Ассиметричность информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:33, курсовая работа

Краткое описание

В этой курсовой работе сделана попытка осветить основные проблемы, касающиеся различных сторон информации. Что представляет собой информация как экономический ресурс и как товар? Каковы особенности информационных товаров и услуг? Каким образом устанавливаются цены на информационном рынке? Является ли экономически и социально необходимым существование бесплатных информационных продуктов? Действительно ли необходимо искать качественно новые способы оценки затрат и результатов информационной деятельности?

Содержание

Введение.....................................................................................................2
Глава 1 Информация как экономический ресурс
1.1 Понятие информации и особенности информационного продукта....................................................................................................4
1.2 Классификация информации и ее стоимость............................11
Глава 2 Ассиметричность информации
2.1 Понятие ассиметричности и ее воздействие на экономику................................................................................................16
2.2 Особенности и проблемы развития информационного
рынка.......................................................................................................21
Заключение.............................................................................................30
Список литературы...........................................................................32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 1 курса.doc

— 268.00 Кб (Скачать файл)

-     слияние в последнее время телефонных и компьютерных систем, телекоммуникаций и обработки информации в одну модель; 

-     замена бумаги электронными средствами, включая электронные банковские услуги вместо использования чеков, электронную почту, передачу газетной и журнальной информации факсимильными средствами и дистанционное копирование документов; 

-     расширение телевизионной службы через кабельные системы с множеством каналов и специализированными услугами, что позволило осуществлять прямую связь с домашними терминалами потребителей (хотя этот процесс не получил пока массовой поддержки); 

-     реорганизация хранения информации и систем ее запроса на базе компьютеров в интерактивную информационную сеть, доступную для исследовательских групп; прямое получение информации из банков данных через библиотечные и домашние терминалы; 

-     постепенное расширение системы образования на базе компьютерного обучения и т.д. 

Одной из важнейших  составных частей или даже некого авангарда информационного рынка выступает на сегодняшний день Интернет (Сеть, Всемирная Паутина и т.д.). Феномен Интернета проявился именно в 90-е гг., когда он получает практически мировое признание, численность его участников-субъектов растет с каждым днем, а в его эффективности в любой сфере общественной жизни, нынешней или перспективной, уже практически никто не сомневается. Этот феномен проявляется в том, что Интернет одновременно выступает и как так называемое “гражданское общество”, и как достаточно полноценный рынок информационных товаров и услуг.  

В данной работе предлагаются к рассмотрению основные понятия и категории такого общего понятия как информационный рынок, сделана попытка показать некоторые  вехи его развития, современная ситуация в данной сфере, перспективы развития информационного рынка в современных условиях, при постепенном переходе к информационному обществу.  

Несмотря на свое бурное развитие в последнее  время во всем мире, информационный рынок, тем не менее, имеет еще  достаточно недостатков, в нем присутствуют факторы, тормозящие его развитие. В данной работе представлен анализ современных проблем развития информационного рынка в мире ; продемонстрирована невозможность невмешательства государства и необходимость регулирования информационного рынка.  

На сегодняшний день отношение к Всемирной Паутине далеко неоднозначное, и если современные бизнесмены как более динамичная часть населения, в большинстве своем рассматривают ее позитивно, то от рядовых граждан этого ожидать еще рано, хотя определенные сдвиги в общественном сознании по этому поводу уже есть: на Интернет уже ссылаются как на полноценный источник информации; почти все средства массовой информации имеют свои электронные варианты; расширяется использование Интернет в банковской сфере и т.д. Однако, отличие отечественного информационного рынка от мирового или рынка развитых стран в том, что на отечественном остается немного времени для занятия своей ниши на этом рынке, да и технические возможности заметно отстают от западных, к тому же большинство коммерсантов еще не до конца понимают, что делают они и что надо им делать.  

Научных разработок по проблематике информационного рынка  пока что маловато, и большинство  из них представлены в Интернет. Поэтому в работе и были использованы четыре группы источников: статьи в Интернет; статьи в периодических изданиях  России; монографии по информационным средствам ведения бизнеса и информационному обществу; и наконец, современные издания по экономике. 

В последнее  время информационный рынок развивается  очень быстрыми темпами, стремясь за научно-техническим прогрессом, и на сегодняшний день главное – национальным экономикам успеть за этим процессом.Россия не должна пропустить это развитие мимо себя, ибо наступает век информации, в котором многое будет определяться положением на информационном рынке, и наша страна должна занять на нем достойное место, чем и определяется актуальность данной темы исследования. 

Виды  информационных товаров  и услуг:

Информационная  сфера  охватывает широкий круг товаров  и услуг. Рынок информации  включает такие сектора, как коммуникации,  образование, научно-технические  исследования,  печать, кино, реклама, управленческая деятельность и т. д.

     Общепринятой классификации информационных  товаров и услуг  на сегодняшний  день не существует. Остановимся  на некоторых из применяемых подходов  к выделению определенных  категорий информационного продукта на  основании тех или иных признаков.

     Прежде всего  следует различать  информацию  как таковую и носители  информации. По сферам использования  информация  может подразделятся на научно-техническую, управленческую и социальную.

     При прагматическом подходе, который  оценивает блага от использования  информации, информационные продукты  делятся на познавательные и  развлекательные.

     Отметим, что в международной практике, еще начиная с работ Ф.Махлупа, к информационным товарам, как правило, относят собственно продукты  информационной деятельности и вспомогательные продукты, т. е.  обеспечивающие производство,  хранение, обработку и распространение информации.

     Так, Ф. Махлуп  выделил 30 отраслей, связанных с производством   знания и  разделил их на  пять групп: образование, научные  исследования и разработки,  средства  массовой информации и связь,  информационные машины и оборудование, информационные услуги.

     Существует и такая точка зрения, что  к информационной сфере   нецелесообразно относить производство  технических средств для обучения  и преобразования информации, ее  носителей, каналов связи и  т. д. Так, В. Тамбовцев видит  пять крупных блоков внутри информационного рынка:  научно-техническая продукция, объекты художественной культуры, управленческие данные и сообщения, бытовая информация, услуги и образование.

    На мой  взгляд, целесообразность  того или иного подхода   к выделению видов информационного продукта определяется  непосредственными целями исследования, разработанными методами статистического учета, возможностью сопоставлений как на уровне предприятий и отдельных секторов экономики, так и на международном уровне. 

                                     Классификация информации

Важным понятием при работе с информацией является классификация объектов. 

Классификация - cистема распределения объектов (предметов, явлений, процессов, понятий) по классам  в соответствии с определенным признаком 

Под объектом понимается любой предмет, процесс, явление  материального или нематериального  свойства. Система классификации  позволяет сгруппировать объекты  и выделить определенные классы, которые  будут характеризоваться рядом  общих свойств. Классификация объектов - то процедура группировки на качественном уровне, направленная на выделение однородных свойств. Применительно к информации как к объекту классификации выделенные классы называют информационными объектами. 

Любая классификация  всегда относительна. Один и тот же объект может быть классифицирован по разным признакам или критериям. Часто встречаются ситуации, когда в зависимости от условий внешней среды объект может быть отнесен к разным классификационным группировкам. Эти рассуждения особенно актуальны при классификации видов информации без учета ее предметной ориентации, так как она часто может быть использована в разных условиях, разными потребителями, для разных целей. 

Информация подразделяется по форме представления на 2 вида:  

- дискретная  форма представления информации - это последовательность символов, характеризующая прерывистую, изменяющуюся  величину (количество дорожно-транспортных  происшествий, количество тяжких преступлений и т.п.);  

- аналоговая  или непрерывная форма представления  информации - это величина, характеризующая  процесс, не имеющий перерывов  или промежутков (температура  тела человека, скорость автомобиля  на определенном участке пути  и т.п.).  

 

Рис. 1 Классификация информации, циркулирующей в организации

На рис. 1приведена одна из схем классификации циркулирующей в организации (фирме) информации. В основу классификации положено пять наиболее общих признаков: место возникновения, стадия обработки, способ отображения, стабильность, функция управления. 

Место возникновения.

По этому признаку информацию можно разделить на входную, выходную, внутреннюю, внешнюю:

Входная информация - это информация, поступающая в  фирму или ее подразделения.

Выходная информация - это информация, поступающая из фирмы в другую фирму, организацию (подразделение).Одна и та же информация может являться входной для одной фирмы, а для другой, ее вырабатывающей, выходной. По отношению к объекту управления (фирма или ее подразделение: цех, отдел, лаборатория) информация может быть определена как внутренняя, так и внешняя.

Внутренняя информация возникает внутри объекта, внешняя  информация - за пределами объекта.

Стадия  обработки.

По стадии обработки  информация может быть первичной, вторичной, промежуточной, результатной:

Первичная информация - это информация, которая возникает непосредственно в процессе деятельности объекта и регистрируется на начальной стадии.

Вторичная информация - это информация, которая получается в результате обработки первичной  информации и может быть промежуточной  и результатной.

Промежуточная информация используется в качестве исходных данных для последующих расчетов.

Результатная  информация получается в процессе обработки  первичной и промежуточной информации и используется для выработки  управленческих решений.

Стабильность.

По стабильности информация может быть переменной (текущей) и постоянной (условно-постоянной):

Переменная информация отражает фактические количественные и качественные характеристики производственно-хозяйственной  деятельности фирмы. Она может меняться для каждого случая как по назначению, так и по количеству. Например, количество произведенной продукции за смену, еженедельные затраты на доставку сырья, количество исправных станков и т.п.

Постоянная (условно-постоянная) информация - это неизменная и многократно  используемая в течение длительного периода времени информация. Постоянная информация может быть справочной, нормативной, плановой: 

-постоянная справочная информация включает описание постоянных свойств объекта в виде устойчивых длительное время признаков. Например, табельный номер служащего, профессия работника, номер цеха и т.п.; 

-постоянная нормативная информация содержит местные, отраслевые и общегосударственные нормативы. Например, размер налога на прибыль, стандарт на качество продуктов определенного вида, размер минимальной оплаты труда, тарифная сетка оплаты государственным служащим; 

-постоянная плановая информация содержит многократно используемые в фирме плановые показатели. Например, план выпуска телевизоров, план подготовки специалистов определенной квалификации. 

Функция управления.

По функциям управления обычно классифицируют экономическую  информацию. При этом выделяют следующие  группы: плановую, нормативно-справочную, учетную и оперативную (текущую):

Плановая информация - информация о параметрах объекта управления на будущий период. На эту информацию идет ориентация всей деятельности фирмы.

Нормативно-справочная информация содержит различные нормативные  и справочные данные. Ее обновление происходит достаточно редко.

Учетная информация - это информация, которая характеризует деятельность фирмы за определенный прошлый период времени. На основании этой информации могут быть проведены следующие действия: скорректирована плановая информация, сделан анализ хозяйственной деятельности фирмы, приняты решения по более эффективному управлению работами и пр. На практике в качестве учетной информации может выступать информация бухгалтерского учета, статистическая информация и информация оперативного учета.

Оперативная (текущая) информация - это информация, используемая в оперативном управлении и характеризующая производственные процессы в текущий (данный) период времени. К оперативной информации предъявляются серьезные требования по скорости поступления и обработки, а также по степени ее достоверности. От того, насколько быстро и качественно проводится ее обработка, во многом зависит успех фирмы на рынке.

Способы возникновение информации:

Элементарная (механическая)- информация, которая отражает процессы, явления неодушевленной природы.

Информация о работе Ассиметричность информации