Шпаргалка по "Экономическая теория"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 15:59, шпаргалка

Краткое описание

28. Система национальных счетов
- система взаимосвязанных макроэкономических показателей, классификаций и
группировок, характеризующее все основные экономические процессы, условия, процесс
и результат воспроизводства экономики, ориентированные на рыночные отношения.
До 1988 у нас рассчитывался баланс народного хозяйства.

Вложенные файлы: 1 файл

Экономическая теория v3.pdf

— 112.79 Кб (Скачать файл)
Page 1
28. Система национальных счетов
- система взаимосвязанных макроэкономических показателей, классификаций и
группировок, характеризующее все основные экономические процессы, условия, процесс
и результат воспроизводства экономики, ориентированные на рыночные отношения.
До 1988 у нас рассчитывался баланс народного хозяйства.
Основным показателем является СОП (совокупный общественный продукт);
СНС:
1) Все отрасли экономики взаимосвязаны и одновременно равнонаправлены, учитывает
производство экономических благ;
2) Стоимость образуется за счет факторов производства;
3) Отражается показатели создания и движения стоимости финансов, ресурсов, капитала
доходов и расходов;
4) По секторам экономики;
5) Принципы бухучета: баланс активов и пассивов, движение доходов и расходов;
БНХ (баланс народного хозяйства)
1) Неравноправие отраслей – учитывалось производство только материальных благ;
2) Трудовая теория стоимости;
3) Первично – показатели материальных расходов. Вторично – формирование стоимости
при её изменении;
4) По формам собственности;
5) Регистрация операций по оборотной ведомости, которая отражает движение
материального продукта: приход – расход.
29. ВНП и ВВП, их сущность и методы расчета. ЧНП, НД, ЛД, РД
ВНП – это рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных страной в
течении определенного времени, как правило год.
ВВП – это рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в стране за
определенный период времени, как правило год.
ВНП и ВВП отличают +- 1% от ВВП;
ВВП можно рассчитать 3 методами:
1) по расходам; 2) по доходам; 3) производственный метод или метод добавленной
стоимости;
По расходам: ВВП = C + I + G +Xn (C – потребительские расходы, I – валовые частные
инвестиции, которые равны сумме чистых частных инвестиций и амортизации.
Xn = Экспорт – Импорт;
По доходам: ВВП = Z + r + R + P + A + Nb (Z – вознаграждение за труд, r – доход
владельцев денежного капитала, R – рентные платежи, P – доход предприятий + доход от
собственности, A – амортизация, Nb – косвенные налоги (акцизы, НДС);
Производственный метод: При этом методе суммируется все добавленные стоимости
которые создаются на каждой стадии производства конечного продукта.
Добавленная стоимость – это разность между стоимость продукции произведенной
фирмой и суммой уплаченных другим фирмам за сырьё, материалы и др.
ЧНП, НД, ЛД, РД.
1) ЧНП = ВВП – амортизация;
2) НД (национальный доход) – это сумма доходов, получаемая владельцами фактора
производства. НД = ЧНП – Nb (косвенные налоги);
3) ЛД (личный доход) = НД – взносы на соц. страх. – нераспред. прибыль корпораций –
налог на прибыль + трансферты;
4) РД (располагаемый доход) = ЛД – индивидуальные налоги;
30. Понятие и типы денежных систем

Page 2

Денежная система – это исторически сложившаяся в каждой стране форма организации
денежного обращения и законодательно установленная государством.
Денежные обращения – это непрерывное движение денег, выполняющих всеприсущие им
функции и обслуживающие кругооборот товаров и услуг.
Элементы денежной системы:
1) национальная денежная единица;
2) система бумажных, кредитных денег и размещенных монет;
3) система эмиссии денег;
4) организация и учреждение регулирующее денежное обращение в стране;
Выделяют 2 основных вида денежных систем:
1) система обращения металлических денег, когда в обращении находится серебряные или
золотые монеты, а бумажные и кредитные деньги могут свободно обмениваться на
денежные металлы которые выполняют все функции денег;
2) система обращения кредитных и бумажных денег, которые не могут быть обеспечены
золотом, не могут быть обменены на золото, а само золото вытеснено из обращения.
31. Структура денежной массы. Денежные агрегаты
Денежная масса – это совокупность наличных и безналичных покупательных и
платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в народном хозяйстве.
Структура:
1) Пассивная часть – это деньги на текущих счетах и денежные остатки;
2) Активная часть – это деньги реально обслуживающие народное хозяйство;
3) “Квазе–деньги” – это средство на сберегательных счетах, срочных счетах и другие
денежные активы;
В структуре денежной массы выделяют следующие агрегаты:
1) М0 – это наличные деньги;
2) М1 = М0 + вклады до востребования, это тоже наличные деньги;
3) М2 = М1 + сберегательные вклады и срочные вклады, сберегательные сертификаты и
др;
4)М3 = М2 + ценные бумаги;
32. Сущность кредита и его формы
Кредит – это система экономических отношений, которая возникает между кредитором и
взаемщиком при движении судного капитала представляющего в денежной или
натуральной форме на определенных условиях.
Кредит осуществляется на основе следующих принципах:
1) возвратность; 2) платность; 3) срочность; 4) материальная обеспеченность; 5) целевая
направленность;
Формы кредита:
1) по субъектам:
а) государство; б) предприятия; в) домашнее хозяйство; г) банки; д) страховые кампании;
е) различные фонды; ж) церковь и т.д.
2) по способу кредитования:
а) натуральный в виде инвеститационных товаров, сырья, ресурсов и т.д. б) денежный в
виде денежных покупателей средств, акций, векселей, облигаций и др. долговых
обязательств.
3) по сроку кредитования:
а) краткосрочный (до 1 года) б) среднесрочный (от 2 до 5 л.) в) долгосрочный (от 6 до 10
лет) г) долгосрочный специальный (20 -40 лет).
4) по характеру кредитного пространства:
а) коммерческий; б) банковский; в) потребительский; г) государственный; д)
международный или межгосударственный.

Page 3

33. Структура кредитной системы. Банки их функции и операции
Кредитно-банквоская система – представляет собой функциональную подсистему
рыночного хозяйства опосредующую процессы формирования капитала в экономической
системе и его движение между субъектами и секторами экономики.
Кредитная система характеризуется совокупностью банковской и парабанковкой систем.
Банки – это особые экономические институты образующие группу кредитных учреждений
и реализующие определенные функции:
1) аккумуляции временно свободных денежных средств, сбережений и накоплений;
2) обеспечение расчетно-платежного механизма;
3) кредитование отдельной хозяйственной единиц, юридических и физических лиц;
4) учет векселей и операций с ними;
5) хранение финансовых и материальных ценностей;
6) доверительное управление имущества клиентов;
7) лизинговые и факторинговые операции;
Банки классифицируются на: 1) центрально-эмиссионные; 2) коммерческо-депозитные; 3)
инвестиционные; 4) сберегательные; 5) спецназначения;
Функции ЦБ:
1) эмиссия и контроль денежных обращений; 2) управление госдолгом и исполнение
бюджета; 3) представление кредитов коммерческим банкам в качестве кредитора
последней инстанции; 4) осуществление зарубежных финансовых операций; 5)
регулирование банковской ликвидности с помощью кредитно-денежной политики;
Все операции банка можно разделить на:
1) пассивные или дебетовые операции, т.е. связанные с привлечением денежных средств;
2) активные или кредитовые операции, т.е. связанные с размещением денежных средств;
Порабанковская система включает в себя спецкредитно-финансовые институты (СКФИ) и
почтово-сберегательные учреждения. СКФИ осуществляет несколько операций или их
деятельность направлена на обслуживание отдельных типов клиентов.
34. Сущность инфляции и причины её вызывающие
Инфляция – это процесс обесценивания денег, который происходит в результате
переполнения канала денежных обращений деньгами и роста и цен.
Инфляционный процесс много факторный.
Причины:
1) отказ от золотого стандарта – тем самым сняты барьеры, которые ограничивали
эмиссию денег;
2) дефицит госбюджета если он покрывается ха счет эмиссии денег;
3) милитаризация экономики;
4) монополизм предприятий;
5) инфляционные ожидания – это оценка субъектами рынка изменения темпов инфляции в
будущем периоде.
Различают статистические, адаптивные и рациональные инфляционные ожидания.
Статистические ожидания – это прогноз на постоянно-существующий уровень инфляций;
Адаптивные ожидания – как правило не совпадают с фактическим уровнем инфляции в
будущем периоде, поэтому приходится приспосабливать к неожиданным условиям;
Рациональные ожидания – означают что экономические агенты верны в своих
предположениях и в будущем их ожидания совпадут с фактическим уровнем инфляций.
35. Типы, виды и формы инфляции
Различают 2 типа инфляций:

Page 4

1) инфляция спроса; 2) инфляция предложения;
При инфляции спроса дисбаланс между совокупным спросом и предложением возникает
со стороны совокупного спроса. Такой тип инфляций возникает в том случае, когда
покупательная способность населения не имеет товарного покрытия.
Механизм раскручивания инфляционного спроса характеризуется тем, что сначала
увеличивается денежная масса, а затем совокупный спрос.
Инфляция предложения происходит в результате сокращения совокупного предложения в
связи с удорожанием издержек производства на 1 единицу.
Рост издержек происходит из за монополизма предприятий, действия профсоюзов,
использования импортных ресурсов, административного регулирования и т.д. При этом
механизм раскручивания инфляций характеризуется тем, что первоначально из зи роста
издержек увеличивается цены, а потом происходит расширение денежной массы.
Виды инфляций:
1) умеренная или ползучая – рост цен в год до 10%; 2) галопирующая – рост цен в год до
100%; 3) гиперинфляция – астрономический рост цен;
Современная инфляция получила название – стагфляция (это рост цен при сокращение
производства).
Инфляция может существовать в двух формах:
1) открытая – т.е. рост цен в явном виде;
2) скрытая или подавленная – её проявления в том, что рост цен происходит из за
дефицита товаров, при чем рост цена наблюдается скрыто только на черном рынке;
36. Антициклическая и антиинфляционная политика
Методы антиинфляционного регулирования:
1) сокращение дефицита бюджета за счет снижения военных расходов, изберательного
субсидирования предприятий, увеличение налоговых сборов и т.д.;
2) приватизация при этом снижение расходов государства, появляется новый собственник
преследующего цель получить максимальную прибыль поэтому стремящегося снижения
издержки;
3) денежная приватизация пополняет бюджет деномонополизма;
4) установление жестких лимитов на ежегодный прирост денежной массы;
37. Показатели занятости и безработицы
Занятость и безработица характеризуется следующими показателями:
1) неинституциональное население – это всё взрослое население минус
институциональное население;
2) институциональное население – это население находящееся в институциональных
учреждениях (в тюрьме, психбольнице и др.)
3) численность занятых – это люди, имеющие работу на полный рабочий день, а так же на
неполный рабочий день и неполную рабочую неделю;
4) численность безработицы – это все те, кто не имеет работы, но активно её ищет;
5) численность лиц не входящих в состав рабочей силы, это те, кто не имеет работы и
активно её не ищет;
Приведенные показатели между собой имеют следующую зависимость:
а) численность рабочей силы: Ч р.с. = Чз + Чб (Чз – численность занятых, Чб – безраб.);
б) численность неинституционного населения:
Ч н. н. = Чз + Чб + Чнрс (Чнрс – не входящей в состав раб. силы);
в) уровень занятости населения: Уз = Чз/Чнн (Уз – уровень занятости);
г) уровень безработицы: Уб = Чб/Ч р.с. (Уб – уровень безработицы);
д) норма безработицы: Кб = Чб/Ч р.с. * 100%
38. Естественный уровень безработицы. Закон Оукена

Page 5

Естественный уровень безработицы определяется в результате усреднения фактического
уровня безработицы за 10 лет последних и последующих 10 лет, при этом используются
прогнозные оценки. Основными причинами существования естественного уровня
безработицы являются:
1) увеличение времени поиска работы в условиях системы страхования по безработицы;
2) устойчивость зарплаты порождает безработицу ожидания, она возникает в результате
превышения уровня реальной зарплаты над её равновесном значении.
Причинами, приводящими к превышению реальной зарплаты над равновесием являются:
1) законодательно установленный минимальный размер оплаты труда;
2) фиксация зарплаты в коллективных договорах;
3) незаинтересованность руководства фирм в снижении зарплаты из за риска потери
квалифицированных кадров;
В долгосрочном периоде естественный уровень безработицы имеет тенденцию к росту.
Это объясняется следующими факторами:
а) увеличение, кроме молодежи в составе рабочей силы;
б) увеличение доли женщин в составе рабочей силы;
в) более частые структурные изменения в экономике;
Массовая безработица является одной из острейших проблем, т.к. если фактический
уровень безработицы превышает её естественный уровень, то страна не дополучает часть
ВНП. Американский экономист Оукен сформировал закон согласно которому
определяются потенциальные потери товаров и услуг при росте фактического уровня
безработицы.
Закон: (Yф – Y*)/Y* = альфа * (Uф – U*)
Yф – фактический объем производства в стране; Y* - потенциальный объем производства;
Uф – фактический уровень безработицы; U* - естественный уровень безработицы; альфа –
коэффициент чувствительности ВНП в динамике безработицы. Этот коэффициент
определяется в результате наблюдений.
Практика показала, что если Uф превышает её U* на 1%, то происходит снижение ВНП на
2-3%
39. Государственное регулирование занятости
Направления:
1) программы по стимулированию роста занятости и увеличения числа рабочих мест;
2) программы по подготовке и переподготовке кадров;
3) программы содействия найму рабочей силы.
Эти программы реализуются через биржи труда и в основном разрабатываются на
региональном уровне.
4) социальное страхование безработицы (пособие по безработице).
На региональном уровне особое место в системе регулирования рынка труда принадлежит
биржам труда.
Основные направления их деятельности:
1) регистрация безработных; 2) регистрация вакантных мест; 3) трудоустройство
безработных; 4) изучение конъектуры рынка; 5) тестирование лиц желающих получить
работу; 6) профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка
безработных; 7) выплата пособий;
Законодательное регулирование труда в РФ осуществляется в соответствии с законом “О
занятости населения в РФ” от 19 апреля 91года, а также положением “О порядке
регистрации безработных граждан и условия выплаты пособий по безработицы” от 17
ноября 92 года.
40. Миграция трудовых ресурсов
Миграция трудовых ресурсов бывает 2х видов:

Page 6

1) внутренняя; 2) международная;
1) Внутренняя миграция трудовых ресурсов – это межрегиональное перемещение
трудоспособного населения в поисках более высоких зарплат и лучших условиях труда в
пределах страны.
Существует 4 формы внутренних трудовых миграций:
а) безвозвратная – это территориальное перемещение трудовых ресурсов с целью смены
постоянного места жительства и работы;
б) маятниковая – характеризуется ежедневными, еженедельными или ежемесячными
поездками людей от постоянного жительства к месту работы;
в) сезонная – связанная с выполнением работы имеющей сезонный характер;
г) Эпизодическая – деловые поездки, командировки, которые характеризуются не
регулярностью во времени и по направлению;
2) Международная миграция трудовых ресурсов представляет собой перемещение
трудоспособного населения из одной страны в другую;
41. Первичный и вторичный рынок ценных бумаг
Рынок ценных бумаг подразделяется на:
1) первичный; 2) вторичный;
На первичном рынке продаются ценные бумаги новых выпусков, а вторичном
перепродаются ранее выпущенные и реализованные бумаги. Размещение бумаг на
первичном рынке может быть частным м публичным. При частном размещение ценные
бумаги продаются узкому заранее оговоренному кругу инвесторов. При публичном
размещение делается публичное объявление5 в СМИ и бумаги продаются всем
желающим. В результате продажи ценных бумаг на первичном рынке тот кто выпускает
получает необходимые ему финансовые средства.
При вторичном размещение ценных бумаг дополнительного финансирования эмитент не
получает. Происходит перераспределение ресурсов среди последующих инвесторов.
Кроме того различают:
1) биржевой рынок; 2) внебиржевой рынок;
Биржевой рынок предполагает куплю-продажу ценных бумаг на фондовой бирже.
Внебиржевой рынок осуществляется в не фондовой биржи, а по средствам прямого
согласования условий сделки между продавцом и покупателем.
Внебиржевой рынок доступен практически для любой компании. Через этот рынок
проходит основная продажа облигаций госзаймов и акций мелких фирм.
42. Фондовая биржа
- это организованная форма рынка ценных бумаг.
В настоящее время в мире насчитывается около 200 фондовых бирж, и все они
объединяются в две системы:
1) моноцентрическая биржевая система, имеющая основной крупный цент;
2) полицентрическая биржевая система, на которой примерно равные позиции занимают
несколько центров фондовой торговли.
В торгах на фондовой бирже участвуют брокеры или их уполномоченные трейдеры и
дилеры. Брокер – это посредник, который сводит продавца и покупателя и оформляет
сделку. Его доход % от суммы заключенной сделки. Дилеры покупают в собственность
ценные бумаги, а за тем их перепродают. Их доход это разность между ценой и продажей
и покупки ценных бумаг.
43. Биржевые сделки и биржевые котировки
Биржевой рынок состоит из 2х сегментов:
1) спотового; 2) срочного;

Page 7

Спотовый или кассовый рынок – это рынок срочных сделок фьючерсов и аукционов.
Фьючерсовые контракты заключаются с целью страхования ценовых рисков и
спекуляций. Спекулятивные сделки на финансовом рынке основаны на стремлении
получить прибыль за счет разницы курсовой стоимости финансовых активов, который
может возникать во времени. Если спекулянт ожидает в будущем повышения цены
ценной бумаги, то он купит её сейчас с целью продать в будущем по более высокой цене.
Такие действия называют – игрой на повышение, а спекулянтов – быками. Если спекулянт
ожидает падение стоимости ценных бумаг, то он возьмёт её взаймы, продаст сейчас, что
бы в будущем выкупить по более низкой цене. Такие действия называются – игрой на
понижение, а спекулянтов – медведями.
Биржевые индексы.
Индекс курсовой цены определяется для каждой акции как произведение её курса на
число акций этого типа котирующиеся на бирже, деленные на номинал акции.
Наиболее распространенным является индекс Доу Джонса (с 1884г). Этот индекс
рассчитывается как индекс среднеарифметический биржевой цены акции ведущих
американских компаний а именно:
1) для акций 30 ведущих промышленных компаний; 2) для акций 20 ведущих
транспортных компаний; 3) для акций 15 ведущих компаний коммун. хозяйства.
Наиболее важным является промышленный индекс, т.е. суммарный для всех указанных 65
компаний.
44. Государственно регулирование рынка ценных бумаг
Государство воздействует на функционирование рынка ценных бумаг по следующим
направлениям:
1) выступление в качестве административного органа, издающего законы, которые
регулируют порядок и образование АО, порядок эмиссии и виды разрешенных к эмиссии
ценных бумаг, ставки налога на прибыль получаем при операции с ценными бумагами,
деятельность биржи;
2) выступают на рынке в качестве субъекта экономических отношений, т.е. выпускает
ценные бумаги;
3) воздействует на состояние рынка через денежно-кредитную политику ЦБ.
45. Формирование и использование бюджета
Государственная бюджетная система России включает в себя 3 звена:
1) федеральный бюджет РФ;
2) бюджеты национально-государственных и территориально-административных
образований (республиканские, краевые, областные);
3) местные бюджеты;
Все бюджеты и каждый из них имеет законодательно-определенный источник доходов и
направления расходования средств. Ведущим звеном бюджетной системы является
федеральный бюджет. Он формируется за счет налоговых и неналоговых поступлений.
К неналоговым поступлениям относятся:
1) доходы от федеральной собственности; 2) доходы от продажи муниципальной и
государственной собственности; 3) доходы от внешнеэкономической деятельности; 4)
доходы от реализации государственных запасов; 5) штрафы, взимание которых не связано
с налоговым законодательством; 6) доходы от продажи конфискованных товаров и т.д.
Распределяется бюджет согласно утверждения статей расхода. Основными являются:
1) погашение гос. долга; 2) гос. управление; 3) народное хозяйство (промышленность,
строительство и транспорт); 4 национальная оборона.
46. Сущность налогов и налоговой системы

Page 8

Налоги – это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства
юридические и физические лица.
Общественное значение налогов проявляется в их функциях.
Функции:
1) фискальная – состоит в формировании денежных доходов государства;
2) экономическая – состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство,
при этом налоги играют стимулирующую и контролирующую роль;
3) социальная – заключается в стремлении государства сглаживать диспропорции в
налогах граждан.
Налоги состоят из определенных элементов, к ним относят:
1) субъект налога – это, тот кто платит налоги;
2) объект налога – могут быть доходы, стоимость определенных товаров, отдельные виды
деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование
природными ресурсами, имущество физических и юридических лиц, добавленная
стоимость и т.д.;
3) ставка налога – они бывают твердые, т.е. которые устанавливаются в абсолютную
сумму на единицу обложения не зависимо от размера дохода. Пропорциональные т.е.
действующие одинаково в %ом отношении объекту налога без учета дифференциации его
величины;
4) налоговые льготы; 5) плательщик.
Прогрессивные / регрессивные ставки – предполагают возрастание / снижение величины
ставки по мере роста дохода.
47. Виды и группы налогов
Налоги бывают прямые и косвенные.
Прямые налоги взимаются с конкретного физического или юридического лица. В этом
случае носитель и плательщик налога совпадают. К прямым налогам относятся:
подоходный налог с граждан, единый социальный налог с граждан, налог на прибыль
предприятий, налог на социальное страхование, и на фонд зарплаты, и рабочую силу,
налоги на собственность, налоги на перевод прибыли и капитала за рубеж и др.
Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок в цене товарами услуг. При этом
носитель и плательщик налога не совпадает. К таки налогам относятся: НДС, акцизы,
налог на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами, таможенные
пошлины, фискальные монопольные налоги.
48. Бюджетный дефицит
Не сбалансирование бюджета означает – количественное неравенство между доходами и
расходами бюджета.
Превышение дохода бюджета над его расходами называется – профицит бюджета. А
превышение расхода над доходом – дефицит бюджета.
Причины дефицита бюджета:
1) спад общественного производства; 2) массовый выпуск пустых денег; 3) затраты на
финансовые ВПК; 4) крупно-масштабный оборот теневого капитала; 5) потери, переписки
и т.д.
Методы борьбы с дефицитом:
1) госзаймы; 2) ужесточение налогообложения; 3) увеличение денежной массы или
сеньёраж.
49. Государственный долг и его последствия
Госдолг – это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных
дефицитов за вычетам имевшемся за это время профицитов.
Различают внутренний и внешний госдолг.

Page 9

Внешний госдолг – это долг иностранным государствам, организациям и отдельным
лицам, долговые обязательства могут иметь форму кредитов, займов и других форм.
Внешний госдолг имеет следующие негативные последствия:
1) увеличение бюджетного дефицита или снижение госрасходов на социальные нужды,
или то и другое вместе;
2) увеличение неравенства доходов населения; 3) повышение ставок налога;
4) передача части созданного внутри страны продукта за рубеж;
5) снижение международного авторитета страны;
6) психологический эффект – усиливается неуверенность населения страны в завтрашнем
дне; 7) возможность банкротства нации; 8) переложение долгового времени на будущее
поколение;
Внутренний госдолг – это долг государства своему поколению.
Выражается: 1) не выплата зарплат; 2) долги по пенсиям и всевозможным пособиям;
Внутренний долг усиливает социальная напряженность в стране.
50. Цели, инструменты и концепции бюджетно-налоговой политики
Бюджетно-налоговая или фискальная политика – это меры правительства по изменению
госрасходов, налогообложений и состояние госбюджета, направленные на обеспечение
полной занятости и производство не инфляционного БНП.
БНП бывает стимулирующая или фискальная экспансия и сдерживающая или фискальная
рестрикция.
Стимулирующая политика в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление
цикличности спада в экономическом и предполагаемом увеличение госрасходов или
снижение налоговых ставок или их комбинирование.
Сдерживающая политика имеет своей целью ограниченность циклического подъёма в
экономике и предпологает снижение госрасходов или увеличение налоговых ставок или
комбинацию этих мер.
Кроме этого различают дискреционную и не дискреционную фискальные политики.
Дискреционная фискальная политика – это целенаправленное изменение величины
госрасходов, налогов и сальдо госбюджета в результате спец решений правительства.
Не дискреционная фискальная политика – это автоматическое изменение госрасходов,
налогов и сальдо госбюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода.
Не дискреционная фискальная политика предполагает автоматическое изменение чистых
налоговых поступлений в госбюджет в периоды спада и подъема в экономике.
При не дискреционной фискальной политике бюджетный дефицит возникает
автоматически в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.
В экономической теории известны следующие концепции бюджетной политики
государства:
1) бюджет должен быть ежегодно сбалансирован, например (безработица увел. > доходы
уменьш. > налоги уменьш. > бюджетный дефицит увелич.);
2) бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не ежегодно.
51. Концепции государственного регулирования
Рыночная экономика имеет положительные и отрицательные стороны.
Положительные: 1) максимум производства благ при минимум издержек; 2)
максимальный выбор благ; 3) свобода в принятии экономических решений; 4) свобода
развития личности;
Отрицательные:
1) сбои в рыночном равновесии; 2) социальная дифференциация; 3) не полная занятость;
4) криминальные как издержки свободы;
Для сглаживания отрицательной стороны в рыночной экономике государства вмешивание
в экономику страны внося в неё коррективы.

Page 10

ГРЭ в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер
законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых
правомочными госучреждениями и общественными организациями в целях стабилизации
и приспособления существующей социальной экономической системы изменяющемся
условием.
В настоящее время никто не отрицает необходимость госрегулирования экономики,
однако, существует целый спектр мнений, масштабов и объектов госрегулирования.
Основная сфера регулирования – это торговля. Представители экономического
либерализма А. Смит, Д. Рекардо, А. Маршал и др. исключали регулирование
экономическим государством и делали ставку на ценовые механизмы установленного
рыночного равновесия.
В начале 20в кенсианцы доказали, что рыночная экономика нуждается в регулировании и
что регулирование может осуществить только государство.
Во второй половине 70г. 20в. широкое распространение получила монитористская
концепция. Монитористы не отрицают необходимость государственного вмешательства в
экономику, однако сводят это вмешательство к косвенному регулированию, а именно
через регулирование денежной сферы.
52. Субъекты, принципы и цели ГРЭ
В отечественной экономической литературе под понятием субъекта ГРЭ обычно
понимается само государство. Такой подход является упрощенным, т.к. субъектов
экономической политики несколько.
К субъектам относятся:
1) государство, региональные и местные институционные образования;
2) негосударственные союзы и объединения (картели, союзы предпринимателей,
профсоюзы и т.д.)
В государстве наиболее активными субъектами ГРЭ являются:
министерство финансов, экономисты, ЦБ, политические группы.
Общая стратегия госрегулирования рыночной экономики базируется на следующих
принципах:
1) государство должно финансировать только те социально значимые отрасли, которые не
привлекают частный бизнес; 2) государственное предпринимательство должно не
конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса; 3) государственное
финансирование кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому
росту и социальной стабильности; 4) государственное вмешательство в рыночные
процессы тем эффективнее, чем в более рыночную форму оно обречено; 5) особую
значимость государственное регулирование приобретает в период общехозяйственных
кризисов, а также для процессов в сфере межгосударственных экономических отношений.
Цели ГРЭ: а) обеспечение экономического роста; б) обеспечение социальной защиты
населения; в) стабильность в уровнях цен, устойчивость валюты; г) внешнеэкономическое
равновесие;
53. Инструменты экономической политики
По способу функционирования различные методы прямого и косвенного воздействия на
экономику.
Прямые методы – основаны на принятии экономическими субъектами решений не
самостоятельно а на предписании государства.
Косвенные методы – государство создаёт лишь условия к тому что бы при
самостоятельном выборе экономических решений субъекты принимали те варианты,
которые соответствуют целям экономической политики.
Прямые и косвенные методы имеют и отрицательные стороны.

Page 11

Положительные: прямые – оперативность, достижение экономического результата;
косвенные – не нарушается рыночная ситуация;
Отрицательные: прямые – создание помех рыночному процессу; косвенные – временный
лаг между принятием государство мер, их восприятием экономикой и получением
результата.
По организационно институционному подходу различают: административные,
экономические и институционные методы.
Административные методы – их функция обеспечения стабильной юридической
обстановки для деловой жизни, защита конкурирующей среды, сохранение прав
собственности и возможности принятия экономического решения.
Экономические методы – они влияют на совокупный спрос, совокупное предложение,
степень централизации капитала, социальные и структурные аспекты экономики.
Институционные методы:
1) формирование исполнительной структуры госвласти задача которой практическая
реализация целей правительства; 2) создание и поддержка объектов госсобственности; 3)
подготовка экономических программ и экономических прогнозов; 4) поддержка
исследовательских центров по экономике, торгово-промышленных платежей, различных
экономических советов и союзов; 5) обеспечение функционирования институтов
советников, консультантов, экспертных советов по проблемам экономики; 6) правовая
информационная поддержка предпринимательных и профсоюзных союзов; 7) соучастие в
создание форм экономической интеграции.
54. Экономический рост его цели и измерение. Противоречивость целей
экономической политики
Экономический рост – поступательное движение экономики, её процесс и развитие.
На сегодняшний день экономический рост является неизбежным. Это связано с тем, что
численность населения растет, растут потребности людей.
Цели экономического роста:
1) увеличение среднедушевых доходов населения; 2) увеличение свободного времени; 3)
улучшение распределения национального дохода среди различных слоёв населения; 4)
улучшение качества и рост разнообразных выпускаемых товаров и услуг.
Измерение: Экономический рост в масштабе всего общественного производства
определяется увеличением годового объема, производство товаров и услуг, при этом Э.Р.
измеряется реальный ВНП или ВВП. При этом различается абсолютный и относительный
Э.Р. Для международного сопоставления Э.Р. применяется такой показатель как ВНП или
ВВП на душу населения.
Выполнение целей экономической политики связана с определенными трудностями:
1) невозможность одновременного решения противоречивых целей; 2) запаздывание
решений из за бюджетных ограничений.
Цели экономической политики можно представить в виде магического многоугольника:
Внешнеэкономическое равновесие.
Постоянный экономический рост.
Стабильность цен.
Полная занятость.
Справедливое балансирование
Сохранение окружющей среды
доходов и расходов
55. Выбор моделей макроэкономической политики
В основном рассматривается классическая и кейнсианская подходы макроэкономической
политики.
Классическая модель: 1) пассивная макроэкономическая политика т.к. экономически
внутренне стабильна; 2) основное уравнение MV = PQ; 3) на первом месте мониторная
политика, на втором фискальная;

Page 12

Кейнсианская модель: 1) активная макроэкономическая политика т.к. экономика
внутренне не стабильна; 2) основное уравнение Y = C+У+G+Xn; 3) на первом месте
фискальная политика, на втором мониторная;
1) временные лаги фискальной политики и мониторной политики – выделяют внутренние
и внешние лаги. Внутр. лаг – это время между моментом эконом. шока и принятия
ответных мер экономической политики. Внутр. лаг более характерен для фискальной
политики. Внешний лаг – это время между принятием каких либо мер экономической
политики и моментом появление результат от этой меры – характерен для кредитно
денежной политики.
2) несовершенство экономической информации – это объясняется тем, что многие э.
события являются непредсказуемыми. Эти трудности пытаются решить с помощью
совершенствования макроэкономической модели, позволяющей предсказывать динамику
основных показателей экономического развития.
3) изменчивость экономических ожиданий – этот фактор играет в экономике важнейшую
роль, поэтому его в обязательном порядке необходимо учитывать при выборе между
активными и пассивными моделями макроэкономической политики. Когда в политике
государства и ЦБ происходит изменение, то изменения и ожидания экономических
агентов > их экономического поведения. Эти изменения необходимо прогнозировать с
помощью с помощью экономико-математических моделей.
4) неоднозначность исторических аналогий – вывод между активной и пассивной
экономической политикой зависит от того, как оцениваются уроки истории. Решая вопрос
об инструментальном госрегулирование проводится анализ результатов применения этих
инструментов в других странах в другое время. Однако различие оценки исторических
факторов нередко противоречит друг другу, т.к. существует различные взгляды и
толкования одних и тех же исторических процессов, поэтому анализ тех или иных
экономических ситуаций не всегда дает ответ на поставленную задачу и позволяет
выбрать правильное направление макроэкономической политики.
56. Эффективность, качество и факторы экономического роста
Эффективность Э.Р. – это улучшение всех составляющих понятия “эффективность
производства”, а именно:
1) улучшение качества товаров и услуг и повышение их в конкурентоспособности;
2) освоение новых товаров; 3) углубление специализаций и кооперативов;
4) освоение новых технологий;
Качество Э.Р. – это:
1) улучшение материального благосостояния; 2) увеличение свободного времени;
3) повышение уровня развития инфрастуктур; 4) рост инвестиций в человеческом
капитале (наука, образование); 5) обеспечение безопасных условий труда и жизни людей;
6) социальная защита безработных; 7) поддержание полной занятости;
Различают следующие типы экономического роста:
1) Экстенсивное - увеличении производства и услуг происходит за счет привлечения
дополнительных факторов производства земли, труда и капитала, при этом их
качественный и технический уровень остаются неизменными;
2) При интенсивном экономическом росте увеличивается производимость благ
достигается за счет роста производительности труда на все более совершенствующейся
технической базе и более эффективного использования всех факторов производства;
3) Смешанный тип характеризуется увеличением производственных мощностей в
результате увеличения использования факторов производства и совершенствование
техники и технологии.

Page 13

57. Источники и издержки экономического роста. Государственное регулирование
переходной экономики
Источники экономического роста – это те необходимые условия, которые делают
возможным увеличение объема и повышение качества производимых товаров и услуг в
данный период времени.
К источникам относят:
1) экономические ресурсы; 2) характер экономических отношений социально
экономической системы; 3) экономическая политика; 4) инвестиции;
Отрицательные последствия экономического роста:
1) урбанизация городов; 2) ухудшение экологии; 3) рост дифференциации доходов; 4)
нагрузка на психику людей;
В переходной экономике преобладает 2 группы регулирующих функции государства:
1) функции связанные с формированием рыночных отношений – это создание
деномонополизма и создание конкуренции, приватизация и др.;
2) перераспределительные функции, а именно распределение материальных, финансовых
ресурсов и доходов населения, обеспечение экономической стабильности и
стимулирование экономического роста.
Средство госрегулирования:
а) административное (контроль над ценами и товарами на социально значимые товары и
услуги, антимонопольная политика, внешнеэкономическая деятельность);
б) экономическое (формирование кредитной и налоговой систем);
58. Социальная справедливость
Существуют различные взгляды на соцсправедливость:
1) элементарный – т.е. все члены общества получают равные блага;
2) роулсианский (???) – справедливым считается такая дифференциация доходов при
котором относительное экономической неравенство допустимо тогда, когда оно
способствует достижению более высокого абсолютного уровня жизни и беднейших слоев
населения;
3) утилитарный – при этом максимизируется общая полезность всех членов общества, при
чем не в случае равного распределения, а в результате пропорционального распределения
богатства между членами общества, т.е. большую часть богатства получают те, кто
большую пользу приносит обществу;
4) рыночный – т.е. справедливость устанавливается рынком.
Распределение доходов должно соответствовать исходя из предельных производственных
факторов их владельцев.
В каждом обществе существует определенная категория людей которые относятся к
бедным. Обычно бедность определяется как состояние когда экономических ресурсов не
хватает для обеспечения некоторого стандарта, т.е. нормального уровня
жизнедеятельности. Официальный уровень бедности фиксируется в законодательстве.
59. Сущность доходов и их классификация
Доход – это сумма денежных средств и материальных благ, получаемых или
производимых домашними хозяйствами за определенный промежуток времени.
Источники доходов:
1) зарплата; 2) доходы от собственного хозяйства; 3) выплаты по программам госпомощи,
а именно пенсии, различные пособия; 4) денежные доходы получаемые через финансово-
кредитную систему, а именно государственного соцстрахования, банковские ссуды, % по
вкладам, выплаты компенсаций и т.д. 5) выручка от продажи вещей через комиссионные и
скупочные магазины.
Виды доходов:
а) основной доход – это постоянный доход;

Page 14

б) дополнительный – это доход от ценных бумаг, от наследства, от снижения налогов и др.
Доходы бывают:
1) легальные – получаемые законным путем; 2) не легальные – скрытые от
налогообложения;
Доходы бывают:
1) номинальные – получаемые до уплаты налогов; 2) реальные – сумма средств на
которые человек может произвести материальные блага для жизни;
Доходы бывают:
1) материальные – доходы включают все поступления денег;
2) нематериальные – включают продукцию произведенную домашними хозяйствами для
собственного потреблении, а так же подарки т.п.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономическая теория"