Ассиметричность информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:33, курсовая работа

Краткое описание

В этой курсовой работе сделана попытка осветить основные проблемы, касающиеся различных сторон информации. Что представляет собой информация как экономический ресурс и как товар? Каковы особенности информационных товаров и услуг? Каким образом устанавливаются цены на информационном рынке? Является ли экономически и социально необходимым существование бесплатных информационных продуктов? Действительно ли необходимо искать качественно новые способы оценки затрат и результатов информационной деятельности?

Содержание

Введение.....................................................................................................2
Глава 1 Информация как экономический ресурс
1.1 Понятие информации и особенности информационного продукта....................................................................................................4
1.2 Классификация информации и ее стоимость............................11
Глава 2 Ассиметричность информации
2.1 Понятие ассиметричности и ее воздействие на экономику................................................................................................16
2.2 Особенности и проблемы развития информационного
рынка.......................................................................................................21
Заключение.............................................................................................30
Список литературы...........................................................................32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 1 курса.doc

— 268.00 Кб (Скачать файл)

Как было сказано  ранее, в широком смысле слова  информация – это совокупность разнообразных  данных, сведений, знаний, умений и опыта, необходимых кому-либо. Под данными  понимают полезные сведения, которые можно извлечь для решения той или иной задачи.

Данные, представленные на носителях в определенном формализованном  виде, являются объектами сбора, регистрации, передачи, хранения и обработки. В  качестве носителей данных могут  выступать книги, документы, карточки, диски и т. д. Конкретное представление данных выражено величинами, числами или отношениями, вводимыми в процесс обработки или выводимыми из него. Таким образом, информацию можно определить как все сведения, сообщения или знания, которые помогают решить ту или иную задачу. На всех стадиях преобразования данных, они играют роль как бы информационного "сырья", а информация как "готовый продукт" получается лишь на последней стадии обработки данных.

С середины XX века информация является общенаучным понятием, включающим такие процессы, как передачу признаков от клетки к клетке, обмен сигналами в живом и растительном мире и т. д. К. Э. Шеннон, внесший большой вклад в теорию информации, в качестве общей меры количества информации предложил использовать меру неопределенности системы – энтропию, характеризующую величину устраненной неопределенности системы управления благодаря получению информации. Изучением информации во всех ее проявлениях занимается новая наука информациология.

Понятие информации определяется с трех точек зрения: вероятности отражаемых ею событий, содержания и практической ценности. Информация выражается через отношения между сведениями (данными) и их потреблением. Следует отметить еще одно обстоятельство, а именно, что данные представляют собой любые сведения, тогда как информация несет в себе сведения отличающие новизной.

Информация может  быть экономической, технической, специальной. Экономическая и часто техническая  информация имеют ряд особенностей, а именно: многоцелевой характер, непостоянство каналов поступления, огромный объем и трудности поиска, отсутствие единой системы кодирования, наличие большого числа взаимосвязей. Эти обстоятельства явились причиной появления показателя в качестве основной особой единицы экономической информации. Под показателем понимают минимальную совокупность информации, предназначенной для формирования документов или сообщений, имеющую вполне законченный экономический смысл.

Любой информации присущи определенные свойства, позволяющие ее правильно интерпретировать. Существование ряда свойств  информации, аналогичных  свойствам  традиционных ресурсов, дало основание использовать многие экономические характеристики (цена, стоимость, издержки, прибыль и  т. д.) при анализе информационного производства. В качестве экономического ресурса информация  предназначается  для обмена, имеется в ограниченном количестве,  при этом на нее предъявляется  платежеспособный спрос. Ценность, или полезность,  информации  состоит  в возможности  дать дополнительную  свободу действий потребителю. Информация расширяет набор возможных альтернатив и помогает правильно оценить их  последствия.   

      Классическая теория  информации  К. Шеннона  рассматривает  способность  снимать  неопределенность  ситуации  как основное свойство  информации.

    Но ведь информация может не  только снимать  неопределенность. Часто случается обратное: полученные  через информацию знания  позволяют  увидеть  новые возможности   в старой ситуации  и тем  самым  увеличивают  степень  неопределенности  и  бремя выбора.Ценность, или полезность,  информации  состоит  в возможности  дать дополнительную  свободу действий потребителю. Информация расширяет набор возможных альтернатив и помогает правильно оценить их  последствия.   

Достоверность информации заключается в точном или истинном описании состояния управляемого объекта. Достоверность может снижаться в случаях намеренного искажения данных или из-за низкого качества отражения или передачи информации.

Полнота информации заключается в том, чтобы ее было достаточно для понимания и принятия решения. Неполная информация сдерживает принятие решения и может повлечь за собой ошибки.Ценность информации зависит от того, насколько она важна для решения задачи. Актуальность – информация соответствует существующей ситуации, необходима для срочного принятия решения, соответствует требуемому заданию. Ясность информации заключается в том, что она воспроизводится и передается четко, последовательно и однозначно.Понятность информации выражается языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация. 

Однако в экономике  понятие информации носит более  сложный характер. В последние десятилетия все более явной становится тенденция к распространению принципиально новых явлений и процессов в экономике, выявляются иные факторы экономического развития как на макроуровне, так и на уровне фирм. Основной причиной подобных изменений является начало и развитие "информационной революции", ведущей к становлению новой экономической системы. Происходит замещение машинной техники как главного производственного ресурса индустриальной эпохи информацией, знанием, интеллектом. Растущая автоматизация процессов материального производства позволяет сконцентрировать трудовые усилия на сфере интеллектуального производства, создания информационных продуктов и услуг.  

Понятие информации является очень емким, оно относится  к группе общенаучных категорий  и занимает важное место в различных  науках, например, в физике, биологии, психологии, экономике, социологии и  других. С точки зрения исследования участия информации в экономической деятельности и ее влияния на экономические процессы и явления, наиболее соответствующим представляется следующее определение информации: информация – это средство снижения неопределенности и риска, способствующая реализации определенных целей субъекта. В данном определении учитывается возможность информации приносить те или иные выгоды путем снижения неопределенности в отношении текущей ситуации и ее изменения в будущем. В целом, рассмотрение информации как средства снижения неопределенности используется в различных теориях и концепциях. Следует отметить, что информация может снижать неопределенность, но, не представлять ценность для экономического агента из-за отсутствия потребностей, которые могла бы удовлетворить данная информация. Поэтому следует дополнить определение информации как средства снижения неопределенности ее способностью обеспечивать достижение целей или реализацию потребностей субъекта.

Формы существования  информации в экономике разнообразны – она материализуется в различных предметах, в т. ч. в средствах труда, существует в неовеществленной форме, в т. ч. в виде информационных продуктов и услуг, знаний людей. Понятия знания и информация следует отделять друг от друга. Знания являются переработанной информацией, они отражают связь между явлениями, выявленные закономерности и отвечают на вопросы "как?", "почему?" и т. п., в то время как информация дает ответ на вопросы "что?", "кто?", "когда?", "где?".  

Информация, как  и знания, несомненно, представляют собой разновидность экономических благ, они удовлетворяют потребности индивидов, а также используются в качестве экономических ресурсов, поскольку при всем изобилии информации существуют факторы, ограничивающие как возможности ее получения и создания новых знаний, так и возможности ее использования. Более сложным представляется вопрос об отнесении информации к разряду общественных или частных благ. В зависимости от форм существования, содержания информация может выступать и в том и в другом качестве. При этом границы разграничения конкретной информации, знаний на общественное и частное благо весьма размыты, что существенно затрудняет регулирование отношений в области спецификации и защиты собственности на них.!!!!!!!

Результатом информационной деятельности  является  информационный продукт, который  предстает на  рынке в виде  информационных товаров и услуг.

    Следует подчеркнуть, что многие  виды информации  производятся  не для обмена и предоставляются   потребителю бесплатно, в качестве  так называемых общественных благ. Их  производство  осуществляется  государством  или  бесприбыльными  некоммерческими  организациями.

     С другой стороны, существует  множество информационных товаров  и услуг, которые не являются  результатом  информационной  деятельности. Это прежде всего материальные компоненты, которые необходимы для производства, переработки, хранения и распространения  информации.

     Отметим основные особенности  информационного продукта, которые  кардинально отличают  информацию  от других товаров.

     Во-первых, информация не исчезает  при потреблении, а может быть  использована многократно. Информационный  продукт сохраняет содержащуюся  в нем информацию,  независимо  от того,  сколько раз она  была использована.

    Это свойство  информации - неуничтожимость - можно проиллюстрировать известной притчей Б.Шоу: «Если у вас есть яблоко и  у меня есть яблоко и если мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи».

    Во-вторых, информационный продукт  со временем  подвергается  своеобразному  «моральному износу». Хотя информация  и не изнашивается при употреблении, но она может терять свою  ценность  по мере того, как   предоставляемое ею знание  перестает быть актуальным.

    В различных областях науки  и техники темпы обесценения  знания  неодинаковы, процесс  «старения» информации  может  длиться  от пяти до пятнадцати  лет.

     В-третьих, разным потребителям  информационных товаров и услуг удобны разные способы предоставления информации, ведь потребление  информационного продукта требует усилий. В этом  состоит  свойство  адресности  информации.

    Кстати,  благодаря этому свойству, так же как и свойству старения,  потребность в информационном продукте никогда не может быть удовлетворена раз и навсегда. «Создание и использование информационного продукта, - пишет Ю. Шрейдер, -  это всегда попытка  проложить мост  через пропасть, разделяющую  знание и информацию».

    В - четвертых, производство  информации, в отличии от производства  материальных товаров, требует значительных затрат по сравнению с затратами на тиражирование. Копирование того или иного информационного продукта обходится, как правило, намного дешевле его производства. В связи с этим

В. Тамбовцев  подчеркивает, что при обмене на информационном рынке покупатель приобретает  носитель, а  не право копирования.

    Это свойство  информационного  продукта - трудность производства  и относительная  простота  тиражирования - создает, в частности, немало проблем  в связи с определением  прав собственности в рамках сферы информационной деятельности.

Существует  определенное понятие информационного  рынка.

Понятие информационного  рынка

Во многих странах  мира сегодня значительная часть информационной деятельности вовлечена в рыночные отношения и выступает в качестве одного из важнейших элементов рыночной инфраструктуры по обслуживанию, реализации и развитию рыночных отношений, а также как самостоятельный специализированный сектор рынка, на котором предлагаются особые продукты и услуги.  

Информация оказывает  существенное влияние на все отрасли  производства и инфраструктуры; в  действии рыночного механизма преходящего  информационного общества также  появляются новые черты, отличающие его от рынка индустриальной эпохи. 

Признаки нового, постиндустриального этапа уже  достаточно четко прослеживаются в  развитых странах. Однако в соответствующей  литературе и разработках эти  новые тенденции пока еще не получают достойного отражения. Во многих из них традиционно выделяются лишь такие виды ресурсов, как земля, труд, капитал, предпринимательские способности, хотя постиндустриальная цивилизация ставит в один ряд с ними информацию. Сегодня знаменитое выражение Фрэнсиса Бэкона “знание - сила”, как никогда прежде, приобретает конкретный смысл. Информация становится в современном обществе важнейшим фактором экономического роста, о чем также упоминается лишь вскользь. В связи с этим и представляется целесообразным  исследование проблемы информационного рынка как авангардного элемента приходящей информационной цивилизации. 

В современный  информационный рынок закономерно  включают три взаимодействующих  области:  

Ø      информацию; 

Ø      электронные сделки; 

Ø      электронные коммуникации.  

В области электронных сделок рынок информации выступает непосредственным элементом рыночной инфраструктуры, область электронной коммуникации находится на стыке с отраслью связи, а информация, относится к нематериальному производству.  

На мировом  рынке информации принято различать следующие основные сектора, которые также характерны и для современной Украины: сектор деловой информации; сектор информации для специалистов; сектор массовой, потребительской информации. Предпринимателю нужна информация из всех 3-х секторов, но успех его деятельности определяется прежде всего своевременным использованием деловой информации. А информацию вполне закономерно и объективно черпать на информационном рынке, взамен, и не только в рекламных целях, логично предоставлять и обратную информацию, что на данном этапе выступает мощным подспорьем для любого бизнеса. 

Возникновение и функционирование полнофункционального и широкомасштабного информационного  рынка имеет полностью объективный  характер. Предпосылок этого процесса немало, к ним относится: 

Информация о работе Ассиметричность информации