Ассиметричность информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:33, курсовая работа

Краткое описание

В этой курсовой работе сделана попытка осветить основные проблемы, касающиеся различных сторон информации. Что представляет собой информация как экономический ресурс и как товар? Каковы особенности информационных товаров и услуг? Каким образом устанавливаются цены на информационном рынке? Является ли экономически и социально необходимым существование бесплатных информационных продуктов? Действительно ли необходимо искать качественно новые способы оценки затрат и результатов информационной деятельности?

Содержание

Введение.....................................................................................................2
Глава 1 Информация как экономический ресурс
1.1 Понятие информации и особенности информационного продукта....................................................................................................4
1.2 Классификация информации и ее стоимость............................11
Глава 2 Ассиметричность информации
2.1 Понятие ассиметричности и ее воздействие на экономику................................................................................................16
2.2 Особенности и проблемы развития информационного
рынка.......................................................................................................21
Заключение.............................................................................................30
Список литературы...........................................................................32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 1 курса.doc

— 268.00 Кб (Скачать файл)

Анализ всего  правового поля показывает отсутствие каких-либо стратегических принципов, системности в подготовке правовых актов, что в общем характерно для всей российской законодательной сферы.  

Завершая анализ основных проблем развития информационного рынка, следует сказать о том, что сегодня общая ситуация является, в целом, достаточно благоприятной для развития информационной деятельности и рынка информационных продуктов и услуг, а также самого широкого международного сотрудничества в данной области. Правовые проблемы, которые встречают украинские информационные службы, не являются специфическими, и постоянные изменения и ужесточения законодательства мешают им не больше, чем другим предприятиям и организациям. Сегодня становится все более очевидным, что простых решений проблем информационной инфраструктуры и обеспечения страны информацией не существует.

Особенности развития информационного рынка:

Стратегический  характер информации как ресурса  экономического и социального развития обуславливает  высокую степень  государственного регулирования, значительный уровень концентрации и монополизации  информационного производства.

Существующие сегодня тенденции в этой области ярко  иллюстрирует  ситуация на рынке коммуникаций. Так, среди 13 развитых  стран мира только в США, Великобритании и Японии нет монополии  на традиционные  коммуникационные  средства.

В самой  большой телекоммуникационной  компании мира-американской корпорации «АТТ»-в настоящее время работает 320 тысяч служащих, а ее  оборот в 1992 году составил 65 млрд. долларов (что сопоставимо с объемами ВНП многих государств мира).2  «АТТ» контролирует  99% рынка международных телефонных переговоров, тогда как на долю  ее ближайшего конкурента приходится менее 1%  этого рынка.3

 Надо отметить, что новые виды телекоммуникационной связи в  развитых странах функционируют, как правило, в условиях  жесткой конкуренции. В  принципе  аналогичное положение  наблюдается сегодня и в России:  наряду с монополизмом  в сфере почтовых или телефонных услуг  существует более 30  территориальных систем компьютерной связи.

 Высокий уровень  концентрации средств  коммуникации,  в первую очередь  современных, является причиной разделения различных регионов на «информационно бедные» и «информационно богатые». Так, обеспеченность Лондона  современной аппаратурой  телексной связи равна 256% от среднеанглийского уровня,  так как в информационно бедных районах  она не превышает 50%. Соответствующие показатели  для Франции  составляют 188%  и 50%, для ФРГ  -  146% и 48%, для Италии - 175%  и  13%.

В 80-е  годы во многих странах  начала проводиться  политика  демонополизации  и  дерегулирования, что в свою очередь  способствовало становлению разнообразных рыночных структур  и диверсификации информационного производства. Широкую огласку получила проводившаяся приватизация таких гигантов информационного бизнеса, как английская корпорация «Бритиш  телеком»,  японская «Ниппон телеграф & телефоун»,  американская «Американ  телефоун & телеграф».

Усиление  конкуренции  на информационном  рынке повлекло за собой  как снижение затрат на производство многих информационных товаров, так и снижение цен на рынке информации. Так, в преддверии  денационализации фирма «Бритиш телеком» снизила плату за пользование междугородними каналами телефонной связи на 33%.

Все большую  роль в информационном производстве стали играть мелкие и средние  предприятия,  используя такие  свои преимущества,  как гибкость, мобильность, близость к потребителю. Например, в США  в середине 80-х  годов мелкий и средний бизнес поглощал 50,1%  всех занятых в области обработки данных и обслуживания компьютеров.

Вместе  с ростом числа производителей на информационном рынке расширяется круг предлагаемых товаров и услуг,  повышается качество продукции и обслуживания, т. е. производство становится  более мобильным и гибким, что отвечает самому характеру  информационных товаров.

Таким образом, на рынке информации  четко проявились основные тенденции структурных изменений и смены  приоритетов  регулирования,  происходившие  в последнее время в развитых странах. В этой связи остановимся на такой черте, характерной для стран  с высоким уровнем  экономического и социального развития, как  формирование  так называемого  бесприбыльного сектора экономики. Некоммерческие  информационные  службы составляют  значительную часть  этого сектора (библиотеки, научно-исследовательские учреждения,  издательские фирмы, профессиональные общества, правовые службы и т. д.). Среди  экономических концепций,  объясняющих  причины возникновения  и развития этого сектора, выделяются, например,  теории коллективных благ и услуг, неэффективности  рыночного механизма, потребительского контроля.

Многие продукты информационной деятельности по своему статусу являются общественными благами (фундаментальные научные  исследования, государственное управление, национальные сети  коммуникаций и т. д.) Они обладают свойствами неделимости и неисключаемости из потребления. Как показывает мировой опыт, на основе одних лишь  рыночных принципов невозможно выявить и  удовлетворить потребности в такого рода благах.

Как  правило,  государство  берет на себя  регулирование  процесса производства  и распределения информационных продуктов,  без  которых общество не может нормально развиваться. Это создает более или  менее равные возможности в сфере потребления информационных продуктов. Ведь интересы общества требуют, чтобы значительная часть информации  была бы доступной, вот почему государство и бесприбыльные организации берут на себя покрытие расходов на обеспечение  доступа  к информации.  Кстати, отметим, что в ряде случаев частный бизнес  также заинтересован  в  достаточно простом и дешевом доступе  к  информации, например при проведении рекламных кампаний.

Неприбыльные  информационные службы в отличие  от государственных  в большей  степени следуют законам рынка. Но их деятельность направлена не  на  замену создаваемых частным бизнесом и государством товаров  и услуг,  а на   возможность   их   альтернативного предоставления потребителю.

Одним  из видов формирования доходов неприбыльного  сектора является платная  реализация информационных продуктов наряду  с бюджетными ассигнованиями,  благотворительными взносами,  операциями  с  ценными бумагами.

        Из-за  специфики  информации  как товара  и  социальной  значимости

информационных  продуктов  при  оценке эффективности  производства  и возможностей использования  информации все чаще применяются  моральные и эстетические  критерии  наряду  с  денежными.  Возможно,  именно   это объясняет высокую   долю   организаций,   занятых информационной деятельностью, внутри бесприбыльного сектора экономики.  Ведь  даже  в случае-предоставления таким организациям платных информационых товаров и услуг преследуются иные цели, нежели получение прибыли денежного вознаграждения: стремление достичь финансовой независимости, возмещение затрат на разработку новых информационных продуктов, получение новых знаний, приобретение социального авторитета и т. п.

Итак,   высокая  степень  государственного  регулирования информационного  производства может быть  объяснена   ролью   государства   в производстве многих информационных продуктов, которые  являются общественными  благами.  С  другой стороны, государство  играет  также немалую роль в устранении информационных экстерналий.

Экономическая деятельность по производству информационных товаров и услуг   как  никакая  другая  сопровождается  значительными  внешними эффектами, т.   е.  выгодой  или  ущербом  для третьих   лиц   без соответствующей оплаты или возмещения. Как подчеркивает Й.Стиглиц, информационные  экстерналии в качестве особого класса  экстерналий стали выделяться сравнительно недавно .

 Классическим   примером   положительных  информационных   экстерналей является  финансирование  отдельными фирмами  научных  исследований  и разработок,  результаты которых часто становятся  достоянием  широкого круга  заинтересованных  лиц.  Патенты  или  лицензии  могут  являться средством  устранения  положительных внешних эффектов  информационного проиэводства.     

   К  отрицательным  информационным  экстерналиям   можно отнести,  например,  негативное отношение  телезрителей к  рекламе,  которая  занимает  много  эфирного  времени. Соответственно,  разработаны законодательные  акты, регулирующие рекламный бизнес,  во  многом основанные на критериях  эстетического  или  психологического характера.

Однако  в  силу того что информация представляет  собой  особый вид  товара, многие специалисты, обсуждая проблемы регулирования производства  информации,  настроены пессиместически: «Стоимость ее производства   невозможно  полностью   возместить,   как   и невозможно эффективно защитить право собственности на любой  вид информации».

Как показывает практика, правовые нормы регулирования проблем, связанных  с  интеллектуальной собственностью, еще недостаточно разработаны даже в развитых странах. По оценкам экспертов,  в  начале 90-х годов потери от «пиратства» на рынке информационных  товаров  и  услуг  только для США составляли до 17 млрд. долл. ежегодно.

Отношение  к  интеллектуальной собственности,  сложившееся  в  мировой  практике, очень неоднородно. Всемирная организация  интеллектуальной собствености, учрежденная  в 1967 г., определяет ее как права,  относящиеся  к: литературным, художественным и научным произведениям; исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио и телепередачам;  изобретениям во всех областях  человеческой  деятельности;  научным открытиям; промышленным образцам;  товарным знакам,  знакам  обслуживания, фирменным  наименованиям  и  коммерческим обозначениям; защите против недобросовестной конкуренции и

все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности  в производственной,  научной, литературной и художественной  областях.

В  соответствии с этим определением можно заключить,  что  на  интеллектуальную собственность  распространяется авторское и изобретательское право.

«Научного права» в мировой практике не существует, что вызывает проблемы, связанные  с приданием товарной формы продуктам  интеллектуальной деятельности. Если для материальных продуктов форма  представления однозначно связана  с внутренней сущностью,  то сущность научного результата мало зависит от формы представления. В то  же  время по канонам авторского права один и тот же  результат, выраженный по-разному, может иметь самостоятельную ценность. Она представляется не содержанию, а внешней форме, что предотвращает копирование, но не препятствует заимствованию содержания.    

 В  нашей стране существует только проект Закона “О научной  интеллектуальной  собственности и усилении ее охраны”.  По  оценкам специалистов,   в   этом  проекте  сужено   толкование   сущности интеллектуальной собственности.

Также  остаются спорными вопросы денежной оценки в  бухгалтерском учете  нематериальных активов, в состав которых  входят и  объекты интеллектуальной  собственности (права на изобретения,  права  на промышленные образцы, товарные знаки, права на “ноу-хау”, т.е. технический опыт и секреты производства, авторские права, деловая репутация  фирмы  и  т.п.).  На основании  некоторого  сходства характера участия нематериальных  активов в процессе производства с основными  или  необоротными  средствами применяется сходная методика их учета:  оценка  по первоначальной и остаточной стоимости, начисление амортизации  и  т.  д.  Но  при этом продолжительность существования нематериальных активов  определяется  условно: так, в США и Канаде  срок  использо вания  определен в 40 лет, Японии — 5 лет, Нидерландах,  Швеции,  а также  в  России — 10 лет. Денежная оценка деловой репутации  фирмы выявляется  только  в  момент  распродажи  активов  фирмы,   отсюда возникает  проблема ее оценки в период текущей деятельности  данной фирмы.

Итак,  мы видим, что, с одной стороны, регулирование  информационных рынков  во  многих случаях подчиняется общим тенденциям,  с  другой стороны,   особенности  информаций  как  товара  требуют выработки принципиально   новых   подходов  при   оценке   эффективности ее производства и возможностей ее использования.  

                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

   Мы рассмотрели некоторые проблемы, связанные с производством информации,  использованием информационных ресурсов, особенностями рынка информационных  товаров и услуг.  На  сегодняшний день  в экономике информации существует множество открытых  вопросов,  на которые предлагаются различные ответы. Подводя  итог,  можно  сказать,  что экономическая теория часто использует традиционные  подходы  при  анализе  рынков информационных продуктов,  рассматривая информацию  как  один из многих производимых и  потребляемых  товаров, который всего лишь обладает рядом особенностей.

Информация о работе Ассиметричность информации