Анализ маркетинговой политики предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 21:17, дипломная работа

Краткое описание

Современный этап развития нашей страны отличается динамизмом и качественными изменениями во всех сферах общественной жизни. Процесс обновления затронул все без исключения политические, экономические и социальные институты. В период перехода страны к рыночной экономике, когда многие производственные предприятия, объединения, концерны и другие организации стали независимыми, нормальное их функционирование в подобных условиях практически невозможно без хорошо организованной комплексной маркетинговой деятельности.

Содержание

Введение
4
1. Теоретические основы организации маркетинговой деятельности на предприятии
7
1.1.Понятие, цели и функции маркетинга
7
1.2.Организация маркетинга на предприятии
10
2.Оценка результатов деятельности Котласского филиала ООО
«РН-Архангельскнефтепродукт»
18
2.1.Общая характеристика деятельности Котласского филиала ООО «РН-Архангельскнефтепродукт»
18
2.2.Анализ финансово-хозяйственной деятельности Котласского
филиала ООО«РН-Архангельскнефтепродукт»
27
2.2.1. Анализ структуры и динамики валюты баланса…
2.2.2. Оценка финансовых коэффициентов платежеспособности
2.2.3. Анализ реализации продукции
2.2.4. Анализ себестоимости и затрат
2.2.5. Анализ использования основных производственных фондов…
2.2.6. Анализ использования трудовых ресурсов
2.2.7. Анализ финансовых результатов
27
30
33
36
39
42
48
2.3. Анализ маркетинговой деятельности Котласского
филиала ООО «РН-Архангельскнефтепродукт»
54
2.3.1.Анализ конкурентной среды и оценка конкурентоспособности
2.3.2.Анализ ценовой политики
2.3.3.Ассортиментная политика
2.3.4.Сбытовая политика
2.3.5.Коммуникационная политика
54

59
66
68
69
3.Экономическая оценка организации отдела маркетинга в Котласском филиале ООО «РН-Архангельскнефтепродукт»
66
3.1. Место отдела маркетинга в структуре Котласского филиала
74
3.2.Экономическое обоснование организации отдела маркетинга
81
Заключение
87
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

MARKETING_DIPLOM.doc

— 940.00 Кб (Скачать файл)



 

По данным таблицы 2.4, в 2009 году, в связи со снижением объемов реализации ГСМ, план ни по одной из групп товаров не выполнен. Самая высокая реализация в этом году у бензинов и дизельного топлива, она составила 99,2%. Наименьший процент выполнения плана 85% - по маслам. В 2010 году объем реализации увеличился и по всем группам товаров наблюдается перевыполнения плана. Так самый большой процент выполнения плановых показателей по светлым нефтепродуктам, перевыполнение плана на 15,6%. План по дизтопливу выполнен, но процент перевыполнения наименьший, всего 0,1%. Так и в 2011 году процент выполнения плана реализации ДТ равен 100%, а наибольший показатель как и в прошлом году у бензинов и равен 110,8%.

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура реализации продукции [16].

Реализация нефтепродуктов по маркам отражена в таблице 2.5.

Таблица 2.5

Реализация нефтепродуктов по маркам на Котласском филиале

за 2009-2011 гг.

Наиме-нование

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Отклонения

Темпы роста, %

ТП, тыс. руб.

%

ТП, тыс. руб.

%

ТП, тыс. руб.

%

2010 г. от 2009г.

2011 г. от 2010г.

ТП, тыс. руб.

ТП, тыс. руб.

2010 г.

2011 г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Бензин:

99189

28

138675

31

166250

34

39486

27575

139,8

119,88

А–80

31145

31,4

45555

32,85

51604

31,04

14410

6049

146,27

113,28

А–92

54643

55,09

72527

52,3

87281

52,5

17884

14754

132,73

120,34

А–95

8967

9,04

14089

10,16

19268

11,59

5122

5179

157,12

136,76

А-98

4434

4,47

6504

4,69

8097

4,87

2070

1593

146,75

124,49

Диз-топливо:

198379

56

210250

47

215148

44

11871

4898

105,98

102,33

ДТл

132874

66,98

119969

57,06

116374

54,09

-12905

-3595

90,29

97

ДТз

65505

33,02

90281

42,94

98774

45,91

24776

8493

137,82

109,4

Масла

42509

12

67101

15

73346

15

24592

6245

157,85

109,3

Прочие

14170

4

31314

7

34228

7

17144

2914

220,99

109,3

Всего

354247

100

447340

100

488972

100

93093

41632

126,28

109,31


 

Общая реализация горюче-смазочных материалов в 2010 году увеличилась на 93093 тыс.руб. или на 126,28%, в 2011 году увеличилась на 41632 тыс.руб. или на 109,31%. Не смотря на то, что реализация бензина, масел, прочих нефтепродуктов и дизельного топлива в целом увеличилась, реализация летнего дизельного топлива снизилась в 2010 году на 12905 тыс.руб., а в 2011 – на 3595 тыс.руб.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что баланс Котласского филиала имеет упрощенную форму. Это связано с тем, что филиал является структурным подразделением головного предприятия в Архангельске. Имущество Котласского филиала, а также капитал и резервы состоят на балансе Общества. Из этого следует, что невозможно достоверно и в полной мере оценить финансовое положение предприятия. Следует отметить, что в связи с ростом объемов потребления, объемы реализации горюче-смазочных материалов в Котласском филиале постоянно увеличиваются. Платежеспособность филиала нельзя оценить как низкую, так как платежеспособность организации – показатель очень динамичный, меняется очень быстро, и его исчисление одномоментно не позволяет сформировать достоверную картину.

 

2.2.4. Анализ себестоимости и затрат

Важным показателем, характеризующим работу предприятия, является себестоимость продукции. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятия, финансовое состояние субъектов хозяйствования [16].

Себестоимость – сумма всех затрат на производство и сбыт продукции (услуг) выраженная в денежной форме [17].

Учет себестоимости на предприятии ведут по элементам затрат и калькуляционным статьям расходов.

Элементы затрат: материальные затраты (сырье и материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо, электроэнергия и др.), затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных средств, прочие затраты (износ нематериальных активов, арендная плата, обязательные страховые платежи, налоги, включаемые в себестоимость продукции, отчисления во внебюджетные фонды и др.) [16].

Анализ затрат Котласского филиала показан в таблице 2.6.

Таблица 2.6

Анализ затрат Котласского филиала в 2009 – 2011гг.

Показатель

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Изменения

2010 г.

2011 г.

+/-

%

+/-

%

1

2

3

4

5

6

7

8

Затраты, тыс.руб.

125614,19

167907,2

161097,88

42293,01

33,67

-6809,32

-4,13


 

Из анализа затрат на предприятии можно отметить, что в 2010 году по сравнению с 2009 годом произошло их увеличение  на 42293,01 тыс.руб., или на 33,67%. А в 2011 году затраты снизились на 6809,32 тыс.руб., или на 4,13%. Резкое увеличение суммы затрат в 2010 году связано с увеличением суммы амортизации в этом году, в связи с введением новых основных средств в использование, а так же с увеличением объемов реализации ГСМ.

При анализе себестоимости важно рассмотреть структуру затрат предприятия. На Котласском филиале ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» действует следующая структура себестоимости:

– статья 1: Материальные затраты;

– статья 2: Заработная плата;

– статья 3: Отчисления на социальные нужды;

– статья 4: Амортизация основных средств;

– статья 5: Прочие затраты.

Анализ структуры себестоимости ГСМ в Котласском филиале показывает таблица 2.7.

Таблица 2.7

Анализ структуры себестоимости ГСМ в Котласском филиале

ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» за 2009-2011 гг.

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Отклонение

2010 г.

2011 г.

Факт, тыс. руб.

План тыс. руб.

Факт, тыс. руб.

План тыс. руб.

Факт, тыс. руб.

От плана тыс. руб.

От факта 2009 года

От плана тыс. руб.

От факта 2010 года

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Материаль-ные затраты

37800

40000

39670

40000

42030

-330

1870

2030

2360

Затраты на оплату труда

27999

30000

30968

35000

35160

968

2969

160

4192

Отчисления на социаль-ные нужды

7335,7

7860

8113,6

11970

12024,7

253,6

777,9

54,7

3911,1

Амортиза-

ция основных средств

46155,49

80000

82655,6

62500

64993,18

2655,6

36500,11

2493,18

-17662,42

Продолжение табл.2.7

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Прочие затраты

6324

7000

6500

7000

6890

-500

176

-110

390

Полная себесто-имость

125614,19

164860

167907,2

156470

161097,88

3047,2

42293,01

4627,88

-6809,32


 

По данным таблицы 2.7, фактические затраты предприятия выше плановых в 2010 году на 3047,2 тыс.руб., а в 2011 году – на 4627,88 тыс.руб. В 2010 году перерасход произошел  по всем элементам затрат, кроме материальных и прочих затрат. Материальные затраты снизились на 330 тыс.руб., а прочие затраты сократились на 500 тыс.руб. Наибольший перерасход наблюдается по амортизации основных средств, этот показатель больше плана на 2655,6 тыс.руб. Увеличение этого показателя связано с приобретением новых основных средств. На резкое увеличение суммы полной себестоимости в 2010 году так же повлиял фактор роста объемов реализации ГСМ. В 2011 году перерасход по всем элементам, кроме прочих затрат. Данный показатель ниже планового на 110 тыс.руб. Наибольшее перевыполнение плановых показателей, наблюдается по статье: амортизация основных средств – на 2493,18 тыс.руб., т.к. в 2010 году были введены основные средства, и по статье: материальные затраты – 2030 тыс.руб., это объясняется приобретением материалов и запасных частей для ремонта. Себестоимость в 2010 году была выше, чем в 2009 году, на 42493,01 тыс.руб., а себестоимость 2011 года снизилась по сравнению с 2010 годам на 6809,32 тыс.руб.

Важный обобщающий показатель себестоимости продукции – затраты на рубль продукции, который выгоден тем, что, во-первых, очень универсальный: может рассчитываться в любой отрасли производства и, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Определяется он по формуле:

                                            УЗ=Зобщ /ВП,                                                          (2.4)

где:

Зобщ – общая сумма затрат на реализацию продукции;

ВП – стоимость произведенной продукции в действующих ценах.

В процессе анализа следует изучить динамику затрат на рубль продукции [16].

Анализ затрат на рубль продукции  проведен в таблице 2.8.

Таблица 2.8

Анализ затрат на 1 рубль реализованной продукции Котласского филиала

Статьи калькуляции, руб.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Отклонения (+/-)

2010 г.

2011 г.

1

2

3

4

5

6

1. Материалы

0,11

0,09

0,09

-0,02

-

2. Расходы на оплату труда

0,09

0,09

0,10

-

0,01

3. Затраты на содер- жание и эксплуатацию

0,13

0,18

0,13

0,05

-0,05

4. Накладные расходы

0,02

0,01

0,01

-0,01

-

Итого

0,35

0,37

0,33

0,02

-0,04


 

По данным таблицы 2.8., в 2011 году предприятие добилось определенных успехов в снижении затрат на рубль продукции, и это связано с увеличением объемов реализации ГСМ. В данном году этот показатель ниже, чем в 2010 году на 4 коп. и на 2 коп. меньше, чем в 2009 году. В 2010 году затраты на рубль реализованной продукции составляли 37 коп. Этот показатель выше, чем в 2009 году на 2 коп. Так как в 2010 году наблюдалась наибольшая сумма себестоимости ГСМ, то и затраты на рубль реализованной продукции в этом году больше.

 

2.2.5. Анализ использования основных производственных фондов

Одним из важнейших факторов увеличения объема производства продукции на промышленных предприятиях является обеспеченность их основными фондами в необходимом количестве и ассортименте и более полное и эффективное их использование.

Анализ обычно начинается с изучения объема основных средств, их динамики и структуры (таблица 2.9). Основные фонды предприятия делятся на промышленно производственные и непромышленные, а также фонды непроизводственного назначения.

Производственную мощность предприятия определяют промышленно-производственные фонды. Кроме того, принято выделять активную часть и пассивную часть фондов [16].

Таблица 2.9

Динамика структуры основных фондов Котласского филиала за 2009 – 2011 гг.

Наименование групп основных фондов

Наличие на

начало года

Посту-пило за год, тыс. руб.

Выбыло за год,

тыс. руб.

Наличие на

конец года

Отклонение

тыс. руб.

Доля,%

тыс. руб.

Доля, %

тыс. руб.

1

2

3

4

5

6

7

8

2009 г.

Промышленно-производствен-ные фонды, всего, в т.ч.:

138466,46

100

16702,11

2101,4

153067,17

100

14600,71

Активная часть:

23439,87

16,93

8790,5

850,8

31379,57

20,5

7939,7

Машины и оборудование

14760,3

10,66

5100

407,5

19452,8

12,71

4692,5

Транспортные средства

6780

4,9

2980

438

9322

6,09

2542

Производствен-ный и хозяйственный инвентарь

1899,57

1,37

710,5

5,3

2604,77

1,7

705,2

Пассивная часть:

115026,59

83,07

7911,61

1250,6

121687,6

79,5

6661,01

Здания

47487,3

34,3

2340,01

-

49827,31

32,55

2340,01

Сооружения

67539,29

48,77

5571,6

1250,6

71860,29

46,95

4321

2010 г.

Промышленно-производственные фонды всего, в т.ч.:

153067,17

100

137193,62

4709

285551,79

100

132484,62

Активная часть:

31379,57

20,5

69314,3

1854,5

98839,37

34,61

67459,8

Машины и оборудование

19452,8

12,71

42150

870

60732,8

21,27

41280

Трансп. средства

9322

6,09

24387

845

32864

11,51

23542

Произв. и хоз. инвентарь

2604,77

1,7

2777,3

139,5

5242,57

1,83

2637,8

Пассивная часть:

121687,6

79,5

67879,32

2854,5

186712,42

65,39

65024,82

 

Продолжение табл.2.9

1

2

3

4

5

6

7

8

Здания

49827,31

32,55

34851,5

1843,0

82835,81

29,01

33008,5

Сооружения

71860,29

46,95

33027,82

1011,5

103876,61

36,38

32016,32

2011 г.

Промышленно-производствен-ные фонды, всего, в т.ч.:

285551,79

100

2144,79

1344,7

286351,88

100

800,09

Активная часть:

98839,37

34,61

1387,56

768,3

99458,63

34,73

619,26

Машины и оборудование

60732,8

21,27

457,5

439

60751,3

21,22

18,5

Трансп. средства

32864

11,51

870

288,5

33445,5

11,68

581,5

Произв. и хоз. инвентарь

5242,57

1,83

60,06

40,8

5261,83

1,83

19,26

Пассивная часть:

186712,42

65,39

757,23

576,4

186893,25

65,27

180,83

Здания

82835,81

29,01

235

134,4

82936,41

28,96

100,6

Сооружения

103876,61

36,38

522,23

442

103956,84

36,31

80,23

Информация о работе Анализ маркетинговой политики предприятия