Экономическое образование школьников на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 13:38, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить возможности экономического образования учащихся
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи исследования:
1. Обзор и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по исследуемой теме.
2. Разработка занятий по разделу «Элементы домашней экономики и основы предпринимательства» в 8 классе.
3. Формулирование методической рекомендации по совершенствованию учебного процесса при изучении раздела «Элементы домашней экономики и основы предпринимательства» в 8 классе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ……………………………………….....5
1.1 Анализ литературы по экономическому образованию…………..5
1.2 Роль и место экономического образования в ООТ ……………....17
1.3 Разработка учебно-тематического плана раздела «Элементы
домашней экономики и основы предпринимательства», 8класс…...19
Выводы по первой главе ………………………………..........................21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО
ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ………………..22
2.1. Констатирующий эксперимент……………………………………22
2.2. Дидактический материал к разделу «Элементы домашней
экономики и основы предпринимательства»……… …………............26
Выводы по второй главе………………………………………………..58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………61
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………….…………..67

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.doc

— 471.50 Кб (Скачать файл)

   Многие учебные предметы нравятся подросткам потому, что они отвечают его потребностям не только много знать, но и уметь, быть культурным, всесторонне развитым человеком.

  Надо поддерживать убеждение подростков в том, что только образованный человек может быть по-настоящему полезным членом общества. Убеждения и интересы, сливаясь воедино, создают у подростков повышенный эмоциональный тонус и определяют их отношение к учению. Если же подросток не видит жизненного значения знаний, то у него могут сформироваться негативные убеждения и отрицательное отношение к существующим учебным предметам. Существенное значение при отрицательном отношении подростков к учению имеет осознание и переживание ими неуспеха в овладении теми или иными учебными предметами. Неуспех, как правило, вызывает у подростков бурные, отрицательные эмоции и нежелание выполнять трудное закрепляется отрицательное отношение к предмету.

  Наоборот, благоприятной ситуацией учения для подростков является ситуация успеха, которая обеспечивает им эмоциональное благополучие.

  В подростковом возрасте активно совершенствуется самоконтроль деятельности, являясь в начале контролем по результату или заданному образу, а затем - процессуальным контролем, т. е. способностью выбирать и избирательно контролировать любой момент или шаг в деятельности. Особую линию в речевом развитии образует та, которая связана с соединением и взаимопроникновением мышления и речи.

  В учении формируется общие интеллектуальные способности, особенно понятное теоретическое мышление. Это происходит за счет усвоения понятий, совершенствования пользоваться ими, рассуждать создает хорошую базу для последующего развития умений и навыков в тех видах деятельности, где эти знания практически необходимы.

  В общении формируются и развиваются коммуникативные способности учащихся, включающие умения вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. В труде идет активный процесс становление тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей.

 

1.2 Роль и место экономического образования в ООТ

     Преподавание технологии в 2012 – 2013 учебном году ведется в соответствии с Федеральным базисным учебным планом (приказ Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004). Этот нормативный документ содержит рекомендации по организации обучения по всем предметам, в том числе и по «Технологии». В 8 классе на «Технологию» в федеральном компоненте отводится 1 час в неделю (34 часа в год). Но, исходя из условий образовательного учреждения, пожеланий учащихся и их родителей, рекомендовано на данную образовательную область выделять часы из школьного компонента.

   На раздел «Домашняя экономика и основы предпринимательства» согласно Программе основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд», разработанной авторским коллективом под руководством профессора В. Д. Симоненко, 2007 год, даётся 8/16 часов [74]. Этого количества планового времени недостаточно, для эффективного усвоения предлагаемых знаний. 

   Актуальность раздела «Домашняя экономика и основы предпринимательства» обусловлена глубокими социальными изменениями, которые происходят во всех сферах жизни общества, и прежде всего в экономических отношениях. Содержание раздела направлено на формирование у учащихся экономической культуры, которая рассматривается нами как синтез знаний, убеждений и практических действий. Экономическая культура включает в себя определенный уровень образования, т.е. представления об экономике, ее процессах и явлениях, умения применять полученные экономические знания на практике, достигая при этом высоких (в конкретных реальных условиях) результатов. При изучении этого раздела мы ставили задачу сформировать у учащихся представление о рациональном семейном бюджете, научить их правильному ведению домашнего хозяйства. Рассматриваемый раздел содержит не только теоретические сведения, но и практические задания, которые помогут школьникам принимать участие в планировании семейного бюджета.

    Содержательные и организационные условия изучения темы «Домашняя экономика и основы предпринимательства» наилучшим образом способствуют формированию основам компетентностей в трудовой, в хозяйственно-бытовой сферах деятельности, то есть овладению необходимым набором трудовых умений и навыков, эффективных для социализации и решения практических трудовых задач; овладению умениями и навыками самообслуживания и ведения домашнего хозяйства.

    Успешное формирование названных предметных компетентностей сопровождается приобретением элементов таких ключевых компетентностей, как в познавательной, социально-трудовой, гражданско-общественной, бытовой и культурно - досуговой сферах деятельности.

   В современных  условиях возникает острая необходимость  поиска и разработки наиболее  эффективных методов формирования экономических знаний у учащихся.

  

  

 

 

1.3 Разработка учебно-тематического план раздела «Элементы домашней экономики и основы предпринимательства», 8 класс

   В настоящее время в общеобразовательной школе нет специального предмета, в результате изучения которого школьники приобретали бы знания экономического содержания, необходимого им в современной жизни. Эти знания востребованы в современной школе и формирование их необходимо в рамках отдельного учебного курса. Поэтому данный курс приобретает особую актуальность.

   Предлагаемый элективный курс: «Домашняя экономика и основы предпринимательства» поможет учащимся овладеть современными экономическими знаниями в области прав человека, умениями и навыками грамотного поведения и защиты потребителей в различных рыночных ситуациях в соответствии с законами Российской Федерации. Его изучение, в сочетании с образовательной деятельностью по тому или иному направлению, а также выбора профиля дальнейшего образования, поможет школьникам адаптироваться к дальнейшей самостоятельной жизни.

   Содержание учебного курса адаптировано к условиям школы с учетом индивидуальных особенностей учащихся, специфики образовательного учреждения, материально-технического и учебно-методического обеспечения учебного процесса. Программа курса рассчитана на 12 часов учебного времени с учетом образовательных потребностей и интересов учащихся. (табл. 1) Проводить курс следует во второй четверти. Формирование ЗУН данного курса осуществляется поэтапно от раздела к разделу за счет последовательного построения учебного материала, в доступной форме. Внутренняя логика построения содержания курса предполагает сочетание теоретических и практических занятий с реализацией активизирующих и педагогических проективных методик с основной идеей курса. Практические занятия предполагают выполнение упражнений и заданий эвристического характера, а также проведение самостоятельных исследований учащимися - выполнение мини-проекта.  

 

 

 

 

Таблица 1

 

Тематическое  планирование для 8 класса по предмету «Технология»

 

 

 

Разделы, темы занятий

Количество  часов

Номер занятия

Дата  проведения

 

Домашняя экономика

8

     

1.

Семья и бизнес. Потребности семьи.

 

2

1

 

2.

Бюджет семьи. Накопления и сбережения.

 

2

2

 

3.

Расходы на питание. Составление  меню.

 

2

3

 

4.

Маркетинг в домашней экономике. Реклама.

 

2

4

 
 

Творческий  проект

4

     

5.

Творческий проект. Выбор  и обоснование

 

2

5

 

6.

Творческий проект. Этапы  выполнения творческого проекта.

 

2

6

 
 

ИТОГО

12

12

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по первой главе

 

  Подводя итоги проделанной в 1 главе работы можно сделать следующие выводы.

Новая экономическая реальность стала причиной изменений в школьном экономическом образовании, которое переживает сейчас период становления: разрабатываются теоретические основы, уточняются содержание, формы и методы работы, идет процесс переосмысления системы организации экономического образования. При определении сущности понятия «Экономическое образование» ученые,  исходят из структуры личности и выделяют следующие компоненты: интеллект (сознание), нравственность (поведение), воля и чувства (механизм саморегуляции). Экономическое образование – это организованная педагогическая деятельность специально продуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания учащихся. В процессе ее осуществления школьники усваивают сумму понятий и представлений об организованной и эффективной экономики, о развитии производительных отношениях, о действующем хозяйственном механизме. Специфические задачи экономического образования — развитие интереса к систематическому пополнению и усвоению экономических знаний, навыков, умений; формирование и укрепление экономического сознания и мышления; формирование стимулов и мотивов эффективной экономической деятельности, стремления по-хозяйски относиться к общественной собственности, умножать народное достояние; рост творческой активности.

  В системе экономического образования школьников большое значение имеют производственные экскурсии, встречи с руководителями образцовых предприятий и хозяйств, переводчиками производства, с представителями арендных бригад, семейного порядка.

 Содержание этих форм экономического образования тщательно планируется с целью последовательного систематического ознакомления школьников с актуальными экономическими проблемами, образцовым ведением дела.

 

Глава II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО

ЭКОНОМИЧЕСКОМУ  ОБРАЗОВАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ

2.1  Констатирующий  эксперимент

     Раздел «Домашняя экономика и основы предпринимательства» существенно отличается от других разделов предмета Технология, так как в нём много теоретических сведений и задача учителя за небольшой промежуток времени научить не только новым терминам, но и привить учащимся экономические навыки, чтобы изучаемый материал носил компетентностный характер. Тестовый контроль знаний при изучений данной темы помогает достичь поставленных целей..

     Организуя тестовый контроль знаний, нет необходимости давать тесты на каждом уроке. Но темы, которые насыщены новыми понятиями, я стараюсь закреплять с помощью тестов. В тестах содержатся задания разных уровней (задания на опознание, различие, тесты- соотнесения, на установление правильной последовательности, тест-задача). Для учащихся, которые работают с опережением, я подбираю дополнительные интересные тесты-задачи, многие задачи придумывают сами дети.

      На первом уроке темы «Домашняя экономика и основы предпринимательства» я провожу входную диагностику. Но цель данной диагностики не контроль знаний учащихся, а выявление заинтересованности учащихся в вопросах экономики. Для этой цели я задаю им следующие вопросы:

1. Как вы понимаете  значение понятий  «Домашняя  экономика», «Бюджет семьи»?

2.  Кто из вас  интересуется суммой, которая тратится  вашей семьёй на оплату ЖКХ,  телефона и т. д.?

3. Знаете ли вы, что  существуют правила покупки?

4. Есть ли у вас  желание самостоятельно зарабатывать  деньги и ищите ли вы пути  подработки? и т.д.

     Вопросы диагностики учитель формулирует сам. Ответы могут быть анонимные. Анализ ответов позволяет получить интересные, полезные данные, которые учитель учитывает при построении урока. Очень важно задавать одни и те же вопросы учащимся одного возраста в течение ряда лет. Мы можем проследить тенденцию к изменению поведения, желания детей.

 Вопрос: «Есть ли у вас желание зарабатывать самостоятельно после уроков?»

    Количество опрошенных – 43 человека  (учащиеся 8-х классов)

                                              Ответили «ДА»

 

Рис. 1. Тенденция к  изменению поведения, желания детей

 

    Вопрос: Интересуют ли вас вопросы домашней экономики?

Количество опрошенных – 43 человека (учащиеся 8-х классов)

Ответили- «ДА»

Рис. 2. Тенденция к  изменению поведения, желания детей

 

   Видно из диаграмм,  в последние годы заметно увеличилось число детей, которых интересуют вопросы экономики, многие желают сами зарабатывать деньги. Поэтому вопросам экономики нужно обучать не с 8-го класса, а гораздо раньше.

     Изучая тему  «Бюджет семьи», я обязательно говорю о том, что существует бюджет города, бюджет школы, говорим о бюджетном финансировании в образовании, здравоохранении. Говоря о сбережениях и накопления, мы рассматриваем различные экономические ситуации, которые возможны в семьях  в настоящее время. Учащиеся 8-го класса с интересом слушают о законах экономики.

Информация о работе Экономическое образование школьников на уроках технологии