Экономическое образование школьников на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 13:38, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить возможности экономического образования учащихся
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи исследования:
1. Обзор и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по исследуемой теме.
2. Разработка занятий по разделу «Элементы домашней экономики и основы предпринимательства» в 8 классе.
3. Формулирование методической рекомендации по совершенствованию учебного процесса при изучении раздела «Элементы домашней экономики и основы предпринимательства» в 8 классе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ……………………………………….....5
1.1 Анализ литературы по экономическому образованию…………..5
1.2 Роль и место экономического образования в ООТ ……………....17
1.3 Разработка учебно-тематического плана раздела «Элементы
домашней экономики и основы предпринимательства», 8класс…...19
Выводы по первой главе ………………………………..........................21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО
ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ………………..22
2.1. Констатирующий эксперимент……………………………………22
2.2. Дидактический материал к разделу «Элементы домашней
экономики и основы предпринимательства»……… …………............26
Выводы по второй главе………………………………………………..58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………61
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………….…………..67

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.doc

— 471.50 Кб (Скачать файл)

         Книга домашнего учета позволит вам более точно узнать, сколько продуктов нужно купить на месяц. Анализ статей расходов на питание на протяжении нескольких месяцев просто необходим, т.к. это позволит сохранить средства и время.

         Чтобы правильно, рационально кормить человека, экономно расходовать продукты, время и средства, рекомендуется заранее составлять меню. При составлении меню необходимо учитывать следующие требования:

  • полноценность пищи;
  • полезность;
  • разнообразие;
  • пища должна легко  и полностью усваиваться.

         Наукой определены разумные нормы  потребления продуктов. Учитель  обращается к таблице «Рациональные  нормы потребления продуктов  на душу населения в год». (табл. 14)

Таблица 14

 

Рациональные  нормы потребления продуктов  на душу населения в год

 

Наименование продуктов

Норма, кг

1. Мясо и мясные  продукты

78

2. Молоко и молочные  продукты

406

3. рыба и рыбопродукты

18,5

4. Картофель

110

5. Фрукты и ягоды

91

6. Хлебные продукты

115

7. Яйца (шт)

263

8. Сахар

37

9. Овощи и бахчевые

130


 

 

      Учитель  сообщает учащимся об энергетических  затратах человеческого организма.  Например, девушки 14 – 17 лет затрачивают  около 2600 ккал. Чтобы их восполнить, надо правильно питаться. Учитель  комментирует таблицу калорийности  некоторых продуктов. (табл. 15)

Таблица 15

 

Калорийность некоторых продуктов

 

 

Продукты 

Количество калорий  на 100 г продукта

Хлеб пшеничный

240

Хлеб ржаной

200

Камбала

86

Мясо тушеное

230

Колбаса любительская

300

Курица отварная

240

Сыр «Российский»

370

Творог жирный

230

Молоко

60

Сметана 20% жирности

205

Яйца 

150

Сахар

375

Пирожные с кремом

320

Шоколад молочный

550

Яблоки

45

Груши

40

Сливы

40

Морковь

30

Капуста белокочанная

30

Свекла

50

Картофель

85

Огурцы

15

Помидоры

20

Геркулес

350

Масло подсолнечное

900

Масло сливочное

750


         Известны три правила организации  питания:

  • сколько энергии человек расходует, столько и должен получать с пищей;
  • химический состав пищи должен соответствовать физиологическим потребностям организма;
  • нужно стремиться к тому, чтобы стоимость рациона была минимальной, но удовлетворяла требования первых двух правил.

         В беседе учащиеся выясняют, что  включает в себя понятие «культура  питания», можно ли экономить  на питании, и если да, то  каким образом?

Учитель предлагает ребятам вспомнить рецепты недорогих блюд. К следующему уроку каждая ученица должна принести рецепт недорогого блюда, который уже опробован дома.

Составление меню.

         Меню составляют на день, неделю, месяц. Для составления меню  на день необходимо знать следующее: количество калорий, расходуемых за день человеком в зависимости от характера работы и возраста, количество калорий, содержащихся в продуктах либо калорийность одной порции блюда. Меню составляют с учетом того, что завтрак занимает 25 – 30% всей калорийности, обед – 35 – 40%, полдник – 15%, ужин – 15 – 20%.

Практическая работа (см. прил. 3) В этом уроке практическая работа выступает как возможный вариант выполнения творческого проекта.

Учитель: Предлагает учащимся назвать пути экономии продуктов питания и, обобщая их предположения, отмечает, что избежать или, по крайней мере, уменьшить отходы хлеба и других продуктов, потребляемых семьей, можно, соблюдая следующие правила:

  • не создавать лишних запасов;
  • готовить еды столько, сколько семья может съесть за день-два;
  • не спешить выбрасывать не съеденное.

         Следует подчеркнуть, что важным  фактором экономии является соблюдение  правил закупки и хранения  продуктов.

         Учитель называет сроки хранения  некоторых продуктов под запись  в тетрадь. Например, для рыбных консервов – 1-2 года, для мучных, макаронных, крупяных изделий – 6 месяцев. Такие продукты, как сливочное масло, хлеб, творог, сметана легко воспринимают посторонние запахи, поэтому их следует хранить хорошо упакованными. Все продукты желательно хранить в темном месте.

Познавательная задача:

         Из-за нарушения основного критерия  при определении периодичности  и объема закупок продуктов,  их сохранности, семье пришлось  выбросить буханку хлеба, вылить 1,5 литра прокисшего молока; незнание правил хранения привело к порче 0,5 кг манной крупы и 1 кг рыбы. Какие убытки понесла семья, если цена 1 л молока – 12 руб., 1 кг манки – 10 руб., рыбы – 60 руб., буханки хлеба – 10 руб. Что можно было приобрести на эти деньги?

Учащиеся решают данную задачу. Совместно с учителем подводят итог урока.

Итог урока.

Вопросы для закрепления:

  1. Для чего необходимо питание?
  2. Что включает в себя понятие «рациональное питание»?
  3. Попытайтесь определить этапы составления меню.
  4. Приведите примеры путей экономии средств и времени при организации питания семьи.

Выставление отметок.

Домашнее задание.

Попробуйте вместе с  мамой ответить на вопросы теста. (см. прил. 4)

Рефлексия.

 Учитель задаёт вопросы учащимся о комфортности на уроке и общем впечатлении об уроке.

 

 

 

Урок 4

 

Тема: «Маркетинг в домашней экономике. Реклама товара».

Цели:

  1. Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению знаний об этапах совершения покупок; о задачах маркетинга в домашнем хозяйстве.
  2. Развивать у школьников умение  применять знания  в чтении информации, содержащейся на упаковках и этикетках основных видов пищевых продуктов и товаров повседневного спроса.
  3. Организовать деятельность учащихся по выявлению рациональных способов поведения на рынке товаров и услуг при осуществлении покупки. Воспитывать осторожность, рациональность, справедливость.
  4. Знакомство с профессиями маркетинговых служб, менеджеров по рекламе, по маркетингу.

Средства обучения: учебник с. 32-38, таблица с кодами стран – экспортеров товаров в нашу страну.

Методы обучения: словесные, практические, наглядные, частично-поисковые.

Ход урока:

Проверка знаний.

  1. Под рациональным питанием понимают:

А) регулярное, разнообразное  питание;

Б) сбалансированность продуктов  по калорийности;

В) воздержанность в приеме пищи.

  1. Режим приема пищи зависит от:

А) традиций;

Б) привычек;

В) влияния религии;

Г) климатических условий.

  1. При составлении меню следует учитывать:

А) полноценность пищи;

Б) полезность пищи;

В) разнообразие;

 Г) пища должна  легко и полностью усваиваться;

Д) характер работы и возраст;

Е) дешевизну продуктов.

  1. Ценность продуктов определяется содержанием в них:

А) белков;

Б) жиров;

В) витаминов;

Г) углеводов;

Д) нитратов;

Е) химических красителей.

  1. Пути экономии денежных средств:

А) Экономия на питании;

Б) использование пищевых отходов (кислое молоко, холодная манная каша);

В) приобретение качественных вещей;

Г) использование диет.

Изложение нового материала

         Термин «маркетинг» происходит  от английского слова marketing и в дословном переводе означает «рынок». Основными задачами маркетинга являются:

  1. Выявление потребностей.
  2. Удовлетворение потребностей.
  3. Возобновление потребностей.

         Все эти задачи приходится  решать в домашнем хозяйстве.  Раньше мы уже определили, что  у семьи самые разнообразные  потребности. Эти потребности должны быть по возможности удовлетворены. Только важно определить очередность их удовлетворения. Покупке сопутствует кропотливая и долговременная подготовка.

         В наших семьях существует  два подхода к совершению покупки:  одни покупают все, что хочется, другие покупают то, что нужно. Второй подход более правильный. Некоторые покупки можно и не делать, если хозяйство ведется разумно. Некоторые вещи можно изготовить дома.

         Можно предложить следующие этапы  совершения покупок:

  1. Составление списка необходимых товаров.
  2. Составленный список привязывают к соответствующим магазинам.
  3. Сбор информации. Мы узнаем о возможных вариантах, о качестве товара, сроке службы.
  4. Момент совершения покупки. Этот этап самый решающий и самый приятный.
  5. Оценка приобретенного товара или услуги.

Учитель предлагает вспомнить  потребительский портрет вещи:

  • практичность;
  • удобство;
  • красота;
  • модность;
  • оригинальность;
  • общность;
  • ценность.

         Выступая на рынке в роли  потребителя, мы должны уметь  пользоваться штриховым кодом. Все мы с ним встречаемся, но мало кто знает, что он обозначает и для чего нужен.

         Обычно специалисты называют несколько причин его появления, но основная та, что с помощью кодов контролируется качество продукции, ее соответствие первоначально заданному образцу.

         В 1977 году сначала на европейском  континенте, а затем и на других  утвердилась европейская система  кодирования – ЕАН.

         Штриховой код – это номер  товара, состоящий чаще всего  из 13 цифр. Возьмем, к примеру,  цифровой код: 8690504035008:

86 – страна изготовления  продукта;

90504 – предприятие  – изготовитель;

03500 – наименование  товара, его потребительские свойства, размеры, масса, цвет;

8 – последняя цифра  – контрольная, используемая  для проверки правильности считывания  штрихов сканером.

    &


Информация о работе Экономическое образование школьников на уроках технологии