Ассиметричность информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:33, курсовая работа

Краткое описание

В этой курсовой работе сделана попытка осветить основные проблемы, касающиеся различных сторон информации. Что представляет собой информация как экономический ресурс и как товар? Каковы особенности информационных товаров и услуг? Каким образом устанавливаются цены на информационном рынке? Является ли экономически и социально необходимым существование бесплатных информационных продуктов? Действительно ли необходимо искать качественно новые способы оценки затрат и результатов информационной деятельности?

Содержание

Введение.....................................................................................................2
Глава 1 Информация как экономический ресурс
1.1 Понятие информации и особенности информационного продукта....................................................................................................4
1.2 Классификация информации и ее стоимость............................11
Глава 2 Ассиметричность информации
2.1 Понятие ассиметричности и ее воздействие на экономику................................................................................................16
2.2 Особенности и проблемы развития информационного
рынка.......................................................................................................21
Заключение.............................................................................................30
Список литературы...........................................................................32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 1 курса.doc

— 268.00 Кб (Скачать файл)

Теперь о той  половине, которая удосужилась организационно оформиться. Главная проблема – отношения акционеров (участников). Бизнесмены - люди творческие, а бизнесмены-компьютерщики-программисты, то есть основные субъекты информационно-рыночных отношений, - тем более, и на этапе реализации своих творческих устремлений они часто расходятся в подходах, формах и способах, ссорятся и разбегаются, при этом не оформляя расхождений официально. То есть, на момент когда инвестор хочет купить акции, он обнаруживает, что они находятся в руках 4-8 держателей, которые друг друга даже видеть не хотят, но могут тем не менее уступить акции за сумму в 3-4 раза превышающее то, что инвестор готов заплатить и в 15-20 раз превышающую текущую рыночную стоимость акций.  

Здесь логично  следует рассмотреть особенности  и проблемы, возникающие на том  сегменте информационного рынка, который сейчас получает наибольшее распространение, т.е. связанный с интернет-проектами. 

Интеллектуальная  собственность интернет-проекта, его  оформление и его защита, начинаются и заканчиваются, как правило, регистрацией доменного имени. При ближайшем рассмотрении, однако, оказывается, что гордое имя web-сайта, зарегистрировано на имя какого-то отдельного человека (программиста и т.д.), который клянется, что это чистая формальность, а имя на самом деле принадлежит компании. В других случаях проверка показывает, что имя все-таки зарегистрирована на компанию, но не на ту что продается, а на ту где остались акционеры, с которыми давно поссорились.  

Материальные  активы многих проектов (компьютеры, периферия, программное обеспечение и т.д.) хотя и имеют способность быть осязаемыми, на самом деле, с точки зрения инвестора, тоже находятся в виртуальной реальности. Их невозможно обнаружить на балансе тех, кто все-таки структурно обособился (про тех, кто не обособился лучше не вспоминать), так как чаще всего они даны попользоваться учредителем или спонсорской фирмой. При этом юридической основой пользования являются дружеские отношения дающего и получающего. Инвестор, конечно же, имеет возможность увидеть то, что так завлекало его в мечтаниях, но ни купить это, ни взять в пользование напрямую у владельца интернет-проекта он не может (владелец не может продать то, что ему не принадлежит, дружеские же связи, так же как и супружеские, передать в пользование также очень затруднительно).

Подводя итог под данным спектром проблем, можно сказать, что опыт работы с первой волной иностранных инвесторов в Интернете показывает, что они зачастую проявляют крайнюю неразборчивость, обычно им несвойственную, и как вороны хватают то, что блестит, не обращая внимания на предупреждения юристов. Утешает пока то, что они по крайней мере платят за предупреждения и то, что стратегические инвесторы, в отличие от перекупщиков, более тщательно отбирают свои покупки. 

Продолжая тему, следует остановиться конкретно  на информационных продуктах и услугах. “...Это самый динамичный и наиболее соответствующий мировому уровню сектор экономики...” Примерно так эксперты (и местные, и зарубежные) из самых различных областей практически единодушно оценивают состояние нашей “информационной действительности”. С такими характеристиками в целом можно и согласиться, но говорить об этом со стопроцентной уверенностью никак нельзя. 

Интерес в этом плане представляет такой сегмент  информационного рынка как рынок  программного обеспечения. Здесь ясности относительно критериев его оценки гораздо меньше, чем в других сегментах. Что считать главным: объемы установленного программного обеспечения или продаваемого? Количество разработчиков программ или число пользователей? Короче говоря – что мы подразумеваем под термином “рынок программного обеспечения”? 

Обычные вопросы, связанные с анализом рынка программных  средств, звучат примерно так: “Чем вы пользуетесь сегодня, и с чем  собираетесь работать завтра?”. Из ответов на них, конечно, можно почерпнуть полезную информацию, но все же она не является достаточной для анализа рынка. 

Рынок программного обеспечения должен однозначно отождествляться  с рынком легального распространения  программ. При этом совершенно очевидно, что как в российских, так и в других схожих условиях этот рынок затрагивает относительно небольшую часть общей массы программных средств, имеющихся у пользователей компьютеров. 

Однако, учитывая тот факт, что даже среди нелегальных  производителей и распространителей  существуют какие-то минимальные товарно-денежные отношения, следует в дальнейшем понимать под рынком программного обеспечения совокупность всех программных продуктов и их пользователей, отдельно выделяя в нем его “легальную” составляющую. 

Как определить объем и структуру легального рынка теоретически понятно: нужно собирать сведения о продажах у поставщиков программного обеспечения (хотя, конечно, сделать это непросто). Но как определить размеры всего рынка? И самое главное нужно ли это делать? Ответ на последний вопрос вроде бы утвердительный: безусловно нужно. Ведь именно это определяет потенциал развития рынка программ, и информационного рынка, в целом. Однако и здесь тоже не все так просто. 

Различные фирмы-поставщики программного обеспечения говорят: “Мы ориентируемся в своей  работе на тех, кто в состоянии покупать программы, а “нищие” пользователи нас не интересуют”. 

Разумеется, бизнесменам  виднее, как вести свои дела, но хотелось бы обратить внимание на следующий  момент. В начале 90-х гг. рынок  продовольственных товаров тоже начинался с коммерческой торговли “для солидных клиентов”, но по мере его развития продавцы стали гоняться даже за бедными пенсионерами. А поставщики программного обеспечения до сих пор считают сотни тысяч средних школ и тысячи высших учебных заведений России “мертвой зоной”, предпочитая работать только с несколькими сотнями банков и верхушкой государственного аппарата. (Кстати, первым в мире покупателем Windows 95 был простой парень из Новой Зеландии, а не Bank of America.) Учитывая это, можно выдвинуть такую гипотезу: русский рынок программного обеспечения “пробуксовывает” и, вполне возможно, даже отстает от общего развития рынка страны. 

Определенный  прогресс в развитии легального рынка  программного обеспечения, конечно, налицо. Об этом можно судить по такому факту, что продажа программного обеспечения стала прибыльным делом и есть целый ряд крупных фирм, для которых это стало основным или даже единственным занятием. Еще два-три года назад такое трудно было представить – отделы продажи программного обеспечения были на правах “бедных родственников” у компьютерных фирм, которые жили за счет торговли оборудованием. 

Следующий круг задач связан с законодательным  регулированием трансграничных потоков  информации (в том числе в электронной  форме), обеспечивающим эффективное включение Россииво всемирные экономические и научно-технические связи с учетом взаимных интересов и специфики взаимодействия: 

-     со странами СНГ; 

-       с развитыми странами и странами Восточной Европы; 

-       с остальным миром. 

Здесь должна быть, в частности, обеспечена "открытость" информационных систем в смысле возможности обмена информацией с зарубежными партнерами на основе использования соответствующих международных стандартов. В  настоящее время не существует практически никаких ограничений правового характера на передачу от­крытой информации из России ,например, в любой форме и на любом носителе. Не отработаны и соответствующие механизмы таможенного оформления. Фактически также нет и правовых проблем доступа из России к зарубежной информации. 

Более того, открытый Западом со второй половины 80-х гг. свободный и фактически бесплатный доступ в Internet для советских ученых и специалистов оказал положительное  влияние на открытие для широкого пользователя украинских ведомственных  информационных сетей и систем, содействовал формированию в обществе модели открытого и свободного обмена любой информацией как основы национальной информационной инфраструктуры, С другой стороны, проблемы трансграничных потоков информации, будоражившие мировую общественность с середины 70-х до середины 80-х годов, пока еще не осознаны Они неминуемо возникнут в связи с ростом объемов информационного обмена. 

Негативное влияние  на развитие международного обмена информацией  имеют постоянные попытки ужесточения  таможенного законодательства и правил валютного регулирования и контроля. Понятно, что даже при самых высоких темпах развития международного сотрудничества в области информации, его доля в общем внешнеторговом обороте страны вряд ли превысит несколько процентов, однако таможенный и валютный контроль применяется к ним почти также жестко, как к экспортерам сырья или импортерам продовольствия. 

Важной практической правовой проблемой для нарождающихся  коммерческих и прежних некоммерческих служб в развитии рыночных отношений в информационной деятельности стали постоянные изменения законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность и, прежде всего, налогового. Анализ рынка информационных услуг и продуктов показывает, что он все еще развит очень слабо. Информационная деятельность в целом по-прежнему убыточна. Даже высокая рентабельность коммерческих информационных служб не в состоянии улучшить результаты в целом, поскольку государственный сектор пока не преодолел границы плановой убыточности и не смог выйти хотя бы на уровень бесприбыльной работы. Тем не менее, всего за несколько лет новые предприниматели проделали огромный путь от примитивной перепродажи государственных информационных ресурсов до инвестиций хотя бы части заработанных средств в развитие бизнеса. К сожалению, в информационной деятельности, в отличие от многих других областей украинской экономики, процесс образования единого предпринимательского сообщества, все более осознающего свои интересы и цели, происходит замедленными темпами. Анализ результатов последних лет показал, что, по существу, в информационной инфра­структуре не оказалось элементов (ни государственных, ни общественных. ни частных), которые могли бы взять на себя задачу реформирования – перевода информационной деятельности на рыночные рельсы. Эго усиливает изоляцию данного сектора украинского рынка от соответствующего сектора мирового рынка. 

Ясно, что информационная деятельность уже не может дольше оставаться в состоянии свободного падения и изоляции. Имея в виду, что любая страна, в том числе и наша просто не может развиваться без национальной информационной инфраструктуры, уже в ближайшее время необходимо начать разработку разумной программы модернизации украинской информационной инфраструктуры или хотя бы элементов такой программы. При этом важно будет выйти за рамки уже привычных схем развития информационной деятельности и информатизации, так как только новые подходы смогут дать что-то, соответствующее новым реалиям. 

В зарубежных, а часто и в российских публикациях проблемы обеспечения общества и экономики информацией и информационными услугами трактуются слишком примитивно. С одной стороны, кажущаяся легкость замещения услуг и продуктов собственного производства импортными создает видимость естественного, рыночного решения проблемы ин­формационного обеспечения. Пусть, мол, отечественная информационная инфраструктура сократится в меру се неэффективности и низкой конкурентоспособности. Тогда значительные бюджетные средства, направляемые на поддержку информационной деятельности, можно будет передать на другие, более приоритетные направления. 

Есть и другая крайность, ориентирующая общество на своего рода информационную автаркию, опирающаяся на идею информационной независимости страны. Действительно, замещение отечественных информационных услуг импортными, или услугами, подготавливаемыми и оказываемыми филиалами западных компаний, наблюдающаяся в наиболее прибыльных секторах информационного рынка, нацеленных на обслуживание предпринимателей, делает актуальным вопрос информационной безопасности страны. Государственные структуры не осознали, что их задача в информационной деятельности заключается не только в поддержке старых институтов, но и в том, чтобы: 

-       отдать везде, где возможно по соображениям безопасности, решение задач информационного обеспечения государственных информационных потребностей частным структурам; 

-       поддержать становление новых частных информационных служб, работающих в направлениях точек роста сегодняшней экономики (в основном это деловая и коммерческая информация) как за счет бюджетных средств, так и средств, получаемых по линии международных финансовых институтов и проектов. 

При этом нельзя не учитывать, что в области научной  и технической информации создателями  баз и банков данных являются исключительно  государственные структуры. Малые структуры часто пытаются использовать результаты этой деятельности, не вступая ни в какие правовые отношения с центрами-генераторами. Сегодня малым структурам просто не по силам создание и поддержка крупных баз данных. Содействие же их распространению, доведению до конечных потребителей при отрегулированных на правовой основе взаимоотношениях, может и должно стать функцией малых структур. 

Понятно, что  результаты первоначальной библиографической  обработки и сами первоисточники должны быть доступны всему обществу в современной форме, по крайней мере, в машиночитаемом виде, в том числе, и государственным и коммерческим информационным службам, работающим на конечного потребителя. При этом не требуется децентрализации подготовки рефератов в отдельных областях, которые государство и общество в состоянии поддерживать. Инфраструктура и опыт существующих центров, таких как российские ВИНИТИ, ИНИОН и другие могут использоваться при финансировании их в рамках специальных целевых программ или контрактов с коммерческими организациями. Примеры такого сотрудничества уже есть в отношении электронных реферативных журналов. 

Информация о работе Ассиметричность информации