Ассиметричность информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:33, курсовая работа

Краткое описание

В этой курсовой работе сделана попытка осветить основные проблемы, касающиеся различных сторон информации. Что представляет собой информация как экономический ресурс и как товар? Каковы особенности информационных товаров и услуг? Каким образом устанавливаются цены на информационном рынке? Является ли экономически и социально необходимым существование бесплатных информационных продуктов? Действительно ли необходимо искать качественно новые способы оценки затрат и результатов информационной деятельности?

Содержание

Введение.....................................................................................................2
Глава 1 Информация как экономический ресурс
1.1 Понятие информации и особенности информационного продукта....................................................................................................4
1.2 Классификация информации и ее стоимость............................11
Глава 2 Ассиметричность информации
2.1 Понятие ассиметричности и ее воздействие на экономику................................................................................................16
2.2 Особенности и проблемы развития информационного
рынка.......................................................................................................21
Заключение.............................................................................................30
Список литературы...........................................................................32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 1 курса.doc

— 268.00 Кб (Скачать файл)

Воздействие асимметричности  информации на экономику 

Асимметричная информация характерна для многих ситуаций в бизнесе.как было сказано ранее, продавец товара знает о его качестве больше, чем покупатель.

Рабочие знают  о своих навыках и способностях лучше предпринимателей.

Управляющие больше знают об издержках фирмы, конкурентной позиции и инвестиционном климате, чем собственники предприятий. 

Необходимо разделить  несколько типов асимметричной  информации, на основе конкретных примеров. Первый тип, это когда продавец товара знает о нем больше, чем покупатель. Примером может служить рынок  подержанных автомобилей. Второй тип – когда покупатель товара знает больше, чем продавец, как например на рынке страховых услуг или на рынке труда. Третий тип развивается между «заказчиком – исполнителем», например, в предприятиях между менеджерами и собственниками акций компании. 

Асимметричность информации, в отличие от собственно неполноты, приводит к резкому снижению общественного благосостояния. Возникает  явление неопределенности, то есть недостаток информации о вероятных  будущих событиях. Это приводит, с точки зрения неоклассиков, к фиаско и несостоятельности рынка, так как ценовые сигналы перестают отражать реальное положение дел. Принципы рыночной экономики нарушены и экономические субъекты не могут себя вести рациональным образом. 

Итак, какое влияние  оказывает асимметричная информация на распределение ресурсов и ценовую систему? Какие отрицательные последствия возникают при наличии асимметричной информации? Как учитывать асимметричную информацию в рациональном поведении? Какие способы существуют для уменьшения асимметричной информации? Пример ассиметричности показывает статья Д. Акерлофа:

Рынок «лимонов»: 

Асимметричная информация может привести к разрушению рынка, связана с неблагоприятным  отбором. Классический пример изложен  в статье американского экономиста лауреата Нобелевской премии за 2001 год Джорджа Акерлофа. Он описывает ситуацию на рынке подержанных автомобилей, рынок «лимонов». «Лимонами» в Северной Америке называют товары со скрытыми дефектами. 

В 1970 году Джордж А. Акерлоф вызвал мини-сенсацию в  экономической науке, опубликовав статью "Рынок "лимонов""*. Тема статьи затрагивала проблемы рынка подержанных автомобилей, а также дефектных автомобилей в аварийном состоянии - "лимонов" на общепринятом жаргоне. Статья привлекла внимание к исследованию потенциальных причин, приводящих к фиаско рынка, на которые ранее не обращали внимания. Рассуждения Дж. Акерлофа могут быть изложены следующим образом. Предположим, что имеется два вида подержанных "Фордов" марки "Эскорт" 1985 года выпуска. За некоторыми хорошо ухаживали в процессе эксплуатации и ездили на них аккуратно. Владельцы не продадут их меньше, чем за 2000 долларов, а потенциальные покупатели будут готовы заплатить за них до 2400 долларов. Другие владельцы эксплуатировали свои машины варварски, не удосуживаясь поменять масло и пр., так что нет гарантий, что эти машины могут еще надежно послужить. Владельцы "лимонов" были бы только рады отделаться от них за любую сумму выше 1000 долларов, а покупатели, зная что они берут, никогда бы не заплатили больше 1200 долларов.

Если бы существовали раздельные рынки для хороших машин и "лимонов", не было бы проблем, но Акерлоф указывает на наличие хитрой ловушки: продавцы знают - "лимон" их автомобиль или нет, а покупатели этого знать не могут. Продавец "лимона" недобросовестно расхваливает качество своей машины, тогда как проверить ее истинное состояние покупателю практически невозможно.

Асимметричная информация делает свое черное дело. Не зная, что есть что на самом деле, покупатель вынужден полагаться на случай. Если бы на рынке продавалось равное количество плохих и хороших машин, шанс покупателя приобрести хорошую машину составлял бы 50%. Максимум, который они заплатили бы за машину неизвестного качества, составил бы 1800 долларов - средняя цена двух рассматриваемых типов машин. Однако владельцы хороших машин за 1800 долларов их просто не отдадут, а будут ездить сами. В результате на рынке постепенно останутся только "лимоны". Покупатели заплатят за них до. 1800 долларов, т. е. цену вполне устраивающую продавцов. Таким образом, "лимоны" полностью захватят рынок, хотя потенциальные покупатели ценят хорошие машины выше, чем сами продавцы. Это четкий пример фиаско рынка.

По мере того, как экономисты обсуждали поставленные в работе вопросы, стало ясно, что  проблема рынка "лимонов", не новая форма фиаско рынка, а знакомый вопрос выбора по степени вероятности потерь в несколько обновленном обличий. Механизм, при помощи которого "лимоны" вытесняют с рынка хорошие автомобили, во многом аналогичен механизму при котором риск высокой степени вытесняет с рынка страхования риск низких степеней. Разница в том, что деятельность страховых компаний определяется выбором по степени вероятности потерь среди покупателей, а рынок "лимонов" определен выбором по степени вероятности потерь среди продавцов. Когда возникает проблема, имеющая в качестве причины выбор по степени вероятности потерь, путь решения ее ясен. Покупатели должны найти способ прервать поступление асимметричной информации. Они могут попросить познакомиться с документами по обслуживанию автомобиля в процессе его эксплуатации предыдущим владельцем. За умеренную плату покупатели могут взять машину на консультацию к опытному автомеханику, который определит последствия небрежной эксплуатации. Кроме того, покупатели могут приобретать машины через посредников, пользующихся хорошей устойчивой репутацией. Несомненно то, что несколько "лимонов" все же проскользнут на рынок, несмотря на принципиальные меры (точно также несколько человек со слабым сердцем благополучно минуют квалифицированный медицинский осмотр при страховании жизни). Но если покупатели будут в состоянии получить хотя бы приблизительное представление о качестве подержанных машин, это даст возможность поддержать рынок как для хороших, так и для плохих автомобилей.

Рынок страхования: 

Типичным примером неблагоприятного отбора является рынок страховых услуг. Рынок страхования был особенно изучен в работах Стиглица (он получил Нобелевскую премию в 2001 г) и Ротшильда. Ситуация развивается по тому же принципу и сценарию, что на рынке «лимонов». Это происходит также из-за асимметричности информации. В этом случае, люди покупающие страховку, знают намного лучше о своем общем состоянии здоровья, чем любая страховая компания, даже если последняя настаивает на медицинском освидетельствовании. . В результате возникает неблагоприятный отбор, причем даже в большей мере, чем в случае с подержанными автомобилями. 

Страховые компании не могут отделить людей с высоким  риском заболевания от людей с  низким риском. Люди с худшим здоровьем  будут чаще обращаться к услугам страховых компаний. В результате, цены на страховку повышаются и при росте страховых услуг здоровые люди перестанут страховаться. Получается, что только нездоровые люди будут покупать страховку и в итоге доля больных будет увеличиваться. Это опять приведет к повышению цены, и так до тех пор, пока на страховом рынке не останется лишь эта категория лиц; таким образом, страховая деятельность становится невыгодной. 

Таким образом  мы наблюдаем неблагоприятный отбор: некачественные товары вытесняют с  рынка качественные. Страховая деятельность становится невыгодной, хотя она и необходима. Поэтому государство часто занимается страховой деятельностью 

Существуют  особые  способы уменьшения асимметрии информации: 

-Репутация 

Возникает вопрос: как продавцы могут предлагать высококачественные товары, когда посредством неблагоприятного отбора ассиметричная информация будет вытеснять высококачественные товары с рынка? 

Продавцы должны убедить покупателей в том, что  их товары высококачественные. Для  этого они должны предоставить покупателем такую информацию, чтобы они почувствовали разницу между товарами разного качества. Продавцы этого достигают, в основном, за счет репутации. Например, на рынке ресторанов существует ситуация ассиметричной информации, так как работники ресторана имеют больше информации о том, являются ли их блюда высококачественными или нет, чем сам клиент. Но вы идете именно в этот ресторан потому, что никто из ваших знакомых не заболел после его посещения. По тому же самому принципу, вы идете именно в этот магазин потому, что он известен хорошими продуктами. 

Итак, репутация  является для многих фирм способом передачи информации покупателям и, следовательно, она способствует уменьшению ассиметрии информации и, таким образом, помогает избежать её негативные последствия. 

-Стандартизация 

Иногда некоторые  предприятия просто не в состоянии  создавать репутацию. Это, например, закусочные или мотели. Клиенты идут туда только на один раз во время  путешествия и, следовательно, для  фирм очень трудно в таких условиях создавать репутацию. Ответом на эту проблему является стандартизация. Покупатель знает заранее то, что он получит. Поэтому проезжая по скоростной трассе и решив позавтракать, вы выберете именно “Макдональдс”, хотя вы дома никогда не захотите там пообедать. Дело в том, что “Макдональдс” предлагает стандартизированный продукт; в любом ”Макдональдсе” по всей стране используются одни и те же ингредиенты и подается одна и та же пища.  

Итак, стандартизация помогает решить проблему ассиметричной  информации в разных областях. 

-Рыночные сигналы 

Существует ещё  один механизм, который помогает продавцам  и покупателям уменьшить асимметричность  информации : рыночные сигналы. Под  этим термином понимается информация об экономическом благе, целенаправленно  посылаемая его продавцом в адрес потенциального покупателя. Концепция сигналов рынка была впервые разработана Майклом Спенсом, лауреатом Нобелевской премии 2001 г., который показал, что на некоторых рынках продавцы подают покупателям своего рода сигналы, содержащие информацию о качестве товаров . 

Сигнал должен быть эффективным. Например, реклама  не может служить рыночным сигналом, так как она не эффективна. Она  не дает возможности идентифицировать товары низкого и высокого качества и, следовательно, не способна уменьшить степень ассиметричности информации. Однако, рыночным сигналом может быть, например, внешний вид изделия, дипломы и сертификаты на рынке труда. 

Классическим  примером для рассмотрения рыночных сигналов является рынок труда. Действительно, работодатель находится в ситуации ассиметричной информации. Новые работники (продавцы рабочей силы) знают гораздо больше о качестве своего труда, чем фирма (покупатель рабочей силы). В момент же найма, фирме мало что известно об их работоспособности. 

В модели Спенса образование является эффективным сигналом на рынке труда. Дипломы говорят о возможностях работника, так как более способному человеку проще достичь высокого уровня образования. Способные люди, как правило, являются более интеллектуально развитыми, целенаправленными, энергичными и трудолюбивыми, а эти качества, проявленные для получения хорошего диплома, неотъемлемы и для работы. 

Итак, образование  является для фирм эффективным сигналом, который позволяет избежать или  уменьшить степень ассиметричной  информации, возникающей на рынке труда. 

- Гарантии и обязательства 

Гарантии и  обязательства эффективно сигнализируют  о качестве товара, поскольку долгосрочные обязательства такого рода обходятся  дороже производителю низкокачественного товара, чем высококачественного. Только фирмы, которые предлагают высококачественные товары заинтересованы в долгосрочных обязательствах. Итак, покупатели могут оценивать гарантии и обязательства как сигналы о высоком качестве. Фирмы, которые предлагают высококачественные товары, избегают асимметрию информации и последствия как неблагоприятный отбор. 
 

Особенности и проблемы развития информационного  рынка 

Проблемы  развития информационного  рынка  : 
 

Рассматриваемый вопрос напрямую связан со всеми предыдущими, а больше всего, с проблемами регулирования информационного рынка, создания его правовой базы. В ракурсе этих вопросов – продолжая, дополняя и вынося на рассмотрение новые вопросы – и предлагается следующий материал. 

При рассмотрении такой сферы как информационный рынок закономерно возникают следующие вопросы: во-первых, в какой организационно-правовой форме он существует; какова эта форма у его субъектов; какова степень ответственности на этом рынке и т.д.  

Большая часть  проектов на информационном рынке, к  сожалению, организационно не оформлена совершенно. Они либо существуют как подразделение какой-нибудь программной, компьютерной или телекоммуникационной фирмы (причем зачастую даже такое разделение существует только в голове директора всей компании), либо это просто группа гениальных компьютерных индивидуумов, которые создали отличный продукт, но не подумали над тем, кому он принадлежит. Понятно, что создание юридического лица, его удержание на плаву (ежеквартальные отчеты, налоговые расчеты, декларации даже при отсутствии прибыли должны сдаваться в налоговые органы, в противном случае штрафы не заставят себя долго ждать) довольно обременительное занятие и требует определенных финансовых затрат (уставный капитал, пошлины, зарплата бухгалтеру...), но существуют организационные формы, которые реально и законно позволяют предприятию оформиться как субъекту бизнеса со всеми причитающимися правами, минимумом обязанностей и низкой годовой стоимостью.  

Информация о работе Ассиметричность информации