Экономическое образование школьников на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 13:38, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить возможности экономического образования учащихся
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи исследования:
1. Обзор и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по исследуемой теме.
2. Разработка занятий по разделу «Элементы домашней экономики и основы предпринимательства» в 8 классе.
3. Формулирование методической рекомендации по совершенствованию учебного процесса при изучении раздела «Элементы домашней экономики и основы предпринимательства» в 8 классе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ……………………………………….....5
1.1 Анализ литературы по экономическому образованию…………..5
1.2 Роль и место экономического образования в ООТ ……………....17
1.3 Разработка учебно-тематического плана раздела «Элементы
домашней экономики и основы предпринимательства», 8класс…...19
Выводы по первой главе ………………………………..........................21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО
ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ………………..22
2.1. Констатирующий эксперимент……………………………………22
2.2. Дидактический материал к разделу «Элементы домашней
экономики и основы предпринимательства»……… …………............26
Выводы по второй главе………………………………………………..58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………61
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………….…………..67

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.doc

— 471.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

                                                   СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ……………………………………….....5

          1.1 Анализ литературы по экономическому образованию…………..5

                  1.2 Роль и место  экономического образования в ООТ ……………....17               

                1.3 Разработка учебно-тематического плана раздела «Элементы         

                  домашней экономики и основы  предпринимательства», 8класс…...19             

                Выводы по первой главе ………………………………..........................21

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО

ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ  ШКОЛЬНИКОВ………………..22

                 2.1. Констатирующий эксперимент……………………………………22

          2.2. Дидактический материал к разделу «Элементы домашней

         экономики и основы предпринимательства»……… …………............26

          Выводы по второй главе………………………………………………..58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...59

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………61

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………….…………..67

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  выбранной  темы обусловлена меняющимися внутригосударственными социально-экономическими условиями, которые определяют необходимость подготовки российской молодежи к предстоящей трудовой деятельности. При этом возрастает значимость навыков и умений ориентироваться в новых жизненных ситуациях, быстро приспосабливаться к ним и принимать решения. Рыночные отношения объективно порождают потребность в экономическом образовании всего населения и, в первую очередь, школьников.

Значительное место  при формировании знаний и умений организационно-хозяйственной деятельности, лежащих в основе предприимчивости, готовности к самостоятельному принятию решений в рыночных условиях, принадлежит общеобразовательной школе. Особую актуальность вопросы экономической подготовки приобретают в настоящие время.

Реформа школы предполагает коренное улучшение трудового воспитания и профессиональной ориентации школьников на содержания обучения с производительным трудом, дополнить всеобщее среднее образование молодежи всеобщим профессиональным образованием.

    Экономическое образование учащихся общеобразовательной школы направлено на

раскрытие личностных возможностей подрастающего поколения, а именно; трудолюбия, бережливости, экономности, предприимчивости и др. Различные преобразования в экономической и социокультурной сферах жизнедеятельности современной России требуют инноваций в области образования и воспитания, которые основаны на современных научных представлениях, идеях и знаниях.

    Новая экономическая реальность стала причиной изменений в школьном экономическом образовании, которое переживает сейчас период становления: разрабатываются теоретические основы, уточняются содержание, формы и методы работы, идет процесс переосмысления системы организации экономического образования. Возникает противоречие: в образовательной области технология уделяется недостаточно времени к курсу экономической направленности. Исходя из вышеперечисленного наше исследование будет затрагивать следующие цели:

Цель исследования: выявить возможности экономического образования учащихся

Объект исследования: экономическое образование учащихся

Предмет исследования: рассмотреть формы и методы экономического образования учащихся на уроках технологии.

Гипотеза: экономическое образование школьников на уроках технологии будет эффективным, если:

  1. Будет разработан курс экономической направленности «Элементы домашней экономики и основы предпринимательства».
  2. На результаты обучения систематически проводить мониторинг экономической грамотности.

Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи исследования:

1. Обзор и анализ  психолого-педагогической и специальной  литературы по исследуемой теме.

2. Разработка занятий  по разделу «Элементы домашней  экономики и основы предпринимательства» в 8 классе.

3. Формулирование методической  рекомендации по совершенствованию  учебного процесса при изучении  раздела «Элементы домашней экономики и основы предпринимательства» в 8 классе.

В данной работе использованы следующие методы исследования:

- теоретическое исследование (анализ, обобщение, классификация);

- эмпирическое исследование (анализ экономического образования и практических

 работ учащихся).

 

 

 

 

 

 

Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ У  ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Анализ литературы  по экономическому образованию

 

     В последние годы в России появилось большое количество программ и учебных пособий по экономике, как отдельному предмету в общеобразовательной школе.

 В этих учебных материалах  отражены наиболее общие закономерности  экономического развития общества  в условиях рыночной экономики  (А. В. Алесеев [6], И. В. Липсиц [61], Л.Л.Любимов, Н. А. Раннева [65])  Внедрение разработанных программ в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы позволяет повысить уровень экономической грамотности учащихся. Однако в настоящее время возможности изучения экономики в школе ограничены рамками школьного компонента, при этом занятия проводятся не во всех классах. В ряде случаев изучение экономики осуществляется на факультативных занятиях.

    Возможность изучения некоторых экономических понятий заложена в образовательной области «Технология», в структуру которой включены вопросы экономического образования и воспитания.

     Основной целью образовательной области «Технология», является подготовка учащейся молодежи к самостоятельной трудовой деятельности в новых экономических условиях, воспитание и развитие инициативной, творческой, предприимчивой личности, способной определять потребности и возможности своей деятельности; адаптироваться к постоянным изменениям окружающей экономической среды; находить и использовать необходимую информацию; выдвигать идеи решения возникающих задач;  самостоятельно решать экономические вопросы повседневной жизни; наиболее эффективно использовать свои возможности на благо себя и общества.

     Вопросы технологической подготовки и экономической грамотности учащихся в трудовой и профессиональной подготовке рассматривались такими

 

                                                                                                                                              

исследователями, как П. Р. Атутов [10], А. Ф. Аменд [8], Ю.К.Васильев [20], В. А. Кальней [43], К. Н. Катханов [46]  и др.

Значимость экономического образования отражена в трудах А. Ф. Аменда [15],

С. В. Малина [69], С. А. Малинина [70].

     Экономическое воспитание молодежи как потребность общественного развития

рассмотрены в трудах Рябининой Н. Т. [79] в настоящее время: декан факультета коррекционной педагогики Челябинского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор.

     Следует отметить, что при решении вопросов экономического образования учащихся в целом, овладение основами домашней экономики, как составной части экономики, приобретает важную роль в условиях рыночных отношений.

Исторически сложившаяся  практика ведения домашнего хозяйства  показала, что этим видом деятельности преимущественно занимаются женщины, поэтому в процессе обучения экономике домашнего хозяйства в основном внимание акцентируется на девушках

     Анализ социально-педагогических предпосылок необходимости обучения рациональному ведению домашнего хозяйства проведен в работах Е. И. Дукановой [39], В. Д. Симоненко [74] .

      Роль семьи в формировании разумного уровня потребления и правильного отношения к деньгам рассматривались Т. М. Матвеевой [71].

Тем не менее, исследователи  в своих работах не отразили вопросы, связанные с экономическим образованием учащихся в основной школе, изучением экономики домашнего хозяйства на уроках экономики и технологии.

       В результате происходящих экономических преобразований сформировались противоречия:

- между потребностью общества  в экономической подготовке молодежи к самостоятельной жизни в основной школе, которая в том числе обеспечивается изучением экономики домашнего хозяйства, и отсутствием в теории педагогики и практике школьного обучения научных разработок и экспериментально проверенных подходов к изучению экономики домашнего хозяйства;

- между необходимостью осуществления  экономического образования учащихся основной школы и отсутствием в базисном учебном плане общеобразовательных школ времени, выделенного на изучение экономики в                                                              целом и экономики домашнего хозяйства в частности, а также недостаточной разработанностью в современной научно-методической литературе содержания экономической подготовки девушек к ведению домашнего хозяйства.

      Указанные противоречия порождают проблему исследования: каким должно быть экономическое образование учащихся основной школы в современных условиях.

     Отмеченные противоречия и порождаемая ими проблема явились основанием для выбора темы исследования: "Экономическое образование учащихся школы на уроках технологии». Первое практическое знакомство детей с экономикой начинается в семье. Однако бытовых экономических знаний недостаточно, к тому же они иногда оказываются ошибочными и искаженными. В этой связи усиливается значимость проблемы экономического образования детей в школе.

Необходимо отметить, что экономическое образование- лишь часть целостного воспитательного процесса.

Экономическая культура характеризуется  развитым экономическим мышлением, свободным владением экономическими понятиями и категориями, умением прогнозировать развитие объективных экономических процессов, предприимчивостью в деятельности и включает в себя как образованность (обученность и воспитанность), так и основные параметры развития личности.

При определении сущности понятия «Экономическое образование» ученые [61],   исходят из структуры личности и выделяют следующие компоненты: интеллект (сознание), нравственность (поведение), воля и чувства (механизм саморегуляции).

Интегративное качество личности - нравственность. Это предопределяет целостность воспитательного процесса.

 В тоже время  такой подход не исключает  изучения отдельных направлений образования, например, экономического и экономической образованности как результата.

 Экономическое образование отражает степень усвоения ребенком экономической культуры. Учитывая аспекты экономической культуры (гносеологический, процессуально-деятельностный, субъективно-личностный) и структуру личности, правомерно утверждать, что экономическая образованность включает следующие компоненты: экономические знания, экономические умения, нравственные качества личности.

   Как правило,  есть три уровня экономических  знаний: общенаучный, отраслевой и профессиональный [2].

Понятия отражают существенные признаки (свойства, стороны) вещей, явлений окружающей действительности, фиксируют результат обобщения этих признаков. Поэтому понятие - важнейший элемент системы научных знаний. Экономическое образование- многосторонний сложный процесс.

      В тесной связи с трудовым обучением должно обеспечиваться и экономическое образование учащихся. Это значит, что учащиеся должны включаться в активную экономическую деятельность.

  Экономическое образование – это организованная педагогическая деятельность специально продуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания учащихся [2]. В процессе ее осуществления школьники усваивают сумму понятий и представлений об организованной и эффективной экономики, о развитии производительных отношениях, о действующем хозяйственном механизме.

   Экономическое образование обеспечивает развитие экономического мышления, формирования нравственных и деловых качеств, образующихся в экономической деятельности : общественной активности, предприимчивости, инициативности, хозяйского бережного, честного отношения к общественному достоянию, ответственности, обновлению технологических процессов и оборудования, высокому качеству, личному успеху и благополучию.

Информация о работе Экономическое образование школьников на уроках технологии