Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 12:00, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет экономической теории
В повседн-й жизни люди сталкиваются с необх-ю покупать и продавать, получать денежные доходы, распределять их, формировать личные, семейные и гос. бюджеты, откладывать и использовать сбережения. Мат-е полож-е людей во многом зависит от сост-я дел на биржах, от валютных курсов и банковских процентных ставок.

Вложенные файлы: 1 файл

Shpory_k_ekzamenu_po_ekonomike_-_98_kak_v_konsp.doc

— 573.50 Кб (Скачать файл)

В современных развитых странах в большинстве отраслей домин-т «несовершенная конкуренция», т.к. промышленное производство требует крупного произв-ва. Совершенная конкуренция имеется в таких отраслях как с/х, розничная торговля, народные промыслы, поэтому государство должно стремиться к приемлемой несовершенной конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Смешанная экономика.

Смешанная экономика - это рыночная экономика, в которой активную роль играет государство. Частная собственность, составляющая каркас рыночного хоз-ва, сосущ-т и взаимод-ет в ней с гос. собственностью, собственностью неприбыльных организаций, коллект-ми и кооперативными формами собственности.

Усложняется и механизм экономического регулирования, кот. образ-ся противоречивым взаимод-ем рыночного и гос. эконом. и соц. регулиро-вания. В смешанной экономике расширена сфера гос. контроля и регулиро-вания на основе гос. расходов и госсобственности, перераспредели-тельного налогообложения, программ соц. обеспечения и т.д. В странах со смешанной экономикой удельный вес и формы гос. вмешательства в экономику неодинаковы.

Смешанная экономика — это соц. ориентированная экономика, причем социально ориентировано функционирование и рынка, и государства.

Соц. ориентированность гос-ва выражается в том, что гос-во выст-т соц. гарантом стабильности, защищенности и равенства людей в рыночной экономике. С помощью гос-ва удовлетв-ся совместные потреб-ти всех членов общества (безопасность, правопорядок, социальная защищенность, здоровая окружающая среда).

В настоящее время различают три основные модели смешанной экономики:

  1. западно-европейскую - большие масштабы гос. предприн-ва и высокая степень перераспределения ВНП через бюджет (50%);
  2. американскую – небольшой объем государственного сектора;
  3. японскую – небольшой объем гос. предприн-ва и традиционные связи правительственной бюрократии с частным предприн-вом.

 

  1. Закон спроса и закон предложения
  2. Рыночный механизм взаимодействия спроса и предложения

Рассмотрим д-я рыночного механизма спроса и предложения на примере, кот. характерен для конкурентного рынка любого товара, при этом начнем со спроса. Кол-во вещей, покупаемых людьми, всегда зависит от цены: чем выше цена товара, тем меньше его покупают, и наоборот, чем ниже рыночная цена, тем при прочих равных условиях больше ед. товара будет куплено. Т.о. между рыночной ценой товара и тем его кол-вом, на кот. предъявляется спрос, всегда сущ-т опред-е соотн-я (см. таблицу № 1).

Варианты

Цена за 1 кг (P)

Спрос (млн. кг) (Q)

A

5

9

B

4

10

C

3

12

D

2

15

E

1

20


Эта табл. сод-т данные о покупаемом кол-ве пшеницы по любой цене.

На этом графике по оси ординат отложены цены (P), а по оси абсцисс отложено количество  (Q) товара (пшеницы), на который предъявляется спрос. dd – кривая спроса, которую отражает закон постепенного убывания спроса.

Этот закон имеет силу в отношении практич. всех товаров. Его сущность: если цена какого-л. товара повышается (при этом остальные условия остаются неизменными), то спрос будет предъявляться на меньшее кол-во товаров. Т.о. увеличение цены сокращает кол-во покупателей, а снижение цены приносит новых покупателей. Более того, рост цены какого-л. товара побуждает нас покупать меньшее его кол-во, а снижение цены какого-л. товара побуждает нас совершать доп-е покупки.

Почему по мере роста цен количество товара, на который предъявл.ся спрос, имеет тенденцию к уменьшению?

Это объясняется 2 основными причинами:

  1. если цена какого-либо товара повышается, то его стараются заменить другим товаром (например, подорожавший кофе заменяют чаем);
  2. если цены растут, то люди располагают меньшим реальным доходом, поэт. они нач-т потреблять товары в меньших кол-вах, чем раньше.

Спросу противостоит предложение. Предложение – это кол-во производ-го и продаваемого товара по опред-й цене. Чем выше рыночная цена на товар, тем большее кол-во продукции стремятся произвести и продать (чтобы получить большую прибыль).

Товар – это продукт, произведенный для продажи. В этом состоит сущность закона предложения.

Т.о. между рыночной ценой и предложением товара также существуют определенные соотношения (см. таблицу № 2).

Варианты

Цена за 1 кг (P)

Предложение (млн. кг) (Q)

A

5

18

B

4

16

C

3

12

D

2

7

E

1

0


На графике № 2 по оси ординат отложены цены (P), по оси абсцисс отложено количество (Q) товара, предлагаемого на рынке.  ss – это кривая предложения.

Объединив анализ спроса с анализом предложения, соединим таблицу № 1 и № 2 в единую. Эту взаимосвязь между спросом и предложением представим в виде графика № 3.

 

 

 

 

Очевидно, что только при цене в 3 $ кол-во пшеницы, на кот. предъявляется спрос, будет равно ее предложению. При этом, любое понижение цены приведет к тому, что спрос будет повышать предложение, а при любом повышении цены, предложение будет больше спроса.

Если спрос больше предложения, то потребители будут оказывать давление на цену вверх в сторону ее повышения. Если же предложение больше спроса, то производители будут оказывать давление на цену в сторону ее понижения.

Т.о. в результате конкуренции покупателей цены повышаются, в результате конкуренции продавцов – цены понижаются.

Равновесная цена - та, при которой спрос равен предложению, иначе говоря, конкурентное равновесие находится в точке пересечения кривых спроса и предложения (см. график № 3).

Что будет, если в результате плохой погоды урожай пшеницы окажется низким и ее предложение уменьшится? В этом случае кривая предложения сдвинется влево (см. график № 3), при этом кривая спроса изменений не претерпела. Однако точка равновесия С’ переместилась вверх по кривой спроса, т.е. цена возросла.

Что будет, если в результате хорошей погоды предложение пшеницы увеличится? В этом случае кривая предложения сдвинется вправо. Иначе говоря, точка равновесия С’’ переместится вниз по кривой спроса, т.е. цена снизится.

Аналогичным образом проанализируем последствия изменения спроса.

Что будет, если в результате роста доходов спрос увеличится? В этом случае кривая спроса сдвинется вправо (см. график № 3). При этом кривая предложения изменений не претерпела. Однако точка равновесия С’ переместилась вверх по кривой предложения, т.е. цена возросла.

Что будет, если в результате снижения доходов спрос уменьшится? В этом случае кривая спроса сдвинется влево. Иначе говоря, точка равновесия С’’ переместится вниз по кривой предложения, т.е. цена снизится.

 

10. Механизм цен, эластичности  спроса и предложения

Цена равновесия находится в точке пересечения кривых спроса и предложения. При этом любое движение цены вверх от точки равновесия создает избыточное предложение, кот. вновь приводит к равновесию.

Любое падение цены вниз от точки равновесия порождает избыточный спрос, заставляющий цену подняться и т.о. восстановить равновесие.

Все это является иллюстрацией действия одного из основных законов (закона понижающегося спроса), т.е. человеческой склонности покупать больше по низкой цене и меньше по более высоким ценам.

Почему для решения этого вопроса вводится понятие эластичность спроса? Дело в том, что различные товары отличаются друг от друга по степени реакции приобретаемого количества на изменение цены этого товара. Например, количество проданной пшеницы может увеличиться меньше, чем на 1%, если цена пшеницы уменьшится больше, чем на 1%.

Может быть и так, что количество проданных автомобилей «Форд» может увеличиться больше, чем на 1%, если их цена снизится меньше, чем на 1%. Промежуточное положение занимает какой-то товар, например, билеты в кино, у которого количество увеличивается вдвое, если его цена снизится наполовину. Понятие эластичности как раз вводится для того, чтобы различать 3 этих случая.

Т.о. первый случай слабой реакции покупаемого количества пшеницы на снижение его цены подпадает под категорию неэластичного спроса. Второй случай (Форд) сильной реакции подпадает под категорию эластичного спроса. Третий случай (билеты в кино) называют единичной эластичностью спроса.

Общая выручка всегда равна цене, умноженной на количество проданного товара.

Эластичность спроса важна, в первую очередь, в качестве показателя того, как изменяется общая выручка, когда падение цены вызывает движение количества проданного товара вниз по кривой спроса.

Т.о. эластичность спроса – это понятие, характеризующее степень реакции покупаемого количества на изменение рыночной цены. Когда снижение цены вызывает такое увеличение количества проданного товара, что общая выручка возрастает, - тогда это эластичный спрос, т.е. коэффициент эластичности спроса больше 1:

КЭС = % увеличения количества / % снижения цены

Когда снижение цены в точности компенсируется соответствующим ростом проданного количества товара, тогда это единичная эластичность спроса, т.е. КЭС = 1.

Когда снижение цены вызывает настолько незначит-е увеличение кол-ва, что общая выручка падает, то это – неэластичный спрос, т.е. КЭС < 1.

Все 3 случая эластичности спроса можно представить графически (см. графики № 1, 2, 3).

График эластичного спроса

 

 

 

 

Q – количество проданного товара;

P – цена за единицу товара.

График единичной эластичности спроса        График неэластичности спроса

 

 

 

 

Т.о. спрос м. б. эластичным, обладать единичной эластичностью или быть неэластичным в зависимости от того увеличивается, остается неизменной или сокращается общая выручка. Спрос м. б. совершенно неэластичным. При этом кривая спроса идет абсолютно вертикально (такая кривая спроса у наркоманов). Спрос может быть и абсолютно эластичным. В этом случае кривая спроса почти горизонтальная линия (спрос на золотые слитки, твердую иностранную валюту).

Под эластичностью предложения понимается относительное изменение предлагаемого количества в соотв.и с относит.м изменением конкурентной цены. При этом теперь в случае поднимающейся кривой предложения, необходимо говорить об увеличении цены, а не об ее уменьшении.

Предложение эластично тогда, когда относительное увеличение кол.ва товара больше относительного увеличения его цены, т.е. КЭП > 1.

КЭП = % роста предложения / % роста цены

Предложение неэластично тогда, когда относительное увеличение количества меньше относительного увеличения цены, т.е. КЭП < 1.

Единичная эластичность предложения имеет место тогда, когда относит.е увел- е кол-ва равно вызвавшему его относительному росту цены, т.е. КЭП = 1.

Все эти 3 случая представим графически (см. график № 4).

График эластичности предложения

S – единичная эластичность;

S1 – эластичность;

S2 – неэластичность.

 

 

  1. Теория спроса и полезности. Закон убывающей предельной полезности.

Рыночный спрос – сумма спроса отдельных лиц, т.е. необх-мо просуммировать кривые спроса всех потребителей.

При этом кривая спроса – это графическое изобр-е реакций покупаемого кол-ва какого-л. товара на изменение его собственной цены. Однако, кол-во покупок того или иного товара может меняться также и в рез-те изменения цен на др. товары или в рез-те изменения доходов потреби-телей. При этом и изменение дохода, и изменение цен на другие товары вызовет смещение кривой спроса влево или вправо.

Так, рост дохода вызовет сдвиг кривой спроса вправо (d’), а снижение дохода вызовет сдвиг кривой спроса влево (d’’) (см. график № 1).

Сдвиг кривой спроса

Точно так же рост цены на кофе может сместить кривую спроса на чай вправо, т.е. спрос на чай возрастет. Снижение же цены на кофе может сместить кривую спроса на чай влево (т.е. спрос на чай снизится).

Почему? Xай и кофе – это конкурирующие взаимозаменяемые продукты. Однако имеются и дополняющие друг друга продукты, например, чай и лимон. При этом рост цены на чай вызовет неизбежное сокращение спроса на лимоны. Наконец, сущ-т независимые друг от др. продукты. Например, соль. Однако во всех случаях необходимо проводить четкое различие между сдвигом кривой спроса (в результате роста дохода или изменения цен на взаимозаменяемые товары), и между движением по кривой спроса (в результате изменения цены на этот товар). При этом закон понижающегося спроса относится именно к движению по кривой спроса. Д-е же самого закона понижающегося спроса обусловлено понижающейся полезностью. Каждый потребитель покупает какой-либо товар потому, что желает получить от него удовлетворение своей потребности. Первая порция потребленного товара дает определенное количество психологической и физической полезности. Вторая порция этого товара принесет дополнительную полезность, т.е. общий объем полезности увеличится.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"