Экономическое значение образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 19:17, доклад

Краткое описание

Термин «экономика» означает в буквальном переводе с греческого «домоводство, законы ведения домашнего хозяйства» («ойкос» – домохозяйство, «номос» – закон). Позже значение этого термина было сильно расширено, и в наши дни под экономикой понимают управление хозяйством не только семьи, но и фирмы, отрасли, государства или группы государств, мира в целом.

Вложенные файлы: 1 файл

эконом.значение образования РЕФЕРАТ.docx

— 30.91 Кб (Скачать файл)

     Термин «экономика» означает в буквальном переводе с греческого «домоводство, законы ведения домашнего хозяйства» («ойкос» – домохозяйство, «номос» – закон). Позже значение этого термина было сильно расширено, и в наши дни под экономикой понимают управление хозяйством не только семьи, но и фирмы, отрасли, государства или группы государств, мира в целом.

    Экономика общества представляет собой сложный и всеохватывающий организм, который обеспечивает жизнедеятельность каждого человека и общества в целом. Мы принимаем ежедневное участие в экономической деятельности, живем в экономической среде, постоянно используем термины, употребляемые экономистами (деньги, цены, заработная плата, доходы, расходы и др.).

   Экономические знания образуют сердцевину информации об обществе: о достоинствах и недостатках экономических систем и вариантов общественного выбора, о трудном выборе между равенством и эффективностью, об избирательном процессе, о деятельности фирм и об организации отраслевых рынков, о маркетинге и менеджменте, о рынке труда, о рынках капитала и денег, о семейной экономике и поведении потребителей, о национальной и мировой экономике и т.д.

   Что же касается термина образование, то это не только культурный феномен, но и социальный институт, одна из социальных подструктур общества. Содержание образования отражает состояние общества, переход от одного его состояния к другому. В настоящее время - это переход от индустриального общества XX века к постиндустриальному или информационному XXI века. Развитие и функционирование образования обусловлено всеми факторами и условиями существования общества: экономическими, политическими, социальными, культурными и другими.

   Для  того, чтобы человеку стать экономически состоятельным, нельзя терять время, нужно учиться сегодня, а не откладывать это на «потом». Общество, посредством школ, университетов, специальных образовательных программ, должно обеспечить активную и всестороннюю поддержку молодежи, помочь в должной мере социализироваться и подготовить к реальным социально-экономическим условиям. Школа – тот социальный институт, который всегда должен был воспитывать и обучать подрастающие поколения исходя из реальных условий, перспектив и проблем окружающего общества. При этом необходимо учитывать, что в настоящее время в России качественно изменились экономическая и социальная основы общества. Это, в свою очередь, требует пересмотра содержания, методов и форм экономического образования. Требования современной экономической и социальной практики обусловливают не только адаптацию личности к изменяющейся среде, но и превращение в норму творческого подхода к обоснованию экономического поведения. Экономическое образование должно быть ориентировано на формирование экономического мышления, предприимчивости, восприимчивости к многообразию и динамичности экономических процессов.

   Поэтому, при преподавании экономики в школе, предпочтение желательно отдавать профессиональным экономистам, знающим практическую экономику. Может быть, следует организовать возможность получения второго высшего образования с квалификацией «преподаватель экономики» школьными преподавателями на специальных факультетах. То есть, преподаватель экономики в школе должен иметь как знания экономиста, так и опыт школьного учителя.

   В любом случае, изучение экономики в школе будет развивать у школьников рационализм, логическое и аналитическое мышление, научит отслеживать факторы, влияющие на развитие общества, позволит использовать в реальных экономических расчетах математические методы, то есть интегрировать математические, экономические и другие знания. В конечном итоге обучение следует направлять на интеллектуальное развитие школьников и это можно считать одной из наиважнейших задач экономического образования.

    Изучение экономических понятий, категорий, законов подготовит выпускников школы к реалиям взрослой жизни, обеспечит психологическую устойчивость к возможным трудностям, связанным с безработицей, конкуренцией, сменой работы и профессии, местожительства. Молодые люди, покидая школу, должны быть активными гражданами, обладать внутренней свободой и быть уверенными в своих силах.

    Следует учитывать и то обстоятельство, что современная экономическая теория формировалась годами, её развитие бесконечно, так как каждая ступень общественного производства заставляет заново постигать новую экономическую реальность. Недаром экономические новости, которые преподносят средства массовой информации, интересуют всех. А вот школьников это интересует? Скорее всего нет. Даже студенты-старшекурсники мало интересуются новостями экономики и даже на хорошо подготовленных семинарах избегают примеров из новостей, не могут их всерьёз прокомментировать. При этом из опыта знакомо, что точный своевременный комментарий преподавателя навсегда «застревает» в памяти и часто является толчком, после чего очевиден интерес студента к изучаемой дисциплине, к стране, мировой экономике.

   Сама по себе методика преподавания экономики в школе должна быть разработана специалистами, а затем её следует постоянно улучшать, совершенствовать. В помощь преподавателям экономики необходимо разрабатывать современные учебники и пособия, активные методы преподавания, экономические и деловые игры, компьютерные программы. Преподаватель должен применять диалоговый подход, эмоциональное изложение, увязывать теоретический материал с реальностью российской экономики.

  Экономическое образование учащихся - сложное системное образование, при исследовании которого необходимо выделить его элементы, их взаимосвязи, теоретически осмыслить и на практике изучить, как они реализуются.

   Поэтому экономика сегодня становится одним из предметов, который также влияет социализацию человека в современном мире, поскольку каждый из нас, вне зависимости от возраста, воспитания или образования напрямую сталкивался с разрешением массы экономических ситуаций. Экономическую социализацию, таким образом, рассматривают как включение индивида в само экономическое общество. Более того, формирование экономического мышления молодежи способствует развитию общественной активности, инициативности, предприимчивости, усилению чувства собственности. Можно также рассматривать экономическое мышления выпускника как часть его собственного мировоззрения, что еще больше усиливает ценность реальных экономических знаний и представлений, которые должны получать молодые люди.

   Сегодня на первое место действительно выходят не знания, как таковые, а умение ориентироваться в информационном пространстве, гибкость, мобильность, умение работать в команде и заинтересованность в приумножении ценностей фирмы и всего общества в целом. Решение этих задач требует модернизации системы образования в общем, и, в частности, педагогических технологий, которые призваны обеспечить новое качество экономического образования. Поэтому образовательная практика и ее составляющие должны быть ориентированы на формирование предприимчивости, экономического мышления, восприимчивости к новизне, исследовательских умений личности. Соответственно современные образовательные технологии должны включать учащихся в поиск и анализ информации, обеспечивающей их ориентацию в многообразных экономических и социальных процессах и увеличивающей возможности удовлетворения своих и общественных потребностей. Следует особо учитывать, что сформированные в школе экономические знания и умения учащихся, осознанный выбор будущей сферы профессиональной деятельности, их готовность к интеллектуальному и производительному труду являются важными факторами роста экономики страны. Таким образом, формируя экономический способ мышления отдельного ученика, его экономическую культуру, в конечном счёте, создается фундамент благосостояния общества в целом.

   Особое значение образования обусловлено его местом в общественной жизни, значимостью в социально-экономическом, научном прогрессе в целом и в открывающихся интеллектуальных возможностях любого индивидуума, познающего, приобретающего знания. Каждый этап эволюции общества связан и определяет особенности образовательного процесса.

   Одна  из главных задач экономики  образования состоит в более  детальном раскрытии экономической  стороны материальных условий,  необходимых в каждый данный  момент для достижения определенного  образовательного уровня членов  общества. Эта задача должна решаться  с учетом общего состояния  экономики страны, тех ресурсов, которые могут быть выделены  на нужды образования.

   Образование играет огромную роль в воспроизводстве квалифицированной рабочей силы. Перед экономикой образования стоят внутренние вопросы, среди них на первый план выдвигаются вопросы финансирования, планирования.

   Воспроизводство трудовых ресурсов предполагает совершенствование различных форм подготовки квалифицированных кадров, а, следовательно, наличие различных типов учебных заведений, форм обучения. Между разными уровнями образования должны существовать объективные пропорции. Должна быть тесная взаимосвязь между планируемой подготовкой кадров вообще и трудовыми ресурсами, между планируемой подготовкой кадров разных уровней и потребностями в квалифицированных кадрах различных отраслей экономики.

   За  годы реформ в России возрос  интерес к получению высшего  образования. Это проявилось как  в росте численности студентов  высших учебных заведений (вузов), так и в увеличении числа вузов. Этот процесс порождён растущим пониманием того, что в новой социально-экономической ситуации высшее образование является не только ценностью само по себе, но и все более важным условием социальной и профессиональной мобильности. Обеспечение науки, производства, органов управления высококвалифицированными кадрами является одной из главных задач деятельности системы образования, так как интеллектуальный потенциал становится определяющим фактором возможности прогрессивного развития общества.

   Весьма  важно правильно распределить  затраты по видам и формам  обучения, производить расчет потребностей  в преподавательских кадрах. Одним  из главных моментов планирования  образования является планирование капитальных вложений для создания и обновления основных фондов.

   Существенную часть предмета экономики образования составляет разработка принципов организации, оплаты труда и материального стимулирования учителей школ, профессорско-преподавательского состава. Важно учитывать общие условия труда различных категорий преподавателей и совершенствовать систему оплаты их труда. С этим связано определение научно-обоснованных штатов учителей, преподавателей.

   Таким  образом, экономика образования  исследует, во-первых, материальные  отношения людей, вовлеченных  в сферу образования, во-вторых, экономический аспект деятельности  учреждений, и, в-третьих, взаимоотношение  образования со всеми другими  отраслями экономики.

   Особой  областью исследования может  быть сравнительная экономика  образования, то есть сравнительный  экономический анализ систем  образования в различных странах.

   Следовательно,  предметом изучения экономики  образования является экономическая  сторона материальных условий,  необходимых в каждый данный  момент для достижения определенного  образовательного уровня членов  общества.

   Одна  из особенностей экономики образования  заключается в тесном переплетении  методов экономического анализа  с методами педагогического исследования. Для того, чтобы правильно оценить экономические последствия тех или иных мероприятий в области образования, нужно согласовывать их с педагогическими результатами. В связи с этим возникает целая система оценок, которые должны носить педагогический и экономический характер.

   Образовательную  систему или связи между образованием  и другими отраслями необходимо  рассматривать в постоянном движении  и изменении. Система образования,  существовавшая до реформ, была  ориентирована на потребности  тех предприятий, которые в  новой экономической ситуации  оказались либо лишними, либо  не конкурентоспособными. Следовательно,  возникла задача переориентации  многих учебных заведений в  соответствии с нынешними особенностями  экономики. Переход нашей страны  к рыночным отношениям повлек  большие изменения в объеме, содержании  и методах обучения во всех  звеньях системы образования.  Эти изменения связаны с развитием  потребностей материального производства, социальной и культурной жизни  общества.

   Экономика  образования опирается на специальные  методы исследования, такие, как  сравнительный, балансовый, экономический  анализ, социологический метод, программно-целевой  и комплексный методы, статистические  методы.

   Несмотря  на экономическую ситуацию и  существенное сокращение государственных  средств на образование, в России  сохраняется достаточно высокий  уровень образованности населения.  Необходимость постоянного расширения  знаний, повышения культурно-технического  уровня требует определенных  затрат на образование и обучение  кадров, которые входят в издержки  воспроизводства рабочей силы.

Информация о работе Экономическое значение образования