Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 12:00, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет экономической теории
В повседн-й жизни люди сталкиваются с необх-ю покупать и продавать, получать денежные доходы, распределять их, формировать личные, семейные и гос. бюджеты, откладывать и использовать сбережения. Мат-е полож-е людей во многом зависит от сост-я дел на биржах, от валютных курсов и банковских процентных ставок.

Вложенные файлы: 1 файл

Shpory_k_ekzamenu_po_ekonomike_-_98_kak_v_konsp.doc

— 573.50 Кб (Скачать файл)
  1. Предмет экономической теории

В повседн-й жизни люди сталкиваются с необх-ю покупать и продавать, получать денежные доходы, распределять их, формировать личные, семейные и гос. бюджеты, откладывать и использовать сбережения. Мат-е полож-е людей во многом зависит от сост-я дел на биржах, от валютных курсов и банковских процентных ставок. Экономика – особая сфера общест-й жизни общ-ва. Она функц-ет и разв-ся по своим собственным законам, отличным от тех, которые реализ-т другие сферы общест-й деят-ти – культура, право, политика, социология и т.д.

Экономика не явл. сферой приложения сил только экономистов. В ней участвуют все члены общ-ва. Главное назначение экономики состоит в создании богатства, способного удовлетворить мат-е потребности людей. Она относится к разряду обществ-х, соц. наук, поскольку эконом. явления осущ-ся посредством обществ-х отношений между людьми.

Существует несколько определений предмета экономической науки:

  1. о богатстве;
  2. о видах деятельности, связанных с денежными сделками;
  3. о деловой жизни людей, извлечении ими средств к существ-ю и использ-е этих средств;
  4. об использ-и ограниченных ресурсов для создания различных товаров и распред-я их между членами общества в целях потребления;
  5. наука об отношениях между людьми в процессе произв-ва, распред-я и потребления мат-х благ в условиях ограниченных ресурсов.

Главной задачей современной эконом. науки является анализ, т.е. она должна объяснить динамику цен, безработицы и других явлений, а также установить взаимосвязь между этими явлениями. Однако сложность явлений обществ-й жизни не позволяет надеяться на достижение той степени точности, которая присуща исследователям в естественных науках. Однако определение даже общего направления динамики эконом. явлений имеет огромное значение. В конечном счете эконом. анализ должен помочь контролировать эконом. явления, эконом. теория должна помочь в выработке индивид-й и гос. эконом. политики.

 

  1. Метод экономической теории

Если предмет эконом. теории раскрывает, что изучается, то метод теории раскрывает, как изучается. М. не может быть самост-м, произвольным, он должен отражать особенности изучаемого предмета, производен от предмета науки. Эконом. процессы вплетены в сложную ткань реальной общест-й жизни и оказываются окрашенными в цвета культурных, соц. и политич. явлений, поэтому основным методом познания применяют абстракцию, т.е. отвлечение от всего того, что не соответствует природе изучаемого предмета. Получено на основе абстрактного анализа понятий, отражающих содержание эконо-мических явлений, категорий (цена, товар, деньги, капитал, зарплата, при-быль – экономические категории). Экономические категории составляют «скелет» экономической теории; каждая из категорий занимает свое место, находясь во взаимосвязи с другими категориями.

Факты – исходная база познания экономической реальности. Факты могут выступать в виде статистических данных, информации о событиях, различных организациях. Можно взять какую-то ограниченную совокуп-ность фактов и описать их, сравнив между собой. В результате возникает знание о какой-то отдельной стороне экономической деятельности. Такое знание называют описательным (эмпирическим). Если подвергнуть изуче-нию значительный массив фактов, выявить их внутренние связи и зависи-мости, то полученное знание будет иметь теоретический характер.

Т. – целостное системное знание о предмете науки и выраженное системой категорий, принципов и законов. Т. – это более развитая форма знания, чем знания эмпирические. В экон-й науке оба эти вида знания находятся в неразрывном единстве. Изучая действ-ть, эконом. мысль общества движется от фактов их накопления и систематизации, их обобщения к формированию теоретических положений. Это - метод индукции, т.е. движение мысли от частного к общему. Работа с фактами в силу их значительного множества представляет большую сложность. Чтобы «не утонуть» в море фактов, обычно используют предварительно сформул-е принципы и теоретические предположения, которые называются гипоте-зами. Это позволяет фактам приобрести концептуальную интерпретацию, а принципам и гипотезам – пройти проверку фактов. Такой познава-тельный прием носит название дедукция, что означает движение от общего к частному. В реальном познават-м процессе они взаимодоп-т друг друга.

В экономике значительную роль занимают количественные зависимости. Напр., такое фундам-е эконом. понятие как «доход» возникает только как превышение над расходами, «спрос» выражается в количестве товаров, которые способны приобрести покупатели по определенной цене и т.д. Такая особенность предмета эконом. теории обусл-т широкое применение в ней математики и экономико-математических методов.

 

 

 

 

 

 

  1. Ресурсы и факторы производства

Факторы производства – это то, без чего не может существовать производство (ресурсы, вовлеченные в производство).

Труд как фактор производства – это люди, занятые на производстве.

Земля как фактор производства – это не только пастбища и пашни, но и полезные ископаемые, леса, водные и воздушные бассейны, вовлеченные в производство.

Капитал – станки, оборудование, производственные здания, инструменты, а также денежные средства, направленные на их приобретение. Целью капитала является получение дохода.

Если факторы производства (труд и земля) созданы природой, то капитал создан человеком, и чем больший объем капитала, тем выше производительность труда (тем больше продукции выпускается за единицу времени).

Любое общество, древнее или современное, капиталистическое или социалистическое, должно решить 3 коренные экономические проблемы: ЧТО? КАК? ДЛЯ КОГО?

  1. Что должно производиться, т.е. какие их взаимно исключающих друг друга товаров и услуг должны быть произведены и в каком количестве?
  2. Как будут произведены товары, т.е. с помощью каких ресурсов и какой технологии они должны быть произведены?
  3. Для кого предназначаются произведенные товары, т.е. кто должен располагать произведенными товарами и извлекать из них выгоду?

Решение вопросов: ЧТО? КАК? ДЛЯ КОГО? не составляло бы проблемы, если бы ресурсы не были бы ограничены. Если бы ресурсы были бы неограниченны, то и товары производились бы в неограниченном количестве и потребности удовлетворялись бы полностью. Более того, в этом случае не было бы экономических благ (т.е. товары, обладающие относительной редкостью). Все товары были бы бесплатны, как воздух.

Если бы не действовал закон редкости, то не нужно было бы экономить и не нужна была бы экономическая теория как наука. Однако ограниченность ресурсов, с помощью кот. осуществляется производство, вынуждает делать выбор между относительно редкими товарами.

 

4. Основные проблемы экономической организации и ограниченность ресурсов

Любое общество, древнее или современное, капиталистическое или социалистическое, должно решить 3 коренные экономические проблемы: ЧТО? КАК? ДЛЯ КОГО?

  1. Что должно производиться, т.е. какие их взаимно исключающих друг друга товаров и услуг должны быть произведены и в каком количестве?
  2. Как будут произведены товары, т.е. с помощью каких ресурсов и какой технологии они должны быть произведены?
  3. Для кого предназначаются произведенные товары, т.е. кто должен располагать произведенными товарами и извлекать из них выгоду?

Различные соц. С-мы решают триаду вопросов по-разному. В примитивном обществе решение этих вопросов: ЧТО? КАК? ДЛЯ КОГО? – определяется традициями и обычаями. В условиях тоталитарного общества может осуществляться диктатором, который издает свои произвольные декреты и законы. В условиях капитал-го свободного предприн-ва эти в-сы решаются с помощью с-мы рыночных цен (через рыночные механизмы прибыли и убытков). Решение вопросов: ЧТО? КАК? ДЛЯ КОГО? не составляло бы проблемы, если бы ресурсы не были бы ограничены. Если бы не действовал закон редкости, то не нужно было бы экономить и не нужна была бы эконом. теория как наука. Однако ограниченность ресурсов, с помощью кот. осуществляется производство, вынуждает делать выбор между относительно редкими товарами.

 

  1. Законы возрастающих дополнительных затрат и убывающей доходности

К.о. ресурсы д.б. распределены между произв-м млн. разл-х товаров?

Предположим, что сущ-т только 2 экономических блага: пушки (товары для войны) и масло (продукт для жизни). Если отказаться от произв-ва масла, т.е. все ресурсы общества на все 100% направить на произв-во пушек, то можно выпустить какое-то макс. кол-во пушек, напр., 15 000 штук. Если же все ресурсы направить на произв-во масла, то в этом случае можно произ-ти какое-то макс. кол-во масла, напр., 500 000 кг.

Однако это крайнее предположение. Между этими крайностями сущ-т др. варианты. Если пожертвовать некот. кол-вом пушек, то можно произвести некот. кол-во масла. Если же согл-ся отказаться от большего кол-ва пушек, то можно произвести большее кол-во масла. Эти разнообр-е альтернативные возм-ти можно представить в виде таблицы № 1.

Возможности

Пушки (тыс. шт.)

Масло (млн. кг)

A

15

0

B

14

1

C

12

2

D

10

3

E

5

4

F

0

5


A – одна крайность, когда все ресурсы напр-ны на производство пушек. F – др. крайность, когда все ресурсы напр-ны на произ-во масла. В промежутке (B, C, D, E) масло произв-ся во все возрастающем кол-ве вместо пушек. Пушки трансформируются, превращаются в масло.

Количество человек, обрабатывающих 100 га земли

Общее количество полученной пшеницы (кг)

Дополнительная продукция, полученная от дополнительной единицы труда (кг)

0

0

0

1

2000

2000

2

3000

1000

3

3500

500

4

3800

300

5

3900

100


Из любого правила бывают исключения. Это отн-ся и к закону убывающей доход-ти. Это исключ. связано с ростом масштаба произв-ва (массовым произв-вом), т.е. если одновременно и в один-й степени увеличивать все факторы произв-ва (труд, землю, капитал), то доходность будет увел-ся.

 

  1. Свободное частное предпринимательство, конкуренция, разделение труда

В эпоху раннего капитализма возникли условия для свободного частного предприн-ва. В чистой системе своб-го частного предприн-ва (при чистом капитализме) ни отдельные люди, ни спец. орг-ии не заним-ся решением триады эконом-х проблем: ЧТО? КАК? ДЛЯ КОГО?

Каждый обращает внимание на то, как гос-во контр-т эконом. Деят-ть: на налоговое, таможенное законод-во. Однако обычно никто не обращает внимание на то, что эконом. жизнь протекает чаще всего без прямого вмешательства гос-ва. Конкурентная с-ма рынков и цен функц-ет и этот факт служит убедительным док-вом того, что капитал-я с-ма явл. чем угодно, но только не анархией и хаосом.

Система свободного частного предпр-ва обладает опред-м внутренним порядком и подчиняется определенному закон-ву.

Конкурентная система – сложный механизм непроизв-й координации. Этот механизм д-ет через систему свободных цен и рынков. Без помощи центральной службы разведки конкурентная с-ема решает триаду эконом. проблем: ЧТО? КАК? ДЛЯ КОГО?

В 1776 году англичанин А. Смит в своем труде «О природе и причинах богатства народов» обнаружил в эконом. с-ме определенный порядок. Т.о. А. Смит провозгласил принцип «невидимой руки»: каждый человек, преследуя лишь свои корыстные эгоистические интересы, как бы направляется чьей-то невидимой рукой в интересах достижения наиб. блага для всех.

Лишь позднее экономисты открыли след. истину: дост-во, приписываемое частному предпр-ву, присуще ему в полной мере лишь тогда, когда в наличии имеются все силы, уравновешивающие совершенную конкуренцию – это борьба за потребителя между множеством производителей и продавцов одинаковой продукции (она приводит к снижению цен и росту качества продукции).

Иными словами, совершенная конкуренция имеет место лишь в том случае, когда ни один фермер-предприниматель либо рабочий не в состоянии возд-ть на рыночную цену. Если же в их распоряжении находится дост-е количество зерна, товаров и рабочей силы, чтобы позволить им возд-ть на цены, то в этом случае возникает «монополистическое несовершенство».

Монополия – это единственный производитель какого-то продукта. При этом в равной степени уменьшается достоинство «невидимой руки».

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"