Ассиметричность информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:33, курсовая работа

Краткое описание

В этой курсовой работе сделана попытка осветить основные проблемы, касающиеся различных сторон информации. Что представляет собой информация как экономический ресурс и как товар? Каковы особенности информационных товаров и услуг? Каким образом устанавливаются цены на информационном рынке? Является ли экономически и социально необходимым существование бесплатных информационных продуктов? Действительно ли необходимо искать качественно новые способы оценки затрат и результатов информационной деятельности?

Содержание

Введение.....................................................................................................2
Глава 1 Информация как экономический ресурс
1.1 Понятие информации и особенности информационного продукта....................................................................................................4
1.2 Классификация информации и ее стоимость............................11
Глава 2 Ассиметричность информации
2.1 Понятие ассиметричности и ее воздействие на экономику................................................................................................16
2.2 Особенности и проблемы развития информационного
рынка.......................................................................................................21
Заключение.............................................................................................30
Список литературы...........................................................................32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 1 курса.doc

— 268.00 Кб (Скачать файл)

Содержание 
 
 
 
 
 

Введение.....................................................................................................2

Глава 1 Информация как  экономический  ресурс

1.1 Понятие информации  и особенности  информационного  продукта....................................................................................................4

1.2 Классификация информации  и ее стоимость............................11

Глава 2 Ассиметричность информации

2.1 Понятие ассиметричности  и ее воздействие  на экономику................................................................................................16

2.2 Особенности и  проблемы развития  информационного

рынка.......................................................................................................21

Заключение.............................................................................................30

Список   литературы...........................................................................32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Экономика информации не имеет  долгой истории. Как научная дисциплина  она стала складываться примерно три десятилетия  назад. Американский  экономист  Ф. Махлуп первым попытался опредилить границы «индустрии знаний»  и ответить на вопрос  о том,   какая часть  национального богатства является результатом производства, обработки и распространения  информации. Позже появились работы М. Пората и М. Рубина. Разработанные  ими методики  анализа  информационной деятельности  наиболее часто применяются в международной практике.

     Информация сегодня рассматривается   в качестве одного из  важнейших   ресурсов  развития общества наряду  с материальными,  энергетическими   и людскими. Как  замечает по  этому поводу  Б. Компейн, «информация  всегда была  ресурсом, но лишь  совсем недавно мы увидели первые проблески  восприятия информации  в том же контексте, в каком экономисты рассматривают  материю и энергию в качестве  ресурсов»

   

Ценность, или полезность,  информации  состоит  в возможности  дать дополнительную  свободу действий потребителю. Информация расширяет набор возможных альтернатив и помогает правильно оценить их  последствия.   

      Классическая теория  информации  К. Шеннона  рассматривает  способность  снимать  неопределенность  ситуации  как основное свойство  информации.

    Но ведь информация может не  только снимать  неопределенность. Часто случается обратное: полученные  через информацию знания  позволяют  увидеть  новые возможности   в старой ситуации  и тем  самым  увеличивают  степень  неопределенности  и  бремя выбора.1

    На  сегодняшний день  теория  информации  еще не сложилась  окончательно, существует  множество  различных взглядов на природу  информации.    Будем исходить из определения информации как превращенной формы знания, знания,  отчужденного  от непосредственного  владельца и перенесенного  на какой-либо материальный носитель. 

    Особенности информации как продукции,  произведенной для удовлетворения  тех или иных потребностей  индивидуальных либо групповых  субъектов достаточно полно учитываются  в следующем определении.

Информацией (информационным продуктом, интеллектуальным продуктом, продуктом духовного или нематериального производства и т. п.) будем называть вещь или действие (продукт или услугу),которые:

  • предназначены их производителем для доставки  определенного знания получателю
  • способны пополнить знания последнего без проведения им каких-то специальных, нетипичных для него  познавательных  действий, то есть как

    правило, знания должны восприниматься непосредственно: чтением, наблюдением, слушанием. 

Только  те данные  являются информацией  для потребителя, которые восприняты им, понятны ему и, наконец, полезны, хотя бы потенциально, для решения какой-то задачи или проблемы.

    С технологической и экономической  точек зрения производство, обмен,  распределение и потребление информации имеют целый ряд  специфических особенностей. Наиболее ярко  и неожиданно они проявляются в условиях рыночной организации воспроизводственного процесса.

     В этой курсовой работе  сделана попытка  осветить основные проблемы, касающиеся различных сторон  информации. Что представляет собой  информация как  экономический ресурс и как товар? Каковы  особенности  информационных товаров и услуг?  Каким образом устанавливаются цены на информационном рынке?  Является ли  экономически  и  социально  необходимым  существование  бесплатных  информационных  продуктов?  Действительно ли  необходимо  искать качественно  новые способы  оценки  затрат и результатов информационной деятельности?

    На эти и другие вопросы  попытаемся  найти ответ,  исходя из опыта стран  с  развитой экономикой  и нашей практики, опираясь на исследования  зарубежных и отечественных  экономистов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                 

                                                                       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1

                                   Информация как экономический ресурс 

                     Понятие информации  и особенности  информационного  продукта

Накопление человечеством  опыта и знаний при освоении природы смешалось с освоением информации. Именно этот процесс и привёл к образованию инфосферы.

Информация в  пререводе с латинского языка  означает: разъяснение,изложение чего-либо или сведения о чём-либо. Такое понятие, как обработка информации, появилось совсем недавно, но обрабатывать информацию люди начали ещё в древние времена.

Сначала из поколения  в поколение информация передавалась устно.

Это были сведения о профессиональных навыках, например о приёмах охоты, обработки охотничьих трофеев, способах земледелия и др. Но затем информацию стали фиксировать в виде графических образов окружающего мира. Так, первые наскальные рисунки, изображающие животных, растения,людей, появилиь примерно 20-30 тыс. лет назад.

Начатый поиск  более современных способов фиксирования информации

привёл к появлению  письменности. Вначале люди записывали расчёты с покупателями, а затем написали и первое слово. На Руси пользовались берестой. Как видим, письменность – новый шаг человечества в области хранения и передачи информации. Однако первым революционным явлением в этой сфере стало изобретение печатного станка, благодаря которому появилась книга и, таким образом стало возможно массовое тиражирование профессиональных знаний, зафиксированных на материальном носителе.

Сегодня потоки книг, сливаясь с потоками технической  документации

и многотомной  справочной литературой, образуют океаны информации. Эту

информацию необходимо хранить и передавать потребителю, для чего нужен

мобильный и  ёмкостный носитель.

Но книга является неудобным, сложным, дорогим, а главное "медленным" носителем информации. Вся многогранность содержания раскрывается человеку при перелистывании, чтении и рассматривании книги. Таким образом, она не может непосредственно влиять на производственный процесс. Сначала человеку необходимо найти нужную ему книгу, освоить накопленные в ней знания, которые позже смогут дать толчок дальнейшему развитию производства. Хранение книг требует громадных знаний и специальных климатических условий, а их доставка потребителю сопрежена с дорогостоящим размножение во множестве экземпляров и объёмными транспортными перевозками. Книга как носитель информации сегодня уже отстаёт от стремительного продвижения человечества по пути освоения природы. Прогресс в этой деятельности, обусловленный в первую очередь развитием коммуникаций, т.е. связью между людьми, требует расширения влияния инфосферы на техносферу.

Был и другой вид информационной деятельности. Отдельные государства, стремясь к расширению своих территороий, проводили агрессивную политику по отношению к своим соседям. Подготовка и ведение боевых действий требовали информации о военном потенциале противника. Её добывали, например, через разведчиков. Тогда остро встал вопрос о защите информации от утечки в посторонние руки. Стали развиватся методы кодирования, разрабатываться способы быстрой и безопасной пересылки информации.Шли годы, рос объем информации, которой обменивалось общество.

Для сбора, переработки  и распространения информации создавались  издательства, типографии - родилась информационная промышленность. Газеты,журналы и другие издания, выпускающиеся большими тиражами, кроме полезной информации обрушивали на человека огромное количество зачастую и ненужных, бесполезных сведений. Для обозначения таких лишних сведений придумали специальный термин "информационный шум".

Помимо печати появились и другие органы массовой информации - радио и телевидение. И общество привыкло к тому, что когда говорят об информации, то речь идёт о сведениях, полученных через радио, газеты и т.д. Затерялся основной смысл этого слова, утонул в потоке новостей,поступающих через органы массовой информации.

Второе революционное  изобретение XX века - Электронная Вычислительная Машина (ЭВМ). Она-то и является носителем информации и средством доставки её потребителю. В совокупности с линиями связи, такими,как проводная, радио-, космическая и оптическая, ЭВМ делает человеку доступной и мобильной любую часть гиганского объёма информации, которая без непосредственного воздействия на человека может влиять на работу производственного оборудования, например на станки с программным

Управлением. На заводах внедряются автоматизированные линии и даже целые автоматизированные производства. Отсюда, конечно, не следует, что в будущем компьютер вытеснит из обихода книгу. Ведь книга не просто "носитель информации", она - часть нашего духовного мира. Уже сейчас, передавая информацию в машинную память, люди освобождяют полки книжных хранилищ от технической документации и справочной литературы.

Термин "информация" происходит от латинского слова "informatio", что означает сведения, разъяснения, изложение.

Информация —  это настолько общее и глубокое понятие, что его нельзя объяснить  одной фразой. В это слово вкладывается различный смысл в технике, науке  и в житейских ситуациях. В обиходе информацией называют любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют.

Например, сообщение  о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т.п. "Информировать" в этом смысле означает "сообщить нечто, неизвестное раньше". Информация — сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы.

Одно и то же информационное сообщение (статья в газете, объявление, письмо, телеграмма, справка, рассказ, чертёж, радиопередача и т.п.) может содержать разное количество информации для разных людей — в зависимости от их предшествующих знаний, от уровня понимания этого сообщения и интереса к нему.

Так, сообщение, составленное на японском языке, не несёт  никакой новой информации человеку, не знающему этого языка, но может  быть высокоинформативным для человека, владеющего японским. Никакой новой  информации не содержит и сообщение, изложенное на знакомом языке, если его содержание непонятно или уже известно. Информация есть характеристика не сообщения, а соотношения между сообщением и его потребителем. Без наличия потребителя, хотя бы потенциального, говорить об информации бессмысленно.

В случаях, когда говорят об автоматизированной работе с информацией посредством каких-либо технических устройств, обычно в первую очередь интересуются не содержанием сообщения, а тем, сколько символов это сообщение содержит. Применительно к компьютерной обработке данных под информацией понимают некоторую последовательность символических обозначений (букв, цифр, закодированных графических образов, звуков и т.п.), несущую смысловую нагрузку и представленную в понятном компьютеру виде. Каждый новый символ в такой последовательности символов увеличивает информационный объём сообщения.

Информация о работе Ассиметричность информации