Экономическое образование школьников на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 13:38, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить возможности экономического образования учащихся
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи исследования:
1. Обзор и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по исследуемой теме.
2. Разработка занятий по разделу «Элементы домашней экономики и основы предпринимательства» в 8 классе.
3. Формулирование методической рекомендации по совершенствованию учебного процесса при изучении раздела «Элементы домашней экономики и основы предпринимательства» в 8 классе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ……………………………………….....5
1.1 Анализ литературы по экономическому образованию…………..5
1.2 Роль и место экономического образования в ООТ ……………....17
1.3 Разработка учебно-тематического плана раздела «Элементы
домашней экономики и основы предпринимательства», 8класс…...19
Выводы по первой главе ………………………………..........................21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО
ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ………………..22
2.1. Констатирующий эксперимент……………………………………22
2.2. Дидактический материал к разделу «Элементы домашней
экономики и основы предпринимательства»……… …………............26
Выводы по второй главе………………………………………………..58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………61
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………….…………..67

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.doc

— 471.50 Кб (Скачать файл)

       Существует следующая классификация потребностей. (табл. 4)

 

 

 

 

 

Таблица 4

 

Классификация потребностей

 






 

 

      Следует различать материальные и духовные потребности. К материальным потребностям относятся потребность в пище, жилье, одежде. К духовным потребностям относятся потребности в культуре и искусстве, общении, знаниях.

        Абсолютные – те, которые осуществимы на данном уровне развития науки, техники и производства. К примеру, покупка автомобиля.

        Действительные – те, которые определяются возможностями. Например, заводы могут создать автомобиль.

        Фактические – те, которые удовлетворяются нашими возможностями. Например, у нас достаточно средств для покупки автомобиля, и мы его покупаем.

Самостоятельная работа.

Проверьте, умеют ли в  вашей семье тратить деньги? Ответьте на вопросы теста сами и предложите ответить родителям на общем собрании семьи. (см. прил. 1)

         Набор «необходимых предметов»  меняется в зависимости от  множества факторов: достижений  НТП, уровня благосостояния, уровня  материального развития общества.

         Для каждой семьи список вещей, которые нужно купить, будет строго индивидуальным, никогда не стоит ориентироваться на других. У каждой семьи свой уровень доходов, свои потребности и, следовательно, свои расходы.

(табл. 5)

 

 

Таблица 5

Классификация вещей с целью покупки

 

Обязательные 

Желательные

Престижные 

Накопление  богатства

Верхняя одежда для различных  времен года, рабочая одежда и обувь, необходимая посуда и т.п.

Цветной телевизор, стиральная машина, пылесос, кухонный процессор, дачный участок

Видеомагнитофон, компьютер, автомобиль, яхта, отдельный коттедж с бассейном и др.

Шедевры искусства, предметы антиквариата, изделия из драгоценных  металлов и камней и др.


      

        Чтобы определить степень необходимости той или иной вещи для семьи, следует воспользоваться принципом Робинзона. Чтобы определить степень своего бедственного положения, он подсчитал его отрицательные и положительные стороны. И получилось, что оно не так уж и плохо. Вот и мы, намечая покупку, должны взвесить все за и против и только после этого принимать решение.

         Рациональный, то есть разумный  набор вещей – это такое  количество предметов потребления  в расчете на семью, которое  обеспечивает оптимальное развитие  личности при данных условиях.

Пример очередности приобретения одежды и обуви.

Срочные – демисезонное пальто, зимнее пальто, плащ; обувь – зимние сапоги, осенние туфли, летние туфли.

Необходимые – шуба, плащевое утепленное пальто, куртка с подкладкой; обувь – зимние сапоги, демисезонные сапоги, спортивная обувь.

Желательные – шуба из натурального меха, летнее пальто, весеннее пальто, демисезонный костюм, летний плащ, костюм шерстяной; обувь – сапожки зимние короткие, сапожки зимние удлиненные, демисезонные сапоги, туфли под цвет одежды и сумочки.

Престижные– кожаное пальто на меху, дубленка, кожаный плащ, кожаный костюм; обувь – разных цветов к костюмам или пальто.

Учащимся предлагается вопрос: Какие  свойства товаров необходимо учитывать  при покупке? Школьники отмечают, что необходимо учитывать практичность, удобство, красоту, новизну, оригинальность, общность, ценность, качество.

       Потребности семьи  безграничны. И долг членов  семьи – вырабатывать разумные, отвечающие ее возможностям потребности. 

Вывод: каждая семья живет в условиях возрастающих потребностей и ограниченности ресурсов, т.е. обладает определенными ограниченными возможностями.

Итог урока. Учитель подводит итог урока, выставляет отметки за работу на уроке.

Домашнее задание

Рассчитать затраты на приобретение срочных и необходимых вещей для учащегося 8 класса (возможный вариант выполнения творческого проекта)

 

Урок 2

Тема: «Бюджет семьи. Накопления и сбережения».

Цели:

  1. Создать условия по осознанию учащимися значения знаний и умений по данной теме.
  2. Организовать работу по усвоению понятий доходной и расходной части семейного бюджета.
  3. Формировать коммуникативные умения при коллективном обсуждении рациональности тех или иных затрат и принимать разумное решение.Способствовать приобретению опыта экономности, бережливости, расчетливости, планирования семейного бюджета.

4. Знакомство с профессиями  экономиста, работников банка.

Средства обучения: таблицы «Классификация расходов», «Структура семейного бюджета», учебник В.Д. Симоненко «Основы домашней экономики» 8 класс.

Методы обучения: словесные, наглядные, частично-поисковые.

Ход урока:

Организационный момент.

- Приветствие.

- Проверка явки учащихся.

- заполнение классного журнала.

- Доведение до учащихся плана  урока.

Учитель: Рассказывает о важности данного раздела. Учащиеся приходят к выводу о том, что рациональное расходование денежных средств является необходимым условием нормального существования семьи. Прежде всего нужно научиться правильно решать вопросы, связанные с семейным бюджетом.

Проверка домашнего задания

Тестовый контроль знаний (см. прил. 6)

Актуализация знаний учащихся:

Учитель: на прошлом уроке мы изучали  тему: «Семья и бизнес. Потребности  семьи.»

Вы написали тесты по данной теме. Ответьте на вопросы:

- Что необходимо семье для  удовлетворения потребностей всех  членов семьи?

- Возможно ли удовлетворить  потребности всех членов семьи?

Ребята отвечают на данные вопросы, тем самым учитель подводит детей  к изучению нового материала.

Изучение нового материала:

    Учитель: «Ребята, знакомо ли вам слово бюджет?». Мы данное слово можем слышать по телевизору, видеть в газетах. Как вы понимаете значение данного слова?

Бюджет семьи – это структура всех доходов и расходов за определенный период времени (месяц или год). Доход – это деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, определенного лица или какого-либо рода деятельности. Все полученные средства составляют совокупные доходы.

Расход – это затраты, издержки, потребление чего-либо для определенных целей.

         Главный смысл домашней экономики заключается в том, чтобы расходы не превышали доходы при условии удовлетворения необходимых потребностей.

 Структура бюджета.

         Бюджет можно представить в  виде весов. На одну их чашу  помещаем доходы семьи, на другую постепенно ставим гирьки расходов так, чтобы чаши пришли в полное равновесие.

         Трудность в том, что набор  гирек очень велик, и важно  выбрать подходящие по весу.

         Если весы находятся в равновесии, значит, расходы равны доходам,  т.е. бюджет сбалансированный. Когда расходы превышают доходы, тогда говорят, что бюджет имеет дефицит. Если же складывается ситуация, при которой доходы больше расходов, то бюджет называется избыточным.

         На доске рисуется схема: (табл. 6)

Таблица 6

 

Структура бюджета

 

 

Сбалансированный бюджет


 

 

 

 

 

 

 

Избыточный бюджет (профицитный)

 

 


                                                                              



 

 

 

 

 

                                                     Дефицитный  бюджет


 

         Бюджет семьи должен быть строго сбалансированным, так как это позволяет рационально использовать ресурсы семьи, удовлетворить большинство потребностей.

         Структуру семейного бюджета,  как и структуру любого другого  бюджета, можно выразить в виде таблицы, которая состоит из двух разделов: доходы и расходы. В каждом разделе выделены основные счета, куда заносятся доходы и расходы. ( табл. 7)

Таблица 7

 

Структура семейного  бюджета

 

Семейные доходы (в % к  общему доходу семьи)

%

Семейные расходы (в % к общим расходам семьи)

%

1. Заработная плата  членов семьи.

80

1. Обязательные платежи,  сборы, налоги, оплата квартиры  и др.

25

2. Пенсии, стипендии. Пособия.

9

2. Питание.

40

3. Доход от личного  подсобного хозяйства.

4

3. на непродовольственные  товары: одежду, обувь, мебель, предметы домашнего обихода.

20

 

 

4. Доход от других  источников.

7

  1. На культурно-бытовые услуги: кино, театр, музей и др.

10

5. Накопления, сбережения.

5


 

 

         Необходимо, чтобы каждая семья  умела правильно распределять  свой бюджет. Каждый человек должен знать основы домашней бухгалтерии. По сути дела, каждый из ваших родителей является домашним бухгалтером.

         Условно все расходы можно  подразделить на три группы:

 текущие (постоянные),

 периодические ,

 единовременные (эпизодические).

         Учитель предлагает учащимся  самостоятельно перечислить, какие  расходы можно отнести к каждой  из групп. (табл. 8).

Таблица 8

Классификация расходов

 

Группа расходов.

Содержание группы расходов.

1. Налоги, обязательные  платежи.

Подоходный  налог  и другие. Плата за квартиру, телефон, электроэнергию, содержание детей в  детском саду, обучение в музыкальной  и др. школах, выплата кредитов, ссуд и т.д.

2. Питание.

Приобретение продуктов, заготовка впрок, оплата питания  в столовой, кафе, ресторане.

3. Хозяйственно-бытовые  нужды.

Затраты на ремонт одежды, обуви, бытовой техники, телерадиоаппаратуры, квартиры; химчистку, прачечную, предметы личной гигиены.

4. Предметы личного  пользования.

Верхняя одежда, белье, обувь, постельные принадлежности.

5. Предметы комнатного  убранства.

Мебель, светильники, ковровые изделия, картины, часы, хрусталь.

6. Бытовая техника  и приспособления для ведения  домашнего хозяйства.

Электропечь, газовая  плита, холодильник, кухонные принадлежности, посуда, пылесос, стиральная, швейная, вязальная машины.

7. Культурные и информационные  потребности.

Телевизор, радиоприемник, компьютер, магнитофон, видеомагнитофон, музыкальный центр, фотокинопринадлежности, пластинки, диски, дискеты, интернет, книги, журналы, газеты, посещение театров, кинотеатров.

8. Спорт, туризм, индивидуальные  увлечения, отдых.

Спортивно-туристические  принадлежности, предметы, инструменты, материалы для индивидуальных увлечений.

9. Транспорт.

Проезд в общественном транспорте, приобретение и эксплуатация легковой машины, мотоцикла, велосипеда, оплата услуг станций технического обслуживания.

10. Прочие.

Детские игрушки, медикаменты  и др.


 

     Учащиеся под руководством учителя отделяют обязательные приобретения и необязательные, с учетом возможностей семьи. Для этого ученикам предлагается заполнить таблицу, имея в виду, что доход семьи в месяц составляет … рублей. (Выясняется примерный средний доход семьи).

         В ходе занятия учащимся предлагается  найти выход из следующих ситуаций:

Информация о работе Экономическое образование школьников на уроках технологии