Экономическое образование школьников на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 13:38, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить возможности экономического образования учащихся
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи исследования:
1. Обзор и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по исследуемой теме.
2. Разработка занятий по разделу «Элементы домашней экономики и основы предпринимательства» в 8 классе.
3. Формулирование методической рекомендации по совершенствованию учебного процесса при изучении раздела «Элементы домашней экономики и основы предпринимательства» в 8 классе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ……………………………………….....5
1.1 Анализ литературы по экономическому образованию…………..5
1.2 Роль и место экономического образования в ООТ ……………....17
1.3 Разработка учебно-тематического плана раздела «Элементы
домашней экономики и основы предпринимательства», 8класс…...19
Выводы по первой главе ………………………………..........................21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО
ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ………………..22
2.1. Констатирующий эксперимент……………………………………22
2.2. Дидактический материал к разделу «Элементы домашней
экономики и основы предпринимательства»……… …………............26
Выводы по второй главе………………………………………………..58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………61
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………….…………..67

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.doc

— 471.50 Кб (Скачать файл)

   Единство экономической подготовки и экономической деятельности представляет собой экономическую культуру.

Экономическое образование в школе осуществляется на уроках по всем основным предметам. Общественный цикл обеспечивает усвоение детьми основных понятий экономики.

Школьники узнают об экономическом  бизнесе как совокупности производственных отношений, о производительных силах и их размещении, о различных экономических системах, основанных на тех или иных формах собственности и способах распределения материальных благ, вносят свой вклад в предметы естественного цикла.

  На уроках математики ребята решают задачи экономического содержания.

     Уроки физики, биологии, химии демонстрируют учащимся использование в производстве достижений науки и техники, обеспечивающих рост производительности труда.

  Прямо связанно с задачами интенсификации производства изучение школьниками информатики и вычислительной техники, обеспечение компьютерной грамотности.

  Особую роль в экономическом образовании школьников принадлежит учителям географии. Практически это единственные специалисты в школе, получившие подготовку не только в области политической экономики, но и конкретной экономики.

  Благодаря этому они должны своеобразными консультантами по осуществлению экономической подготовки учащихся во всем учебно-воспитательном процессе, координировать эту работу в школе.

   То есть активное включение учащихся в экономическую деятельность:

- в определенной мере  это осуществляется в процессе  обучения (выполнения упражнений, решения  практических задач).

    Но главное – практическое включение учащихся в экономическую жизнь в процессе общественно полезной деятельности.

    В деятельности классного руководителя экономическое образование осуществляется в результате прямого участия детей в общественно полезной работе и сохранении общественных богатств. Ребята оберегают имущество школы.

    Особое значение в экономическом образовании школьников приобретает специальное изучение ими общих вопросов экономического развития страны.

Общеобразовательная школа  за последние годы значительно окрепла  как школа единая, трудовая и политическая. Важнейшей ее задачей является наряду с практической деятельностью широкое ознакомление учащихся с конкретными проблемами экономики.

     В условиях совершенствования рынка труда идет интенсивный процесс формирования труженика нового типа, которому присущи (наряду с высоким общеобразовательным уровнем, широкими политехническими знаниями и профессиональным мастерством) сознательное, творческое отношение к труду, забота об общих результатах производства, активное участие в управлении общественным производством.

    В современных условиях дальнейшее развитие всех черт работника нового типа приобретает особую актуальность и значимость в связи с переводом экономики на путь интенсивного развития НТП (научно-технического процесса). Это относится также и к затратам живого труда и повышения эффективного использования рабочего времени.

   Экономическое образование—   систематическое, целенаправленное воздействие с целью формирования у членов общества знаний, умений и навыков, потребностей и интересов, стиля мышления, соответствующих природе, принципам и нормам [20]. Экономическое образование направлено на развитие у членов нашего общества умения трудиться творчески, рационально, экономно, достигать высоких конечных результатов с наименьшими затратами. Специфические задачи экономического образования — развитие интереса к систематическому пополнению и усвоению экономических знаний, навыков, умений; формирование и укрепление экономического сознания и мышления; формирование стимулов и мотивов эффективной экономической деятельности, стремления по-хозяйски относиться к общественной собственности, умножать народное достояние; рост творческой активности.

   Экономические качества личности проявляются в процессе конкретной экономической деятельности. Они могут быть позитивными (бережливость, экономность, хозяйственность, организованность и др.) и негативными (расточительность, бесхозяйственность, неорганизованность, пренебрежительное отношение к общим интересам и др.). Формируя в процессе экономического образования положительные качества личности, общественные организации призваны целенаправленно влиять на преодоление и полное изжитие отрицательных качеств и их проявлений в жизни. Экономические качества работника неразрывно связаны с качеством его работы на благо общества.

    Таким образом, под экономическим образованием учащихся в данной работе мы будем понимать организованную педагогическую деятельность специально продуманную систему работы, направленную на формирование экономического сознания учащихся, знаний, умений и навыков, потребностей и интересов, стиля мышления, соответствующих природе, принципам и нормам.

 Что такое экономическое образование учащихся во внеклассной и внешкольной работе?

     Сюда относится работа кружков экономических знаний:

- организация бесед,  диспутов, собраний;

- лекции о необходимости  различного отношения к материальным  ценностям; 

- проведения викторин, семинаров;

- выставок;

- конкурс за бережное  отношение к книгам, учебникам.

   В системе экономического образования школьников большое значение имеют производственные экскурсии, встречи с руководителями образцовых предприятий и хозяйств, переводчиками производства, с представителями арендных бригад, семейного порядка.

   Содержание этих форм экономического образования тщательно планируется с целью последовательного систематического ознакомления школьников с актуальными экономическими проблемами, образцовым ведением дела

   Развитию способностей к труду помогает участие школьников в различных формах школьного самоуправления. Участие в управлении расширяет кругозор школьникам, помогает им осмыслить сущность и цели воспитания. Чтобы каждый ученик чувствовал себя хозяином школы, активно участвовал в управлении делами своего коллектива.

   Привлечение учащихся к управленческой деятельности, так же как и создание в каждой школе атмосферы бережного отношения к общественному добру; учебному времени, непримиримости к бесхозяйственности.

     Повышение эффективности экономического образования во внеурочное время в большей степени зависит от согласованных действий школы, семьи, общественности.

Очевиден тот факт, что если образование в школе не подкрепляется участием родителей в данном процессе, то эффективность формирования тех или иных качеств резко снижается.

Немаловажное является также экономическое образование в семье и призваны решать следующие задачи:

1. Формировать у детей  разумные потребности.

2. Умение соизмерять  их с возможностями удовлетворения.

3. Понимание необходимости  труда для наиболее полного  удовлетворения потребностей.

   Но пока возможности экономического образования детей в семье используются недостаточно. Недостаточное внимание экономическому образованию приводит к экономической безграмотности учащихся, их негативности к выбору профессий в соответствии с собственными интересами, способностями и потребностями народного хозяйства.

  Отсутствие современной базы для экономически эффективного производительного труда старших школьников воспитывает у них безалаберность, антиэкономические взгляды, пренебрежение трудовой дисциплины. Все это переносится ребенком из школы во взрослую трудовую жизнь.

  Чтобы устранить этот недостаток, необходимо расширить и углубить пропаганду экономических знаний среди родителей, обучать их формам и методам экономического образования.

   Подростковый возраст - это возраст от 10 –11 до 15 лет, что соответствует возрасту учащихся 6-8 классов. Подростковый возраст называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход (от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости). В этом смысле подросток - полуребенок и полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость еще не наступила. Переход к взрослости пронизывает все стороны развития подростка: и его анатомо-физиологическое, и интеллектуальное, и нравственное развитие – и все виды его деятельности[53].

   В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности школьника, что приводит к перестройке психики, ломке старых сложившихся форм взаимоотношений с людьми.

  Существенные изменения происходят в эмоциональной сфере подростка. Эмоции подростка отличаются большой силой и трудностью в их управлении. Подростки отличаются большой страстностью в их проявлении и вспыльчивостью. С этим связанно неумение сдерживать себя, слабостью самоконтроля, резкость в поведении. Подросткам свойственно бурное проявление своих чувств. Если они чувствуют малейшую несправедливость к себе, они способны взорваться, хотя потом могут сожалеть об этом. Эмоциональные переживания подростков приобретают большую устойчивость. Нередко чувства подростка бывают противоречивы. Очень важно, чтобы эти противоречия разрешались в пользу положительных, общественно значимых чувств.

  Учение для подростка является главным видом деятельности. И от того, как учится подросток, во многом зависит его психическое развитие, становление его как гражданина.

  В процессе учения очень заметно совершенствуется мышление подростка. Содержание и логика изучаемых в школе предметов, изменение характера и форм учебной деятельности формируют и развивают у него способность активно, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы. Доверие учителя к умственным возможностям подростка как нельзя больше соответствует возрастным особенностям личности.

  Основная особенность мыслительной деятельности подростка – нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего. Конкретно-образные (наглядные) компоненты мышления не исчезают, а сохраняются и развиваются, продолжая играть существенную роль в общей структуре мышления (например, развивается способность к конкретизации, иллюстрированию, раскрытию содержания понятия в конкретных образах и представлениях). Поэтому при однообразии, односторонности или ограниченности наглядного опыта тормозится вычисление абстрактных существенных признаков объекта.

   Значение конкретно - образных компонентов мышления сказывается и в то, что в ряде случаев воздействие непосредственных чувственных впечатлений оказывается сильнее воздействия слов (текста учебника, объяснения учителя). В результате происходит неправомерное сужение или расширение того ил иного понятия, когда в его состав привносится яркие, но несущественные признаки. Случайно запечатлевшиеся иллюстрации в учебнике, наглядном пособии, кадры учебного кинофильма.

  В процессе учения подросток приобретает способность к сложному аналитико-синтетическому восприятию (наблюдению) предметов и явлений. Восприятие становится плановым, последовательным и всесторонним.

   Подросток воспринимает уже не только то, что лежит на поверхности явлений, хотя здесь многое зависит от его отношения к воспринимаемому материалу – и ученик поражает поверхностностью, легковесностью своего восприятия. Подросток может смотреть и слушать, но восприятие его будет случайным.

  Существенные изменения в подростковом возрасте претерпевают память и внимание. Развитие идет по пути усиления их произвольности. Нарастает умение организовывать и контролировать свое внимание, процессы памяти, управлять ими. Память и внимание постепенно приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов[53].

   В подростковом возрасте замечается значительный прогресс в запоминании словесного и абстрактного материала. Развитие внимания отличается известной противоречивостью: с одной стороны, в подростковом возрасте формируется устойчивое, произвольное внимание. С другой - обилие впечатлений, переживаний, бурная активность и импульсивность подростка часто приводит к неустойчивости внимания, и его быстрой отвлекаемости. Невнимательный и рассеянный на одном уроке («нелюбимом»), ученик может собранно, сосредоточенно, совершенно не отвлекаясь. Работать на другом («любимом») уроке.

   В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в развитии мыслительной деятельности учащихся, главным образом в процессе обучения. Достигнутая степень развития мышления младшего школьника позволяет в подростковом возрасте приступить к систематическому изучению основ наук. Содержание и логика изучаемых предметов, характер усвоения знаний у подростков требуют опоры на способность самостоятельно мыслить, сравнивать, делать выводы и обобщения. С переходом к подростковому возрасту существенно изменяются, обогащают как отвлеченно обобщающие, так и образные компоненты мыслительной деятельности (в частности, развивается способность к конкретизации, иллюстрированию, раскрытию содержание понятия в конкретных образах и представлениях).

Но общее направление  развития мышления происходит в плане  постепенного перехода от преобладания наглядно- образного мышления (у младших школьников) к преобладанию отвлеченного мышления в понятиях (у старших подростков).

   Подростков очень привлекает возможность расширить, обогатить свои знания, проникнуть в сущность изучаемых явлений, установить причинно-следственные связи. Подростки испытывают большое эмоциональное удовлетворение от исследовательской деятельности. Им нравится мыслить, делать самостоятельные открытия.

Информация о работе Экономическое образование школьников на уроках технологии