Игровые технологии на уроках химии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 00:37, доклад

Краткое описание

Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
развлекательную: развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;
коммуникативную: освоение диалектики общения;
самореализации в игре как полигоне человеческой практике;

Вложенные файлы: 1 файл

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.doc

— 49.50 Кб (Скачать файл)

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

    Игра  наряду с трудом и учением  - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

    В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

    • развлекательную: развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;
    • коммуникативную: освоение диалектики общения;
    • самореализации в игре как полигоне человеческой практике;
    • игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
    • диагностическую: выявление отклонений вот нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
    • коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
    • межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
    • социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

    Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А. Шмакову):

    1. свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
    2. творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности (поле «творчества»);
    3. эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракцион и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
    4. наличие прямых  или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

    В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

    В структуру игры как процесса входят:

    1. роли, взятые на себя играющими;
    2. игровые действия как средство реализации этих ролей;
    3. игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
    4. реальные отношения между играющими:
    5. сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.

    В современной школе, делающей ставки на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

      • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы, учебного раздела;
      • как элементы более обширной технологии;
      • в качестве технологии урока или его фрагмента;
      • как технология внеклассной работы.

    Педагогическая  игра обладает четко поставленной целью  обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

      Игровая форма занятий создается  на уроках при помощи игровых  приемов и ситуаций, которые выступают  как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

    Реализация  игровых приемов и ситуаций при  урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

    • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
    • учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
    • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

    По  характеру педагогического процесса педагогические игры делятся на следующие группы:

      1. обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
      2. познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие;
      3. репродуктивные, продуктивные, творческие;
      4. коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

      В подростковом возрасте обостряются потребности в создании собственного мира, в стремлении к взрослости, происходит бурное развитие воображения, фантазии. Поэтому игры в старшем школьном возрасте нацелены на самоутверждение перед обществом, ориентацию на речевую деятельность, юмористическую окраску, стремлению к розыгрышу.

    Наиболее  популярными являются учебные деловые  игры.

    Деловая игра (по Г.П. Щедровицкому) – это:

    • педагогический метод моделирования различных управленческих и производственных ситуаций, цель которых – обучение отдельных личностей и их групп принятию решения;
    • особое отношение к окружающему миру;
    • субъективная деятельность участников;
    • социально заданный вид деятельности;
    • особое содержание усвоения;
    • социально-педагогическая «форма организации жизни».

      Деловая игра используется для  решения комплексных задач усвоения  нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

      В учебном процессе применяются  различные модификации деловых  игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.

    Важно помнить, что игра – это, прежде всего  свободное творчество, множество  степеней свободы для проявления самых разнообразных характеристик личности, возможности самовыражения, богатые эмоциональные переживания. Роли, правила, последовательность действий в игре важны, но не самоценны. Они должны создавать условия для свободного творчества, иначе есть опасность превращения игры в обычный спектакль.

    Имитационными играми являются «Суды», «Встречи на Олимпе», «Аукционы», «Олимпиады» и др.

      «Суд». «Судить»  можно химическое вещество, явление, привычку и т.д. Для судебного разбирательства необходимо выбрать официальных лиц, ведущих судебный процесс: судья, народные заседатели, прокурор, адвокат, представитель следствия, а также обвиняемый, потерпевший (если есть необходимость), свидетели защиты и свидетели обвинения. Важно, чтобы дети выбирали самостоятельно, и также самостоятельно их конкретизировали, наделяя определенным характером. Например, директор фабрики – важный монументального вида чиновник и т.п.

      Перед рассмотрением дела в суде можно  провести следственный эксперимент, воспроизводящий преступление, для чего представитель следствия просит всех присутствующих инсценировать ситуацию.

      Затем начинается рассмотрение судебного  дела. Вызываются свидетели обвинения  и защиты, ведется перекрестный допрос свидетелей. Допрашивается обвиняемый. Слово предоставляется прокурору, затем со своей речью выступает адвокат. Последнее слово подсудимого. Выносится приговор суда, который может заключаться не обязательно в лишении свободы, а содержать оригинальную меру наказания, соответствующую характеру «преступления».

      «Встречи  на Олимпе». В этой игре предполагается встреча людей (ученых, политиков, писателей, художников и т.п.), или научных школ, творческих, политических течений, имевших или имеющих различные точки зрения по какому-то вопросу, и отстаивающие их.

      Класс разбивается на столько микроколлективов, сколько героев дискуссии. Участвовать  в разговоре может представитель группы, играющий роль героя, но свои идеи, соображения, аргументы он готовит вместе с группой. Определяются несколько узловых моментов, по которым будет идти дискуссия, устанавливаются правила обсуждения, очередность и регламент выступлений. Ведущий (это не обязательно учитель) следит за выполнением этих требований, в конце может подвести некоторые итоги разговора.

      «Аукцион». Ученикам класса за один-два дня до занятия предлагается для осмысления (повторения,  изучения) какая-либо широко освещаемая не только в учебнике, но и в дополнительной литературе и научно-популярных изданиях тема, в которой выделены 2-4 крупных вопроса. Перед началом игры выбирают трех экспертах для оценивания ответов. Объясняются критерии оценивания: за полный развернутый  ответ с использованием дополнительных источников присваивается 5 баллов; за серьезные дополнения – 3 балла; за мелкие уточнения, дополнения, исправления – 1 балл. Количество выступлений одного участника не ограничивается. Эксперты распределяются между собой обязанности следующим образом: один фиксирует фамилии участников получивших 5 баллов, другой - трехбалльные ответы, третий – ответы, оцениваемые в один балл. На  аукцион выставляются книги или предметы, имеющие какое-то отношение к теме. Получить их могут те участники, которые набрали наибольшую сумму баллов за выступления по данному вопросу.

      «Олимпиада».  Все ученики класса превращаются в участников спортивной олимпиады, все виды состязаний которой связаны с изучаемым предметом. Выбирается судья соревнований, который должен будет давать старт, следить за соблюдением правил, оценивать результаты. Все остальные участники разбиваются на микрогнуппы – команды, определяют страну, которую они будут представлять, и свои имена. Можно также избрать секретаря соревнований, который будет вести протокол и подсчитывать время, баллы, очки и т.п.

      Первым  видом программы будет бег… на Z терминов. Один представитель от каждой команды должен сказать за одну (две, три) минуту Z терминов по теме, дать определение Z терминам и т.п.

      Следующий вид – тяжелая атлетика. Каждому  участнику (или представителям команд) придется осилить решение сложной задачи (определить сложное понятие и т.п.).

      Затем в состязание вступают борцы. Соревнующиеся  в парах предлагают друг другу  по 5 вопросов по изучаемой теме.

      Понимая высокую ценность имитационной игры, зная ее основные элементы, творческий учитель вместе с учениками всегда сконструирует новую игру, взяв за основу дворовые забавы, сюжетную канву передач, популярных шоу, телевизионных и компьютерных игр и т.п., и наполнив их предметным содержанием. Кроме того, часто само предметное содержание может задавать сюжетную линию игры. Например, состязание на самую точную и быструю имитацию процесса фотосинтеза, или имитацию процесса получения рекомбинаторной ДНК с заданными свойствами. Необходимо только знать те элементы игры, которые придают ей форму и в то же время стимулирует свободное творческое состояние ее участников.

      Также на уроках целесообразно использовать игры-упражнения. Они обычно занимают 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, загадки ит.д.

      Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запомнить формулировки, определения, «раскрепощают» ученика, его мышление. 
 

      
 

Информация о работе Игровые технологии на уроках химии