Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 12:00, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет экономической теории
В повседн-й жизни люди сталкиваются с необх-ю покупать и продавать, получать денежные доходы, распределять их, формировать личные, семейные и гос. бюджеты, откладывать и использовать сбережения. Мат-е полож-е людей во многом зависит от сост-я дел на биржах, от валютных курсов и банковских процентных ставок.

Вложенные файлы: 1 файл

Shpory_k_ekzamenu_po_ekonomike_-_98_kak_v_konsp.doc

— 573.50 Кб (Скачать файл)

В конце 19 в. экономисты открыли закон убывающей предельной полезности. Полезность товара – способность товара удовлетворять потребность человека. Понятие предельной полезности было введено для обозначения добавочной полезности, прибавляемой каждой последней порцией потребляемого товара. Так, по мере потребления новых порций одного и того же товара растет общая (психологическая) полезность. Однако вместе с потреблением новых порций одного и того же товара общая полезность будет возрастать все более медленными темпами. Дело в том, что психологическая способность к оценке потребляемого товара имеет тенденцию притупляться по мере увеличения его количества.

Т.о. по мере увеличения количества потребляемого товара, его предельная полезность (т.е. добавочная полезность, приносимая последней единицей товара) имеет тенденцию к сокращению (см. таблицу № 1).

Иллюстрация закона убывающей предельной полезности

Количество потребляемого товара (Q)

Общая полезность в баллах (U)

Предельная полезность в баллах (MU)

0

0

0

1

4

4

2

7

3

3

9

2

4

10

1

5

10

0


График общей полезности                  График предельной полезности

 

 

 

 

 

Каков процесс рационального потребит-го выбора? Каждый потребитель должен организовать свое потребление т. о., чтобы каждый товар приносил ему пред. полезность, строго пропорц-но его цене. И если пред. полезность товара пропорциональна его цене, то должно сущ-ть полное равенство между отношениями пред. полезности каждого товара и их ценами. Это отношение пред. полезности к цене (MU / P) для каждого товара называется предельной полезностью / доллар.

Потребитель с постоянным доходом, кот. противостоят опред-е рыночные цены, м. достичь положения равновесия только тогда, когда выполняется условие равновесия пред. полезностей / доллар для каждого товара. Это – закон равных предельных полезностей / доллар. Потребление каждого товара, например сахара, продолжается до тех пор, пока пред. полезность / доллар, истраченный на него, становится в точности равной предельной полезности / доллар, израсходованный на любой другой товар, напр. соль. Если какой-л. товар приносит больше предельной полезности / доллар, то потребитель может выиграть, тратя больше денег на данный товар за счет др. товаров. Это продолжается до того момента, пока закон убывающей пред. полезности не уравняет предельной полезности / доллар.

Если какой-то товар приносит предельную полезность / доллар, кот. ниже среднего уровня, то потребитель сократит свои расходы на его покупку, и это продолжится до тех пор, пока пред. полезность последнего доллара, истраченного на данный товар, снова не поднимется до среднего уровня. Иначе говоря, это важное условие потребит-го равновесия м. б.выражено след. образом: отношение пред. полезности любого товара к его цене = средней полезности / доллар.

 

  1. Рациональный потребительский выбор. Эффект замены. Эффект дохода.

Закон постепенного убывания спроса можно объяснить не только убывающей предельной полезностью, но и эффектом замены и эффектом дохода.

Эффект замены: если цена на какой-либо товар (чай) растет в то время, когда цены на другие товары остаются неизменными, то данный товар становится относительно более дорогим.

Следовательно, для того, чтобы поддержать уровень жизни с наименьшими затратами, имеет смысл заменить подорожавший товар каким-либо другим (чай на кофе).

Эффект дохода: если потребитель вынужден покупать какой-либо товар по высокой цене, чем это было раньше, то даже при неизменном денежном доходе его положение равносильно снижению дохода, а имея более низкий реальный доход, потребитель вынужден покупать меньшее количество товаров. При этом эффект дохода усиливает сокращение потребления товара, вызванное эффектом замены.

Изложенные выше теории позволяют разрешить знаменитый «парадокс стоимости», который сформулировал еще А. Смит: «Почему вода, которая настолько необходима, что без нее невозможна жизнь, имеет такую низкую цену, в то же время как у алмазов, которые совершенно не нужны, такая высокая цена?» Или, выражаясь современным языком, почему кривые спроса и предложения для воды пересекаются на уровне такой низкой цены?

Во-первых, алмазы весьма редки и издержки по добыче их дополнительного количества весьма высокие. Вода же имеется в относительном изобилии и издержки по ее получению низки.

Во-вторых, общая полезность воды не определяет ее цены. Только предельная полезность и издержки на добычу последней порции воды определяют ее цену.

Почему? – Потому что люди вольны покупать / не покупать эту последнюю порцию воды. И если цена на воду будет выше, чем ее предельная полезность, то последняя порция воды не будет продана. Следовательно, цена должна снижаться до тех пор, пока она точно не достигнет уровня последней небольшой порции.

Более того, поскольку каждая порция воды ничем не отличается от другой такой же порции, постольку на конкурентном рынке существует лишь одна цена. И каждая порция воды продается по цене последней.

 

  1. Организация бизнеса: единоличное предприятие, товарищество, корпорация.

Предприятие – хозяйствующий субъект, производящий от своего лица продукцию и услуги, работающий на принципах полной самоокупаемости, несущий юридич-ю ответ-ть за рез-ты своей деят.ти и облад-й правами юридич. лица (имеет трудовой коллектив, устав предприятия, расчетный счет в банке, товарно-материальные ценности на своем балансе).

Единоличное предприятие создать легко. Собственником такого предприятия является 1 человек. Собственность – это права владения, пользования и распоряжения финансовыми и материальными средствами.

Собственнику достаются все доходы от деят-ти предприятия, кот. он использует по своему усмотрению: на развитие произв-ва, на мат. поощрение, на соц. развитие.

Статистика свидет-т, что небольшие предприятия живут около 5 лет. Однако быстрее появляются новые маленькие предприятия. Т.к. если дело окажется прибыльным, единоличный собственник стремится его расширить, чтобы получать еще большие доходы. Однако собственных средств на расширение у него может не хватать, поэтому для расширения произв-ва привлекают компаньонов с их финансовыми и материальными ср-ми и создают товарищество. Минимальное кол-во членов товарищества – 2 человека; максимальное количество – не ограничивается.

Члены товарищества явл. его собственниками и обязаны работать на это предприятие. Высшим органом управления товариществом явл. собрание его членов. На собрании решаются все главные вопросы деят-ти предприятия, в т.ч. и распределение прибыли. Для руков-ва текущей деят-ю товариществом собрание избирает правление и председателя. Голосование на собрании проводится по принципу – 1 работник – 1 голос.

Товарищества никогда не вырастают в крупные предприятия, а остаются маленькими предприятиями, т.к. сущ-т противоречия между неограни-ченной ответст-ю за рез-ты деят-ти предприятия и возможностью влиять на решения собрания членов товарищества. Неограниченная ответст-ть за результаты деят-ти предприятия означает, что если предприятие становится банкротом и задолжало кредиторам, средств самого предприятия окажется недостаточно, то ответственность распространяется на личное имущество членов товарищества (личный автомобиль, дачу, квартиру).

Если товарищество работает успешно, то его члены хотят получать еще большую прибыль и хотят расширить производство. Банки выделяют кредиты таким предприятиям, однако объемы кредитования ограничены, поэтому для того, чтобы привлечь солидные инвестиции, создают корпорацию (акционерное общество). Для того, чтобы создать акционерное общество, его нужно зарегистрировать как корпорацию, и выпустить акции. Для этого надо получить разрешение в комитете по ценным бумагам и биржевым операциям, который следит за тем, чтобы количество акций не превышало капитал предприятия.

У корпорации в отличие от товарищества существует ограниченная ответственность за результаты ее деятельности, т.е. ответственность не распространяется на личное имущество акционеров.

Высшим органом управления корпорацией является собрание акционеров. Голосование проводится по принципу: 1 акция – 1 голос. До последнего времени переизбирать председателя и правление корпорации оказалось непросто, т.к. корпорации разрастаются в огромные предприятия, насчитываются миллионы мелких акционеров, которые не в состоянии приезжать на собрания корпорации (из-за отдаленности местонахождения).

Такие акционеры делигируют право голосования на собрании правлению, даже если правление работает неэффективно, оно само себя от дел не отстранит. С развитием Интернета противоречия между управлением корпорацией и ее собственниками (акционерами) легко может быть ликвидировано.

Виды акций:

  1. простые – у простых акций дивиденд такой же, как норма прибыли предприятия, выпустившего эти акции (норма прибыли = абсолютная величина прибыли / издержки производства * 100%).
  2. привилегированные – для привилегированных акций дивиденд указывается заранее. Обычно его устанавливают в размере средней нормы прибыли в данной отрасли. При распределении прибыли корпорации она в первую очередь направляется на выплату дивидендов по привилегированным акциям. Однако собственники привилегии-рованных акций не имеют право голоса на собрании акционеров.
  3. именные – именная акция подписана. Если именную акцию похитят, то воспользоваться ей не смогут. Для продажи именных акций могут потребоваться несколько дней, т.к. надо найти конкретных покупателей и переоформить на них акции.
  4. на предъявителя – анонимны как денежные знаки.

Предприятия непроизводственной сферы имеют сейф и офис (туристические компании, банки, биржи и т.д.). Предприятия производственной сферы помимо этого имеют здания цехов, станки, оборудование, готовую продукцию, сырье, материалы, и если банкротом становится предприятие производственной сферы, то акционеры могут получить суммы, намного превышающие стоимость их акций. Если становится банкротом предприятие непроизвод-й сферы, то акционеры, естественно, не получат ничего.

Кроме них в РБ имеются и другие организационно-правовые формы предприятий и бизнеса:

    1. общество с ограниченной ответственностью (ООО) –собственниками являются те лица, которые образовали уставной фонд, и они не обязаны работать на этом предприятии, но именно они распределяют прибыль предприятия. В ООО ответственность на личное имущество членов не распространяется.
    2. общество с дополнительной ответственностью (ОДО) - в уставе такого предприятия зафиксировано, что ответственность за результаты деятельности частично распространяется (например, в размере 30%) на личное имущество членов ОДО.
    3. малые предприятия – предприятия с ограниченным числом работников: в промышленности до 100 человек, в строительстве и с/х до 50 человек, в прочих отраслях производственной сферы и вне производственной сфере – до 25 человек. Малые предприятия платят налог на прибыль вполовину меньше, чем остальные. Они во всем мире имеют льготы, т.к. государство заинтересовано в поддержании конкурентной сферы в самозанятости населения.
    4. ученические предприятия – такие, где не менее 80% составляют учащиеся дневных форм обучения (ВУЗов, ССУЗов, ПТУ, средних школ и т.п.). Такие предприятия не платят никаких налогов, что чрезвычайно выгодно.
    5. совместные предприятия - один из собственников – иностранное юридическое лицо, другой – отечественное юридическое лицо. Первые 3 года не платят налогов.
    6. государственные предприятия – собственность принадлежит государству, директор назначается правительством РБ.
    7. коммунальные предприятия - собственность принадлежит местным органам власти.

 

  1. Основные элементы бухгалтерского учета предприятий бизнеса

Любой бизнес невозможен без учета. Существуют 2 основных вида бухгалтерских счетов:

    1. Баланс предприятия
    2. Счет прибылей и убытков

При этом в основе любого баланса лежит тождество: стоимость активов должна быть равна стоимости пассивов (см. таблицу № 1).

Баланс предприятия (тыс. долларов)

Актив

Пассив

Оборотный капитал:

  1. Денежная наличность – 20;
  2. Товарно-материальные запасы – 80;
  3. Амортизация – 5.

Основной капитал:

    1. Оборудование – 125;
    2. Здания и сооружения – 140;
    3. ????

Неосязаемые активы:

      • Патенты – 10;
      • Цена фирмы – 20.

Итого: 400.

Обязательства:

  1. Краткосрочные – счета к оплате (20), векселя к оплате (17), резерв для уплаты налогов (13);
  2. Долгосрочные – обязательства по облигациям (100).

Собственный капитал:

    1. Акционерный капитал – обыкновенные акции (220);
    2. Нераспределенная прибыль (30).

 

Итого: 400.


Баланс – временной срез, моментальная фотография состояния предприятия на определенный момент времени. Динамику же доходов в течение года отражает счет прибылей и убытков (иначе – счет результатов) (см. таблицу № 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Счет прибылей и убытков

Название показателей

Прибыли

Убытки

  1. Чистая сумма продаж
  2. Издержки производства
  3. Валовая прибыль
  4. Торговые и администра-тивные издержки
  5. Чистая текущая прибыль
  6. Косвенные налоги
  7. Чистая прибыль до вычета подоходного налога
  8. Подоходный налог на корпорацию
  9. Чистая прибыль после вычета налогов
  10. Дивиденды

Отчисления в резервный капитал (30)

240

-

70

 

-

56

-

 

50

 

-

 

37

-

-

170

7

 

14

-

6

 

-

 

13

 

-

7

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"