления к исполнению" имеет очень важное правовое значение. В то же время результаты анкетирования и интервьюирования практических работников, а также лиц, привлекаемых к административной ответственности, изучение специальной юридической литературы дают основания утверждать, что нередко этот термин правоприменителями понимается неверно.

Есть много свидетельств об отсутствии однозначного подхода ученых к рассматриваемому вопросу. Например, М.С. Студеникина в одном месте своей работы "Что такое административная ответственность?" ошибочно принимает срок обращения постановления к исполнению за собственно срок исполнения постановления [6].  А далее тут же верно отмечает, что если в течение установленного законом срока постановление не было обращено к исполнению, то дальнейшему исполнению оно не подлежит. Именно в течение срока обращения постановления, к исполнению уполномоченные органы должны предпринять все меры, чтобы обеспечить неотвратимость ответственности виновного. Если исполнение начато до окончания срока давности, его можно продолжать столько, сколько необходимо. Предельного срока исполнительного производства законом не предусмотрено [6].

Информация о работе Административный штраф в правоохранительной деятельности ОВД