Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 19:08, реферат
Рыночный механизм ценообразования должен быть таким, чтобы он создавал условия для конкуренции и ликвидации монополизма в промышленности и торговле и через это способствовал оптимизации их структуры, а также структуры потребления.
Но на практике, в современной России, экономика все более монополизируется в руках отдельных собственников. В настоящее время установилась монопольная власть в экономике нашей страны: 65% экономики страны находятся в руках 8 финансово-промышленных групп.
Глава 3 Анализ цен и ценовой политики предприятия
Рыночный механизм ценообразования должен быть таким, чтобы он создавал условия для конкуренции и ликвидации монополизма в промышленности и торговле и через это способствовал оптимизации их структуры, а также структуры потребления.
Но на практике, в современной России, экономика все более монополизируется в руках отдельных собственников. В настоящее время установилась монопольная власть в экономике нашей страны: 65% экономики страны находятся в руках 8 финансово-промышленных групп.
В системе ценообразования возникают ряд проблем, касающихся методов ценообразования на продукцию таких монополистов, как «Газпром», РАО «ЕЭС», «ЛУКОЙЛ», «Транснефть», НК «ЮКОС». На продукцию и услуги многих из них цены устанавливаются Федеральной антимонопольной службой по согласованию с заинтересованными организациями. Однако во многих случаях эти компании диктуют свою волю, вступая в сговор при установлении монопольно высоких цен, что противоречит ст.5, ст.6 Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», направленного на пресечение любого вида монополизма. Об этом свидетельствует тот факт, что цены на продукцию и услуги этих отраслей постоянно растут, вызывая соответствующий рост цен во всех секторах национальной экономики.[19]
Однако простое
сравнение показателей
В этих отраслях реализуются огромные объемы прибыли, за счет которых можно решать возникающие вопросы, а не перекладывать проблемы роста затрат на потребителей продукции Нефтяные компании рост цен на внутреннем рынке объясняют объективными причинами роста цен на «черное золото» во всем мире, добавляя к этому увеличение спроса, повышение тарифов на транспортировку и электроэнергию. При росте мировых цен на нефть, у этих компаний появляется заинтересованность в увеличении экспорта нефти, но цены для внутренних потребителей они могут и не изменять.
Между тем рост цен на бензин наблюдается не только в России но и за рубежом. За последний год цены на бензин на мировым рынке выросли в четыре раза и продолжают расти.
Средняя розничная цена на галлон бензина резко выросла в США за Обычный неэтилированный бензин подорожал к 26 августа 2008 года до $2,6273 за галлон. Последний рекорд был отмечен 12 августа, когда цена на галлон бензина достигла $2,5011. С января 2008 года бензин подорожал в среднем на 84 цента. [21] Приведенные данные показывают, что рост цен на мировом рынке сохраняется, и ситуация в России является скорее правилом, чем исключением.
3.1. Анализ ценообразующих факторов
Рыночная цена товара формируется под влиянием большого числа факторов, определяющих состояние соответствующего рынка. Для выбора ценовой политики фирма должна выявить и проанализировать все эти ценообразующие факторы. Они могут быть как внешние по отношению к фирме и не контролируемые ею, так и внутренние.
Основными из них являются:
· Спрос на продукцию;
· Государственное регулирование цен;
· Издержки по производству и реализации продукции;
· Конкуренция и другие факторы.
На предложение влияют изменение издержек производства цен на ресурсы, налогов, число продавцов на рынке, уровень цен на сопряженные товары, информационные ожидания и другие прогнозы продавцов. [22]
Цена непосредственно зависит от характера рынка. Рассматриваемый механизм ценообразования относится к условиям современной конкуренции. Однако для Российской экономики наиболее применимым аналогом является монополистической конкуренции с большим числом крупных предприятий.
Сложившаяся ситуация на внутреннем рынке нефтепродуктов ситуация вызвана совокупностью внешних и внутренних причин. Причем при обострении внешних причин более очевидными стали внутренние проблемы, которые оказывают существенное влияние на ситуацию на рынке, в том числе на цены на нефтепродукты. С достижением отметки $50 за баррель западные аналитики уже говорят о замедлении роста экономики, о существенных последствиях, вплоть до возможных структурных изменений, схожих с теми, которые имели место во времена нефтяного кризиса 1970-1980-х.
Механизмы внешнеторгового регулирования в большей степени играют фискальную роль, но не обеспечивают регулирующей роли и не способствуют в должной мере защите внутреннего рынка.
К внутренним факторам относится рост издержек производства. По данным Банка России, в сентябре 2008 года рост цен в промышленности составил 23% по отношению к декабрю 2007 года. [23]
Кроме того, свою роль сыграли повышение налогов, в том числе НДПИ, а также повышение акцизов на нефтепродукты. Влияние оказывает и имевший в последние годы постоянный рост числа автомобилей в стране (значительно увеличивающий внутренний спрос на нефтепродукты).
Причины структурного характера. Фактически рынок нефти и нефтепродуктов в России является олигопольным. Он территориально поделен между крупными вертикально интегрированными нефтяными компаниями, которые доминируют по оптовым поставкам нефтепродуктов на региональные рынки.
В розничной реализации ситуация несколько лучше и примерно половину потребностей рынка обеспечивается независимыми от ВИНК АЗС, деятельность которых, однако, достаточно жестко обусловлена условиями оптовых поставок все теми же ВИНК
Тенденция
ухудшения структуры рынка и
повышение степени его
Цены на нефтепродукты растут и вследствие нарушений антимонопольного законодательства - злоупотреблений хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением на рынке, в результате картельных сговоров, слияний и поглощений (в том числе враждебных), антиконкурентных действий региональных органов власти.
На деятельности рассматриваемого предприятия вышеуказанные факторы отразились следующим образом
Основными факторами, оказавшими влияние на увеличение размера выручки от продаж в 2008 году, явились следующие:[24]
Факторы |
% |
1. Инфляция |
30 |
2. Привлечение крупных покупателей |
450 |
3. Увеличение отпускных цен заводов-изготовителей |
10 |
4. повышение налогового бремени |
15 |
ИТОГО |
100% |
3.2. Выявление резервов изменения цен на продукцию предприятия
Выявление резервов изменения целесообразно рассмотреть основываясь на затратах и факторах влияющих на ценообразование в отрасли.
По экономическому содержанию затраты на производство группируются по следующим элементам:
· материальные затраты (за вычетом возвратных отходов);
· затраты на оплату труда;
· отчисления на социальные нужды;
· амортизация основных фондов;
· прочие затраты.[25]
Затраты на производство в рассматриваемой компании определяются спецификой бизнеса: ОАО «НК» является трейдером и не занимается непосредственно производством нефтепродуктов Соответственно затраты могут быть снижены за счет оптимизации организационной структуры и налоговой политики, что может существенно снизить эти показатели. К сожалению, ограниченные рамки курсовой работы не позволяют рассмотреть этот аспект более подробно.
Доходы ОАО «НК», движение денежных средств и прибыльность во многом зависят от превалирующих цен на сырую нефть и нефтепродукты. Исторически, колебание цен на нефтепродукты является следствием ряда факторов, которые находятся и будут находится вне контроля ОАО «НК».
Одним из факторов может быть сокращение издержек
Важным фактором снижения издержек являются слияния и поглощения компаний, реализующие "эффект концентрации" (экономики масштаба) не на техническом (применительно к рассматриваемой компании), а на управленческом (в зависимости от крупности компаний) уровне.
Слияния и поглощения компаний имеют конкретный финансовый эффект. Очевидно, что финансовые рейтинги объединенных структур при прочих равных условиях должны быть более высокими, чем у тех же структур до объединения, хотя бы в силу более широких возможностей по распределению рисков вследствие более высокой капитализации объединенной компании. Поэтому цена заимствования у объединенных структур будет меньше и, в силу этого, издержки финансирования инвестиционных проектов, связанные с той долей затрат, которая берется на рынке заемного капитала, будут также меньше, чем у мелких (не объединенных) компаний, у которых финансовые рейтинги могут оказаться более низкими, а цена заимствования - более высокой. Соответственно это окажет влияние на конечную цену продукта.
3.3. Анализ влияния государства на цены
В условиях рыночной экономики необходимость государственного регулирования цен преследует следующие цели:
· согласование интересов субъектов рыночной экономики: товаропроизводителя, покупателя и государства;
· обеспечение экономической безопасности страны;
· защита отечественного товаропроизводителя;
· защита наименее обеспеченных слоев населения от необоснованного роста цен на товары первой необходимости;
· создание условий для нормальной конкуренции;
· государственное влияние на деятельность предприятий монополистов;
· ограничение инфляционного роста цен в результате возникновения товарного дефицита, резкого роста цен на факторы производства;
· поддержание ценовых пропорций. [26]
Наиболее интенсивно государственное регулирование экономики в Росси проявляется в системе налоговых платежей и обременений. В 1992 г. было положено начало формированию новой, отвечающей условиям рыночной экономики, системы налогообложения добычи минеральных ресурсов. Данная система включила в себя как налоги общего применения, так и специальные ресурсные налоги, ориентированные на изъятие ресурсной ренты: акцизы, платежи за пользование недрами (роялти), отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и экспортные пошлины на минеральное сырье.
Согласно
Закону РФ «О недрах» (ст. 46) акцизы на отдельные
виды минерального сырья, добываемого
из месторождений с относительно
лучшими горно-геологическими и
экономико-географическими
Платежи за пользование недрами (роялти) были введены в середине 1992 г. В нефтяном секторе ставка роялти варьирует от 6 до 16% в зависимости от характеристик конкретных месторождений и фиксируется в лицензии. В среднем ставка роялти в настоящее время составляет 8,2% от стоимости добытой нефти.
Ставка отчислений
на воспроизводство минерально-
Таким образом, на начало 2004 г. в России сформировалась достаточно специфическая система налогообложения нефтегазового сектора, включающая в себя следующие компоненты:[27]
- Акциз на нефть,
- Плата за пользование недрами,
- Экспортная пошлина на нефть,.
- Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при добыче нефти
- Экспортная пошлина на газ, установленная в размере 5% таможенной стоимости.
- Налог на
прибыль предприятий,
- Другие
налоги (налог на имущество
То обстоятельство, что в существующей системе налогообложения основная роль принадлежит налогам на объемы добычи и валовой доход, оказывает регрессивное воздействие. Основная часть налоговых платежей в этих условиях фактически не зависит от финансовых результатов деятельности компаний. Негативные последствия регрессивной налоговой структуры становятся особенно очевидными при падении цен на нефть. Ситуация такова, что при резком падении рентабельности производства уровень налоговых изъятий увеличился с 81 до 99% чистого дохода.
Информация о работе Анализ цен и ценовой политики предприятия