Ассиметричность информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:33, курсовая работа

Краткое описание

В этой курсовой работе сделана попытка осветить основные проблемы, касающиеся различных сторон информации. Что представляет собой информация как экономический ресурс и как товар? Каковы особенности информационных товаров и услуг? Каким образом устанавливаются цены на информационном рынке? Является ли экономически и социально необходимым существование бесплатных информационных продуктов? Действительно ли необходимо искать качественно новые способы оценки затрат и результатов информационной деятельности?

Содержание

Введение.....................................................................................................2
Глава 1 Информация как экономический ресурс
1.1 Понятие информации и особенности информационного продукта....................................................................................................4
1.2 Классификация информации и ее стоимость............................11
Глава 2 Ассиметричность информации
2.1 Понятие ассиметричности и ее воздействие на экономику................................................................................................16
2.2 Особенности и проблемы развития информационного
рынка.......................................................................................................21
Заключение.............................................................................................30
Список литературы...........................................................................32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 1 курса.doc

— 268.00 Кб (Скачать файл)

Биологическая- информация, которая отражает процессы животного и растительного мира;

Социальную- информация,которая отражает процессы человеческого общества.  

Способ  передачи и восприятия информации:  

Визуальная- информация, передаваемая видимыми образами и символами;

Аудиальную- информация, передаваемую звуками;

Тактильная- информация, передаваемая ощущениями;

Органолептическая- информация, передаваемая запахами и вкусами;

Машинная- информация, выдаваемую и воспринимаемую средствами вычислительной техники.  

А также информацию, создаваемую и используемую человеком, по общественному назначению можно разбить на три вида:

- личную, предназначенную  для конкретного человека;

- массовую, предназначенную  для любого желающего ее пользоваться (общественно-политическая, научно-популярная и т.д.) ;

- специальную,  предназначенную для использования  узким кругом лиц, занимающихся  решением сложных специальных  задач в области науки, техники,  экономики.  

Способы кодирования:

Символьная- информация, основанная на использовании символов - букв, цифр, знаков и т. д. Она является наиболее простой, но практически применяется только для передачи несложных сигналов о различных событиях. Примером может служить зеленый свет уличного светофора, который сообщает о возможности начала движения пешеходам или водителям автотранспорта.

Текстовую- информация, основанная на использовании комбинаций символов. Здесь так же, как и в предыдущей форме, используются символы: буквы, цифры, математические знаки. Однако информация заложена не только в этих символах, но и в их сочетании, порядке следования. Так, слова КОТ и ТОК имеют одинаковые буквы, но содержат различную информацию. Благодаря взаимосвязи символов и отображению речи человека текстовая информация чрезвычайно удобна и широко используется в деятельности человека: книги, брошюры, журналы, различного рода документы, аудиозаписи кодируются в текстовой форме.

Графическая- информация, основанная на использовании произвольного сочетания в пространстве графических примитивов. К этой форме относятся фотографии, схемы, чертежи, рисунки, играющие большое значение в деятельности человек.  

Свойства информации можно рассматривать в трех аспектах:

техническом - это  точность, надежность, скорость передачи сигналов и т.д.; семантическом - это  передача смысла текста с помощью кодов ;

прагматическом - это насколько эффективно информация влияет на поведение объекта.

                                      Стоимость информации

Большая часть применяемых методов  определения  затрат на производство информационных товаров и услуг опирается на те же принципы, которые используются при оценке издержек производства обычных товаров и услуг.

   Приведем в качестве примера  методологию определения затрат  на производство статистической  информации. Совокупные затраты   представляются как сумма затрат, связанных с осуществлением  различных этапов общего технологического процесса. Общие затраты включают затраты на наблюдение, подготовку  первичных  данных, передачу данных от источников информации, контроль достоверности сообщений,  обработку полученных данных и их преобразование, хранение, поиск и выпуск данных.

    Особенности  информации как  товара затрудняют определение  затрат на ее производство  традиционными методами,  зачастую  их применение  носит формальный  характер.

     Например, гонорар за книгу  может начисляться  в  зависимости от ее объема, что косвенно выражает  трудозатраты. Однако  сегодня в развитых странах  такая система  уже практически не применяется, гонорар выплачивается  автору  в зависимости  от числа  проданных экземпляров  по мере допечатки  тиража. В этом случае  характеристикой   ценности  информационного продукта  является  спрос.

     Своеобразная оценка общей себестоимости   «идейного продукта»  научного  или художественного творчества  была предложена А. Молем.   Сюда А.Моль  относит цену времени  созревания замысла,  цену материалов,  цену времени конкретизации  замысла  и оформление информации, различные коэффициенты надбавок на уровень компетентности и всякого рода почетные ставки,  более или менее постоянные  издержки производства.

      Следует подчеркнуть  сложность  взаимодействия   затрат и результатов   информационной деятельности.  В  тех случаях, когда большую  роль  играет фактор  своевременного  использования  информационного  продукта,  эффект  информационного воздействия  непропорционален  усилиям, затраченным на производство информации. Целый ряд  информационных товаров и услуг  имеет небольшой жизненный цикл, но их своевременное использование  дает огромный эффект. Это относится, например, к таким видам информационного продукта, как оперативная управленческая  информация или метеорологические прогнозы.

       Все чаще при экономическом  анализе  соотношение затрат  и результатов информационного  производства используется  принцип  «затраты-выигрыш».  Он позволяет найти количественную оценку  всех затрат и благ, которые можно получить при использовании информации,  в общих единицах измерения (обычно такой единицой служат деньги). Основные шаги анализа следующие:  перечисляются все последствия  использования информации,  затем они делятся на положительные и отрицательные, для каждого определяется степень влияния на конечный результат, а затем ищется  единая мера, позволяющая соотнести эти последствия между собой.

      Но и здесь возникают  определенные  трудности. С одной стороны, денежное измерение затрат  в сфере информационной деятельности  во многих случаях признается неадекватным для отражения всей гаммы издержек. С другой стороны, определение социального выигрыша   от использования информации  относится к числу нерешенных проблем.

       Сравнительно недавно  в экономической  психологии возникло понятие  «поведенческих затрат», т. е.  издержек нервной энергии, мышления  и т. п.

Концепция  «поведенческих затрат»  позволяет  вплотную  подойти  к оценке эффективности информационной деятельности. Многие виды  деятельности, даже являясь прибыльными в денежном выражении, в действительности могут быть убыточными.

       В то же время  сила информационного  воздействия на общество и  личность постоянно растет. Обеспеченность информационными товарами и услугами,  возможности информационного  обмена характеризуют готовность общества к социально-экономическим изменениям.  Отставание в сфере  информационного производства закрывает доступ к новейшей информации и влечет за собой  отставание как в традиционных, так и в новейших отраслях экономики. 

Де юре  стоимость информации не определена ни в одном российском законе. Стоимость  государственной информации определяется косвенным путем присвоением  грифа секретности для информации разного уровня. По степени секретности можно косвенным образом догадаться о ее стоимости. О реальной стоимости этой грифованой информации мы узнаем очень редко и только в тех случаях, когда некий шпион передает информацию зарубежной разведке. Тогда мы узнаем, что информация практически бесценна для государства и может составлять многие миллионы долларов. Но никаким официальным документом стоимость информации до кражи не определяется. Во время войн, кризисных ситуаций стоимость информации резко возрастает, и многие разведчики буквально охотятся даже за незначительной информацией, но которая может принести огромные преимущества в решении конфликта. 

Частное лицо или коммерческая фирма сами должны определить стоимость своей информации. В крупных фирмах есть службы безопасности, собственные или привлеченные. Эффективны они или нет, зависит от их опыта, но обычно они и оценивают стоимость информации фирмы. Как правило, собственник информации сам не оценивает стоимость своей информации реально, за него это делают заинтересованные лица, которые, обработав информацию собственника, поняв, что к чему, имеют возможность решить, кому какой кусочек Ваших тайн продать или, как говорили раньше, донести. Большинство специалистов по безопасности работали в госорганах и по старинке ставят и теперь гриф конфиденциальности на информацию (лишь он допустим для коммерческих фирм). Стоимость информации определяют, как раньше, после ее кражи. Далее происходит очень любопытный факт: по мере накопления информации в какой-то момент стоимость ее может резко возрасти.

В первую очередь стоимость информации осознают банки. Теперь банковская информация стала защищаться различными криптографическими способами, и в случае кражи информации есть вероятность вычисления виновных, правда не всегда. Банк есть банк, он ближе к деньгам, ему и понятнее, что такое стоимость информации.  

А как  же дело обстоит с простыми людьми? Многие полагают, что если ты простой человек, то стоимость твоей информации равняется большому нулю. В России в настоящее время используются более 140.000.000 мобильных телефонов. По ним передается колоссальный объем информации, затрагивающий практически всю жизнь страны, как говорят, от мала до велика. При анализе этой информации можно узнать очень и очень много коды доступа к пластиковым картам и крупным базам данных, кто и почем продал или купил недвижимость, где хранит деньги и многое иное, что может заинтересовать предприимчивых людей.

Естественно, если информация ничего не стоит и  ее никто не защищает, то ее можно  легко украсть, а главное, выгодно продать. Поэтому стоит задуматься о большом нуле при оценке стоимости информации.  
 

Глава 2

Асимметричность информации 

Понятие ассиметричности 

В экономике  асимметричная информация имеет  место, когда одна сторона сделки обладает большей информацией, чем другая. (Английский термин asymmetric(al) information, в русской литературе также называется несовершенная информация, неполная информация). Обычно продавец знает больше о продукте, чем покупатель, однако возможно и обратное, когда покупатель знает больше, чем продавец. 

Примеров, когда  продавец обладает большей информацией, чем покупатель, множество, это и  продавцы подержанных машин, агенты недвижимости, биржевые брокеры, страховые  агенты, разработчики компьютерного  программного обеспечения и игр. 

В качестве примера  ситуации, когда покупатель знает  больше, чем продавец, можно привести сделку продажи недвижимости в соответствии с завещанием умершего. 

Впервые это  свойство было отмечено Кеннетом Эрроу  в статье 1963 года, озаглавленной  «Неопределённость и экономика благосостояния в здравоохранении» в журнале Американское Экономическое Обозрение. 

Джордж Акерлов  в работе «Рынок лимонов» в 1970 построил математическую модель рынка с несовершенной  информацией. Он отметил, что на таком  рынке средняя цена товара имеет тенденцию снижаться, даже для товаров с идеальным качеством. Возможно даже, что рынок коллапсирует до исчезновения. 

Из-за несовершенства информации нечестные продавцы могут  предложить менее качественный (более  дешёвый в изготовлении) товар, обманывая покупателя. В результате многие покупатели, зная о низком среднем качестве, будут избегать покупок или соглашаться покупать только за меньшую цену. Производители качественных товаров, в ответ, чтобы отделиться в глазах потребителя от среднестатистического продавца и сохранить за собой рынок, могут заводить торговые марки, сертификацию товаров. Важная роль торговых марок в развитой рыночной экономике — служить признаком стабильного качества. 

Потребители, оценивая качество продуктов, составляют репутацию рынков и продавцов. Появление интернета существенно облегчило процесс обмена информацией среди потребителей. Позволяя узнать непосредственно характеристики товара либо его репутацию, интернет снижает асимметричность информации. 

Каждому экономическому агенту доступен лишь ограниченный массив информации. Неполнота информации является непременным признаком экономической жизни. Большая или меньшая неполнота информации может влиять на условия и особенности функционирования рынков, создавая дополнительные транзакционные издержки для экономических агентов. Наибольшее воздействие на рыночную активность оказывает асимметричная информация. Асимметричность информации создает возможность злоупотребления одного из участников сделки неинформированностью контрагента.

Асимметричность информации, в отличие от собственно неполноты, приводит к резкому снижению общественного благосостояния. 

Информация о работе Ассиметричность информации