Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 12:00, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет экономической теории
В повседн-й жизни люди сталкиваются с необх-ю покупать и продавать, получать денежные доходы, распределять их, формировать личные, семейные и гос. бюджеты, откладывать и использовать сбережения. Мат-е полож-е людей во многом зависит от сост-я дел на биржах, от валютных курсов и банковских процентных ставок.

Вложенные файлы: 1 файл

Shpory_k_ekzamenu_po_ekonomike_-_98_kak_v_konsp.doc

— 573.50 Кб (Скачать файл)

Т.о. прибыль равна валовой выручке за вычетом валовых издержек. Это основное равенство счета результатов.

 

  1. Издержки производства и предложение

Издержки произв-ва не оказали бы никакого влияния на конкурентную рыночную цену, если бы они не возд-али на предложение. И если в основе кривой спроса лежит предельная полезность, то в основе кривой предложения лежат предельные издержки производства.

Кривая совокупного рыночного предложения получается путем суммирования кривых предложения всех фирм. В условиях совершенной конкуренции при каждой господствующей рыночной цене существует «внешний предел», при котором производители или вступают в данную отрасль, или выталкиваются из нее. Эта свобода прихода и ухода является важным условием, способствующим эффективности эконом. системы.

Ни один конкурент, пусть даже самый эффективный, не может «почивать на лаврах». Технологии не стоят на месте. При этом развитие конкуренции может привести к падению рыночных цен до такого низкого уровня, что производители с высокими издержками произв-ва могут оказаться в положении предельного или даже сверхпредельного, кот. д. б.покинуть данную отрасль сразу же или как только износится его оборудование.

Конкурентная цена определяется соотношением спроса и предложения. Одной из наиболее важных причин, определяющих форму кривой долгосрочного предложения, является способность фирмы быстро переходить из отрасли в отрасль. Так, когда рыночная цена в рез-те увели-чения потребит-го спроса повышается, тогда привлечение в данную отрасль производителей с высокими издержками произв-ва способствует ликвидации нехватки товаров. При этом высокая цена в то же самое время увеличивает доход производителей с низкими издержками производства. Сущ-т «внутренний предел» - осн. переменной, опред-й хар-р кривой конкурентного предл-я фирмы, явл. кривая ее предельных издержек.

Предельные издержки – доп. издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции наиболее дешевым способом. Они измеряются доллар / единица продукции.

Иначе говоря, предельные издержки (MC) – это разность между соседними значениями общих издержек (TC) (см. таблицу № 1).

Соотношение между общими и предельными издержками производства

Объем производства (Q)

Общие издержки в долларах (TC)

Предельные издержки в долларах (MC)

1

8 000

-

2

12 200

4 200

3

18 000

5 800

4

26 000

8 000


График общих издержек производства                    График предельных издержек производства

 

 

 

 

 

Общие издержки растут потому, что нельзя получать прироста продукции без определенных положительных предельных издержек. Восходящая кривая предельных издержек означает, что общие издержки возрастают все увеличивающимися темпами. Кривые предельных издержек и конкурентного предложения тождественны.

Т.о. предельные издержки в точности равны равновесной цене (MC = P). Это условие равновесия фирмы на кривой спроса (см. график № 3).

Равновесие фирмы на кривой спроса

Иначе говоря, экономика добивается максимальной отдачи от имеющихся в недостаточном количестве ресурсов и ограниченных технико-технологических знаний только в том случае, если цены на товары равны предельным издержкам.

Когда возрастающие предельные издержки каждого фактора производства уравновешиваются с предельными издержками любого другого фактора производства (это будет, когда каждые предельные издержки будут равны общей цене), только тогда данная отрасль будет производить свое общее количество продукции при минимальных общих издержках.

У любой фирмы имеются определенные постоянные издержки: арендная плата и жалование управляющих. Остальная часть общих издержек образует переменные издержки, которые зависят от колебаний объемов производства: сырье, материалы, топливо, зарплата рабочих, транспортные расходы и пр.

При критически низкой рыночной цене, когда фирма лишь покрывает свои переменные издержки, она находится на грани прекращения производства. При цене ниже этого уровня фирма вообще не будет производить ничего. При цене выше точки нулевой прибыли фирма получит больше, чем ей необходимо для возмещения и переменных, и постоянных издержек производства.

Между этими точками фирма сводит свои кратковременные убытки к минимуму - когда предельные издержки равны рыночной цене, фирма будет получать кое-что для покрытия своих постоянных издержек и таким образом сводить свои кратковременные убытки к минимуму. Однако в течение длит-го п-да времени фирма прекратит произв-во в том случае, если рыночная цена будет оставаться ниже точки нулевой прибыли (см. график № 4).

Точки нулевой прибыли (А) и прекращения производства (В).

При более высокой рыночной цене в отрасль вступят новые фирмы, которые будут способствовать понижению рыночной цены до уровня длительного равновесия, где только компенсируются конкурентные издержки.

При этом нормальная прибыль включается в издержки произв-ва, т.к. помимо явных издержек существуют неявные издержки производства.

Так, помимо явной зарплаты, выплачиваемой наемным рабочим, сущ-т неявная зарплата, т.е. доход от труда самого предпринимателя.

Кроме элементов неявных издержек существуют элементы издержек, утраченных возможностей. Так, если для произв-ва одного товара приход-ся жертвовать произв-вом др. товара, то это – издержки утраченных возможностей (иначе – альтернативные, вмененные издержки). Издержки утраченных возможностей – это более широкое понятие, чем понятие неявных издержек. Дело в том, что цены на все факторы произв-ва, кот. вынуждены явно оплачивать конкурирующие фирмы, весьма сильно зависят от имеющихся возможностей использования этих факторов в других отраслях. А это означает, что в основе всех конкурентных издержек лежат издержки утраченных возможностей.

 

  1. Стоимость и цена товара

В основе цены лежит стоимость товара.

Стоимость товара – это воплощенный в товаре абстрактный труд. Любой труд носит двойственный характер:

  • Конкретный – труд, разделенный на профессии, и создающий самые разнообразные товары и услуги.
  • Абстрактный – это затраты человеческой энергии (физической, умственной, психической) при производстве товаров и услуг.

Если конкретный труд разнороден, то абстрактный труд однороден, поэтому его можно измерить. Абстрактный труд измеряется временем, которое необходимо для производства товара. Абстрактный труд измеряется не индивидуальными затратами труда производителя, а общественно необходимыми затратами труда, т.е. такими, которые доминируют в данном обществе и в данное время при производстве определенного вида товара. Например, в настоящее время в РБ 97% льняных тканей производится на фабриках с помощью машин и механизмов, а 3% - в домашних условиях. Если единоличный производитель захочет продать на рынке произведенную им льняную ткань по своей индивидуальной высокой стоимости, которая в десятки раз превышает фабричную, то эту ткань просто никто не купит, т.к. магазины полны дешевой фабричной тканью.

На стоимость товара воздействуют следующие факторы:

  1. Уровень механизации и автоматизации производства;
  2. Уровень образования работников;
  3. Степень организации производства и труда;
  4. Расстояние между производителем и потребителем;
  5. Природный фактор.

В условиях конкурентной рыночной экономики цена может уклоняться от стоимости товара. Если спрос будет превышать предложение, то цена будет выше стоимости товара и наоборот.

Структурные элементы цены:

Цена состоит из издержек и прибыли производителя, бытовых и торговых предприятий, дохода государства в виде налога на добавленную стоимость и акцизов.

Любое предприятие несет затраты, именуемые издержками производства. Прибыль подсчитывается как разница между выручкой и издержками производства. Она может быть использована на развитие производства, материальное поощрение, социальное развитие в зависимости от желания собственника этого предприятия.

Материальное поощрение – средства, которые направляются на денежные выплаты по следующим основаниям:

  • За высокое качество работы;
  • За сверхурочную работу;
  • На оплату обедов;
  • На покупку проездных билетов и подписку журналов

Из фонда социального развития работники получают социальные блага в не денежной форме: бесплатные обеды, выделение путевок на отдых, лечение, экскурсии, на погашение кредитов по приобретению товаров, а также жилищного строительства и т.п.

Налог на добавленную стоимость – составляет в РБ 18% от добавленной стоимости. Добавленная стоимость – стоимость, добавленная обработкой, кот. включает в себя прибыль и зарплату и подсчитывается как разница между выручкой и затратами на сырье, материалы, полуфабрикаты, топливо, электроэнергию, арендную плату.

НДС позволяет увеличить государственный бюджет, однако он и увеличивает цену товара, что невыгодно потребителю. На добавочную стоимость платит всякий, кто продает свою продукцию.

Виды современных цен в РБ

Все цены делятся на оптовые и розничные. Оптовые цены всегда ниже розничных, т.к. не содержат издержек и прибыли торговых предприятий.

Розничные цены в РБ делятся на:

  1. Фиксированные – устанавливаются государством на продукты и услуги первой необходимости (хлеб, сахар, мука, молоко, оплата коммунальных услуг). Выше фиксированной цену поднимать запрещено, ниже опускать разрешается.
  2. Регулируемые – устанавливаются государством на продукцию предприятий-монополистов, чтобы они не получали сверхприбылей.
  3. Договорные – устанавливаются по согласованию между производителем и торговыми предприятиями на основе договоров.
  4. Рыночные – колеблются в течение дня под воздействием спроса и предложения (цены на фондовых биржах).

 

17. Несовершенная конкуренция и ее виды

Конкуренция совершенна в том случае, если многочисленные производители продают совершенно одинаковую, идентичную продукцию. Т.о. совершенным конкурентом является тот, кто может продать все, что он захочет только по существующей рыночной цене, совершенный конкурент не может влиять на рыночную цену ни в сторону ее понижения, ни в сторону ее повышения. Соответственно, совершенно конкурентной отраслью является такая, которая состоит из многочисленных совершенных конкурентов.

Несовершенная конкуренция господствует в отрасли или в группе отраслей, где индивидуальные производители являются несовершенными конкурентами, у которых линии спроса не идут горизонтально, и это означает, что они обладают некоторым контролем над ценой.

Т.о. критерием несовершенной конкуренции является крутизна кривой спроса фирмы. Горизонтальность линии спроса свидетельствует, что фирма является совершенным конкурентом (см. график № 1).

График спроса на продукцию фирмы – совершенного конкурента

Фирма – совершенный конкурент, может продать столько, сколько она захочет, не оказывая этим влияния на рыночную цену.

График спроса на продукцию фирмы – несовершенного конкурента

Если же у какой-либо фирмы кривая спроса резко снижается, то это означает, что она является несовершенным конкурентом, т.е. когда фирма выбрасывает на рынок большое количество товара, его цена падает.

Виды несовершенной конкуренции

Крайним случаем несовершенной конкуренции является наличие единственного производителя и продавца какой-либо продукции, обладающего могуществом полного монополиста.

Однако, полная монополия – это достаточно редкий случай. Более распространены не монополии, а олигополии.

Олигополисты бывают 2 типов:

  1. м. б. один из нескольких производителей идентичной продукции;
  2. небольшое число фирм могут продавать дифференцированную продукцию, а не идентичную.

Дифференцированный продукт – такой, который отличается от др. по отдельным параметрам (зубные пасты различных видов).

Кроме монополии и олигополии существуют множество производителей дифференцированной продукции. Различаясь по степени несовершенства, они начинаются там, где совершенная конкуренция переходит в большое число производителей дифференцированной продукции, затем они идут дальше к двум типам олигополии и, наконец, приходят к крайности – полной монополии.

Сколько будет произведено фирмой – несовершенным конкурентом и по какой цене? Каков будет ее валовый доход (валовая выручка)?

Валовый доход несовершенного конкурента

Количество (спрос)

(Q)

Цена за единицу продукции

(P)

Валовый доход

(R = P*Q)

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

144

134

124

114

104

94

84

74

64

54

44

0

134

248

342

416

470

504

518

512

486

440

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"